Всегда связывается с мужчинами. Однако в истории были женщины-ученые с мировым именем, внесшие неоценимый вклад в развитие человечества.

Женщины-ученые в Древнем мире

Русские женщины-ученые с мировым именем

К большому сожалению не все великие женщины-ученые получили признание, но, тем не менее, их труд заслуживает большого уважения.

Великие женщины-ученые других стран

Считается, что открытия, сделанные женщинами, не оказали влияния на развитие человечества. Но практически каждая страна может назвать имена представительниц прекрасной половины, которые достигли блестящих результатов в развитии мировой науки.

1.Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934) – польская эмигрантка вместе с мужем занималась разработками радиоактивных металлов. Ей принадлежит получение радия и полония. Мария дважды становилась лауреаткой Нобелевской премии: в 1903 году по физике, в 1911 году по химии. Но пренебрежение средствами защиты при получении радия привело к развитию лейкоза. После смерти работу Марии Кюри продолжила ее дочь, которая также получила Нобелевскую премию за вклад в развитие физики.

(1920 – 1958) – английский биофизик, открывшая ДНК. Ее лабораторные опыты помогли получить рентгеновское изображение клетки в виде двойной спирали. В 1962 году ее коллеги получили Нобелевскую премию. Сама Розалинд до триумфального события не дожила всего 4 года.

(1815 – 1851) – дочь знаменитого поэта Байрона унаследовала от матери талант к вычислительным наукам. Это первая женщина, занимавшаяся программированием. Изучив машину Беббиджа (ее мужа) девушка составила собственные алгоритмы и создала первую программу для работы огромного калькулятора. До конца машина собрана не была, но Ада вошла в историю как первый программист-женщина.

(1878 – 1968) – немецкий физик, первая женщина-профессор в Германии, выявила способ расщепления ядра с выделением большого количества энергии. Слабая экономика страны в то время не позволила закончить разработки, и про Лизу забыли, хотя ее коллега в 1944 году все же получил Нобелевскую премию. В ее честь был назван один их элементов таблицы Менделеева.

(1902 – 1992) – американский биолог. Всю жизнь занималась исследованиями генетики растений. Долгое время ее открытия не внушали доверия. Нобелевскую премию в 1983 году Барбара получила за описанные методов изменения и перемещения генов. Также она смогла объяснить устойчивость бактерий к антибиотикам и доказала, что эволюция развивается не медленным темпом, а скачками.

(1906 – 1992) – американский математик, доцент. Занималась программированием во время службы на флоте, переводила баллистические таблицы и коды для первого компилятора (компьютера) MARK-I. Благодаря Грейс появился первый язык программирования COBOL.

(1914 – 2000) – американская актриса, изобретатель. За свою кинокарьеру Хеди снялась более чем в 50 фильмах, но мало кто знает, что женщина параллельно занималась наукой. Благодаря ей мир узнал о сотовой связи, навигаторе, wi-fi. В 1942 году Хеди запатентовала программу управления торпедами, которая была оценена спустя годы. В день ее рождения теперь празднуют День изобретателей.

Список женщин, сделавших вклад в развитие человечества можно продолжать, начиная . Но устои общества и менталитет многих народов попросту не позволяли "слабому" полу заниматься наукой. Тем не менее, женщины-ученые с мировым именем смогли доказать свою значимость не только стране, в которой жили и творили, но и всему миру.

Краткая биография

Гипатия Александрийская (ок. 370-415) – женщина-философ, математик, астролог, мастер школы неоплатонизма в Александрии. По некоторым сведениям, именно она задолго до Галилея открыла тот факт, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот. Гипатия печально известна тем, что ранние христиане замучили ее, скребками срывая с нее кожу. Впрочем, не за ее философию. Она стала пешкой в руках властолюбивого александрийского архиепископа Кирилла, который использовал ее для того, чтобы воздействовать на одного из префектов Александрии – Ореста.

Что было на самом деле

Орест и Гипатия и вправду были дружны, однако вряд ли ее всерьез интересовали будь-то политические, будь-то религиозные вопросы. Она преподавала Платона и Аристотеля, составляла астрологические таблицы, делала вычисления. Наверняка, как одну из ведущих неоплатоников того времени, Гипатия придерживалась мнения о том, что наверху, во главе всего стоит некое божественное начало, а материя наиболее отдалена от этой божественной субстанции. Впрочем, никаких работ, проясняющих ее мировоззрение найдено не было.

Тем не менее, впоследствии ее образ лег в основу легенды о мученице-язычнице, а некоторые авторы, к примеру Ликонт де Лиль и вовсе видел в ней образ уходящей эллинской эпохи. Мы еще вернемся к этой теории, однако сразу нужно отбросить все романтизации де Лилля дохристианской эпохи, которая кажется многим лучше в силу ее большей удаленности. То, что далеко и давно забывается, а то, что было недавно, все еще бередит старые раны. Эпохе просвещения было свойственно идеализировать античность, тогда как время, в которое пришлось родиться Гипатии, было враждебна тем самым античным влияниям.

Символизм образа Гипатии доказывает и то, что Гипатия не была фанатичной сторонницей язычества. Никогда не притесняя другиерелигии, защищая своих учеников, какой бы веры они не придерживались, и, занимаясь науками, а не ритуалами, посвященными богам. Почему же несмотря на это она должна была понести этот «крест» смены эпох? Потому что ко времени расцвета ее карьеры настало время окончательной смены эпох.

Значение легенды о Гипатии

«Не дай нам жить в эпоху перемен», - гласит китайская пословица. Похоже, Гипатия при всей своей гениальности оказалась не в том месте и не в то время. Кем бы ни была Гипатия на самом деле, и как бы ни выглядела ее жизнь в быту, на ее примере можно наблюдать, как личности становятся архетипами. Наверняка, Гипатия не была абсолютно безгрешна и безвольна, как это нам пытаются преподнести в современном киношедевре «Агора» Алехандро Аменабара, а архиепископ Кирилл – абсолютно безнравственным дикарем, каким его пытаются преподнести сторонники язычников. И уж тем более не был Кирилл святым, как то решили в христианской церкви (в обеих из них), где он канонизирован как святой. И, тем не менее, Гипатия и Кирилл – это олицетворение двух сил – мужской и женской, которые всегда были, есть и будут в этой вселенной, и которые всегда стремятся быть уравновешенными, а если не могут этого сделать – уничтожают друг друга.
Кирилл – это воплощение обозленного Бога-отца, а Гипатия – символ женственности древней цивилизации. И ко времени триумфа Кирилла и падения Гипатии первое окончательно утвердилось над вторым.


Пример из истории

Древний Рим, из которого есть пошла христианская вера по всему остальному европейскому миру, хотя и был под властью императоров-мужчин, все же в основе своей был скорее наделен женственной энергией – недаром здесь так любили бани и оргии. Вода – это женская стихия, а оргии – это совершенно «естественное» (исходящее от матери-природы) состояние человека в определенные периоды его (и ее) гармональных циклов. Кстати, в Индии сексуальные энергии представлены в образе богинь Шакти и Кали. У римлян это была Венера, у греков – Афродита. Почти всегда сексуальность как таковую ассоциируют с женщиной (пример из современной системы – телемы – богиня Бабалон). И хотя в ту эпоху в Риме чаще славили Бахуса и Приапа (божеств с огромным фаллическим акцентом), эти божества представляются здесь не столько мужественными героями, сколько носителями семени для оплодотворения матери-земли. Согласно Харгрейву Дженнингу, фаллический культ - это часть культа плодородия, а следовательно, относится к культам Богини.

В Риме эта не слишком отягощенная глубокой философией (помимо гедонистических теорий о наслаждении) чувственность достигла своего апогея. Она настолько изобильно выливалась из энергетических каналов мира, что равновесию пришел конец. Отсюда неудачи в войнах с одной стороны (недостаточно мужской, марсианской энергии) и проблемы с потомством у императоров (нездоровый избыток женской энергии). Мужчины Рима пали к ногам богини, которая ласкала их до смерти, пока они пребывали в бреду.
Враг не ждал и вскоре новая дикарская нация заполнила улицы. Там, где раньше правили образованные женственные римляне, поклонники богини-матери (в ее самой утонченной форме – наслаждении), власть получили дикие альфа-самцы, которые думали только о ресурсах для себя и своих семей. Типичное воплощение сугубо мужской силы.

Подсознательно крайняя мужественность ограничивает влияние женственности. У них противоположные задачи. Женская энергия "хочет" размножаться без границ, занимая собой все пространство, как наше небо с его бесчисленными звездами, а мужская энергия, олицетворяемая точкой в пространстве и строго направленным вектором. Мужская сила хочет, чтобы развитие шло вертикально, а не горизонтально, а последствия приносили пользу конкретной "точке".

Победители всегда диктуют историю. Опасаясь потерять мужественность, эта новая нация сильно ограничила влияние женственности. В частности, это выразилось в смене формы одежды и способ получать наслаждение, внедрением новых ограничений в сознании и установлении границ и запретов. Из развратных, погрязших в оргиях, пьянстве и кровосмесительных связях римляне были захвачены более целеустремленными и заинтересованными в приумножении ресурсов, варварами с севера.

Приход христианства в Европу и его распространение в Риме и окрестных государствах полностью изменил как внешний вид жителей этих мест, так и их образ жизни. Христианство нашло удачную почву – среди рабов Рима, угнетаемых и морально незрелых, и они распространили его как чуму с низу вверх. На месте руин обязательно должно было быть построено нечто новое, но стараясь как можно быстрее забыть о том времени, когда они были рабами, представители новой власти стремились уничтожить все, что символизировало старое время, в частности, женственность.

Судьба человека символического

Хотя Гипатия была далеко не единственной преследуемой христианством женщиной в ее эпоху и в более поздние, она стала воплощением той вдохновляющей силы Богини, которую почти утратила Европа на долгие годы, отдав бразды правления мужским божествам, более успешным в войне, а не в любви или астрономии (изучении тела Нюит). Возможно, она не обладала при жизни всеми качествами выдающегося философа (кто знает, ведь остались лишь ее работы по астрономии и комментарии к уже существующим философским теориям), но она стала настоящим воплощением той силы, которая вела героев от Крита до позднего Рима: сияющей в лучах разума силы Богини, которая дарила наслаждение как разуму, так и телу.

Кирилл же стал для мыслящих людей воплощением той ограничивающей мужской отцовской силы, которая также проявляется когда отец наказывает дочь за поздний приход домой или слишком откровенный наряд. Или ревнивого мужа, который во что бы то ни стало хочет сохранить матку жены пустой и позволяет лишь своему семени оказываться в ее лоне (а ведь именно это первостепенная задача альфа-самцов). Все эти страхи, желания и соответствующие действия мужчин по отношению к женщинам обусловлены их инстинктивным желанием заполнить мир своим генофондом.

Конечно, Кирилл был священником и вряд ли интересовался именно оплодотворением. У него словно бы по Фрейду сексуальность была вытеснена глубоко в бессознательное, тогда как интересовала его только апологетика и догматика, на тему которых он написал множество трудов. Он стал воплощением сущности той религии, что пришла на смену естественным культам – морализирующая, ограничивающая, устанавливающая догмы и правила, уничтожающая инакомыслящих. В общем, монотеистическая (в отличие от пантеизма, когда считалось нормальным, что разные люди поклоняются разным богам). И разумеется, по закону проекции (или как сказали бы древние) из-за одержимости, он уничтожает то, что кажется ему символизирующим ту старую, прежнюю, уже исчезающую к тому времени культуру, которая напрямую угрожала его власти ограничения и пыталась жить свободно.

Урок для нас всех

Все вышеизложенное, должно намекнуть читателю на новый подход в рассмотрении исторических личностей. Всегда у нас есть искушение объявить виноватой лишь одну из сторон, которая нам менее симпатична. И в моем случае, мне было бы гораздо проще обвинить во всем Кирилла, а с ним и всех последующих альфа-самцов эпохи Осириса, и пожалеть Гипатию и иже с ней (т.е. например, ведьм, сожженных во время инквизиции или всех притесняемых жен и старых дев), но делать я этого не буду, потому что намного более резонно было бы увидеть в этих двух выдающихся исторических личностях, как Гипатия и Кирилл нечто большее, чем личность, нечто превосходящее человеческое – символизм смены эпох, где Гипатия – эпоха прошлая, а Кирилл – эпоха будущая.

В IV веке по всей Римской империи прокатилась волна свирепых погромов языческих храмов и безжалостного преследования инаковерующих ученых со стороны христианской церкви. Так, жадной до наживы толпой христианских монахов в 391 году была сожжена знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая до 7000 тысяч ценных рукописей. Библиотека помещалась в роскошном храме египетского бога Сераписа. От храма и библиотеки остался один только прах да фундамент, сложенный из очень тяжелых плит. Поводом варварского уничтожения языческих храмов были, конечно, не благочестивые стремления христиан, а их неукротимая алчность.

Главой христианских банд, уничтожавших величайшие культурные ценности народа, был не кто иной, как сам архиепископ Феофил, наживший путем грабежей языческих храмов несметные богатства и снискавший среди египтян прозвище «христианского фараона». Архиепископ Феофил тратил баснословные денежные суммы на подкуп служителей в императорском дворце и содержал там на своем жалованье массу шпионов, которые доносили ему обо всех «земных делах» царедворцев, на ход которых он оказывал большое влияние.

Со смертью Феофила продолжателем всех его «святых» дел стал его племянник Кирилл. Новый преемник приумножил славу «святой» церкви тем, что организовал в Александрии и других городах еврейские погромы и спровоцировал расправу над знаменитой Гипатией, последней видной представительницей древнегреческой философии и математики.

Гипатия, по описанию историков, была женщиной необыкновенной красоты и большого ума. Отец Гипатии - Теон Александрийский, крупный ученый-математик, написавший весьма ценные толкования к астрономическому сочинению Птолемея и на знаменитые геометрические «Начала» Евклида.

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, помимо математики, занималась также философией и астрономией. Ее сочинения до нас не дошли. Но хорошо известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского. Кроме того, ею составлен ряд работ по философии и астрономии.

Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра - прибора для определения плотности жидкости, астролябии - прибора для определения широт и долгот в астрономии - и планисферы - изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.

Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр школы. Лекции она читала при большом стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. На поклон к женщине-философу и математику со всех концов Римской империи стекались ученые, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума. Поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:

Когда ты предо мной, и слышу речь твою,

Благоговейно взор в обитель чистых звезд

Я возношу, - так все в тебе, Гипатия,

Небесно - и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки мудрый свет...

Ясно, что эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась «святому» архиепископу Кириллу, и он задумал уничтожить ее. Ему не стоило особого труда натравить на нее монахов. Скоро представился и подходящий случай. Поводом послужила насильственная смерть одного из христиан города. Убийца не был известен. Есть основание предполагать, что все это было подстроено приспешниками Кирилла. Архиепископ дал понять монахам, что убийство совершено язычниками, а вдохновителем этого убийства является Гипатия. Этого было вполне достаточно, чтобы спровоцировать фанатичную толпу на самосуд.

Разъяренная толпа с гиком негодования бросилась к дому, где жила Гипатия, но там ее не оказалось. Тогда убийцы расположились у дверей дома и стали ждать ее возвращения. Скоро к дому подкатила колесница с ничего не подозревавшей Гипатией. Толпа с ревом набросилась на нее. Сорвала ее с колесницы и поволокла в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре.

Чтобы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия умерла от рук язычников, что церковь в ее смерти совершенно не повинна. Для большей убедительности Гипатию объявили «святой» и стали называть «святой великомученицей Екатериной».

Но это еще не все. Через несколько столетий церковники «открыли» мощи святой великомученицы Екатерины и на этом успокоились. Так церковь путем грязных махинаций свалила вину с больной головы на здоровую. Но память народа долговечна и ее не обмануть.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Нередко случалось так, что именем Христа церковные люди проливали кровь, поступали жестоко и бесчеловечно.
Преступно было бы скрывать такие факты (которые, кстати, никто из церковных историков никогда их и не скрывал).
Столь же преступно было бы оправдывать зло, то есть, по сути, исходить из принципа «цель оправдывает средства».
Но важно понимать, что грех церковных людей - это не грех Церкви, а грех против Церкви.
Знать прошлое нужно затем, чтобы не воспроизводить старое зло на новый лад.

Что есть церковь?
...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф. 18, 20)
А где Господь там и Церковь.

"Не давайте святыни псам и не мечите бисера (жемчуга) вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас" (Матф., 7,6...)

“Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21)

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие..(Матф.22,23)

В 415 году нашей эры обезумевшая толпа фанатиков затащила в церковь профессора Александрийской Академии Ипатию и растерзали ее острыми устричными раковинами. Это своего рода жертвоприношение превратило жизнь Ипатии в легенду.
Бедность исторических сведений о ней предоставляла широкий простор фантазии писателей и публицистов. Не совсем вразумительный и не вполне надежный рассказ историка церкви Сократа и отрывочные, хотя и любопытные фрагменты Гезихия и Дамаския - вот и все, что известно о прекрасной дочери александрийского ученого Теона, преподававшего философию, математику и астрономию.
Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого авторитета церкви клеймо погромщика, но это было почти безнадежным делом. По странной иронии судьбы Кирилл, ревностный борец за достоинство христианской богоматери, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки, правда, «языческой».

Составленное около V века н.э., житие мифической Екатерины Александрийской почти точно повторяет житие Ипатии. Обе героини, «языческая» и христианская, занимаются философией, математикой, астрономией, блистают красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. Так жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую.



В борьбе с язычеством религиозные фанатики не щадили никого и ничего.
В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон.
Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний.
Погибли не только ценнейшие документы и книги, погиб жених Ипатии и ее единомышленники. Оставшиеся в живых покинули Александрию.
Ипатия по неведомым нам причинам осталась с чудом выжившим отцом.

Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало.
Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.
Ипатию это не коснулось, возможно, только по одной причине - епископу льстило, что александрийская философская школа считалась лучшей в мире.
Впрочем, трудно предположить, чем руководствовался тщеславный «пастырь».
Долго так продолжаться не могло.

Достойный преемник Феофила - его племянник Кирилл - еще более честолюбивый, чем дядя, не мог терпеть подобной конкуренции. Именно у Ипатии, а не у него, духовного владыки, искали истину государственные мужи и простые смертные.

В мае 415 года, в день Великого поста, разъяренная толпа забила до смерти на ступенях церкви беззащитную женщину.
С тех пор на протяжении тысячелетий математика не знала женских имен. Впрочем, если учесть, что математика в те времена не разделялась с философией, астрономией и астрологией, то подобных женщин-ученых нет и сейчас.

Христианская религия, которая уничтожила Ипатию, потом сделала ее Святой под именем Екатерины.
Именно Екатерине приписываются познания в разных областях знаний, которыми обладала Ипатия, и она считается покровительницей образования и ученых.

Но! В 1969 году святую великомученицу Екатерину чуть было не исключили из католического церковного календаря ввиду «неясности исторических обстоятельств ее жития».
Вот уж, поистине, пути Господни неисповедимы!

Сейчас трудно отделить вымысел от правды. Как бы там ни было, мы точно знаем, что Ипатия прожила короткую, но яркую и достойную памяти и почитания жизнь, ибо всегда была верна Истине и оставалась Человеком.

Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (370, Лошадь), женщина-ученый, математик, астроном, философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Образование получила под руководством отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Около 400 года была приглашена читать лекции в Александрийскую школу. Заняла одну из ведущих кафедр - кафедру философии. Гипатия преподавала математику, философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.

Принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), и христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа сторонников епископа Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. (вот и пример, что участие женщин-логиков с волевой атрибутикой в политике крайне губительно для всех и тем более для них же. Максимализм, идеализм и никакой дипломатии.)

Одну версию смерти Гипатии предлагает христианский историк Сократ Схоластик:
«В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Теона. Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она очень часто беседовала с Орестом, то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

По другой версии, в смерти Гипатии виноват Кирилл Александрийский (Отец Церкви, канонизированный святой). В вышедшем в 1970 году сборнике «Реформаторы церкви», наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, замечается: «Он, по крайней мере, морально ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Тиннефельд пишет: «можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа». Такую же версию приводят напр. энциклопедия «Религия», «Большая советская энциклопедия», Атеистический словарь и др. источники.

Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.
Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в своей высокой оценке гражданских добродетелей. Среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Научные труды

Считается, изобрела ареометр, составила карту известных в то время небесных тел.
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы.

Элберт Хаббард - Гипатия

Альфред Сайферт - Гипатия

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи "Арифметики" древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV-VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V-IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это - Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. "Таким образом, - заключают Башмакова и Славутин, - можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это - единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней".

Фрагмент картины "Афинская школа", Рафаэля Санти, где художник изобразил Гипатию

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Байам Шоу

постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре (1893 год)

Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии (1900 год)

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

Чарльз Уильям Митчелл - Гипатия

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Уильям Мортенсен - Смерть Гипатии

Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В "Житии святого Кирилла Александрийского" смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле:
"В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.
Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года.
В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято - все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого - пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская - по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья. Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического "Синтаксиса" - знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита.
Конфликт Кирилла с иудеями Ари Алленби также связывает с разногласиями по вычислению дня Пасхи. Еврейская Пасха должна выпадать на первое весеннее полнолуние; христианское пасхальное полнолуние является ее прямым аналогом. В 417 г. еврейская Пасха в Александрии выпала на 17 марта - в тот же день как и Римское пасхальное полнолуние. Это заставило Кирилла заподозрить сговор Римской церкви и иудеев Александрии, именно по этой причине иудейская община Александрии была изгнана.

В 2009 году был выпущен испанский фильм "Агора", где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс . Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм "Агора" вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора"