Пост беременной и кормящей женщины:

Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85, он сказал – это хасан хадис).

Однако прервать пост беременной или кормящей женщине разрешено только в том случае, если есть угроза для ее здоровья и здоровья ребенка. В противном же случае она обязана поститься.

Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.

Если беременная и кормящая женщина разговелись в месяц Рамадан, то им необходимо восполнить эти дни позже, согласно наиболее сильному мнению.

Шейху Мухаммаду Солиху аль-Мунаджиду был задан следующий вопрос:

Я читала, что допустимо беременным женщинам и кормящим грудью матерям не поститься, и что они могут накормить бедных и не должны восполнять пропущенные дни. В качестве доказательства они приводили сообщение, рассказанное от Ибн ‘Умара. Насколько это верно? Пожалуйста ответьте со доказательством. Да благословит вас Аллах.

Он ответил:

Хвала Аллаху!

Ученые разошлись во мнениях относительно постановлений о беременных и кормящих грудью матерях, если они не постятся. Есть несколько мнений:

1) Они должны только восполнить пост. Это – мнение Имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Среди сахабов, этого мнения придерживался ‘Али ибн Аби Таалиб (да будет доволен им Аллах).

2) Если они боятся за себя, они должны только восполнить пост, и если они боятся за их детей тогда они должны восполнить пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это – мнение Имама аль-Шафии и Имама Ахмада. Аль-Джассас также передал это от Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах).

3) Они должны только накормить бедняков, и не должны восполнять пост. Среди сахабов, это было мнением ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Ибн Кудама также рассказывал это в аль-Мугни (3/37) от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).

Абу Дауд (2318) передал от Ибн ‘Аббаса и ‘Али, что эта фраза – “те, кому трудно поститься” (аль-Бакара 2:184), была уступкой, предоставленной старикам и старухам, которым трудно поститься, разрешая им не поститься и кормить одного бедняка взамен каждого пропущенного дня. То же относится и к беременным и кормящим грудью женщинам, если они боятся. Абу Дауд сказал: “То есть, боятся за их детей – тогда они могут не поститься и им можно вместо этого накормить (бедных).” Ан-Навави сказал: его иснад – хасан.

Также рассказано от аль-Баззара, который добавил в конце: “Ибн ‘Аббас имел обыкновение говорить своей наложнице, которая была беременна: “Ты как те, которые не могут поститься, таким образом ты должна заплатить фидья, но тебе не надо восполнять посты”. Аль-Даракатни классифицировал его иснад как сахих, как заявлено аль-Хаафиз в аль-Толкис.

Аль-Джассас передал в Ахкам аль-Коран, что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы.

Он сказал: “Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья. Ибн ‘Аббас сказал: Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост. Ибн ‘Умар сказал: Они должны заплатить фидья и восполнить посты”.

Те, кто сказал, что они должны только восполнить посты, указывали следующее доказательство:

1) Сообщение, рассказанное аль-Насаи (2274) от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин”. Классифицируемый как сахих аль-Альбани в Сахих аль-Насаи.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. Ахкам аль-Коран аль-Джасаас.

2) По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. аль-Мугни, 3/37; аль-Маджму’, 6/273. Это мнение было одобрено множеством ученых.

Шейх Ибн Баaз сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/225:

“Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен. Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это – слабое мнение. Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.» (аль-Бакара 2:184)”

Он также сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/227:

“Правильное мнение относительно этого вопроса – то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней – является слабым мнением, которое идет против шариатских свидетельств. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время,” (аль-Бакара 2:184)

Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено.

Сказано в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/220):

“Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.” (аль-Бакара 2:184)”

Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста.

Сказано также в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/226):

«Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, Более вероятно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не поститься».

Шейх Ибн ‘Усеймин в аль-Шарх аль-Мумти, 6/220, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал:
«Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты».

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Определение

Пост (Саум, Ураза) с шариатской точки зрения – это воздержание от еды, питья и сексуальных отношений в течение времени от рассвета (субху с-садык) до захода солнца.

Какие существуют виды поста в шариате:

Фард (обязательные) посты

Обязательный пост в определенное время:

1.Пост в течение месяца Рамадан.
2. Пост по обещанию (если был дан обет (назр) держать пост в определенный день).

Обязательный пост в неопределенное время:

1. Восполнение пропущенных во время Рамадана постов.
2. Восполнение постов по обещанию.

Ваджиб-посты

Пост, который был прерван по какой-то причине, будет ваджибом восполнить.

Суннат-посты

Все посты, которые держал Пророк (мир ему и благословение) и которые поощрял соблюдать других:

1) Пост в день Ашура (вместе с днем перед ним и после него).
2) Шесть дней поста в месяце Шавваль.

Мустахаб (желательные посты):

1) Пост каждый понедельник и четверг.

2) Пост в т.н. «белые дни» — 13, 14 и 15-ого числа каждого лунного месяца.

3) Пост в день Арафа (9-ого числа месяца Зуль-хиджжа).

Макрух (нежелательные) посты

1) Держать пост только в день Ашура (не прибавляя к нему еще один день).

2) Держать пост только в субботу (не прибавляя к нему еще один день).

3) Держать пост только в пятницу.

4) Держать пост в день сомнения (когда неизвестно, является ли он 30-м числом Шаабана или 1-м числом Рамадана – допустим, из-за облачной погоды, когда не видно луны).

5) Непрерывный пост (без ифтара, несколько дней подряд).

Харам посты (когда держать пост запретно):

1) Пост в два праздника Ид (один день праздника Идуль-фитр и три дня праздника Идуль-адха).

2) Пост в дни ташрика (11, 12, 13 числа зуль-хиджжа).

Условия, когда пост становится обязательным для человека:

2. Достижение совершеннолетия (по шариату).

4. Знание об обязательности поста – для человека, принявшего Ислам в немусульманской стране, где у него мало возможностей получать знания по Исламу.

Условия для действительности поста

1. Воздерживаться от еды, питья и сексуальных отношений от рассвета до захода солнца.

2. Выразить намерение на пост.

3. Отсутствие религиозных препятствий к соблюдению поста: женщинам, в частности, быть свободными от месячных/ послеродовых кровотечений.

1.Душевнобольные и умственно-отсталые люди.

2.Дети, не достигшие совершеннолетия.

3. Путники (люди, которые выехали за пределы своего населенного пункта более, чем на 88 км и собираются оставаться в месте пребывания не более 15 дней).

4. Больные люди (которые могут восполнить пост позже).

5. Беременные женщины или кормящие матери, которые опасаются за свое здоровье или здоровье ребенка.

6. Женщины с месячными или послеродовыми кровотечениями.

7. Старые люди или имеющие хронические болезни (у которых мало надежды, что они смогут восполнить пост):

1) В этом случае им следует выплатить компенсацию за каждый пропущенный день поста, с намерением, что если они когда-то выздоровеют, им следует возместить все пропущенные посты.

2) Если человек беден, он должен просить у Аллаха прощения за невозможность держать пост.

Фидия-садака (за 1 день поста) эквивалентна тому количеству продуктов (или денег), которое выплачивается в день Ид (садака аль-фитр): стоимость 2,5 кг какого-то распространенного в данной местности продукта (риса, пшеницы, ячменя, гречки) (В России составляет от 100 до 300 рублей, в зависимости от возможностей человека – соответственно, фидия-садака за 30 дней Рамадана составит от 3 до 9 тыс. рублей ).

3) Если человек умирает от болезни, не выплатив фидия, то его наследники не обязаны выплачивать фидия от его имени.

4) Если его состояние улучшается, то ему следует оставить завещание (об этом), если он умрет, не написав завещания, его наследники не обязаны выплатить фидию от его имени.

5) Если он оставил завещание, его наследники обязаны выплатить фидию (но не более 1/3 его имущества).

6) Наследники не могут возмещать пропущенные обязательные посты или намазы от имени умершего родственника.

7) Они могут раздать еду (или деньги) от имени умершего человека в качестве садака.

Действия, которые делают пост недействительным:

Они делятся на две категории: 1) Когда есть обязанность лишь возместить пропущенный пост, 2) когда нужно возместить пост и еще сделать каффара за пост.

Когда када (возмещение) и каффара будут обязательными:

1) Съесть или выпить что-то во время дня поста (кроме случаев, когда человеку резко становится плохо без еды или воды, или он должен выпить лекарство).

2) Вступить в сексуальные отношения во время дня поста, независимо от того, произошло ли семяизвержение или нет.

3) Намеренно курить или вдыхать дым от благовоний.

Ситуация, когда нужно лишь возместить пост без каффары:

1) Съесть или выпить вещества, которые не являются едой в обычном смысле (к примеру, съесть стекло или выпить мочу коровы).

2) Прервать пост вследствие сильного голода или жажды (когда человек чувствует, что ему станет плохо, если он не прервет пост).

3) Принять лекарство вследствие ухудшения болезни.

4) Есть, пить, курить, вступать в сексуальные отношения после рассвета по ошибке, находясь в заблуждении, что еще не рассвело. Точно так же не требует каффары совершение этих действий перед наступлением магриба, когда человек думает, что солнце уже зашло.

5) Когда человек нарушает пост после неумышленнных еды, питья или сексуальных отношений, думая, что его пост нарушен.

6) Если человек проглотит кусочек пищи, застрявший между зубами, размером больше горошины.

Если кусочек пищи вынимается изо рта, а затем помещается обратно в рот, пост нарушается, независимо от его размера.

7) Случайное проглатывание воды вследствие усиленного полоскания рта или носа.

8) Семяизвержение вследствие поцелуев или объятий с женой (иных действий, кроме супружеских сношений).

9) Мастурбация.

10) У женщины начались месячные или послеродовое кровотечение во время дня поста.

11) Умышленное вызывание рвоты (и она заполнила рот).

Вещи, которые не нарушают пост:

1) Еда, питье, курение или вступление в интимные отношения по забывчивости.

2) Случайная рвота.

3) Использование крема, масла, косметики или иных веществ, которые наносятся на кожу.

4) Купание.

5). Инъекции, анализы крови или хиджама.

6). Быть в состоянии большого осквернения после рассвета.

7) Чистить зубы зубной пастой.

8) Проглатывать кусочки пищи, застрявшие между зубами, размером меньше горошины.

9) Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

10) Поцелуи между супругами или иные игры, если нет опасности, что они могут привести к близости или семяизвержению.

11) Семяизвержение, которое произошло при взгляде на супругу

Действия, которые считаются макрух (нежелательными) во время поста

1.Жевать нечто, что не имеет вкуса, к примеру, жевательную резинку.

2. Пробовать еду на вкус во время приготовления пищи.

3. Собирать слюну во рту и проглатывать ее в большом количестве.

4. Пользоваться зубной пастой (поскольку есть опасность проглотить ее).

5. Сплетничать, устраивать ссоры и сквернословить.

Действия, которые считаются мустахаб (желательными) во время поста

1.Открывать пост сразу после азана.

2. Задерживать сухур до последней части ночи.

3. Делать как можно больше благих дел.

4. Отвечать тем, кто ищет ссоры, «Я держу пост».

6. Открывать пост водой и финиками.

Каффара

Каффара – это штраф за намеренное совершение действий, которые нарушают пост в Рамадан: еда, питье, вдыхание дыма и вступление в интимные отношения. За нарушение какого-либо иного вида поста, помимо поста в Рамадан, каффара не налагается, даже за нарушение поста во время возмещения обязательного поста месяца Рамадан. Каффара не налагается, если человека вынудили нарушить пост в Рамадан или (хотя пост нужно будет, тем не менее, восполнить).

Каффара возмещается в следующем порядке:

1.Необходимо отпустить на волю раба. Поскольку рабство запрещено в большинстве стран мира, данное действие для большинства мусульман невозможно совершить, однако, следует помнить, что в шариате существуют механизмы, подобные этому, которые побуждают владельцев рабов отпускать их на волю.

2. Поститься 60 дней без перерыва.

3. Накормить 60 бедняков двумя видами пищи (или заплатить эквивалентное денежное возмещение).

Согласно мазхабу Абу Ханифы, каффару нужно возмещать именно в данном порядке, так что денежное возмещение дозволено отдавать лишь тем людям, которые не в состоянии держать пост 60 дней подряд (например, по болезни).

Таравих

1.Таравих считается сунной муакада (сильно желательной сунной).

2.Он состоит из 20 ракаатов согласно единогласному мнению (иджма) сподвижников.

3. Если человеку сложно совершить 20 ракаатов намаза, для него будет предпочтительным совершить только 8 ракаатов, чем вообще оставить этот намаз.

4. Если человек вообще не в состоянии совершить даже 8 ракаатов, он может не совершать этот намаз. Када (восполнение) за него не нужно.

Да поможет Аллах всем мусульманам продержать пост в Рамадан и сделает его благословенным. Амин.

Восполнение своевременно не соблюденного поста.


Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится” . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - среднесуточные затраты на питание). Минимальный размер фидьи-садаки на 2018 год составляет 200 рублей.

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья”

Вот и прошёл очередной месяц Рамадан, кто-то постился, а кто-то не смог. Некоторые не постятся и вовсе, ссылаясь на всякого рода причины. Но многие мусульмане, хоть и не сразу, но всё же в силу каких-нибудь жизненных обстоятельств либо изменений в убеждениях с возрастом осознают важность соблюдения поста и тяжесть греха, совершённого ими, при несоблюдении ими своевременно этого столпа Ислама. Многие начинают рьяно навёрстывать пропущенные посты, но не все ведают, что помимо возмещения постов необходимо ещё и выплачивать штраф.

Порой бывает и так, что человек покидает этот свет, не соблюдая посты либо пропустив их по уважительной причине, но не успев наверстать. И довольно часто в таких случаях наследники не знают своих обязанностей перед покойным и того, к чему их призывает Шариат в подобных ситуациях. В этой статье, иншааллах, мы постараемся пояснить некоторые моменты касательно возмещения обязательных постов.

Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан, например, из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е. если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан помимо его возмещения ещё и выплатить штраф. За каждый пост, невозмещённый до наступления следующего Рамадана, необходимо выплачивать штраф в размере одного мудда. К примеру, если пост был пропущен по причине болезни, и эта болезнь прошла до наступления следующего Рамадана и у человека была возможность наверстать посты, то в таком случае необходимо выплатить штраф.

А если пост не был возмещён до наступления следующего Рамадана по причине того, что не было возможности возместить его, например, из-за той же самой болезни, которая продолжалась до наступления следующего Рамадана, то штраф не накладывается. Если мусульманин, не имея никаких причин, будет откладывать возмещение поста в течение нескольких лет, то штраф ежегодно возрастает на один мудд.

К примеру, если пост был пропущен пять лет назад и не был своевременно (до наступления очередного Рамадана) возмещён, то за каждый пост необходимо выплатить штраф в размере пяти муддов, а не одного. Возрастание муддов прекращается с момента возмещения постов. Например, если был пропущен один пост пять лет назад, но был возмещён ещё три года назад, то штраф будет составлять всего три мудда, а не пять.

К уважительным причинам, из-за которых разрешено не соблюдать пост, а также не возмещать их в срочном порядке, без опасения попасть в грех и наложения штрафа относятся: дозволенное путешествие, болезнь, беременность, грудное кормление и немощность из-за старости. Беременной и кормящей матери, которые не соблюдали пост месяце Рамадан, надо возместить посты в другое время. Если они (беременная или кормящая мать) решили воспользоваться своим правом не соблюдать пост из опасений за свою жизнь или здоровье или за здоровье своё и ребёнка, им просто надо наверстать пропущенные посты. А если они не соблюдали пост из опасений за жизнь или здоровье плода или ребёнка, то помимо возмещения они обязаны ещё и выплатить штраф за каждый пропущенный пост.

Если человек, у которого были долговые посты, скончался, так и не сумев или не успев их возместить (по болезни и т. п.), то за такого человека нет необходимости соблюдать пост или выплачивать штраф из оставленного им имущества (наследства). А если человек умер, имея возможность возместить пропущенные им обязательные посты, но, не сделал это, то его родственникам желательно возместить их, соблюдая пост за него. Основанием в пользу не только допустимости, но и желательности возмещения постов за покойного является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится: «Однажды некий мужчина пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его: "О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя мать умерла, имея долговые посты целого месяца, стоит ли мне их возмещать за неё? ". Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Да, долг перед Аллахом более достоин для возмещения "» («Сахих-уль-Бухари», № 1852; «Сахиху-Муслим», № 1148).

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قَالَ فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى

Возместить долговые посты за покойного может и человек, не приходящийся ему родственником, но при условии разрешения хотя бы одного из родственников покойного. Так же не имеющий родства с покойным имеет право поститься за него, если покойный давал ему на это разрешение или наказал в своём завещании.

Если никто из родственников или посторонних людей с разрешения первых не возьмутся возмещать пропущенные посты покойного, в обязательном порядке необходимо выплатить штраф в размере одного мудда за каждый долговой пост покойного. Средства для выплаты штрафных муддов выделяются из оставленного покойным имущества. В хадисе, переданном ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится: «Если кто умрёт, имея долговые посты, то пусть из оставленного покойным имущества накормят одного бедняка за каждый пропущенный пост » («Сунану-т-Тирмизи», № 817).

مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامُ شَهْرٍ فَلْيُطْعَمْ عَنْهُ مَكَانَ كُلِّ يَوْمٍ مِسْكِينٌ

Ещё одним доводом в пользу предписанности выплаты штрафа за пропущенные посты покойным является хадис, который приводится от ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах): «За того, кто заболел в месяце Рамадан и после умер, так и не возместив свои посты, [за каждый пост] кормят [одного бедняка] » («СунанАбуДавуд», № 2401).

اذا مرض الرجل في رمضان ثم مات ولم يصم أطعم عنه

Один мудд есть одна пригоршня, что равняется 650 граммам. Штрафные мудды отдаются из злаковой культуры или плодов дерева (например, финики). Некоторые учёные разрешают выплачивать штраф ещё и сыром или творогом. Его необходимо давать строго из основного продукта питания того населённого пункта, в котором и выплачивается штраф.

В России, да и в Европе в целом, мудды надо выплачивать пшеницей, поскольку она является основным продуктом питания, в Азии – рисом, в Аравии тоже рисом, но в былые времена и в наше время в некоторых бедуинских племенах мудды выплачиваются финиками, в Канаде – кукурузой и т. д.

Согласно ханафитскому мазхабу закят, а так же штрафные мудды разрешается выплачивать их стоимостью.