Справочник содержит необходимые сведения по организации и технологии проектно-изыскательских работ - по экономическим, топографо-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям и основным методам проектирования автомобильных дорог и сооружений на них. Впервые в справочник включен специальный раздел, посвященный автоматизированному проектированию автомобильных дорог на уровне отечественной системы САПР-АД. Справочник не заменяет технических условий, строительных норм и ведомственных нормативных документов. Цель его издания - помочь инженерам и техникам в разработке проектов с использованием современной технологии и методов проектирования автомобильных дорог. Справочник предназначен для инженеров и техников, занятых изысканиями и проектированием автомобильных дорог. Он может быть использован и студентами старших курсов автомобильно-дорожных институтов и факультетов.

Справочник инженера-дорожника подготовили: д-р техн. наук Г.А. Федотов - гл 1 (кроме п. 12), 7, 8, п. 9 1-9 3, гл. 10, п 16.4, 16.5, 16.7, 16.8, п 24.3, 24.4, гл 27; канд. техн. наук М.А. Григорьев - п. 1.2, гл 2, 22, 23 п 24.1, 24.2; д-р техн. наук В.И. Федоров - гл 3 и 5; инж. В.Т. Корнюхов и инж А.А. Лучшев - гл 4; инж. В.С. Смирнов - гл 6, д-р техн. наук В.Ф. Бабков - п. 9.4-9.9, гл 21; д-р техн. наук В.Д. Казарновский - гл. 11; канд. техн. наук Ю.М. Яковлев - гл 12; канд. техн. наук В.К. Апестин - гл. 13; д-р техн. наук И.А. Медников - гл. 14; проф О.В. Андреев - гл 15, и 16.1 - 16.3, 16.6, 16.9; канд. техн. наук В.А. Федотов - гл 17, 28, 29; канд. техн. наук В.П. Залуга - гл. 18; инж В.И. Хорольский - гл. 19; канд. техн. наук В.И. Пуркин - гл 20 и 30; канд. техн. наук Б.М. Наумов - гл 25, 26.

Предисловие

Раздел первый. Обоснование проектных решений

Глава 1. Классификация и нормы проектирования автомобильных дорог
1.1. Классификация автомобильных дорог
1.2. Нормы проектирования
1.3. Расчетные скорости, нагрузки и габаритные размеры подвижного состава
1.4. Мероприятия по охране окружающей среды

Глава 2. Организация проектирования автомобильных дорог
2.1. Стадии проектирования
2.2. Организация проектно-изыскательских работ
2.3. Типовые технологические схемы выполнения проектно-изыскательских работ
2.4. Согласование проектных решений
2.6. Состав проектной документации
2.6. Оформление проектной документации

Глава 3. Современная технология изыскательских работ
3.1. Особенности изысканий автомобильных дорог
3.2. Номенклатура карт
3.3. Современное изыскательское измерительное оборудование
3.4. Обоснование зоны варьирования конкурирующих вариантов трассы
3.5. Цифровое и математическое моделирование рельефа, ситуации и геологического строения местности
3.6. Методы построения цифровых моделей местности

Глава 4. Экономическое обоснование строительства автомобильных дорог
4.1. Схема развития сети автомобильных дорог
4.2. Технико-экономическое обоснование
4.3. Проект строительства

Глава 5. Топографо-геодезическое обоснование проектов
5.1. Геодезические опорные сети
5.2. Планово-высотное обоснование аэроизысканий
5.3. Съемка топографических планов и построение цифровых моделей местности, Оформление результатов изысканий
5.4. Вынос трассы автомобильных дорог в натуру

Глава 6. Инженерно-геологическое обоснование проектов
6.1. Современные технические средства, применяемые при инженерно-геологических изысканиях
6.2. Инженерно-геологические изыскания на полосе варьирования при выборе оптимального варианта трассы
6.3. Инженерно-геологические изыскания по выбранному варианту трассы
6.4. Изыскания под отдельные транспортные сооружения н на участках со сложными условиями
6.5. Поиски и разведка строительных материалов для дорожной одежды и грунтов для земляного полотна
6.6. Лабораторные испытания и полевые методы исследования физико-механических свойств грунтов и материалов
6.7. Камеральная обработка и представляемые материалы

Глава 7. Инженерно-гидрометеорологическое обоснование проектов
7.1. Состав инженерно-гидрометеорологических обоснований проектов
7.2. Состав и технология инженерно-гидрометеорологических изысканий
7.3. Морфометрические работы
7.4. Гидрометрические работы
7.5. Методика гидрологических расчетов

Раздел второй. Основные проектные работы

Глава 8. Обоснование требований к геометрическим элементам автомобильных дорог
8.1. Элементы плана автомобильных дорог
8.2. Элементы поперечных профилей
8.3. Элементы продольного профиля
8.4. Ширина проезжей части и земляного полотна
8.5. Остановочные, укрепленные полосы и бордюры
8.6. Поперечные уклоны элементов дороги
8.7. Нормы проектирования плана и продольного профиля
8.8. Переходные кривые
8.9. Виражи
8.10. Уширение проезжей части на кривых
8.11. Серпантины
8.12. Мосты и трубы
8.13. Тоннели

Глава 9. План автомобильных дорог. Принципы ландшафтного проектирования
9.1. Выбор направлении трассы
9.2. Элементы клотоидной трассы
9.3. Принципы трассировании
9.4. Цели и задачи ландшафтного проектирования
9.6. Согласование элементов трассы с ландшафтом
9.6. Особенности проложения трассы в характерных ландшафтах
9.7. Согласование земляного полотна с ландшафтом
9.8. Правила обеспечения пространственной плавности и ясности трассы
9.9. Использование перспективных изображений моделей для контроля плавности трассы

Глава 10. Проектирование продольного профиля автомобильных дорог
10.1. Принципы проектирования продольного профиля
10.2. Критерии оптимальности
10.3. Техника проектирования продольного профиля без применения ЭВМ

Глава 11. Проектирование земляного полотна
11.1. Элементы земляного полотна и общие требования к земляному полотну
11.2. Грунты для сооружения земляного полотна
11.3. Природные условия, учитываемые при проектировании земляного полотна
11.4. Учет водно-теплового режима при проектировании верхней части земляного полотна
11.5. Поперечные профили земляного полотна в обычных условиях
11.6. Проектирование насыпей на слабых основаниях
11.7. Проверка устойчивости откосов при проектировании высоких насыпей и глубоких выемок
11.8. Земляное полотно на склонах

Глава 12. Проектирование нежестких дорожных одежд
12.1. Общие сведения о дорожных одеждах
12.2. Принципы проектирования нежестких дорожных одежд
12.3. Расчет нежестких дорожных одежд по допускаемому упругому прогибу
12.4. Расчет дорожных одежд по сдвигу в подстилающем грунте и малосвязных материалах конструктивных слоев. Расчет асфальтобетонных слоев по сдвигу
12.5. Расчет конструктивных слоев из монолитных материалов на растягивающие напряжения при изгибе
12.6. Расчет морозоустойчивости и осушения верха земляного полотна и дорожной одежды
12.7. Расчетные характеристики грунтов и материалов слоев дорожных одежд нежесткого типа
12.8. Проектирование усиления дорожных одежд нежесткого типа на существующих дорогах

Глава 13. Конструкции и основные положения расчета жестких дорожных одежд
13.1. Область применения. Основные виды покрытий
13.2. Общие требования к жестким дорожным одеждам, Основные принципы конструирования
13.3. Конструирование бетонных покрытий
13.4. Основные положения расчета цементобетонных покрытий по условию трещиностойкости

Глава 14. Особенности расчета жестких дорожных одежд
14.1. Напряжения в цементобетонном покрытии от внешней нагрузки
14.2. Определение разрушающей нагрузки для плит цементобетонного покрытия
14.3. Определение напряжений в цементобетонном покрытии по прогибам, измеренным в натуре
14.4. Определение эквивалентного модуля упругости и коэффициента поперечной деформации многослойного основания под жестким дорожным покрытием
14.5. Температурные напряжения
14.6. Устойчивость плит бетонных дорожных покрытий при повышении температуры
14.7. Прочность при усилении жестких покрытий
14.8. Устойчивость против выпирания асфальтобетонного слоя на цементобетонном основании
14.9. Устойчивость положения плиты со свободными краями при нагрузке от транспортных средств

Глава 15. Проектирование поверхностного и подземного дорожного водоотвода
15.1. Система поверхностного и подземного дорожного водоотвода
15.2. Нормы допускаемых скоростей течения воды
15.3. Определение объемов и расходов ливневых и талых вод с малых водосборов
15.4. Гидравлический расчет дорожных канав
15.5. Гидравлический расчет отверстий малых мостов и труб
15.6. Косогорные сооружения поверхностного водоотвода
15.7. Укрепление русел за сооружениями
15.8. Расчет дренажа

Глава 16. Проектирование мостовых переходов
16.1. Основные сведения о проектировании переходов через большие водотоки
16.2. Морфометрические расчеты
16.3. Прогноз природных деформаций русел
16.4. Расчет срезок пойменных берегов подмостовых русел и отверстий мостов
16.5. Расчет общего размыва
16.6. Расчет местного размыва у опор мостов
16.7. Расчет подпора на мостовых переходах
16.8. Расчет размывов коммуникаций у мостовых переходов
16.9. Проектирование подходов, регуляционных и укрепительных сооружений

Глава 17. Пересечения и примыкания автомобильных дорог
17.1. Общие положения и требования по проектированию пересечений и примыканий дорог в одном уровне
17.2. Пересечения и примыкания дорог в разных уровнях
17.3. Схемы транспортных развязок как комбинации соединительных рамп между пересекающимися дорогами
17.4. Учет факторов, влияющих на безопасность движения
17.5. Технико-экономическая оценка проектных решений транспортных развязок
17.6. Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами

Глава 18. Инженерное обустройство автомобильных дорог
18.1. Обслуживание дорожного движения
18.2. Дорожные знаки
18.3. Дорожная разметка
18.4. Направляющие устройства
18.5. Дорожные ограждения
18.6. Освещение автомобильных дорог
18.7. Составление схемы обстановки дороги

Глава 19. Проектирование Организации строительства
19.1. Цели и задачи проекта организации строительства
19.2. Строительный генеральный план
19.3. Календарный план строительства
19.4. Механизация дорожного строительства
19.5. Машины для земляных работ
19.6. Машины для уплотнения грунтов и материалов дорожных одежд
19.7. Определение потребности в основных строительных машинах, транспортных средствах и трудовых ресурсах

Глава 20. Оценка проектных решений при проектировании автомобильных дорог
20.1. Система показателей для оценки проектных решений
20.2. Определение пропускной способности дороги и коэффициента загрузки движением
20.3. Расчет средней скорости движения транспортного потока
20.4. Расчет максимальной скорости движения одиночного автомобиля
20.5. Определение степени загрязнения придорожной полосы соединениями свинца

Глава 21. Оценка безопасности движения при проектировании дорог и их реконструкции
21.1. Влияние дорожных условий на безопасность движения
21.2. Оценки относительной опасности участков дороги и выявление опасных мест методом коэффициентов аварийности
21.3. Выявление опасных мест методом коэффициентов безопасности
21.4. Оценка обеспеченности безопасности движения на пересечениях в одном уровне
21.5. Оценка безопасности движения на пересечениях в разных уровнях

Раздел третий. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог

Глава 22. Структура и функционирование САПР-АД
22.1. Принципы создания и функционирования САПР-АД
22.2. Структура САПР-АД
22.3. Характеристика обеспечения подсистем

Глава 23. Автоматизированное проектирование плана автомобильных дорог
23.1. Метод «опорных элементов»
23.2. Метод «аппроксимации последовательности точек»

Глава 24. Автоматизированное проектирование продольного профиля автомобильных дорог
24.1. Метод «опорных точек»
24.2. Метод «проекции градиента»
24.3. Метод «граничных итераций»
24.4. Исходная информация и результаты расчета по программе «Пола-2»

Глава 25. Автоматизированное проектирование оптимальных дорожных одежд нежесткого типа
25.1. Оптимизационный метод проектирования дорожных одежд нежесткого типа
25.2. Технология автоматизированного проектирования дорожных одежд

Глава 26. Автоматизированное проектирование малых водопропускных сооружений
26.1. Структура и функциональная взаимосвязь программного и информационного обеспечения ТЛП-3
26.2. Постановка задач об автоматизированном проектировании оптимальных водопропускных труб
26.3. Критерий оптимальности и математическая модель оптимизационной задачи
26.4. Комплексный автоматизированный метод проектирования оптимальных водопропускных труб
26.5. Технология автоматизированного проектирования водопропускных труб

Глава 27. Автоматизированное проектирование мостовых переходов
27.1. Принципы автоматизированного проектирования мостовых переходов
27.2. Универсальный метод расчета гидрологических характеристик
27.3. Исходная информация и результаты расчета по программе «Гима-2»
27.4. Комплексный расчет деформаций русел и свободной поверхности потока на мостовых переходах
27.5. Исходная информация и результаты расчета по программе «Гидрам-3»
27.6. Детальный расчет уширений русел на мостовых переходах
27.7. Исходная информация и результаты расчета по программе «Рур-1»

Глава 28. Автоматизированное проектирование пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях
28.1. Общие задачи расчета соединительных рамп в плане
28.2. Соединительные рампы с одним центром постоянной кривизны
28.3. Левоповоротные рампы в виде петли с несколькими центрами постоянной кривизны
28.4. Правоповоротные рампы с двумя и тремя центрами постоянной кривизны

Глава 29. Проектирование участков ответвлений и примыканий и продольного профиля на соединительных рампах
29.1. Переходные кривые на сопряженных с дорогами участках соединительных рамп
29.2. Планово-высотное решение участков ответвлений и примыканий соединительных рамп
29.3. Определение проектной линии продольного профиля на левоповоротных петлях
29.4. Программное решение частных и комплексных задач

Глава 30. Оценка проектных решений при автоматизированном проектировании автомобильных дорог
30.1. Программы для оценки проектных решений
30.2. Технико-экономическое сравнение вариантов автомобильных дорог и мостовых переходов

Предметный указатель

Предисловие

Важнейшими задачами экономического развития страны являются повышение эффективности ресурсов во всех сферах деятельности и резкое улучшение качества продукции Высокие требования в связи с этим предъявляются и к автодорожному строительству.

Автомобильные дороги - весьма капиталоемкие и в то же время наиболее рентабельные сооружения. Проектирование дорог должно быть направлено на достижение их высоких транспортно-эксплуатационных качеств при минимуме строительных затрат и материалоемкости строительства. Правильно запроектированная дорога обеспечивает безопасность движения как одиночных автомобилей с расчетными скоростями, так и транспортных потоков с высокими уровнями удобства даже в самые напряженные периоды работы дорог. Увеличение надежности и сроков службы земляного полотна, дорожных одежд и искусственных сооружений обеспечивается при высокой эффективности капитальных вложений в строительство автомобильных дорог.

При выборе вариантов проектных решений предпочтение отдают таким инженерным решениям, которые предусматривают наилучшее сочетание элементов дороги с ландшафтом и оказывают наименьшее отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Обязательным элементом проектов являются мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Структура настоящего Справочника инженера-дорожника («Проектирование автомобильных дорог») по сравнению с предыдущими изданиями претерпела существенные изменения. Справочник представлен тремя разделами.

В разделе «Обоснование проектных решений» содержатся общие сведения о классификации автомобильных дорог, нормах проектирования и современной организации и технологии проектно-изыскательских работ с ориентацией прежде всего на системное автоматизированное проектирование автомобильных дорог и сооружений на них. Содержатся необходимые сведения о современной технологии и методах изысканий: экономических, топографо-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических. При этом основное внимание уделено высокопроизводительным методам сбора исходной информации для обоснования наилучших проектных решений на полосе варьирования конкурирующих вариантов трассы: аэрометодам, методам наземной стереофотограмметрии электронной тахеометрии и геофизическим методами разведки.

В разделе «Основные проектные работы» в достаточной степени подробно рассмотрены современные методы обоснования геометрических элементов автомобильных дорог, методы проектирования плана, продольного профиля, земляного полотна, нежестких и жестких дорожных одежд, дорожного водоотвода, мостовых переходов, пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном и разных уровнях, инженерного обустройства дорог, городских дорог и организации строительства. Особое внимание уделено методам оценки проектных решений при сравнении конкурирующих вариантов, включая детальную оценку безопасности движения при проектировании новых и реконструкции автомобильных дорог.

В связи с созданием в СССР и вводом в промышленную эксплуатацию Системы автоматизированного проектирования автомобильных дорог и сооружений на них (САПР-АД) в справочник впервые включен новый раздел «Автоматизированное проектирование автомобильных дорог». В этом разделе представлена необходимая информация о структуре и функционировании отечественной САПР-АД и принципиально новых методах автоматизированного проектирования элементов автомобильных дорог с использованием ЭВМ, реализующих принципы оптимизации проектных решений и математического моделирования и позволяющих существенно снизить стоимость и материалоемкость строительства при одновременном резком повышении качества проектируемых объектов. Это касается прежде всего методов проектирования плана автомобильных дорог, оптимального продольного профиля, дорожных одежд, малых водопропускных сооружений, мостовых переходов, пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях и оценки проектных решений.

Материалы, излагаемые в справочнике, в значительной степени обновлены по сравнению с изданием Справочника инженера-дорожника 1977 г. Это обусловлено прежде всего установлением новой стадийности проектирования автомобильных дорог, а также выходом в свет новых нормативных документов - СНиП 1.02.01-85, СНиП 2.05.02-85, СНиП 2.05.03-84, СНиП 2.01.14-83, ВСН 46-85 и т. д.

Как известно, целый ряд инженерных расчетов может быть выполнен различными методами. Авторами справочника отобраны те методы, которые, по их мнению, являются наиболее целесообразными и полными. Это не исключает возможности использования инженерами-дорожниками других методов расчета и проектирования.

Проектирование автомобильной дороги является одной из наиболее приоритетных задач современного мира, ведь возведенные пути представляют собой артерии, по которым передвигается легковой, грузовой и общественный транспорт. Современная транспортная система - это сложнейший организм, все элементы которого взаимосвязаны и непосредственно зависят друг от друга. Проектирование автомобильной дороги на данный момент во многом определяется действующими связями между населенными пунктами, зонами отдыха, промышленными предприятиями и прочими общественными центрами.

Жизнь современного мира невозможно представить без организованного и четко работающего механизма, который мог бы обеспечить нормальную транспортировку грузов или населения. Грамотное проектирование автомобильной дороги сегодня является особенно важным еще и по той причине, что на данный момент пути абсолютно не приспособлены к постоянно растущим транспортным потокам и высокой скорости движения.

Зачем это нужно?

Проведение этой процедуры должно обеспечивать безопасное, удобное, организованное и максимально комфортное движение транспортных средств в соответствии с расчетными скоростями. Также грамотное проектирование автомобильной дороги позволяет добиться однородных условий движения, полного соблюдения принципов зрительного ориентирования водителей, удобное и предельно безопасное расположение различных пересечений и примыканий. Именно поэтому оно настолько важно.

Многие владельцы частных территорий задумываются над тем, зачем им нужно изыскание и проектирование автомобильных дорог, ведь достаточно просто отсыпать путь следования и уложить на него асфальт. Но если человек никогда не сталкивался с подобным лучше для начала хотя бы поверхностно ознакомиться с полным перечнем работ, с которым придется столкнуться, а также посмотреть стоимость их проведения и возможные последствия.

Перед тем как начинать укладывать пути общего пользования, примыкания или какой-нибудь городской улицы, для начала нужно получить разрешение на проведение таких работ, а для этого требуется изыскание и проектирование автомобильных дорог. Самовольное проведение всех работ в конечном итоге выльется в то, что будут вызваны представители ГИБДД, которые для начала выпишут соответствующее предписание, и если в ближайшем будущем все замечания не будут полностью устранены, примыкание или дорога будут полностью ликвидированы, а также вынесется запрет на эксплуатацию объекта. В связи с этим придется все восстанавливать в первоначальное состояние, что окажется бесполезной тратой огромного количества средств, не говоря уже о том, что если путь вел к какой-нибудь промышленной площадке, АЗС, кафе или коттеджному поселку, их функционирование также будет прекращено.

Чем это еще может грозить?

Не все понимают, что, в соответствии со СНиП, проектирование автомобильных дорог - это не просто укладка щебня, асфальта и установка дорожных знаков. В процессе проведения данной процедуры должны учитываться все проектируемые и существующие коммуникации, которые располагаются в зоне строительства, ведь будет крайне неприятно, если случайно рабочие во время проведения укладки порвут газопровод, водопровод или оптоволоконный кабель. В конечном итоге восстановлением и возмещением убытков владельцам коммуникаций будет заниматься заказчик, а стоимость проведения этих работ очень высокая.

Именно поэтому должны полностью соблюдаться нормы, указанные в СНиП. Проектирование автомобильных дорог следует доверять только профессиональным специалистам, так как есть множество моментов, которые могут не учесть даже профессиональные строители. Квалифицированные инженеры предусматривают любые мероприятия, которые могут понадобиться для длительной и безопасной эксплуатации дороги, проводят расчет конструкции и несущей способности основания под всевозможные нагрузки, а также обеспечивают системы водоотвода для того, чтобы предотвратить возможность размыва земляного полотна, и учитывают еще множество других нюансов.

Виды

Для начала стоит определиться с тем, какие в принципе существуют виды автодорог:

  • Автомагистраль - транспортная дорога, по которой машины движутся по непрерывному маршруту и доступ на которую предусматривается раз в пять километров.
  • Скоростное шоссе - отличается от первого типа тем, что здесь присутствует упрощенный уровень доступа, равный трем километрам.
  • Обычного пользования - все остальные виды автомобильных дорог, которые не попадают под определение двух предыдущих.

В зависимости от типа выбранного пути значительно изменяются также особенности планирования. В процессе проектировки учитываются различные особенности рельефа, тип полотна, метеорологические условия, смежные дороги, приблизительный срок эксплуатации, интенсивность транспортного потока, а также прочностные характеристики.

Планирование

Первое, что нужно будет сделать в процессе планировки - это четко обозначить маршрут. Магистраль ни в коем случае не должна прокладываться через сельскохозяйственные территории, городские центры, а также уникальные природные ландшафты и всевозможные промышленные комплексы. В преимущественном большинстве случаев инженеры во время планирования сначала проводят предварительную съемку территории, по которой будет прокладываться путь, а также отмечают на карте все возможные маршруты. После этого проводится детальный анализ с выявлением всех преимуществ и недостатков каждого из представленных вариантов.

Затем выбирается какой-либо конкретный маршрут и осуществляется его детальный анализ перед тем, как будет проводиться через ТКП проектирование автомобильных дорог. Далее проводится создание проектных чертежей, но при этом владельцы земель и различных организаций, через территорию которых будут прокладываться дорожные маршруты, имеют право высказывать свои предложения и замечания. В основном в процессе планировки организуется независимая проектная экспертиза, по результатам проведения которой уже вносятся различные корректировки.

На финальной стадии, после того как был утвержден проект, создается большое количество рабочих чертежей. Помимо непосредственного маршрута, на чертежах также предельно подробно указываются перекрестки, выезды и въезды с дороги, а также проезды, переходы, мосты и прочие сооружения. Также в обязательном порядке определяется, какая конкретно спецтехника будет использоваться в процессе укладки дорожного полотна и одежды.

Этапы

Таким образом, планирование можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Разработка и утверждение маршрута.
  2. Составление ряда предложений, связанных с обустройством трассы и последующими восстановительными мероприятиями.
  3. Согласование проекта и получение поддержки со стороны всех заинтересованных ведомств.
  4. Тщательная разработка документации, в которую также должно входить планирование зеленых насаждений.

Одной из наиболее актуальных проблем дорожного строительства является планировка ландшафта, где в качестве основной цели указывается включение в него прокладываемой трассы. При этом обязательно нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • выбор типа дорожного полотна;
  • сохранение всех зеленых насаждений, существующих на данный момент;
  • создание новых посадок;
  • обустройство склонов;
  • разработка полного комплекса восстановительных работ.

Не стоит забывать о том, что подобное строительство должно включать в себя длительные, масштабные и кропотливые исследования, особенно если вы возводите через ТКП автомобильные дороги. Нормы проектирования включают в себя множество различных нюансов, которые нужно учитывать на каждом этапе проведения подобных работ. К положительным моментам можно отнести то, что на данный момент действующие принципы прокладки путей с дугообразными сопряжениями дорожного полотна и мягкими поворотами отлично сочетаются с любыми особенностями ландшафта.

С чего нужно начинать?

Если вы столкнулись со строительством автомобильных путей, городских улиц или каких-либо примыканий, делать эту работу следует в несколько шагов:

  1. Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
  2. Сбор исходной информации.
  3. Окончательное проектирование и выпуск всей необходимой документации.
  4. Согласование проекта с заказчиком и соответствующими органами.

Задание

На данном этапе крайне важно определиться со стадийностью, а также видами выполняемых работ. Все дело в том, что в зависимости от указанного вами перечня (капитальный ремонт, новое строительство, реконструкция и т. п.) будет непосредственно изменяться и объем выполняемых работ, а также полный список организаций, с которыми нужно будет согласовывать всевозможные документы. К примеру, если вы в задании на проектирование дороги указываете реконструкцию вместо проведения капитального ремонта, то в таком случае вы должны будете пройти тщательную государственную экспертизу и довести до нормативов различные геометрические параметры, а проведение этих работ потребует большого количества времени и средств.

В задании также должно указываться точное количество экземпляров и тип выдаваемой документации, общие сроки проектирования, определенная категория прокладываемого пути и еще множество других нюансов. Не стоит забывать о том, что, в соответствии с заданием, будет осуществляться подготовка, проектирование, строительство автомобильных дорог, и любые вещи, которые выходят за его рамки, придется обсуждать уже отдельно.

Исходная информация

К этому перечню данных относятся всевозможные инженерные изыскания, технические условия от владельцев каждой из коммуникаций, находящихся в зоне работ, а также различные письма, полученные от согласовывающих учреждений. Объем исходной информации непосредственно зависит от особенностей определенного объекта. Для небольшого строительства проездов, примыканий или стоянок вполне достаточно городских планшетов, в то время как нормы проектирования автомобильных дорог предусматривают также наличие геологических и геодезических изысканий.

Проектирование

Этот этап является наиболее длительным и затратным. После того как были получены технические условия, значительно увеличивается общий объем работ, а асфальт и щебень превращаются в далеко не самые затратные расходы.

Нередко приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда администрация деликатно «просит» провести дополнительное благоустройство территории, обеспечить проектирование тротуаров, стоянок и велодорожек, а также выполнить озеленение. Если речь идет об обустройстве примыкания к путям общего пользования, к примеру, СОГУ и ГИБДД потребуют обязательное проектирование пересечений автомобильных дорог, примыканий с переходно-скоростными полосами, обустройство освещения, различных светофорных объектов и, если будет такая необходимость,

Освещение пути в обязательном порядке должно обустраиваться на территории населенных пунктов, а главной его целью является обеспечение нормальной видимости автомобильной дороги и тротуаров. Водоотведение же может выполняться двумя различными способами - ливневой канализацией или отдельными водоотводными канавами. Крайне важно в процессе проектирования водоотведения учитывать и предусматривать нормативные уклоны, а также различные точки приема-выпуска. В процессе отведения воды на прилегающие территории зачастую также необходимо обустраивать локальные очистные сооружения.

Если попали в зону строительства, то в таком случае владельцы в любом случае потребуют их защиты или же переустройства в соответствии с нормативной документацией. Таким образом, рекомендации по проектированию автомобильных дорог уже не ограничиваются только дорожным полотном, что требует привлечения инженеров также множества других специальностей, что, соответственно, существенно увеличивает общую стоимость строительства.

Как оно проводится?

Приступая к проектированию, изначально осуществляют различные прочностные вычисления, а уже потом на их основе проводят расчет продольного и поперечного профилей. В процессе проектировки также проводится расчет технической и финансовой стороны проекта, после чего составляется подробная проектно-сметная документация с указанием оценки всех затрат, необходимых для строительства полотна.

Выбираются инженерно-экологические решения, с помощью которых автомобильная дорога сможет гармонично разместиться в природном ландшафте. За счет анализа экологической ситуации во время разработки проектной документации можно будет провести дальнейшее строительство с минимальным ущербом для окружающей среды.

Проектирование дороги осуществляется на основе проведения целого ряда инженерных изысканий, а также анализа параметров грунта с учетом особенностей местного рельефа. В процессе проектирования дорог профессионалами используются современные программные комплексы, а также специализированное инженерное оборудование.

В современных реалиях просто невозможно представить себе профессиональную разработку проектной документации без автоматизированных систем. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация на каждом из позволяет существенно увеличить общее качество проводимых работ, а также уменьшить стоимость, сроки и общее количество материалов, необходимых для строительства. С течением времени методы проведения проектных работ полностью отступают от традиционных принципов проектирования, использующихся буквально 20 лет назад.

Согласование

Перечень органов, занимающихся согласованием проектной документации, должен отражаться в задании, в соответствии с которым устанавливаются правила проектирования автомобильных дорог. Если возникают какие-то замечания или вопросы, проектировщики могут всегда напрямую связаться со специалистом и устранить замечания или внести различные корректировки. Проведение независимой или государственной экспертизы в большинстве случаев отмечается отдельно.

После того как все положительные согласования были получены, проектирование участка автомобильной дороги можно считать завершенным. Затем уже можно получать разрешение на проведение строительных работ.

При проектировании автомобильных дорог разрабатывают следующие разделы проектной документации.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 1. Общая пояснительная записка.

1.Общие сведения.

2.Характеристика действующей дороги (фотоматериалы), данные паспорта дороги.

3.Природно - климатические факторы.

4.Перспективная интенсивность и состав движения в соответствии с утвержденным обоснованием инвестиций (если обоснование инвестиций проводилось).

5.Обоснование проектных решений:

5.2.Схема вариантов трассы (при вариантном проектировании).

5.3.Подготовка территории строительства. Необходимость разборки существующих искусственных сооружений, сноса или переноса зданий, сооружений и насаждений. Мероприятия по переустройству или защите коммуникаций.

5.4.Земляное полотно. Типы земляного полотна. Грунты земляного полотна. Укрепление земляного полотна.

5.5.Дорожная одежда. Варианты конструкции дорожной одежды.

5.6.Водоотвод с проезжей части, полотна дороги и прилегающей территории. Обоснование. Сводная ведомость искусственных сооружений.

5.7.Искусственные сооружения. Обоснование.

5.7.1.Инженерно - геологические и гидрогеологические условия.

5.7.2.Технические условия проектирования. Габариты и расчетные нагрузки на сооружения. Габариты мостов и путепроводов.

5.7.3.Вариантные проработки и обоснование конструктивных решений.

5.7.5.Смотровые приспособления.

5.7.6.Водоотводные сооружения, лестничные сходы, укрепительные работы. Выбор и обоснование типа барьерного ограждения.

5.8.Принятые методы строительства.

5.9.Специальные инженерные сооружения.

5.10.Пересечения и примыкания.

5.11.Обстановка, обустройство, безопасность движения.

5.12.Природоохранные мероприятия.

5.13.Новые технологии, конструкции, материалы.

5.14.Организация строительства. Основные положения по организации строительства. Организация движения на время производства работ. Решения по охране труда и безопасности.

5.15.Стоимость строительства объекта.

5.16.Организация работ по содержанию и эксплуатации автомобильной дороги.

5.18.Основные технико - экономические показатели. Таблица сравнения основных технико - экономических показателей объекта, удельных показателей, основных объемов работ и стоимости на единицу протяжения дороги, на единицу площади искусственного сооружения.

Проектирование автомобильных дорог . Раздел 2 . Документы согласований.

1.Перечень технических условий и документов согласований.

2.Копии технических условий и документов согласований.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 3 . Отвод земель.

1.Пояснительная записка. Обоснование ширины полосы отвода, придорожной полосы.

2.Акты выбора земельных участков с приложением проекта их границ, каталога координат поворотных точек полос отвода и высот нивелирных пунктов, а также решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

3.Ведомость площадей земель, подлежащих отводу в бессрочное и срочное пользование с распределением по землепользователям и угодьям.

4.Ведомость строящихся и переустраиваемых объектов подлежащих передаче на баланс сторонних балансодержателей.

5.Ведомость имущества строящихся и переустраиваемых объектов, относящихся к имуществу федеральных дорог.

6.Расчет убытков, полученных за счет убыли земель из фонда.

7.Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащего выкупу для целей строительства (реконструкции) автомобильной дороги.

8.Соглашения с собственниками земельных участков и недвижимого имущества.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 4 .

Разделение собственности и стоимости строительства (реконструкции) по балансодержателям.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 5 . Охрана окружающей среды.

1.Пояснительная записка (при необходимости).

2.Обоснование природоохранных мероприятий.

3.Ведомость строительства запроектированных сооружений.

4.Рекультивация земель.

5.Объемы работ.

6.Перечень чертежей. Чертежи природоохранных сооружений (при наличии).

7.Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (при наличии специальных требований).

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 6 . Строительные решения по автомобильной дороге.

6.1 . Подготовительные работы:

Сводный план переустройства коммуникаций;

Спецификация оборудования (при необходимости);

Ведомости пересечений и сближений с инженерными коммуникациями, сноса, переноса зданий и сооружений, переустройства коммуникаций, рубки леса, корчевки и т.д.;

Объемы работ;

Перечень чертежей. Чертежи (при необходимости).

6.2 . План дороги, земляное полотно и дорожная одежда:

Пояснительная записка (при необходимости);

Генеральный план дороги в М 1:1000 (при необходимости) - 1:2000. водоотводные сооружения;

Продольный профиль;

Земляное полотно и водоотвод, поперечные профили типовых конструкций земляного полотна с учетом местных условий, попикетные поперечные профили, покилометровые ведомости объемов земляных работ, укрепительных работ с распределением по пусковым комплексам;

Дорожная одежда, ведомость проектируемой дорожной одежды, ведомость укрепления обочин, поперечные профили конструкций дорожных одежд с укреплениями обочин и разделительной полосы, ведомость водоотводных сооружений с поверхности дороги, ведомости работ с подразделением по пусковым комплексам;

Малые искусственные сооружения, ведомости и объемы работ с распределением по пусковым комплексам, конструкции искусственных сооружений, чертежи.

6.3 . Транспортные развязки:

Пояснительная записка (при необходимости);

Схема интенсивности и состава движения, типы пересечений, варианты транспортных развязок;

Принятый вариант, очередность строительства, ведомость пересечений и примыканий;

Ведомости объемов работ с распределением по объектам и пусковым комплексам;

Перечень чертежей, чертежи плана с таблицей объемов работ, поперечные и продольные профили, конструкции земляного полотна, дорожной одежды.

6.4 . Обстановка дороги, организация и безопасность движения:

Пояснительная записка (при необходимости);

Схема размещения дорожных знаков, ограждений и разметки;

Ведомости автобусных остановок и площадок отдыха;

Ведомость устройства технологической связи;

Ведомость устройства освещения дороги;

Графики оценки проектируемой дороги по скорости движения, пропускной способности;

Перечень чертежей, чертежи.

6.5 . Подъезды:

Пояснительная записка (при необходимости);

Планы, поперечные и продольные профили трассы подъезда, конструкции земляного полотна и дорожной одежды, другие чертежи (при необходимости);

Ведомость искусственных сооружений;

Ведомости работ по пусковым комплексам;

Перечень чертежей.

6.6 . Здания и сооружения дорожной службы:

Пояснительная записка (при необходимости);

Схема размещения комплексов существующей дорожно - эксплуатационной службы (ДЭС), предложения по развитию;

Генеральные планы проектируемых комплексов ДЭС с планами внешних сетей;

Схема размещения пунктов весового контроля, учета движения, метеорологических наблюдений и другие чертежи;

Ведомости работ;

Перечень чертежей, чертежи.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 7 . Строительные решения по искусственным сооружениям:

Пояснительная записка (при необходимости);

Ведомости работ;

Чертежи и результаты расчетов, в т.ч.:

План мостового перехода в М 1:500;

Общий вид моста, общие и местные размывы, регуляционные сооружения, укрепления;

Общие виды опор с размерами, указанием нагрузок на грунт или на свайное основание, несущей способности грунтов, армирования, данные о материалах, тип опорных частей;

Общий вид пролетных строений с размерами, поперечным сечением, с данными о материалах, армировании, в случае индивидуального проекта - результаты расчетов;

Водоотвод с искусственного сооружения, водоотвод по откосам насыпи.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 8 . Организация строительства:

Пусковые комплексы, последовательность и сроки ввода пусковых комплексов;

Строительный генеральный план дороги;

Календарные графики строительства автомобильной дороги, мостов и путепроводов;

Ведомость потребности в основных ресурсах, строительных конструкциях, изделиях, материалах, оборудовании;

Ведомость источника получения основных строительных материалов;

Технические условия на временное подключение к источникам водо - и энергоснабжения, график выполнения работ и очередность строительства;

Генеральные планы площадок для строительных материалов, места утилизации отходов;

Инженерные коммуникации, энергоснабжение строительства;

Перечень чертежей, чертежи;

Схема организации движения на время строительства;

Сводка объемов работ.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 9 . Сводный сметный расчет (уровень цен определяется заданием):

Пояснительная записка;

Сводка затрат с учетом иных балансодержателей;

Сводные сметные расчеты по пусковым комплексам;

Сводный сметный расчет на полное развитие;

Единичные расценки по видам работ в текущем уровне цен, разработанные в соответствии с утвержденными техническими спецификациями;

Обосновывающие материалы.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 10 .

Локальные и объектные сметные расчеты, в т.ч. ресурсные (раздельно по каждому пусковому комплексу при их наличии).

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 11 . Организация работ по содержанию дороги.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 12 . Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов.

Проектирование автомобильных дорог. Раздел 13 . Тендерная документация:

Пояснительная записка;

Документы конкурсных торгов;

Проектная документация, чертежи;

Технические спецификации;

Ведомость объемов работ по объектам.