О “традиции” некоторых народов резать горло пленным.

Прежде всего, хочу сразу сказать, что данный пост не преследует никаких попыток очернить какой либо народ и не несет в себе никаких призывов, к межнациональной розни. Всё, что здесь размещено, имеет целью исключительно изучение истории.

Многие уже видели и в кино и в кадрах документальных хроник этот один из самых жутких и отвратительных (на мой взгляд) “воинских ритуалов”.

Меня всегда интересовало, что же движет этими людьми?

Почему нужно убить пленного именно таким способом?

Какой в этом смысл?

Начать нам придется из далека, причем из очень далекого далека, а именно с Ветхого завета, но иначе нельзя, для того чтобы понять где, когда и как всё началось необходимо найти первоисточник,.

Книга Ветхого Завета лежит в основе 3 основных мировых религий – Иудаизма, Христианства и Ислама, я их расставил именно так, согласуясь со временем их появления в истории человечества.

Ветхий Завет повествует нам об истории еврейского народа, который был избран Господом для великого служения, а именно – проповеди Единого Бога, а не языческого многобожия.

За это Господь посылал этому избранному народу Великих Пророков, помощь в бедах и различные испытания на его историческом пути, но главное – пророчество о рождении в этом народе Сына Божьего – Великого Мессии Спасителя всего человечества.

Ко времени, когда настало время исполниться этому пророчеству, что-то с избранным народом сделалось не так и он распял Спасителя, при этом их религиозные лидеры убедили народ в том, что это был не Мессия, а ЛжеМессия-самозванец и стали они дальше ожидать Его появления.

Ждут до сих пор.

Однако среди части избранного народа оказались те, кто не пожелал согласиться с утверждениями религиозных лидеров.

Они убежденно доказывали, что это был не ЛжеМессия, а именно Спаситель, что Великое Пророчество исполнилось.

За это они готовы были расстаться с жизнью, не смотря на даже самую страшную казнь.

Ученики Христа создали новое учение (Новый Завет), которое мы сейчас знаем как Христианство.

Спустя некоторое время возникло еще одно новое учение – Ислам, в его основе лежит всё тот же Ветхий Завет.

Но какое это всё имеет значение к названию поста? - спросите вы.

Самое прямое, - отвечу я, - ибо именно в Ветхом Завете всё и начинается.

В Христианстве:

“Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака “во всесожжение” “в земле Мория”, “на одной из гор”. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам “устроил жертвенник”, связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), “положил его на жертвенник поверх дров” и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:

Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Вместо Исаака в жертву был принесён баран.”

В Иудаизме:

Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. “Земля Мория”, упоминаемая в этой истории, отождествляется в иудаизме с горой Мория, на которой построил Храм царь Соломон. Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

В Исламе:

Ангел Джабраиль (Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (Аврааму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила (Измаила, Исаака). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (агнец). Праздник символизирует милосердие, величество Бога и то, что вера - лучшая жертва.

История жертвоприношения своего сына Ибрахимом в Коране излагается так (37, 100–106):

“Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: “О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?” Сын ответил: “О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым”. Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз]… Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему [сына] на большую жертву.”

И в Иудаизме и Христианстве не принято как-то особенно отмечать это событие, а вот в Исламской традиции наоборот, это один из главных религиозных праздников, которое называется Курбан Байрам или Праздник Жертвоприношения, где главной Жертвой Ибрахима, как следует из Корана, является не сын и не ягненок, но Вера!

Ягненок приносится в жертву с произнесением особой молитвы.

Здесь так же сделаем небольшое исследование.

В еврейской традиции есть такое понятие, как “кошерная” пища.

Означает это то, что, пища разрешена к употреблению Законом и приготовлена правоверным иудеем для правоверного иудея по особому ритуалу с чтением особых молитв.

В Исламе существует подобная же традиция, только пища, подвергнутая подобному ритуалу, носит название “халяль”.

Таким образом, можно предположить что, перерезая горло пленнику и, произнося молитву “Аллах акбар”, “воин” как бы совершает жертвоприношение Богу, соблюдая все религиозные требования и традиции.

При этом он ассоциирует пленника с жертвенным ягненком (бараном), то есть не считает его за человека, а только за животное.

Лично мне видится данный ритуал очень сомнительным с точки зрения религиозного служения Богу.

Господь завещал не приносить в жертву людей, ибо именно язычники практиковали подобные жертвоприношения.

Конечно, можно называть пленника “бараном”, можно даже об этом кричать, но это сродни тому, как есть мясо в самый строгий Пост и приговаривать – “отличный картофель, очень вкусный, слава Спасителю”.

Любому верующему человеку понятно, что это форменное лицемерие и уж никак на праведное служение, извините, не тянет.

Здесь можно было бы поставить точку, сам не люблю слишком длинных опусов, но не в этот раз, так как у нашей истории есть продолжение.

Когда читаешь много разных книг различных авторов, да еще и живших в разные эпохи об одном и том же событии, то разум начинает пропускать всякую “белебетристику” мимо глаз.

Взгляд скользит по строчкам и выискивает что-то самое главное или важное.

Вот так при прочтении мною какой-то книги об очередной Русско-турецкой войне, не помню уже какого автора, взгляд мой пробегал по строчкам типа таких…

“блеснул стройный ряд штыков…”

“залп заставил ряды турок поколебаться…”

“гренадеры с могучим Ура бросились в штыки…”

И вдруг взгляд остановился на одной фразе и отказался дальше двигаться.

Мозг самопроизвольно выхватил фразу, которую я ни до, ни после этого нигде не встречал:

“…турки не выдержали штыковой схватки и побежали, так как смерть от штыка считали позорной.”

…считали позорной…

ПОЗОРНОЙ?

…смерть от штыка считали позорной???

С чего вдруг?

Почему в народе, где существовал особый культ холодного оружия, где каждый ребенок умел с ним обращаться с “младых ногтей”, а каждый мужчина не выходил из дома без сабли, ятагана, кинжала и пр. пр. пр. и вдруг “…смерть от штыка считали позорной”?

Как это ни странно, но ответ нашелся в том же Ветхом Завете.

Для более полного понимания разделим ответ на две вводные части.

Часть первая: “Свинья – грязное животное”.

Евреи, как и мусульмане не употребляют в пищу свинину.

Этот запрет прямо указан в Ветхом Завете, где перечислены животные, которые разрешены в пищу и те, которые запрещены.

Помимо этого уже в Новом Завете есть описание того, как Христос загнал бесов в стадо свиней.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

И евреи, и мусульмане считают свиней грязным животным, к которому даже прикасаться нельзя.

Соответственное у них отношение и ко всему, что связано с этим животным.

Часть вторая: “Наука побеждать”.

Наш великий соотечественник и талантливый военачальник Александр Васильевич Суворов создал знаменитую “Науку побеждать”.

При уровне развития стрелкового вооружения того времени Суворов сделал упор на штыковую атаку.

Потомки Суворова, не сумев понять всю глубину его учения, свели всё к одной фразе, ставшей уже насмешливой – пуля дура, штык молодец.

Однако это лишь часть фразы, целиком она звучит так:

“Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.

Пуля обмишулится, а штык не обмишулится.

Пуля - дура, штык - молодец!

Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею - отскоча шаг, ударь опять!

Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.

Береги пулю в дуле! Трое наскочат - первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун

В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в мишень. На человека пуль двадцать, купи свинца из экономии, немного стоит. Мы стреляем цельно. У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии разве меньше десятого заряду…”

В те времена вся война состояла из равномерного движения подразделений линиями.

В каждой линии было 3 шеренги, таким образом достигалась кучность (плотность) стрельбы, ибо точность оружия того времени была низкая.

Суворов уделял большое внимание стрельбе, но он же предложил более эффективно использовать штык.

То есть не тратить времени на заряжание и бесцельную перестрелку, а зарядить и броситься в штыки. Пулю же в этом случае использовать только в самом крайнем случае, причем разрядить её, стреляя в упор.

Суворов создал целую систему подготовки солдат для наступательного штыкового боя.

Редкие армии мира могли выдержать русский “Удар в штыки”, турки не были исключением.

Так почему же они “…смерть от штыка считали позорной.”?

Как известно, согласно Исламу, животному положено перерезать горло. Причём нельзя сразу перерезать целиком и отделять голову. Кроме этого, по Исламу запрещено употреблять в пищу мясо животного, не зарезанного подобным образом. Абдулла сын Умара (да будет доволен им Аллах), который научился резать животное у Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), описывает, как это делать: "Горло животного перерезается до позвоночника, через трахею, пищевод и сонные артерии". Запрещено также резать животное со стороны затылка и отделять голову. В чём же мудрость этого способа?

Научно обосновать этот хадис мы попросили заведующего кафедрой физиологии животных Дагестанской сельскохозяйственной Академии, профессора Гамидова Ю.Х.

«Главнейшая задача при умерщвлении животного в пищевых целях - выкачать из организма животного как можно больше крови, так как кровь является средой, где бурно развиваются бактерии и микроорганизмы. Буквально через 10 минут в крови умершего животного бактерии, которые выделяют микробные яды, начинают бурно развиваться. Но выкачать кровь полностью невозможно. Остаётся небольшое количество, которое нейтрализуется молочной кислотой, выделяемой в организме. Если крови осталось много, то молочная кислота не справляется с микробным ядом и происходит отравление организма. А также вся кровь, остающаяся в организме животного, является непрошедшей через печень. Хорошо известно, что кровь, которая не прошла через печень, полна шлаков и микробов, так как она является своего рода канализационной системой организма.

Поэтому по-мусульмански разрез горла является самым эффективным, безопасным для человека и гуманным для животного, поскольку выпуск крови через горло быстро лишает животное сознания и, следовательно, оно не будет мучиться.

И ещё один момент: как известно, все внутренние органы, в том числе и сердце, иннервируются двумя нервами противоположного действия. "Нервус асселерантес", проходящий через заднюю часть шеи, и "Нервус вагус", проходящий через переднюю часть горла. Первый имеет ускоряющее действие, а второй - замедляющее. "Нервус вагус" проходит рядом с пищеводом и перерезается вместе с пищеводом, и действие ускоряющего нерва на сердце будет усиливаться, буквально за пять минут полностью обескровливая животное. Обе нервные системы в обычном состоянии уравновешивают друг друга и перерезка "вагуса" оставляет ускоряющий нерв без противовеса, что заставляет сердце бешено колотиться, выкачивая из организма остатки крови.

Следовательно, нетрудно догадаться, что иные методы являются не только вредными для здоровья, но и антигуманными. Возьмем, например, то, что делают с животными на мясокомбинатах, где сначала животное парализуют электротоком, и хотя после этого животному и разрезается горло, но эффект уже не тот, так как ввиду поражения нервной системы сосудов и сердца кровь будет застаиваться в лишенных иннервации сосудах, со всеми вытекающими последствиями. Исходя из этого, можно представить, что будет, если голову зарезанного животного сразу отделить.

И тут возникает риторический вопрос: откуда об этом мог знать 14 веков назад Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), у которого не было возможности проверить всё лабораторно? Конечно же, об этом ему поведал Всезнающий АЛЛАХ.

Хвала ВСЕВЫШНЕМУ, давшему нам такой безопасный путь потребления мяса животного! Амин.

Юдифь и Олоферн. Фрагмент картины Караваджо. XVI в.

В названии этого вида казни заключена его суть. Оно не приводит к отделению головы от туловища, чем отличается от обезглавливания, но действует по тому же принципу: смерть наступает в результате удушья, кровотечения и мозговой анемии, вызываемой рассечением сонных артерий и трахеи.

Перерезание горла мечом, широко практиковавшееся римлянами, часто называют «римским правосудием». Однако данный вид казни никогда не был основным и даже не фигурировал в римском уголовном кодексе. Чаще всего этот метод применялся для скорой внесудебной расправы, за одним лишь исключением: официально к нему прибегали только на аренах во время гладиаторских боев.

Смерть Ифигении. Картина Джованни-Батиста Крозато. XVIII в. Частн. кол. D.R.

Когда один из участников боя получал серьезную рану и падал на арену, он поднимал руку и показывал зрителям безымянный палец левой руки, признавая тем самым свое поражение, но призывая к милосердию. Победитель поворачивался к императору, и тот, выслушав мнение зрителей, либо миловал побежденного, либо приказывал перерезать ему горло. Опущенный вниз большой палец означал смерть. Поднятая рука означала помилование. Если выносился смертельный вердикт, император или арбитр кричал: «Jugula!» (Перережь горло!)

Побежденный ждал решения своей участи, сидя на корточках и глядя в землю. Он опускал оружие на песок и не имел права трогать его ни под каким предлогом. Предание смерти происходило по особому церемониалу, в котором участвовали победитель и побежденный, образуя своеобразный погребальный тандем. Публика замирала, победитель бросал свой щит и с мечом в руке шел к противнику. Побежденный хватал победителя за ногу, чтобы удержать равновесие, а тот клал руку на его шлем и, придерживая голову, вонзал меч в горло, чуть ниже подбородника.

Напомним, что когда бои гладиаторов только входили в моду, смертный приговор не обсуждался, а диктовался сугубо техническими соображениями. Шансы побежденного на выживание зависели исключительно от его храбрости и умения, явленного в бою.

Христианам тоже перерезали горло. Среди мучеников, казненных этим способом, назовем канонизированных церковью жительницу Сиракуз Лючию, римлянку Аньес, Викторию из Тиволи. Двум последним горло лишь «надрезали», то есть очень аккуратно вскрыли.

Массовые казни

К «мечу в горло» приговаривали и римских легионеров. При императоре Максимиане именно так казнили шестьсот человек знаменитого «фивандского легиона». В этом шеститысячном легионе состояли в основном христиане, отказавшиеся принести жертву римским богам перед решающей схваткой. Император приказал взять каждого десятого и предать смерти, что и было исполнено. Ни один легионер не оказал сопротивления.

Не могли сопротивляться и «невинные» - младенцы в возрасте до двух с половиной лет, которым перерезали горло мечами в Вифлееме и других городах по приказу иудейского царя Ирода Великого. Узнав, что среди умерщвленных детей оказался и сын Ирода - его зарезали в Сирии, - Август сказал знаменитую фразу, донесенную до нас Макробом: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

Другая знаменитая резня христиан была устроена в Лионе по приказу Септима Сурового: погибли восемнадцать тысяч человек. После падения Римской империи практику перерезания горла переняли народы, осевшие в Галлии.

Позже клинки мечей стали длиннее и тяжелее, потом - легче и тоньше, и в конце концов перерезание горла вышло из употребления. Его стали применять крайне редко, вместо меча орудуя ножом или плоским кинжалом, как, например, в Италии в 1620 году, когда католики вырезали свыше пятисот протестантов.

Перерезание горла практиковалось и первобытными народами Африки и Азии, а также индейцами Центральной Америки и Мексики во время церемоний жертвоприношения. В Европе перерезание горла само по себе никогда не было конечной целью, оно лишь утяжеляло наказание. В преамбуле эдикта Франциска I от 1525 года говорилось, что богохульнику следует перерезать горло, «вскрыть его горячим железом, вытащить и отрезать язык», а уж потом повесить. В Англии при Генрихе VIII закон гласил, что разрез следует делать высоко, чтобы палач мог через рану вытащить язык.

Умереть свободным

Римляне перерезали горло побежденным врагам, не желавшим сдаваться в плен. Осажденные Сципионом нумидийцы бросили женщин и детей в огонь, разделись донага и сдались римлянам, зная, что их ждет. Им перерезали горло. Чтобы избежать такого конца, девять сотен евреев цитадели Массада решили сами перерезать себе горло, чтобы уйти из жизни свободными, бросили жребий и выбрали того, кто должен был убить остальных.

В XX веке практику перерезания горла возродили красные кхмеры. Между 1975 и 1978 годами их палачи ножами вскрыли горло тысячам жертв. Вот одно из бесчисленных свидетельств, данное беженцем, укрывшимся во Франции: «Кхмер с мясницким ножом оттянул за волосы голову моего дяди Лома назад. Сначала сделал легкий надрез на горле, а потом ударил изо всех сил. Кровь хлынула ручьем».

Те же красные кхмеры вернули к жизни стародавний способ, состоявший в медленном распиливании горла острым пальмовым листом: так перерезали сонную артерию.

Римское правосудие. Картина Жоржа-Антуана Рошгросса. Частн. кол. D.R.

Женщина с перерезанным горлом. Гравюра с картины Гойи. Частн. кол. D.R.