1. Города мира
  2. Самарканд стоит на 10-15 метром толщи древнего поселения Афрасиаб. Городище названо в честь легендарного правителя среднеазиатских кочевников, которые жили более 2000 лет назад на холмах современного Самарканда. В записях завоевании Александра Македонского значиться поселение, которое находиться на месте городища Афрасиаб, что…

  3. Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко…

  4. В 90 километрах к югу от Багдада раскинулись покрытые пылью веков развалины древнего Вавилона, которые представляют собой четыре огромных холма из щебня. Здесь в Междуречье несколько тысячелетий назад зародился один из первых очагов человеческой цивилизации со знаменитыми "висячими садами Семирамиды" и…

  5. В апреле 1624 года флорентийский мореплаватель Джованни да Верадзано, подданный французского короля Франциска I, на своем корабле "Дофин" приплыл в устье реки Северной. Индейцы встретили мореплавателя очень дружелюбно, но пробыл Дж. да Верадзано здесь недолго: он прошел вдоль побережья на север,…

  6. В марте 1776 года в северной части полуострова, где расположен сейчас город Сан-Франциско, был основан пресидио - первый испанский военный форт и первая католическая миссия - миссия Долорес. На сорока безымянных холмах росла пахучая трава "Uerba buena", так назвали и первое…

  7. На востоке было царство Красного Чака - оттуда приходило багряное палящее светило; на севере царствовал Белый Чак - его ледяное дыхание приносило снега и дожди; Черный Чак жил на западе, где над песчаными пустынями чернели горы; а на юге, где желтели…

  8. Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года - даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там.…

  9. В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV - самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным…

  10. Шведская столица взору туристов открывается зелено-багровыми шпилями церквей, дворцов и редкими модернистскими небоскребами. Стокгольм расположился на островах и полуостровах, и куда в этом городе ни пойдешь - повсюду выйдешь к морю. В Старом городе стрельчатые колокольни церквей и фасады дворцов отражаются…

  11. Происхождение Еревана теряется в глубине веков, название же города, как принято считать, произошло от армянского глагола "эрэвель" - явиться. Это связывается с преданием, будто местность эта первой явилась взору спускавшегося с Арарата Ноя, который и построил здесь первый послепотопный город. ...В…

  12. Историческое возникновение Рима очень прозаично: спустились в долину горные пастухи и поселились на Палатинском холме. Потом поселения, возникшие на окружающих Палатин холмах, объединились и окружили себя укрепленной стеной. Так возник Рим, и было это в 753 году до нашей эры. Однако…

  13. Наверное, ни один город в Латинской Америке не строился так, как Гавана. Если другие возникали как посредники, то Гавана с самого начала была городом-воином. Христофор Колумб открыл Кубу в 1492 году - уже в первое свое путешествие. Прибывшие вслед за ним…

  14. Самый крупный город Канады - Монреаль - является промышленным центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у подножия Королевского холма - Мон-Руаяль, от которого и произошло название города. В месте расположения Монреаля скрещиваются реки Святого Лаврентия, Оттава и Ришелье,…

  15. Небольшой городок Вифлеем находится в семи километрах от Иерусалима. И хотя история его очень древняя, незаметен он был между другими городами Израиля. Когда патриарх Иаков шел со своим семейством из Вефиля, на некотором расстоянии от Ефрафы жена его Рахиль родила сына…

ДРЕВНИЕ АФИНЫ


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Олива - священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый мир ее мифов и легенд.

Местом рождения священного дерева считается Акрополь - холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов.

Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник. Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп - Афину. По другому преданию, Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

Первоначально весь город и состоял только из крепости. Только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою Фезею.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком - придя к власти, он приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора - рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом - греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено.

Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Он вывез1 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма - одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447-432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий - один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Фигуры портика - это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь - подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод - "стоящие перед воротами") называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437-432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли "Дворцом Фемистокла", позднее - "Арсеналом Ликурга". После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к X веку сильно уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах - это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей - немые свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции - ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин - район Плака, восходящий еще к временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки... А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров - это восьмигранное сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь ветров.

Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках, в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы. Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра - водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя - у древних писателей прочитать об этом нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер, которая состоит из трех камер - частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение - наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой...

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен... Недаром греки говорили: "Если ты не видел Афин, то ты - мул; а если видел и не был восхищен, то ты - пень!"

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» - властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла.
Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Примечательно время правления Драконта. От его имени пришло в современность понятие «Драконовские законы». Этот жестокий правитель установил весьма опасные порядки. Согласно им, жителей наказывали смертной казнью даже за самые незначительные провинности. К примеру, лишить жизни могли за кражу луковицы.
В Древние времена в Афинах царило имущественное неравенство. Но в 6 веке до н.э. этому был положен конец. Всему виной нарастающие стычки между знатью и простыми жителями-бедняками. Кровопролитные волнения подавили избранием архонта, который в итоге, благодаря своей сообразительности, навел всеобщий порядок. Солон отменил драконовские порядки и начал строить прекрасное общество, проводя реформы в основных сферах жизни афинян.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.


Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

  • 1. Фивы.
  • 2. Магар.
  • 3. Коринфа.
  • 4. Афины.

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.


Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Римское господство продолжалось до 3 столетия. При этом Афины не теряли своего высокого положения в Греции, пока не пришли германские воины-герулы и не уничтожили все практически до основания. Сохранились лишь культурные ценности, некоторые учреждения, например, школы. Кстати, это время дало миру известнейшего римского императора Юлиана, который как раз обучался в одной из афинских школ. Впрочем, он же закрыл эти учебные заведения.
Центр эллинизма «ушел» в Македонию, Афины быстро приходили в упадок. Негода богатый город стал больше похож на периферию, маленькую деревеньку. Численность населения в 500-гг. новой эры составляла всего лишь 20 тысяч человек.
Дальнейшая история Афин далеко не радужна, а скорее печальна. Город много раз осаждали, грабили. Акрополь, который был непревзойденным дворцом, потерял свое величие. В середине 15 века в Афины вошли Турки. А им, в свою очередь, пришлось отстаивать город от набега венецианцев. В тот период сильно пострадал значимый памятник архитектуры Парфенон. Он практически пал под обстрелами венецианских орудий.
Возрождение столицы
Афины стали столицей государства в начале 19 столетия. Тогда город был больше похож на провинциальную деревню, но свободную от османского ига. Правивший в те годы король Оттон приказал возродить некогда прекрасный город. Началось интенсивное строительство. За основу был взят проект архитектора Лео фон Клензе.
Еще больше кварталов появилось в начале века 20. В город съехались беженцы из территорий Малой Азии. Вторая мировая принесла Афинам новые беды. Город заняли гитлеровцы. Но с победой над фашистами, в Афины пришло процветание и новое возрождение.
Сейчас Афины – крупнейший мегаполис Греции – столица Олимпийских игр. Они здесь проводятся вновь с конца 19 в. Тысячелетняя слава этого города не забыта и ныне. Даже в 20 веке город еще сотрясали политические перевороты, но культурная деятельность при этом не останавливалась. В 1981 году Греция вступила в Евросоюз, что дало стране и, конечно, ее столице, огромные привилегии в качестве инвестиций.
Итак, Афины по сей день остается заветной мечтой тех туристов, которым пока не довелось побывать в столице Греции. Величественная архитектура, культур, традиции, прекрасная история. Все это сохранено в многочисленных музеях древности.

    Традиции греков, греческий чай

    В Греции отсутствует такое понятие как «чаепитие». Даже само слово чай в греческом языке произносится как «цай», что указывает на его заимствование. Как так может быть, спросите Вы? Ведь чай, как и кофе, давно стали известны во всей Европе. Но, Греция, не «все». Здесь полностью отсутствуют традиции посиделок с одними лишь напитками без нагромождений большого количества основных блюд и закусок, а так же почти ничего неизвестно о «зеленом кофе».

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

    История города Сиракузы

    Сиракузы – крупнейший город в регионе Сицилия. Сейчас он принадлежит Италии, но в Древности Сиракузы были владениями Греции. Сиракузы стали греческой колонией на острове Ортиджа. Основан этот полис в первом тысячелетии до н.э. На острове и по сей день существуетисточник пресной воды. Вокруг него и возникли Сиракузы.

    Пасха на Афоне

    Празднование Пасхи на священной горе Афон – событие грандиозное. Целая неделя ознаменована Крестными ходами, традиционными христианскими торжествами и религиозными проявлениями истинных приверженцев веры. Во главе всех торжеств – икона Пресвятой Богородицы. Этот праздник сильно напоминает Византийские пиршества.

    Древнегреческий город Фивы

    Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Городские поселения располагались в нескольких километрах от моря. Группировались они вокруг высокого холма с возвышающейся над ним цитаделью. Называлась она Акрополем. Местность эта была чрезвычайно живописной, а Акрополь украшали великолепные здания.

Древние Афины на карте Греции

От тиранов к демократии

Город-государство начал набирать силу в конце IX века до н. э. Вначале Афинами правили цари, а затем им на смену пришли тираны. Тиранос с греческого переводится как властитель . Поэтому никакой плохой смысл в это слово не вкладывался.

Однако со временем городские правители начали притеснять и грабить население. Вот тогда под словом "тиран" уже начали понимать жестокого властителя или деспота. В этом негативном значении оно дошло до наших дней.

Поначалу тиранов терпели, так как они пользовались поддержкой у богатых и знатных афинян и у ареопага. Ареопагом называли высший совет, в состав которого входило 9 судей или архонтов .

Афинский Акропль

В VII веке до н. э. архонт Драконт провёл в жизнь целую серию жесточайших законов. По ним за малейшую провинность людей казнили. Украл кисть винограда или луковицу - смерть. Афиняне говорили, что Драконт писал свои законы кровью и называли их драконовскими.

Имущественное неравенство закончилось борьбой между аристократами и простолюдинами в VI веке до н. э. В городе начались волнения и вооружённые стычки. Чтобы прекратить кровопролитие, решили избрать архонтом умного человека, чтобы он, наконец-то, навёл порядок.

Таким человеком оказался Солон . Он имел прекрасную репутацию и в 594 году до н. э. начал проводить реформы. Именно по его инициативе были отменены законы Драконта и долговое рабство. Ввели законы о свободе завещания и наследовании имущества. Ремесленникам и торговцам стали предоставлять льготы.

Всех граждан Аттики, в зависимости от материального достатка, поделили на 4 сословных группы. Каждой из них предписали свои обязанности и права. Но в данном вопросе Солон выступил защитником аристократии. Он предоставил право занимать государственные должности лишь богатым гражданам.

Реформатор не покусился и на власть тиранов. Те продолжали чинить произвол и всё более восстанавливали против себя простой люд. В 514 году до н. э. тирана Гиппарха убили заговорщики Гармодием и Аристогитоном. Эти два древних грека вошли в историю как первые тираноубийцы.

В 509 году до н. э. в Древних Афинах вспыхнуло народное восстание. В результате этого царская власть была уничтожена, и восторжествовало демократическое правление. Все афинские граждане, независимо от материального достатка, получили равные политические права, а важнейшие государственные вопросы стали решать общим голосованием.

Но возникшая на землях Древней Греции республика осталась аристократической. Знатные афиняне стали объединяться в группировки и манипулировать голосами людей на народных собраниях. Аристократы подкупали и привлекали на свою сторону народных вождей, которых называли демагогами .

Расцвет Древних Афин

В V веке до н. э. греческие города-государства одержали победу над Персией. Это способствовало не только всеобщему расцвету, но и победе демократии. В Аргосе, Фокиде, Фивах правящие аристократические группировки были свергнуты. Жители этих городов стали практиковать демократические свободы по примеру Афин.

Но наибольшего расцвета достигли именно Древние Афины. Принадлежащий им порт Пирей стал основным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Афиняне также встали во главе морского союза, который включил в себя 200 полисов (городов). У союза была своя казна, а заведовали ею афиняне. Всё это укрепило город и подняло его авторитет.

Что же касается внутриполитической жизни, то она характеризовалась борьбой 2-х партий - аристократической и демократической. В 462 году до н. э. власть ареопага была существенно ограничена. Народные собрания начали играть всё более существенную политическую роль. Созывались они по 4 раза в месяц. На них принимались законы, объявлялись войны, заключался мир, распределялись государственные средства.

Перикл с женой Аспасией

В этот период выделился такой исторический деятель как Перикл . Он стал признанным афинским вождём, а в 443 году до н. э. его избрали стратегом (военачальником). Этот человек 15 лет находился у власти. Именно при нём в народном собрании стали практиковать тайное голосование.

На всех скульптурах Перикл изображён в шлеме. Существует предположение, что его голова имела какой-то физический дефект. Но, несмотря на это, стратег имел разностороннее образование. Он стремился сделать Древние Афины центром просвещения всей Эллады.

Женой этого человека была Аспасия из Милета. Она отличалась красотой и умом, а в своей общественной деятельности добивалась равноправия женщин. Жители города сравнивали Перикла с Зевсом, а его жену с Герой - женой громовержца. Однако брак этой пары не был признан официальным, так как Аспасия не являлась афинянкой. Правда, два сына от этого брака получили афинское гражданство.

При Перикле город процветал и был самым благополучным и сильным среди всех городов Древней Греции. В 429 году до н. э. стратег скончался. После этого начался постепенный закат могущественного города-государства.

Закат Древних Афин

В 431 году до н. э. началась война между Спартой и Афинами. Продолжалась она 30 лет, велась чрезвычайно жестоко. В этой войне принимали участие и другие греческие города. В историю она вошла как по названию союза, который возглавила Спарта.

Спартанцы несколько раз вторгались в земли Аттики и осаждали Афины. В ответ на это афиняне с моря нападали на пелопоннесские города. Был также организован морской поход на Сицилию. В нём принял участие флот из 134 триер (военных кораблей). Но эта крупномасштабная экспедиция успеха афинянам не принесла.

Потерпев ряд серьёзных поражений, Афинский морской союз распался. В самом городе произошёл переворот. В результате этого к власти пришёл вначале аристократический совет четырёхсот , а затем власть захватила более малочисленная группировка тридцати тиранов . Что касается народного собрания, то его полномочия были значительно сокращены.

Пелопоннесская война велась и на суше, и на море

В 404 году до н. э. афиняне капитулировали перед спартанцами. Им запретили иметь военный флот, а каменные стены порта Пирея были разрушены. Но долгая война ослабила не только Аттику, но и другие греческие полисы.

А в это время на севере появился новый могучий противник. Это была Македония, которая начала претендовать на гегемонию во всей Греции. Наибольшей мощи она достигла в середине IV века до н. э. при Филиппе II . Он создал хорошо вооружённую армию и начал покорять один греческий полис за другим.

Однако афинские земли продолжали оставаться культурным и торговым центром Эллады. Но жители города понимали, что македонцы скоро доберутся и до них. Об этом прямо говорил афинский оратор Демосфен. Его обличительные речи назвали филиппиками, а сам Филипп II объявил Демосфена своим личным врагом.

Политическая ситуация накалялась, и Древним Афинам ничего не оставалось делать, как создавать военный союз. В него вошли Фивы, Мегар и Коринфа. В 338 году до н. э. произошла битва возле беотийского города Херонея между войсками военного союза и армией Филиппа II. В этом сражении союзники были разбиты.

Победитель продиктовал побеждённым городам условия мира. Так как Филипп II был человеком умным, то формально он объявил покорённые полисы независимыми, но обязал их поддерживать его в военных кампаниях. Помимо этого он расставил в Аттике военные гарнизоны.

В большинстве покорённых городов к власти пришла аристократия, заискивающая перед Македонией. На этом закончилась классическая эпоха, и начался эллинистический период Древней Греции .

Во время эллинизма ситуация в Афинах постоянно менялась. Город то добивался независимости, то опять попадал под власть македонской армии. В 146 году до н. э. город оказался под властью Римской Республики на положении союзника. Но свобода была чисто формальная.

В 88 году до н. э. афиняне поддержали антиримское движения, которое возглавил понтийский царь Митридат VI. Но в 86 году до н. э. возле городских стен оказалось римское войско под началом Луция Корнелия Суллы. Римляне захватили когда-то великий город штурмом. Однако Сулла проявил милосердие из уважения к историческому прошлому Древних Афин: фиктивная свобода афинянам была сохранена.

В последней четверти I века до н. э. город вошёл в состав новой римской провинции. Но лишь в III веке н. э. значимость когда-то могущественных Афин полностью сошла на нет, и полис пришёл в полнейший упадок.

Город Древней Греции со знаменитым Акрополем, Афины, стал символом древней цивилизации и занял центральное место в жизни греков. Строительство Афин началось в микенскую эпоху с возведения Пелопонесских дворцов. Город рос и со временем стал олицетворять все греческие добродетели и пользоваться несомненным авторитетом, так, что даже после поражения в Пелононнеской войне спартанцы отказались разрушать город и порабощать граждан.

История возникновения Афинской империи

Доказательства существования исторического поселения в Акрополе были найдены рядом с местечком Агора. Существует предположение, что он был заселен уже в 5000 г., а возможно и 7000 г. до н.э. Согласно легенде, афинский царь Кекропс назвал город в свою честь, но с Олимпа было видно, что этот город был настолько красив, что заслужил бессмертное имя.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем, откуда хлынула вода, и он заверил людей, что теперь они никогда не буду страдать от засухи.

Афина была последней, она посеяла семя в землю, из которого быстро выросло оливковое дерево. Древние греки считали, что оливковое дерево более ценно, чем вода, поскольку она была была соленой из царства Посейдона. И Афина была выбрана в качестве покровительницы города, и он был назван ее именем.

Основными средствами существования для города Древней Греции стало сельское хозяйство и торговля, в основном по морю. Во время микенской эпохи (около 1550-1100 до н.э.) по всей Греции начинается массовое строительство массивных крепостей, и Афины не стали исключением. Руины микенского двора можно все еще увидеть сегодня в Акрополе.

Гомер в Илиаде и Одиссее изображает микенцев как великих воинов и мореплавателей, которые ведут торговлю в Эгейском и Средиземном морях. В 1200 г. до н.э. народы моря вторглись на греческий архипелаг Эгейского моря с юга в то время, как дорийцы одновременно пришли с севера материковой Греции. Когда микенцы вторглись в Аттику (область, окружающая Афины), дорийцы вышли из города оставив город Древней Греции нетронутым. Хотя как и в других частях древней цивилизации после вторжений отмечался экономический и культурный спад. Афиняне после этого начали претендовать на особый статус в Ионическом море.

Возникновение демократии в Древней Греции

Эрехтейон, Древняя Греция, Афины

Состоятельные аристократы устанавливать контроль над землями, со временем более бедные землевладельцы были порабощены богатыми гражданами. Причиной этого стало разное понимание законов города Древней Греции. Одна часть законодательства, представленная писаниями государственного деятеля Драко, считалась слишком сложной для исполнения, поскольку за большинство нарушений следовала смертная казнь.

Великий законодатель Солон призвал пересмотреть и изменить их. Солон, хотя сам принадлежал к аристократическим кругам, издал серию законов, которые даровали право голоса при решении политических вопросов, гражданам. Тем самым он заложил основу для демократии в Афинах в 594 г. до н.э.

После того как Солон отстранился от государственных дел, различные фракционные лидеры стали делить власть. В конечном итоге победил Писистрат, признавший ценность законов Солона и призывавший исполнять их в неизменном виде. Его сын, Гипипий, продолжил его политический путь, пока его младший брат, Хиппаркос, не убыл убит в 514 г. до н.э. по приказу Спарты. После государственного переворота в Древней Греции и урегулирования вопросов со спартанцами, Клисфен был назначен для реформирования правительства и законодательной базы. В 507 г. до н..э. он ввел новую форму правления, которая сегодня признается демократическим режимом.

По словам историка Ватерфилда:

«Гордость за то, что граждане Афин отныне могли участвовать в общественной жизни, дало огромный толчок для развития ими города» .

Новая форма правления обеспечила стабильность, необходимую для процветания Афин как культурного и интеллектуального центра древнего мира».

Эпоха Перикла в Афинах


Афины

При Перикле Афины вступили в золотой век, который ознаменовался культурным подъемом, сопутствующим появлению великих мыслителей, писателей и художников.

После того как афиняне одержали победу над персами в битве при Марафоне в 490 г. до н.э., и освободились от второго персидского вторжения в Саламине в 480 г. до н.э., Афины стали считаться центром военно-морской мощи древней Греции. Делосский союз был сформирован для создания сплоченной обороны городов-государств древней цивилизации для предотвращения атак персов. Под руководством Перикла Афины заслужили такой авторитет, что могли издавать собственные законы, вводить обычаи и вести торговлю с соседями в Аттике и на островах Эгейского моря.

Период правления Перикла вошел в историю древней Греции как золотой век философии, художественного и литературного искусства, расцвета Афин. Геродот , «отец истории», написал свои бессмертные труды в Афинах. Сократ , «отец философии», преподавал в Афинах. Гиппократ , «отец медицины», практиковался в столице древней цивилизации. Скульптор Фидий создал свои лучшие произведения для в Акрополе, храма Зевса и Олимпии. Демокрит провел исследования и выяснил, что вселенная состоит из атомов. Эсхил Еврипила, Аристофан и Софокл написали свои знаменитые пьесы. Платон создал академию наук рядом с Афинами в 385 г. до н.э., затем Аристотель основал Лицей в центре города.

Боевые сражения Афин

Мощь Афинской империи представляла угрозу для соседних государств. После того как Афины отправили войска на помощь спартанским войскам, чтобы подавить восстание Хелот, Спарта предложила древним грекам оставить поле сражения и вернуться домой. Инцидент спровоцировал войну, которая уже давно назревала.

Позже, когда город Древней Греции отправил свой флот для защиты союзника Сосуга (Конфу) против коринфского вторжения во время битвы за Сибота в 433 г. до н.э., это было истолковано Спартой как агрессия, а не помощь, поскольку Коринф был союзником Спарты.

Пелопоннесская война (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой, в которой так или иначе были задействованы все города Древней Греции, закончилась поражением для Афин.

Все культурные памятники были разрушены. В городе, имеющий репутацию образовательного центра и культуры всей цивилизации, возникло такое явление как порабощение населения. Афины изо всех сил пытались отстоять свое положение независимого государства, пока не были окончательно побеждены в 338 г. до н.э. войсками Македонии под руководством Филиппа II в Херонее.

После поражения в битве при Синосефале в 197 г. до н.э. Римская империя начала постепенное завоевание Древней Греции. Легенда гласит о том, члто римский полководец Сулла, которого уволили с высокой должности в Афинах 87 г. до н.э., был организатором резни граждан города и поджога порта Рипей.

В современном мире Афины хранят наследие искусства классической эпохи, поэтические и художественные достижения. В то время как Парфенон в Акрополе продолжает символизировать золотой век и расцвет Древней Греции.

Видео Афинский Акрополь древней Греции

  • Ок. 508 г. до н. э. — в Афинах побеждает демократия.
  • 461-429 гг. до н. э. — эпоха Перикла в Афинах.
  • 447-438 гг. до н. э. — строительство Парфенона.
  • 431-404 гг. до н. э. — Пелопоннесская война.

Древние Афины первыми из многочисленных городов-государств призвали к объединению сил для совместной защиты от новых вторжений Персии после греко-персидских войн. Для этого здесь был построен мощный флот.

В Афинах все мужчины-граждане могли высказаться о том, как следует управлять городом. Каждые десять дней они встречались, чтобы обсудить новые законы и голосованием принять решения. Этот тип правления называется демократией , что означает «власть народа». Женщины, иностранцы и рабы к голосованию не допускались.

Афинские храмы

Греки возводили величественные храмы из ослепительно белого мрамора. У большинства храмов крыши были треугольной формы и покоились на рядах колонн. Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Афинская агора

Афинская агора — центральная площадь и рынок в центре Афин. Она находится у подножья холма, который носит название Акрополь. Дорога, ведущая на Акрополь, называется «священный путь». На вершине холма находился храм Афины, богини мудрости и войны, который назывался Парфенон. Через главные ворота храма проходили религиозные шествия.

Мужчины ходили на агору, чтобы встречаться с друзьями. Мужчины же обычно и делали покупки на рынке. Люди со всей Греции приезжали в Афины, чтобы приобрести в агоре керамическую посуду. Жители из других городов могли поменять свои деньги у трапезита. Жонглеры на рынке развлекали толпу.

На рынке в афинской агоре продавался широкий спектр товаров. На прилавках продавали шерсть и льняную ткань, глиняные светильники, цветы, оливковое масло для светильников и даже рабы. В здании, носящем название «стоя», находились лавки. В них продавали золото, пряности и шелк. Продавалась в агоре и пища: горячая еда , мясо, фрукты и овощи, мёд для приготовления сладких блюд, яйца , сыр. Мясо во время продажи выкладывали на мраморную плиту, поддерживающую его охлажденным. Материал с сайта

Греческие мыслители задавались вопросом о смысле человеческого бытия. Два наиболее знаменитых философа, Сократ и Платон, жили в Афинах. Ученые пытались объяснить устройство мира. Они изучали растения , животных , человеческое тело, Солнце и звезды . Такие ученые, как Пифагор, открыли законы, которые по сей день применяют в математике. Грек по имени Геродот написал первую достоверную книгу по истории . Она была посвящена греко-персидским войнам.

Картинки (фото, рисунки)

  • Перикл
  • Греческие воины. Роспись на вазе
  • Рынок (агора) в центре Афин
  • Парфенон в Афинах - типичный греческий храм
  • Политик, произносящий речь перед афинскими гражданами
  • Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский
  • Платон
  • Сократ
  • Рукопись, содержащая известную теорему Пифагора
  • Геродот расспрашивает ветеранов греко­-персидских войн