Сегодня мы поговорим о мусульманской этике вкушения пищи. Согласитесь, кухня это место, где члены семьи собираются вместе чаще всего. Трапезный стол объединяет нас несколько раз в сутки. Дети и взрослые начинают есть с упоминанием имени Аллаха, благодарят Его за все блага. Именно за столом родители интересуются делами подрастающих детей. Скажу вам прямо: - Воспитание подростков начинается во время трапезы. Вкушая еду со взрослыми, они прислушиваются к их словам, учатся у старшего поколения, отсюда возникает понятие «преемственности». Если старшие не будут благодарить Аллаха после еды, то поверьте, дети вырастут точно такими же.

Помню, когда я учился в Московском Высшем Духовном Исламском колледже, листая учебник арабского языка, обнаружил мудрый и поучающий хадис благословенного пророка Мухаммада (алейхиссалям):

Сообщается, что Умар бин Абу Салама (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал мне: «О мальчик, скажи: "С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!" (Бисмилляхи!), — ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!"» (Согласованный хадис).

Еще с раннего детства перед тем как садиться за стол, родители учили нас простым правилам гигиены. Возможно, они не говорили, что согласно сунне пророка (алейхиссалям) нужно мыть руки, но все, альхамдудилля, это правило помнят и соблюдают.

В целях лучшего осмысления проповеди, предлагаю разложить основные мусульманские правила приема пищи по пунктам.

1.Бережное и уважительное отношение к продуктам

Всевышний Аллах повелел:

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Сура «Преграды», аят 31).

Этика трапеза начинается с бережного отношения к продуктам питания, в том числе и к воде. Люди из-за отсутствия воспитания не дают должное еде и пренебрегают милостью Господа. Иногда около мусорных контейнеров можно обнаружить килограммы недоеденного риса и прочих продуктов. Дошло до того, что подростки среди белого дня«играют в футбол» пиная вместо мяча буханку хлеба. Кто воспитал этих юношей? Поразительно, что прохожие проходят мимо них и никто не делает им замечания.

Хочу привести добрый пример из своей жизни. Однажды в Москве мне пришлось идти до метро с преподавателем по «фикху» устазом Фанилем. И вдруг мы увидели следующую картину: Сотни горожан переступали через валявшийся на пешеходной дороге кусок белого хлеба, и никто не хотел убрать его в сторону. Фаниль взял этот кусок, собрал крошки и положил все на чистый газон.

На одном сайте сообщается о результатах социального исследования. Оказывается, что каждый гражданин Евросоюза ежегодно выбрасывает на свалку в среднем 179 кг овощей, фруктов, мяса и других продовольственных товаров.

2. Вкушения только халяльных продуктов

Господь повелев питаться дозволенной едой «халяль» пожелал людям добро.

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Сура «Корова», аят 172).

Братья и сестры! Сторонитесь всей недозволенной пищи и бойтесь Аллаха! Каждый кусок пищи-харам убивает наш организм и негативно влияет на психику. Большинство мусульман живших в Советском Союзе не имели представления о «халяльной» пище. Такая тенденция прослеживается и в наше время. Порой советуешь людям не есть «магазинное» мясо (харамное), на что они обижаются. Одна старая татарская бабушка, которой за семдесять, как-то сказала мне: «Да ладно тебе, какая разница между обычным и халяльным мясом, вкус один и тот же!». Разница большая! Будете есть дозволенное мясо, - Всевышний за это дарует вам крепкое здоровье и аджр. Будете продолжать питаться запретными религией продуктами, - все это закончится Адским пламенем, ибо сам пророк (алейхиссалям) предупредил:

«Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» (ат-Тирмизи).

3. Мытье рук до и после еды

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поел (мясо) от овечьей лопатки, а затем совершил молитву, не совершая омовение» (Абу Дауд, хадис достоверный).

Большинство кишечных инфекций, как правило, передается через грязные руки деньги и прочие предметы. На татарских меджлисах после чтения «Корана» раздается «хаер» (подарки гостям деньгами итд), люди руками берут деньги и потом сразу же приступают к еде. Так поступать не стоит, дотронулись до них - обязательно протрите руки дезинфицирующей салфеткой.

4. Человеку, в состоянии осквернения «джунуб», предпочтительно совершить омовение и помыть руки до вкушения еды:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в состоянии осквернения хотел есть или спать, то он совершал омовение» (ан-Насаи, хадис достоверный).

5. Произношение имени Аллаха «Тасмия» до вкушения пищи и восхваление Аллаха после еды

Достаточно перед едой сказать «Бисмилля» т.е. «Во имя Аллаха!». После окончание трапезы читается молитва, которой нас научил пророк (алейхиссалям):

«Аль-хамду лилляхи аллязи атгамана, ва сакана, ва джааляна муслимин» - «Хвала Аллаху, Который накормил нас, напоил нас и сделал нас мусульманами».

Если верующий вдруг забудет произнести имя Аллаха до еды и потом вспомнит об этом, то ему необходимо сказать следующее:

«Бисмилляхи фи аввалихи ва ахырихи»

Посланник Всевышнего (алейхиссалям) учил:

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «Бисмилляхи фи аввалихи ва ахырихи», - «С именем Аллаха в начале и конце её!» , - (ат-Тирмизи).

Научите своих детей этим нужным молитвам! Читая их мы благодарим Аллаха за то, что Он оградил нас от голода! Недавно вся Россия отмечала День освобождения Ленинграда от блокады. Тогда от голода погибло около 633 000 человек, среди них много мусульман. Пережившие весь ужас той войны ветераны и блокадники знают истинную цену каждой крошки хлеба.

6. Мусульманин должен есть и пить правой рукой

Это важное правило, которым иногда пренебрегают верующие. В хадисе сказано:

«Пусть кушает каждый из вас правой рукой, пьет правой рукой, берет правой рукой и дает правой рукой, ибо поистине, шайтан есть левой рукой, пьет левой рукой, дает левой рукой и берет левой рукой!» (ибн Маджа, хадис достоверный).

Шайтан был проклят и прогнан из-за того, что он возгордился и отказался выполнить повеление Аллаха. Те люди, которые намеренно едят и пьют левой рукой, зная, что так поступать по Исламу нельзя, уподобляются Иблису и следуют за ним. Господь может поразить такого гордеца в любой момент, о чем свидетельствует следующий хадис:

«Однажды Пророк (алейхиссалям) увидел человека, который ел левой рукой. Он сказал ему: "Ешь правой рукой". Тот ответил: "Я не могу". Тогда он сказал: "И не сможешь! Он не послушался только из-за высокомерия". Мужчина же даже не смог донести руку до рта» (Сахих).

Как же быть левше? Ему необходимо переучиваться. Проявляя усердие человек в состоянии изменить себя и добиться поставленной цели.

Продолжение следует

Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов

Вся хвала Аллаху.

Наставления Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) относительно еды, самые лучшие наставления. Ибн Гайм сказал:
1. Когда он брал рукой еду, то говорил Бисмиллях (Во Имя Аллаха), и он говорил людям произносить тоже самое. Он сказал: «Когда кто нибудь из вас кушает, то пусть упомянет имя Аллаха. Если забудет упомянуть в начале, то пусть скажет Бисмиллях фи аввалихи ва ахирихи (Бисмилля в начале и конце)» Тирмизи (1859) и Абу Дауд (3767)
Правильным мнением является то, что упоминание Аллаха (говоря Бисмиллях) является обязательным во время еды. Хадисы указывающие на это достоверны и ясные, без какого либо противоречия
2. Когда они подносил еду ко рту, то говорил «Аль хамдулилляхи хамдан касиран тайибан мубаракан фихи гайри мафийин ва ла мувадда ва ля мустагни анху Раббана азза ва джал» (Хвала Аллаху частая, чистая, благая. Он тот кто Сомодостаточен, Кто кормит и не кушает, Кто Извечный, и вечность с Ним, и Тот в Ком нуждаются. Он наш Господь, Возвышенный) Передано Бухари (5142)
3. Он никогда не критиковал еду. Если ему нравилась, то он кушал ее, если не нравилась, то он оставлял ее, не говоря ни слова. Передано Бухари (3370) и Муслимом (5076). Или он говорил: «Я не хочу кушать это» Бухари (5076) Муслим (1946)
4. Иногда он хвалил еду, как когда он спросил у своей семьи и еде, и они ответили: «У нас нет ничего кроме уксуса» Он попросил его и начал есть говоря: «Как прекрасен уксус»» Передано Муслимом (2052)
5. Он говорил во время еды, как это видно из сообщения об уксусе.
И он сказал своему пасынку, Умару ибн Аби Саламе когда он кушал с ним: «Скажи Бисмиллях, и кушай то что перед тобой на блюде» Передано Бухари (5061) и Муслим (2022) (Во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было принято кушать из одной тарелки, и дети иногда забывали о правилах этикета – переводчик)
6. Он настойчиво призывал гостей кушать, как богатый хозяин, и это видно в хадисе Абу Хурайры, переданным Бухари, о молоке, где он говорил ему «Пей!» и продолжал повторять пока он (гость) не сказал: «Клянусь Тем Кто послал тебя с истиной, у меня больше нет места». Бухари (6087)
7. Когда он кушал с другими, то не уходил пока не делал дуа за них. Он совершил дуа в доме Абдуллаха ибн Бишр, и сказал: «О Аллаха, благослови их в том что Ты дал им, и прости их и дай им Свою Милость». Муслим (2042)
8. Он приказал людям кушать правой рукой и запретил им кушать лейво. Он сказал: «Шайтан кушает левой и пьет левой рукой» Передано Муслим (2020). Это означает, что кушать левой рукой харам, и это правильное мнение, потому что тот кто кушает левой или шайтан или подражает ему.
Также передано в сахих хадисе, что он сказал мужчине который кушал левой: «Ешь правой рукой!» Мужчина сказал: «Я не могу» Он сказал: «Чтоб ты никогда не мог» и мужчина никогда не мог поднести правую руку ко рту. Муслим (2021). Если бы было разрешено кушать левой, то он не сделал бы дуа против него. Это произошло по упрямому невежеству которое заставило его ослушаться приказа, и это было непослушание которое заслуживало молитвы против него.
9. Он приказал тем кто жаловался, что никогда не наедались, кушать вместе, и упомянуть Имя Аллаха (сказал Бисмиллях) над едой, чтобы Он благословил ее для них.» Передано Абу Дауд (3764) и Ибн Маджа (3286)
См. Заад аль Маад, 2:397-406
10. Передано также что он сказал: «Я не кушаю облакотившись» Передано Бухари 5083
11. Он кушал пользуясь тремя пальцами (правой руки), и это лучший способ еды.
См. Заад аль Маад, 220-222. И Аллаху известно лучше.

Диета Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует):
1. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) узнавал о том что он кушал
2. Он кушал то, что было благом для него
3. Он кушал столько, сколько позволяло ему быть в форме, и не кушал так что это приводило к полноте. Ибн Умар передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а кяфир в семь» Передано Бухари (5081) и Муслимом (2060)
4. Он научил умму способам защиты от болезней вызванных едой и питьем. Он сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже чем желудок. Если ему необходимо наполнить его, то пусть наполнит одну треть едой, одну треть питьем, и одну треть воздухом» Передано Тирмизи (1381), оценен как сахих шейхом Абани в аль Силсиля ал Сахиха (2265)

Аллаху известно лучше.

Самое главное дуа верующего, которое не занимает и секунды на произнесение, но которое обладает множеством благословений, это «Бисмиллях» - «С именем Аллаха». Мусульманину заповедано начинать каждое свое деяние с имени Всевышнего, так он предоставляет себя и свое дело Всевышнему, признавая, что любой исход принадлежит лишь Аллаху, и только Аллах может даровать благое его завершение. Словом «Бисмиллях» верующий вдыхает душу в свой поступок и посвящает его Аллаха, будь то самое обычное и обыденное деяние. В эти благословенные дни мы связываем с постом, разговением и приемом пищи, и поэтому, особенно важно перед приемом пищи, проявив смиренность и покорность перед Тем, кто даровал нам еду, начать его с имени Аллаха. В хадисах Посланника Аллаха (мир ему) о важности «Бисмиллях» перед едой сказано:

«Скажи: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», и ешь правой рукой».

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце ее /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».

« Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошел (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха, мы (никогда ничего не брали первыми), пока не (начинал есть) посланник Аллаха, (Однажды,) когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, (спешившая так,) будто ее подгоняли. Она (сразу подошла к еде) и протянула к ней руку, но посланник Аллаха, схватил ее за руку, а потом явился какой-то бедуин, (также) будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, посланник Аллаха сказал: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привел сюда эту девочку, чтобы (с ее помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы (с его помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была (рука шайтана)!», после чего (пророк) произнес имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде».

Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) посланника Аллаха, не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце ее», и тогда пророк рассмеялся и сказал: «Шайтан (все время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя все то, что было у него в чреве».

В дни Рамадана верующий особенно начинает ценить пищу, дарованную Аллахом, которую в обычное время он может принимать как само собой разумеющееся. Наш удел, наш ризк и пища - лишь от Аллаха, и начиная с Бисмилля, верующий признает это, осознает свое истинное положение и выражает благодарность Аллаху. Поэтому очень важно начинать прием пищи с имени Всевышнего. Если же он по забывчивости не сделал этого, то в процессе приема пищи он должен произнести «С именем Аллаха в начале и конце ее» /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/.

Как известно, мусульманину желательно начать любое благое дело с поминания Всевышнего Аллаха (зикра). А лучшим зикром для такого случая считается «БисмиЛлях ». Человек, начавший таким образом своё благое дело, не только получает вознаграждение – его начинание будет благодатным, и есть надежда, что оно завершится благополучно.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Любые слова и дела, которые не начинаются поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), являются неполноценными ». (Ахмад, 2/359).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословление) говорится:

كل أمر ذي بال لا يبدأ فيه ببسم الله الرحمن الرحيم فهو أبتر

«Любое важное дело, не начатое с "БисмиЛляха" (именем Аллаха Милостивого Милосердного), будет лишённым блага (обрубленным – «абтар») ». (Ан-Насаи, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Приступая к еде, также следует сказать «БисмиЛлях », так как принятие пищи является одним из благих дел, если это делается с намерением укрепить организм для совершения поклонения Всевышнему Аллаху. Ели начать трапезу с произнесения «БисмиЛлях », это придаст еде баракат, способствующий насыщению даже небольшим количеством еды.

Если же человек забыл сказать «БисмиЛлях », когда он приступал к еде, то ему следует произнести его сразу же, как только он вспомнит об этом. Однако «БисмиЛлях » в таком случае следует произносит чуть по-другому: « ».

Аль-Хатыб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:

«Если человек не произнёс "БисмиЛлях" по забывчивости или намеренно в начале омовения или принятия пищи, то ему следует произнести эти слова в течение омовения или еды, сказав: "Бисмилляхи авваляху ва ахираху ".

Так как в хадисе, который передаётся от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

"Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт «БисмиЛлях"), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: "Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху" (С именем Аллаха в начале и конце её) " (Абу Дауд Тирмизи).

Сказал наш Шейх: "Ясно, что следует произнести это также и после окончания приема пищи, чтобы шайтана вырвало тем, что он съел "». («Мугни Аль-Мухтадж »)

От Умаййа бин Махши (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم جالسا ورجل يأكل، فلم يسم حتى لم يبق من طعامه إلا لقمة، فلما رفعها إلى فيه قال: بسم الله أوله وآخره، فضحك النبي صلى الله عليه وسلم ثم قال: ما زال الشيطان يأكل معه، فلما ذكر اسم الله استقاء ما في بطنه

«Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался только один кусок. Поднеся его ко рту, этот человек сказал: "С именем Аллаха в начале и конце её", и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся и сказал: "Шайтан всё время ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя всё то, что было у него в животе "» (Абу Дауд и Ан-Насаи).

Здесь подразумевается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что этот человек не помянул Аллаха, только в конце трапезы, поскольку он не стал бы молчать, если бы знал об этом с самого начала.

По единогласному мнению учёных, желательно поминать имя Аллаха (произносить «БисмиЛлях ») в начале принятия пищи. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-либо другой причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, то желательно, чтобы он так и поступил. В таком случае ему следует произнести следующие слова: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахыраху », как указывается в приводимом выше хадисе.

Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха (произносить «БисмиЛлях») точно так же, как и во время еды. Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) и не только они указывали, что во всех этих случаях желательно произнести «БисмиЛлях » вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его примеру.

Произнести «БисмиЛлях » во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Произнести «БисмиЛлях » следует каждому из участников трапезы, однако если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных.

Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт за всех один из присутствующих.

Муслим Абдулаев