Масонство - это не религия, а инициационная школа. Основным достижением масонов было стирание сословности, а взамен выдвигается братство. Символы масонов можно обнаружить гуляя по городским кладбищам. Использование в надгробиях масонских знаков говорит о сильном распространении явления в среде дворянства. Мемориальная архитектура является отражением той эпохи – детищем скульптора и заказчика.

Масонские символы на памятнике Пушкину

Памятник Пушкину сверху

Надгробие «Солнца русской поэзии» Пушкина представляет идеальный масонский памятник. Форма памятника в виде обелиска с аркой на пирамиде пьедестале, силуэт напоминает Эйфелеву башню. У масонов существует обряд Арки - суть масонской философии, который неотделим от степени Мастера. Символизирует соприкосновение с Богом, вход в вечную жизнь, силу, радугу и прекрасное. Арку украшают Маген Давиды (шести конечные звезды): большой на стеле и по десять с двух сторон, символизирующих вселенную. Число 21 мистическое для масонства. В «Пиковой даме» – тройка, семерка, туз – это как раз число 21. Присутствуют вазон, лавровые венки, погасшие факелы и прочая масонская символика. Памятник стоит на пирамиде – символе вечного мирового порядка. Надгробие увенчано простым четырехконечным крестом со «Всевидящим оком» - главный масонский знак.

Масонские знаки и символы на памятниках

Могила Пушкина
Арка — радуга
Две колонны — проход

Символический гроб
Символический гроб и скорбящие
Символический гроб и скорбящая

Череп и кости
Две колонны — врата
Готы

Пожалуй, самым известными некрополями в Петербурге являются Александро – Невская Лавра, Волковское, Литераторские мостки, Новодевичье и Смоленское кладбища, где похоронены современники Пушкина. Один из самых важных символов в масонстве – это две колонны Яхин и Боаз. Их устанавливают на входе в священные места, символизирующие врата и вход в неизведанное, таким местом на земле является кладбище. Некрополь всегда упорядочен, как шахматная доска (участки, номера могил) . Тут масонские символы органично переплетаются в некие послания будущим поколениям. Памятники в виде неотесанных камей символизируют хаос и тление. Надгробие со сломанной колонной говорит о насильственной смерти, например, надгробие Моцарта (композитор был отравлен Сальери). Символы смерти - череп и кости, скелеты, гроб и символический мертвец у масонов означают презрение к смерти, о бренности всего земного, о слабости и несовершенстве человеческой природы и дают правильное понимание жизни. Раздуваемый в «СМИ» негатив вокруг масонских символов не имеет почвы, как буквы они складываются в текст и важно какой он передает смысл. В то время посещая кладбище, современники могли прочесть знаки масонов как книгу. Но в нынешнее время эта культура умерла.

Основные символы масонов

  • Лучезарная дельта главный символ масонов – вечное наблюдение и провидение «Великого Строителя Вселенной» (Бога).
  • Книга – символ света во тьме, священные законы (Библия, Тора и т.д.).
  • Жертвенник – масонский знак жертвы во имя общества.
  • Факел – символ жертвенного света знаний и истины (атрибут Прометея).
  • Песочные часы – вечность времени и кратковременность человеческой жизни.
  • Чаша – символ пути и становления на правильную основу.
  • Арка – символ радуги и вход в вечную жизнь.
  • Лавровый венок – обозначал победителя и олицетворял победу.
  • Гроб, череп, кости – масонские символы презрения к тленной жизни и смерти.
  • Ветвь акации – бессмертие и вечная жизнь.
  • Две колонны – проход в свешенное место (врата).
  • Ступени – путь и очищение стихиями.
  • Шахматный пол – порядок и равновесие, добро и зло, горя и радости и т. д.
  • Солнце – свет, мужество и правосудие.
  • Луна – тьма, женственность и страстность.
  • Звезда – «Дух», ум и жизненная сила.
  • Циркуль и наугольник - символы неба и земли (взаимодействие божественного и земного).
  • Отвес – истина.
  • Лопаточка (мастерок) – знак масонов, статус мастера.
  • Уровень – равенство людей перед Богом и законом.
  • Молот – сила над грубой материей (масонского ордена).
  • Кафинский узел – переплетение интересов, единение и братство масонов.
  • Дикий камень – грубая неотёсанная материя и хаос.
  • Кубический камень – обработанная материя (масонами) и нравственность.
  • Круглая шляпа – символ вольности духа.
  • Меч – неумолимый закон и кара.
  • Жемчужины и раковина – масонские знаки саморазвития (перл).
  • Химеры – символы несбыточных мечтаний.
  • Корона – мудрость и высшее просветление.
  • Череп – сосуд души человека.
  • Золотой ключ – познание всех тайн бытия.
  • Фонарь – свет разума.
  • Крест – символ борьбы духа с материей и страдания.

Про Москву легко можно было бы написать увлекательный роман в духе Дэна Брауна. Если внимательно разглядывать старинные здания, окажется, что очень многое в их оформлении может трактоваться как знаки тайных обществ, например масонов.

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.

Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Ул. Большая Ордынка, д. 20

Настоящих масонских церквей в отличие от Америки в России никогда не было. В то же время при строительстве православных церквей архитекторы-масоны часто оставляли послания «для своих». Скорбященская церковь была построена сразу двумя архитекторами, членами ложи, — Баженовым и Бове. Среди элементов декора, которые можно трактовать как масонские, — портик с двумя колоннами, отсылающими к колоннам Иерусалимского храма — Якину и Боазу. Кроме этого, в храме очень необычный иконостас — всего один ряд икон, над которым нависает балдахин, обозначающий у масонов место для кресла президента ложи.

Институт Склифосовского

Большая Сухаревская пл., д. 3

«Странноприимный дом» графа Шереметева был возведен по проекту Джакомо Кваренги и открыт в 1810 году. Он был построен не только как благотворительное учреждение, но и как памятник умершей жене графа — бывшей крепостной Прасковье Жемчуговой. На фронтоне здания один из важнейших масонских символов — лучезарная дельта, треугольник, внутри которого помещен знак всевидящего ока. Глаз символизирует постоянное внимание Творца; лучи, исходящие от дельты, — знак вечного сияния мудрости.

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21

Последнее здание, возведенное Баженовым, имеет необычную планировку, напоминающую рог изобилия, важный масонский символ. В этом месте проходили собрания и совершались обряды ложи. Дом также известен тем, что в нем другой масон — издатель Новиков обустроил публичную читальню, открытую для всех людей независимо от происхождения. Сейчас здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Архангельский пер., д. 15-а.

Возведенная в XVII веке церковь была перестроена масоном Гавриилом Измайловым в 1773 году и использовалась для собраний находившейся неподалеку масонской Педагогической семинарии. Однако в 1852 году по приказу митрополита Филарета многочисленные символы ложи на церкви были сбиты. На память остались фигуры, держащие пустые свитки, над южным входом — видимо, с них стерли неугодные надписи вместо того, чтобы уничтожать целиком.

Некрополь Донского монастыря

Донская пл., д. 1

В отличие от жилых районов Москвы распространение масонской символики на кладбище, естественно, никто не контролировал. Пока город менялся и перестраивался, старое Донское кладбище сохранило свой старинный облик, неотъемлемой частью которого являются масонские могилы. Членов ложи можно узнать благодаря надгробиям в виде обрубленного дерева или изображениям лучезарной дельты на могилах.

Все понемногу и по чуть-чуть знают о тайной масонской всемирной организации. Истоки масонства можно найти еще в XVI веке. Символы масонства обозначают инструменты каменщика. Члены общества так и называют себя "вольными каменщиками". В масонские ложи входили многие известные люди. Интересно проследить, где же в Москве оставлены тайные знаки на фасадах или в интерьере домов. Знаки масонов:. циркуль, молоток, топорик, линейка, отвес, пяти- и шестиконечная звезды, треугольник со всевидящим оком

На барельефе дома №11 в Гагаринском переулке отчетливо можно разглядеть ряд символов, присущих тайной ложе - стандартный для масонской символики – угольник, топорик и лопатка.

Треугольник с всевидящим глазом Ящера в Георгиевском зале Кремля

Музей Пушкина((ул. Пречистенка, 12/2). Хорошо можно разглядеть три окружности, как сбоку на здании, так и над центральным входом. В центре находится изображение Диониса. Это - символ триединства, также принятый в ложе масонов.

Донской монастырь (Шаболовка). На кладбище при монастыре можно найти знаменитые надгробия масонов конца 18-19 . Памятник обычно изображает дерево с обрубленными ветками или пень. Может быть и стилизованный крест, напоминающий такое дерево.

Усадьба Царицыно. Архитектор Баженов, состоявший в масонской ложе, оставил на своем творении множество загадочных знаков, которые можно отнести к обозначению владений одного из вольных каменщиков)) В Европе была всего одна масонская ложа, принимавшая и дам в свои члены. Символом этой ложи был лежащий мопс. Дизайн Виноградных ворот в поместье Царицыно раньше мог похвастаться керамическими фигурами этих прелестных животных, но их, к сожалению, уже нет. Но, вот, виньетку, изображающую циркуль с виноградной лозой, еще можно увидеть. В Царицыно вообще масса таких находок.

Это фрагмент памятника погибшим в 1-ю Мировую на территории старого братского кладбища на Соколе.

Неожиданно: очень четкий масонский символ на институте Склифоссовского

Церковь «Всех скорбящих радость» (Большая Ордынка,д. 20). В наличии и шестиугольные звезды, и ангелы с" нетакими" лицами, колонны Иерусалима при входе и даже балдахин, символизирующий ложу Великого Мастера, на месте иконостаса. Эта церковь - творение того же архитектора В. Баженова.

Меншикова башня на Чистых прудах. Во время ходе реставрации почти все знаки масонов были уничтожены. Только на входе сохранились две колонны Иерусалима и очень странные ангелы, держащие книгу.

Английский клуб (Тверская, 21). Сейчас здесь находится Музей Революции, но изначально это здание принадлежало некоему Хераскову – известному деятелю масонской ложи 18-го века. Здесь проводились заседания, а архитектура просто пропитана духом масонов. На фасадах можно увидеть и уже знакомые символы триединства и молчащих львов, символизирующих закрытость и тайну посвященных в членство.

Дом Юшкова (Мясницкая,д. 21), архитектором которого стал опять Баженов. Здание наполнено соответствующей символикой, сам дом напоминает формой Рог изобилия – тоже один из значимых масонских символов.

Собор Василия Блаженного. Красная площадь. Убранство храма внутри наполнено масонской символикой- шестиконечными звездами.

Московский Университет на Моховой. Можно заметить множество шестилучевых звезд на фасаде.

В заключение этой неполностью раскрытой темы: каждый москвич и даже не очень москвич может, не зная того, быть обладателем знака масонов. Поройтесь по закромам, может, и найдете, вот, это:

Обратите внимание на нижнюю часть рисунка слева. Это не что иное, как знак вольных каменщиков со всевидящим оком в расходящихся лучах. Живы курилки)))

И в конце занимательные штучки для общего развития.

Старший брат следит за нами)))

Про Москву легко можно было бы написать увлекательный роман в духе Дэна Брауна. Если внимательно разглядывать старинные здания, окажется, что очень многое в их оформлении может трактоваться как знаки тайных обществ, например масонов.

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.

Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.



Фото: Антон Белицкий/РИА Новости

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Ул. Большая Ордынка, д. 20

Настоящих масонских церквей в отличие от Америки в России никогда не было. В то же время при строительстве православных церквей архитекторы-масоны часто оставляли послания «для своих». Скорбященская церковь была построена сразу двумя архитекторами, членами ложи, — Баженовым и Бове. Среди элементов декора, которые можно трактовать как масонские, — портик с двумя колоннами, отсылающими к колоннам Иерусалимского храма — Якину и Боазу. Кроме этого, в храме очень необычный иконостас — всего один ряд икон, над которым нависает балдахин, обозначающий у масонов место для кресла президента ложи.

Институт Склифосовского

Большая Сухаревская пл., д. 3

«Странноприимный дом» графа Шереметева был возведен по проекту Джакомо Кваренги и открыт в 1810 году. Он был построен не только как благотворительное учреждение, но и как памятник умершей жене графа — бывшей крепостной Прасковье Жемчуговой. На фронтоне здания один из важнейших масонских символов — лучезарная дельта, треугольник, внутри которого помещен знак всевидящего ока. Глаз символизирует постоянное внимание Творца; лучи, исходящие от дельты, — знак вечного сияния мудрости.

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21

Последнее здание, возведенное Баженовым, имеет необычную планировку, напоминающую рог изобилия, важный масонский символ. В этом месте проходили собрания и совершались обряды ложи. Дом также известен тем, что в нем другой масон — издатель Новиков обустроил публичную читальню, открытую для всех людей независимо от происхождения. Сейчас здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Архангельский пер., д. 15-а.

Возведенная в XVII веке церковь была перестроена масоном Гавриилом Измайловым в 1773 году и использовалась для собраний находившейся неподалеку масонской Педагогической семинарии. Однако в 1852 году по приказу митрополита Филарета многочисленные символы ложи на церкви были сбиты. На память остались фигуры, держащие пустые свитки, над южным входом — видимо, с них стерли неугодные надписи вместо того, чтобы уничтожать целиком.

Некрополь Донского монастыря

Донская пл., д. 1

В отличие от жилых районов Москвы распространение масонской символики на кладбище, естественно, никто не контролировал. Пока город менялся и перестраивался, старое Донское кладбище сохранило свой старинный облик, неотъемлемой частью которого являются масонские могилы. Членов ложи можно узнать благодаря надгробиям в виде обрубленного дерева или изображениям лучезарной дельты на могилах.

Еще в конце прошлого года мы посетили экскурсию «Москва масонская», отчет о которой я все время откладывала: то нужно было собрать необходимый фотоматериал, то настроя не было соответствующего… Теперь я понимаю, что отступать мне уже просто некуда, и пока я не растеряла все свои воспоминания и информацию об этой экскурсии, попытаюсь как-то отобразить тему масонской Москвы.

Сразу оговорюсь, что располагаю более чем поверхностными знаниями о масонстве вообще, и здесь оно меня интересует не с точки зрения изучения тайного общества, препарирования его основных принципов, а лишь с позиции того, какой след масонство оставило в архитектуре Москвы. И можно ли проследить по ряду признаков принадлежность некоторых зданий в Москве к теме масонства.

Но сначала я все же попытаюсь выяснить, что же такое масонство? Впервые я столкнулась с этим понятием на страницах романа Л. Толстого «Война и мир». Если вы помните, там подробно описан ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Тогда меня заинтересовали только опыты с нумерологией, которые проводил Пьер; помню, я сама высчитывала и свое имя, и имена некоторых людей, их принадлежность, так сказать, к нечистым силам. Все мои профанские эзотерические практики остались в далеком прошлом, и масонство как таковое меня всегда мало интересовало: все что я знала о нем тогда, это то, что есть некое тайное общество или ложи, куда входят, как правило, "сильные мира всего", есть ритуалы посвящения, градусы, символы. Вот собственно и все. И уж точно никакой конспиралогической теории, вселенского заговора в этом тайном обществе я никогда не усматривала.

Потом я прочитала книгу Дэна Брауна «Утраченный символ», где очень много сказано о масонах, ритуалах посвящения, людях, которые были и считаются членами данного общества. И, признаться, меня это захватило и даже поразило.
Не знаю, можно ли полностью доверять писателю в его исследованиях и открытиях, но многие вещи выглядят очень правдоподобно. Тогда я стала размышлять, неужели действительно миром правят масоны? Что же это за люди и тайные общества на самом деле?

Википедия дает следующее объяснение этому термину: «Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Масонство берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века, предположительно — оперативных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик».

По словам нашего гида сначала это были действительно вольные каменщики, которые перебирались с места на месте в поисках работы. Период упоминания информации о первых масонских ложах у многих историков разнится, условно можно назвать это Средневековьем. Масонство представлено своим административным делением: великими ложами, которые в свою очередь делятся на местные ложи. Как правило, в стране можнт быть представлена только одна Великая ложа.

Сейчас франкмасонство распространено по всему миру, своя Великая ложа есть и в России.

Масонство называют тайным обществом, но участники ведут, так скажем, двойной образ жизни: в обычной или «профанской » (лат. - непосвященный, скверный, лишенный святости, букв. «снаружи храма») жизни они исполняют все те же обязанности, присущие обычному человеку, т.е. занимаются каким-то профессиональным трудом, имеют семью, встречаются с друзьями, читают книги и т.д. В другой своей стороне жизни, будучи масонами, они обязаны посещать еженедельные собрания ложи, принимать самое активное участие и помощь участникам (братьям) ложи, уплачивать довольно приличные членские взносы, читать специальную литературу, заниматься собственным развитием, осуществлять благотворительную деятельность. Темы политики и религии между членами сообщества запрещены, все равным перед Богом или Архитектором Вселенной. Собрания масонов проходят в ритуальной форме, как и само посвящение. Стать масоном может только мужчина, достигший 21 лет, за которого поручится или кандидатуру которого предложит один из членов общества.

«Два основных символических инструмента всегда находятся в ложе: это циркуль и наугольник. Некоторые ложи и ритуалы объясняют эти инструменты как урок поведения: например, масоны должны «выверить свои действия наугольником добродетели» и учиться «ограничивать свои желания и сдерживать свои страсти внутри должных границ по отношению ко всему человечеству». Однако, так как масонство не является догматическим, не существует единой общей интерпретации этих инструментов (или какого-либо масонского символа)».

К слову, если говорить о некоторых символах масонства (а их немалое число), то наиболее характерными из них являются следующие:

- Лучезарная дельта - один из самых древних символов, в христианстве знак «всевидящее око». Этот символ появляется на изображениях еще со времен Древнего Египта. У масонов знак напоминает о всепроникающем божественном взгляде, о присутствии Великого архитектора вселенной (Бога) во всех деяниях масонов. Не стоит причислять всевидящее око на многих православных храмах непременно к масонству. Это общее заблуждение;
- Две колонны (Яхин и Боаз) - «утвержденный силой» и «утвержденный богом». Два медных или латунных столба, которые стояли в храме Соломона в Иерусалиме;
- Три кольца - триединство религий (иудаизм, христианство, античность);
- Круг - символ вечности;
- Раковина и жемчужины - символы саморазвития, каждый человек как песчинка должен вырастить из себя жемчужину;
- Фартук вольного каменщика - атрибут принадлежности к масонству;
- Отвес — символ стремления к совершенству;
- Уровень — символ равенства;
- Наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного;
- Циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному;
- Мастерок — символ укрепления братских связей. В масонстве широко используется библейская легенда о строительстве Храм Царя Соломона;
- Дикий камень - грубая нравственность, хаос;
- Ветвь акации - бессмертие;
- Гроб, череп, кости - презрение к смерти, печаль об исчезновении истины;
- Меч - карающий закон;
- Саламандра - древний алхимический символ. Средневековая иконография использует образ саламандры в качестве символа праведника — хранителя веры среди превратностей бренного мира. Помещая саламандру на свой герб, его владелец, по сути, заявлял, что ему присуща стойкость, и он совершенно не боится опасности;
- Химеры - несбыточная мечта, к которой нужно стремиться.

Также гид говорила, что существуют специальные знаки , особые рукопожатия, особое выражение лица с помощью которых масоны могут идентифицировать друг друга. Это может быть маленькая веточка акации на пиджаке, белые перчатки, или фразы!

«Приходите, поговорить надо». (Забавно, но такая фраза фигурирует в знаменитом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», и хоть его также причисляют к масонам, он от этого упрямо открещивается).

Предупреждения , когда среди братьев могут находиться не-масоны, и надо выявить «профана»: «Снег идет» или «Дождь идет» (при этом никаких осадков может и не наблюдаться). Как отметила гид, встречаются масоны с кандидатами в их тайное сообщество почему-то чаще всего в кафе быстрого питания, таких как Макдональдс, Шоколадница, Кофе хауз. Теперь я повнимательнее смотрю на свое окружение, если вдруг попадаю туда. :)

Впрочем, я отступила от темы. Ведь главной целью моего поста и собственно экскурсии были несколько зданий в Москве, которые причисляются по тем или иным признакам к теме масонства.

Начнем с того, что масонство в России появилось в 18 веке и его основателем считают реформатора нашего Петра I. Так это или нет, судить не буду. Опустим историю распространения масонства в России и членов этого общества (а среди них немало знаменитых фамилий).

Великая ложа России была создана в 1995 году. Это Она стала первой национальной великой ложей после 173-летнего отсутствия великих лож в России. Великая ложа России является неотъемлемой частью наиболее представленного масонского направления в мире — регулярного масонства (т.е. традиционного), и имеет взаимное признание с Объединенной великой ложей Англии (с 1996 года), и с более чем ста великими ложами в мире.

Сейчас великим мастером Великой ложи (а это самая высокая ступень или градус в иерархии масонского общества) является Андрей Богданов.

Точного адреса в Москве (помимо других городов России), где проходят встречи масонов, разумеется, неизвестно. Общество все же тайное. Экскурсовод, правда, уточнила, что вступить в Общество можно также отправив заявку через официальный сайт Великой ложи в России. Если Ваша заявка будет одобрена, Вас скорее всего пригласят на первую встречу в одном из вышеперечисленных заведений быстрого питания. А дальше… Дальше знают только посвященные.

В рамках той экскурсии мы посещали несколько мест, имеющих отношение к масонству.

Первым таким адресом стал:

Английский клуб (ул. Тверская, 21) . Сейчас здесь располагается Музей Революции и мало кто знает, что изначально это здание изначально принадлежало Михаилу Матвеевичу Хераскову - русскому поэтому эпохи Просвещения, а по совместителю одному из самых известных и деятельных масонов XVIII века. Поэтому естественно, что здесь проходили заседания масонской ложи, а сама архитектура здания до сих пор сохранила ряд масонской символики.

На что обратить внимание на фасаде: с левой стороны от центральной колоннады можно увидеть окно в обрамлении двух колонн (Яхин и Боаз), Химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»).


Здание относится к тем немногим, которые сохранились после большого пожара в 1812 году. В 1826 году было перестроено. В здании находился Английский клуб, где собирались только мужчины. Женщинам вход был заказан, разве что несколько раз в год на больших балах. Очень сложно провести грань между тем, кто все-таки собирался в английском клубе.

В этом доме сохранилось очень много интересных деталей: есть несколько картин, на которых изображены масоны, по стенам можно заметить фрагменты масонского фартука. Есть в доме и небольшая комната прямоугольной формы, без окон (может быть, она использовались для масонских инициаций?). В деталях интерьеров можно увидеть канат, который опоясывает собой одну из комнат. Такая символика у масонов означала, что все масоны связаны между собой единой нитью. Второе значение - если ты один раз попал в этот круг, то выйти из него будет затруднительно.

Второе место, которое мы посетили, было:

Посольство республики Абхазия (Гагаринский переулок, 11) . Название не имеет ничего общего с первым космонавтом - переулок этот назван в честь князя Гагарина - известного масона, основателя ложи «Орла».

На первый взгляд, здание как здание, но если присмотреться то над 1, 3, 5 окнами можно увидеть весьма необычные раковины с жемчугом (у масонов это символы саморазвития), а под крышей обнаруживаем уж и вовсе стандартный для масонской символики барельеф - наугольник, топорик и мастерок.


На фасаде также представлена ветвь акации, химеры, специфичный орнамент. Гид сказала, что когда-то давно ей удалось попасть внутрь этого особняка, и там есть комната без окон с шахматным мозаичным полом, лестницей, ведущей куда-то вниз. По ее мнению, в этой комнате совершались масонские ритуалы.



Кстати, Википедия говорит об этом доме ровно следующее: «Собственный особняк архитектора Н. Г. Фалеева (1810-е; 1817—1845; 1895—1896, арх. Н. Г. Фалеев), объект культурного наследия регионального значения. В 1920-х и 30-х годах дом предоставлялся иностранным дипломатам и назывался 10-м домом Наркоминдела. В этом доме жил знаменитый американский журналист Джон Рид, автор «10 дней, которые потрясли мир». В интерьерах сохранилась голландская печь в стиле рококо, паркет 19 в., в тамбуре при входе на полу мозаикой выложена дата последней перестройки дома «1896». Дом в собственности МИДа, отреставрирован в 2012 г.»

Еще одно место, заслуживающее пристального внимания, это:

Дом страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, дом 6/1).


Начнем с того, что дом сам по себе весьма интересен, как с архитектурной, так и с исторической точки зрения.

Дом страхового общества России (на самом деле это комплекс из двух доходных домов) на Сретенском бульваре является одним из красивейших памятников архитектуры. Знаменитый архитектор Ле Корбюзье говорил, что можно снести весь исторический центр Москвы, но обязательно оставить именно этот дом. Дом являлся уникальным для своего времени: в нем находилось всего 146 квартир, площадью об 400 до 600 метров; собственная система водоснабжения, отопления. Первыми жильцами дома были деятели советской интеллигенции, затем военные.

Квартиры в доме были очень дорогими, и снимать их могли только обеспеченные люди. В советское время здесь был многочисленные коммуналки.
Здания были построены в 1899—1902 годах для страхового общества «Россия» по проекту архитектора Н. М. Проскурнина, и их архитектурный облик до сих пор вызывает не мало толков и споров. Советую взять специальную экскурсию по этому дому, он того стоит.


Снаружи дом украшен многочисленными изображениями чудных животных (химеры, гаргульи, есть на фасаде и пеликан, а под одним из балконов
спряталась огромная саламандра).
Хочется отметить, что раньше дом был красного цвета. Колонны, которые обрамляют окна, были выкрашены в белый и черный цвета («Яхин и Боаз»). Под самой крышей здания можно увидеть фигурку слона - символа победы Христа над смертью.


Саламандра с красными глазами


Обратите внимание, что в доме нет квартиры под номером 13


Внутренний двор довольно прост, имеет налет готического стиля

Сводчатая арка. Таких в Москве осталось немного

На одном из фасадов внимание привлекает фигура вольного каменщика в фартуке. Он как бы невзначай обнажил правую ногу и левое плечо:

Такая фигура встречается сразу на двух фасадах.

Ритуал принятия в масоны по версии Википедии: "Кандидата в масоны в начале обряда заводят в комнату размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия, создающие обстановку, побуждающую кандидата к философским размышлениям. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят ещё раз подтвердить свою веру в Бога.

Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца) , у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (обычно это Библия, на неё также кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошёл испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии (досточтимый мастер) объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что ещё более усиливает впечатления кандидата."

Помимо всего прочего фасад содержит множество древнегреческих символов, как например, здесь представлена богиня Фортуна с колесом.


Дом-загадка и необычной красоты, соединивший в себе сразу несколько стилей.

Ресторан ЦДЛ «Центральный дом литераторов» (ул. Поварская, д.50).

Сам фасад с точки зрения масонских символов абсолютно девственен.

Интерес представляет его интерьер. Кстати, попасть туда и поснимать мне удалось лишь с предварительного разрешения директора ресторана, но оно того стоило!

Сам дом представляет настоящий замок в стиле модерн романтического направления. Он был построен архитектором Петром Бойцовым для князя В.В. Святополк-Четвертинского. Далее особняк приобретает графиня Александра Андреевна Олсуфьева (гофмейстерин великой княгини Елизаветы Федоровны), чей муж являлся известным масоном, которая прожила здесь вплоть до 1917 года. До революции здесь часто проводились собрания масонов. В гостях графини бывал сам император Александр III. Кстати, поднимаясь по масонской лестнице, он подвернул ногу.

В холле сразу сразу обращаешь внимание на старинные деревянные окна.

Справа и слева гостевые залы.

В центральном зале я сразу обратила внимание на красивейшую люстру, чудный деревянный потолок и гобелен.

Великолепные витражные окна.

В центральном зале мы также видим старинную деревянную лестницу.
Считалось, что если кто-то пройдет по ней и лестница под ним не заскрипит, это и есть настоящий масон.

Две колоны с изображением графа и графини Олсуфьевых, выполнены из сандалового дерева.

Венчает всю эту весь этот великолепнейший декор в стиле средневековых замков не менее прекрасная люстра.

После революции (1928 году) в этот особняк-замок был передан Союзу писателей. Именно этот дом был прообразом массолита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1995 году в этом здании была зарегистрирована Великая ложа России .

До 2000 года в дом попасть со стороны было практически невозможно, вход был только по книжечкам писателя. Сегодня попасть внутрь может практический каждый, заранее забронировав столик в ресторане ЦДЛ (Центральный дом литераторов). Снять интерьер можно, как я уже писала, с разрешения руководства ресторана.

В соседнем зале сохранился потрясающий старинный камин.

Обожаю такие панорамные окна.

Масонская лестница. Наверняка в таком замке есть свои секреты и потайные комнаты.

Еще один камин.

Не так давно ресторан после ремонта и обновления декора открылся вновь. По-моему, дизайнерам удалось сохранить прежний, местами таинственный и загадочный облик дома и придать ему современный вид.

Праздничное украшение здесь также выглядит уместным и не выбивается из общего фона и атмосферы замка.

И последним (но не последним вообще!) пунктом нашего осмотра стал загадочный дом на Садовом кольце.

Дом на Красных Воротах (ул. Садовая-Черногрязская, 6).

Фото взято с сайта oldmos.ru

Усадьба фон Дервиза . Особняк был построен по приказу Сергея Павловича фон Дервиза, старшего сына одного из первых миллионеров России Павла Григорьевича фон Дервиза, сделавшего себе состояние на строительстве железных дорог.

Усадьба Дервиза была построена в 1886 году по проекту Н.М. Вишневецкого. Интерьеры главного дома в 1888 - 1890 гг. разрабатывал Ф.О. Шехтель. По его же проектам возводились и дворовые строения.

Ограда по линии улицы появилась только в 1911-1912 гг. Проектировал ее Н.Н. Чернецов по желанию последнего владельца усадьбы потомственного дворянина Л.К. Зубалова. События 1905 года произвели на него тягостное впечатление, он уехал из Москвы и вернулся только в 1909 году. Тогда же он и решил поставить каменную ограду. В 1914 году Л.К. Зубалов жил здесь со своей женой Ольгой и сыном Львом.


Льву Константиновичу повезло - до 1917 года он не дожил. В 1918 году Ольга Зубалова передала особняк Румянцевскому музею. Но уже в 1920 году бывший особняк Зубалова заняло особое техническое бюро Высшего совета народного хозяйства. С 1941 года хозяином особняка стал ВНИИЭМ.

Усадьба фон Дервиза на Садовой - памятник готики невероятной красоты. Здесь сохранились гобелены, витражи, резьба по дереву, росписи потолков, золоченая лепнина, скульптуры. Чего только стоит одна парадная лестница из белого мрамора.

К сожалению, все это недоступно. Мы можем видеть лишь высокий забор. Ныне глухой. Первоначально в нем были высокие арочные окна с решетками, потом решетки заварили железными листами.

Пожалуй, это, наверное, самый загадочный дом Садового кольца. Имеет ли он какое-то отношение к масонам, точно неизвестно. Гид лишь обратила наше внимание, на некоторые символы, которые могут иметь какую-то связь с масонством.

В этом углублении видна, к примеру, раковина.

А здесь мы видим льва. Быть может, это имеет объяснение очень простое: в честь Льва Зубалова.

Забавен еще один момент. Обратите внимание на родовой герб фон Дервиза:

Помимо сердца мы видим здесь звезду или пентаграмму. А пентаграмма - это знак, который также входит в перечень масонской символики. "Пентаграмма - пятиконечная звезда, Звезда Соломона (Магеншалом), древнейший символ, использовавшийся ещё пифагорейцами, эмблема степени подмастерья. Свое название пентальфа получила, поскольку образована пятью взаимно перекрещивающимися литерами альфа — А. Символизирует единство пяти континентов, единство четырёх сторон света в стремлении к Единому, человека и его духовной сущности, несовершенного человека, обуреваемого страстями, Адама Кадмона, Вифлеемскую Звезду и пр."

Быть может, опять очередное совпадение...

Конечно, это далеко не все «масонские» здания в Москве. Есть еще ряд мест, которые те или иные гиды причисляют к масонским. Так это или иначе, доподлинно это известно лишь посвященным, а не нам, профанам;).

Надеюсь, вам было интересно! ;)