Р. Сапожников

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства.

Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося.

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук.

Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной Цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

Школа включает переложения и обработки народных песен, сочинения русских, западноевропейских и советских композиторов, небольшие этюды и специальные упражнения. Этот материал расположен в порядке постепенного возрастания трудностей. Но педагог может изменять последовательность изучения приемов игры, учитывая индивидуальные данные и успеваемость каждого ученика.

Школа составлена в виде отдельных заданий, рассчитанных на несколько уроков. Задание, как правило, включает упражнения, этюд и пьесу, в которых используются одинаковые приемы. Этим достигается развитие определенных навыков в связи с художественными задачами.

Количество уроков, требуемых для прохождения того или другого задания Школы, зависит как от трудности учебного материала, так и от успеваемости ученика.

Почти во всех заданиях Школы упражнения даются в сокращенном виде. Учащиеся должны понять и сознательно продолжить упражнение, что активизирует их внимание и развивает творческие навыки. Этой же цели служат задания по самостоятельному транспонированию этюдов и упражнений.

Материал Школы изложен крайне сжато и предполагает собственную инициативу педагога в подборе дополнительной учебной литературы, согласно требованиям существующих программ.

Особое внимание следует обратить на расширение учебно-художественного репертуара; в этом отношении инициатива педагога имеет наиболее важное значение.

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с , то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в , как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Габриэль Форе – Элегия (виолончель)

  • Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей.
  • Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой.
  • Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность.
  • Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу.
  • Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру.
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям.
  • При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица.
  • Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части.
  • Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу.
  • Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле.
  • Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите.
  • Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели.
  • Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте.
  • Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим.
  • Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами.
  • Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений.
  • Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними.

Муниципальное образовательное учреждение

«Детская школа искусств №1»

Преподавателя по классу виолончели Приваловой Т.П.

Тема: « Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения»

Выполнила:

преподаватель оркестрового отделения

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1»

Привалова Татьяна Павловна

Г. Балашов 2013г

План

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Знакомство с инструментом
  2. Формирование игровых навыков в виде игры
  3. Подготовительные упражнения с карандашом для правой руки
  4. Подготовительные упражнения для левой руки

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи педагога в период начального обучения музыканта

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога по специальности в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося,

создать условия для самореализации, самопознания и самоопределения личности, применять такие средства, которые помогли бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие. Необходимо проводить на переменках во время урока творческие физкультминутки на координацию движений, снятие мышечной напряженности и усталости, следить за формированием правильной осанки (удобная, правильная поза за инструментом), применять принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижению барьера страха, формированию доверия к преподавателю и развитию доброжелательных взаимоотношений).

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук. Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитывать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

Глава I. Знакомство с инструментом.

Итак, первое знакомство с инструментом, со звучанием виолончели в исполнении педагога и вообще с миром музыки должно быть ярким, запоминающимся, но, когда ученик видит виолончель и смычок, он психологически и физиологически закрепощается, потому что ему кажется это очень трудным, поэтому первые навыки держания и ведения смычка отрабатываются на карандаше или палочке, которые не вызывают у ученика чувство страха.

На первых уроках педагог знакомит ученика с деталями инструмента и смычка, названиями открытых струн. Большое значение имеет правильный подбор инструмента и смычка в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на ½ сидения стула, спина – прямая, корпус обычно слегка наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в трех точках:

1 . На шпиле.

2 . У груди – ближе к правой стороне.

3 . У колена левой ноги.

В ряде случаев также виолончель поддерживается и правой ногой. Для удобства игры виолончель устанавливается несколько наклонно. Наклон инструмента регулируется при помощи шпиля. В современной игре на виолончели применяются не только прямые, но также изогнутые шпили. Изгиб не должен быть чрезмерным. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем. Для удобства ведения смычка на струнах Ля и Ре виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, иначе ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне До.

Обычно в начальный период обучения используется следующий стереотип развития: начальная постановка рук, изучение нот и последующее разучивание пьес по «Хрестоматии», в которой каждая новая пьеса включает в себя новые технологические трудности. Занятия строятся от простого к сложному. Маленькие успехи рождают желание добиваться больших успехов, а также вдохновляют ученика к дальнейшей работе. Разучивание пьесы – это уже музыкальное творчество, оно должно приносить радость и определенное удовлетворение, когда пьеса «получается». Такие занятия приносят радость, а это в огромной мере способствует быстрой, интуитивной приспособляемости рук, мышц игрового аппарата к инструменту.

Глава II. Формирование игровых навыков в виде игры.

Намного целесообразнее на первом этапе обучения использовать множество простых упражнений, которые преподносятся ученику в виде игры. Каждая такая игра-упражнение может носить своё название и на уроке, кроме изучения пьесы, следует уделять время для занятий этими упражнениями, которые постоянно обновляются. Так, постепенно ученик сделает первые шаги в деле формирования всех игровых навыков и приёмов в простейшем виде. У ученика, на основе правильно заложенных в подсознании игровых рефлексов, вырабатывается интуиция к постижению новых исполнительских задач. Если же исполнительская интуиция малоразвита, малоактивна, то при встрече с новым «трудным» исполнительским материалом могут появиться, пусть даже незначительные физиологические закрепощения игрового аппарата, которые могут постепенно привести к напряжению уже крупных мышц, а это ведет, в свою очередь, к изменению конфигурации постановки рук. Исправлять ставшее неправильным очень трудно, а часто плановость работы в учебном музыкальном заведении не позволяет приостановиться, отойти чуть назад, сделать некоторую профилактику постановки рук. Неправильности наслаиваются, нагромождаются и ученик становится малоперспективным.

Работа над музыкально-исполнительской техникой требует от играющего полной сосредоточенности, сознательного проявления воли, активности и инициативы, настойчивости в достижении цели, усидчивости в занятиях. Все эти качества, способности, черты характера учащегося воспитываются в семье, в общеобразовательной школе, в различных общественных организациях. Этому должны уделять большое внимание и педагоги музыкальных учебных заведений.

Дошкольное воспитание основывается на образно-эмоциональном восприятии музыки. Возможность понимать музыку, эмоционально реагировать на нее, вначале намного опережает у детей умение играть. Преподавателю необходимо последовательно и комплексно развивать малыша на основе сочетания пения, слушания, изучения нотной грамоты, подбора мелодий, транспонирования с постановочным оформлением рук, упражнениями, нацеленными на освобождение игрового аппарата от излишнего напряжения. Наблюдения показывают, что дети не могут слишком долго играть гаммы и арпеджио, ввиду недостаточного внимания и усидчивости. Но и взрослые ученики не всегда имеют возможность уделять много времени этим упражнениям. Одним из самых необходимых видов работы в дошкольном периоде является пение. Разучивание попевок целесообразно начинать в диапазоне большой секунды и постепенно его увеличивать. Это способствует развитию звуковысотного слуха, образованию связи «вижу- слышу - воспроизвожу». Таким образом, осваивается высотная характеристика звуков и их обозначение на нотном стане. В дальнейшем это дает возможность перейти к анализу мелодической линии пьесы: восходящее или нисходящее движение мелодии, поступенно или скачком, повторение одного и того же звука. Определяя характер и настроение пьесы, ученик неизбежно связывает их со своими переживаниями.

Первые пьесы, пока ученик не освоил приемы держания и ведения смычка, учимся играть «щипком» – прием pizzicato на открытых струнах. Одновременно приучаемся правильно держать смычок, тренируемся, как уже говорилось, на карандаше. Правильное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре piano у колодочки приходится удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца - с небольшим нажимом. При игре forte нижней частью смычка рука заметно опирается на струну, в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительный нажим. Опора руки сосредоточивается при этом главным образом на указательном и большом пальцах. Смычок ведется обычно с небольшим наклоном трости в сторону грифа.

В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно; он (способ) призван содействовать правильному, свободному ведению смычка и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.

Глава III. Подготовительные упражнения с карандашом для правой руки.

Правильные параметры конфигурации кисти:

4 пальца слегка разобщены, округлые, большой палец также округлый и приставляется против 2-ого;

Держа на весу карандаш, ударять «подушечкой» попеременно каждого (1-4) пальца, не отрывая все остальные пальцы;

Держа карандаш, катать его между четырьмя и большим пальцами, добиваясь свободной пластичности движений;

Производить с карандашом вращательные движения кистью в одну и в другую стороны;

Производить, держа карандаш, движения кистью вверх и вниз (как делают это при прощании или при игре в мяч об пол);

Производить перемещения по карандашу (палочке) посредством перебора пальцами;

Нажимая попеременно то 1-м, то 4-м пальцем, добиться эффекта качелей;

Приближать и удалять карандаш к ладони, сгибая и разгибая пальцы.

Выработка первоначальных навыков ведения смычка:

Задача преподавателя с первоначального этапа обучения музыке состоит в том, чтобы научить ученика работать только нужными мышцами для того или иного игрового движения и с необходимым для этого движения мышечным усилием. Итак, подготовительные упражнения для правильного ведения смычка:

1. Упражнение-игра «Поезд».

Поставим смычок на стол (волосом вниз) как бы на воображаемые «рельсы». Возьмем «поезд» только 2-м и большим округлыми пальцами и протащим его по «рельсам». Кисть в разных точках пространства остается неизменной, конфигурация кисти, по отношению к смычку во время игры не меняется, меняется только угол между кистью и предплечьем.

2. Упражнение-игра «Качели».

Между 2-м и большим пальцем проходит ось «качелей». 1-й и 4-й пальцы постоянно в процессе игры координируют нажим каким-либо из этих пальцев на трость по ту или другую сторону оси.

3. Упражнение-игра «Турник».

Ученик опускает четыре пальца в точки сгиба первых фаланг на смычок, который держит перед ним на уровне груди учитель, и рука всем своим весом безвольно повисает на этом «турнике». При покачивании смычка учителем из стороны в сторону расслабленная рука ученика должна ответно двигаться волнообразно, свободно прогибаясь во всех сочленениях. Здесь мы ставим целью выработать у ученика навык работы определенных мышц руки автономно, при полной расслабленности всей руки, при покое других мышц этой руки и всего тела. Педагог при этом должен добиться осмысленного контроля учеником за правильностью всех параметров держания смычка. На этом этапе целесообразно использовать смычок самый маленький, самый легкий, т.к. держание на весу тяжелого смычка может вызвать в руке напряжение. Ведь при игре смычок своим весом опирается на струну.

4.Упражнение-игра «Тяни-толкай».

Учащимся необходимо постепенно усвоить очень важные двигательные ощущения: при ведении смычка вниз (П) его нужно «тащить», а при ведении «вверх» (V) - «толкать».

Глава IV. Подготовительные упражнения для левой руки

1-й и большой палец соединить так, чтобы получилось колечко. То же самое - остальными пальцами, постучать каждым пальцем о большой палец. При соединении с большим пальцем стараться сохранить колечко, при этом работает только один палец, другие не должны помогать, и по возможности, не должны вовлекаться в движение. На это обращать особое внимание. Далее это упражнение производить на грифе, чередуя разные варианты аппликатуры:

Прижат(ы) Опускается с легким ударом

1-й 2-й

1-й и 2-й 3-й

1-й,2-й и З-й 4-й

1-й, 2-й,3-й и 4-й вместе

1-й, 2-й и 3-й одновременно

1-й и 2-й 3-й и 4-й одновременно

2-й 1-й и 3-й

1-й и 3-й 2-й и 4-й

2-й 1-й и 3-й попеременно

1-й и 3-й 2-й и 4-й попеременно

1-й и 2-й 3-й и 4-й попеременно

Очень часто встречается такая ошибка у учеников, когда после 1 -го прижатого пальца опускается на струну только 3-й без 2-го, который в это время остается поднятым, что ведет к напряжению в кисти. Кисть при этом «деревенеет», от зажатости, лишается пластичности. При игре с вибрацией ученик будет использовать только один игровой (вибрирующий) палец на струне. А в технических последовательностях все предыдущие пальцы должны находиться на струне. Ставить пальчики надо на «подушечки», т.к. именно там находится самая чувствительная, самая «умная» область пальца -рецептор, нервное окончание. Большой палец должен быть постоянно прижат к шейке, т.е. должен опираться на шейку и как бы образовывает «колечко» с 1-м пальцем, как это было в упражнении. В этом случае используется минимальное усилие противолежащих пальцев (игровых и большого пальца) по обеспечению прижатия струны к грифу.

1. Упражнение-игра «Семафор»

Палец должен хорошо «запомнить» ощущение легкого скольжения и мгновенного торможения посредством кратковременного усиления давления. Остановку необходимо производить точно на черте перед «семафором». Движение вырабатывается до очень быстрого, а остановка - до моментальной. Этот прием надо отрабатывать как в направлении вверх, так и вниз, отдельно каждым из 4-х пальцев.

2. Упражнение-игра «Пропеллер»

Ученическую линейку зажать в кулаке и вращать то в одну, то в другую сторону на сколько возможно быстро. Осью вращения в этом случае будет являться предплечье и кисть, составляющие собой прямую. При этих вращательных движениях рука должна оставаться абсолютно свободной. Это упражнение является подготовительной формой развития вибрации. Надо не забывать о том, что в раннем возрасте ребенок не может заниматься длительное время одним и тем же видом занятий. Поэтому педагог должен давать ему передышку по мере необходимости и отводить время на изучение нот, устройство инструмента и т.д.

Педагог должен постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений изучаемых произведений. С первых уроков и на протяжении дальнейшего обучения необходимо добиваться интонационной и ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука - есть основные требования на всех этапах обучения. Не допуская излишнего форсирования звука, а также поверхностного звучания, необходимо как можно раньше пробудить в ученике стремление к певучести звука и выразительности исполнения.

Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений с аккомпанементом обогащает музыкальное представление учащегося, помогая лучше понять содержание произведения, заставляя добиваться согласованного ансамблевого звучания.

На уроках по специальности ученик должен осваивать первые навыки игры в ансамбле. Занятия в ансамбле могут проводиться на первых порах в паре с педагогом (педагог исполняет более трудную партию). Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели проблемы, возникающие у преподавателей виолончельных классов в работе с учащимися на начальном этапе обучения. Именно этот этап, где закладывается фундамент формирования ученика в музыканта-исполнителя, требует к себе самого пристального внимания со стороны музыкантов-методистов, психологов и физиологов. Все проблемы рассматриваются с момента начала игры на виолончели, но специалистам необходимо детально разработать подготовительный период, имеющий своей целью уменьшить психофизиологические трудности, возникающие у юного музыканта на первых уроках музыки. Стремясь к оптимизации процесса обучения, педагогу надлежит широко применять системный метод в изучении проблем, искать новые творческие решения, создавать широкое поле для совершенствования музыкальной культуры следующих поколений.

Литература

А.Броун. «Очерки по методике игры на виолончели». Москва.1989г.

Р.Сапожников. «Обучение начинающего виолончелиста». Москва.1998г.

Х.Беккер. «Техника и искусство игры на виолончели». Москва.1978г.

В. Бирина « Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа). Москва. 1988

Н.Бойцова « История инструментального исполнительства» 2005 Берлянчик


Виолончельная Школа К. Ю. Давыдова была написана в 1887-1888 гг. Это сочинение выдающегося русского виолончелиста и педагога, получившее заслуженное признание всего виолончельного мира последнего полувека, до сих пор в большой степени сохранило свою педагогическую и методическую ценность.

Представляющее собой великолепно систематизированное обобщение долголетнего педагогического опыта главы русской виолончельной школы К. Ю. Давыдова (1838-1889) сочинение это одновременно отражает и прогрессивность методических взглядов автора и его педагогический талант. Школа Давыдова является одним из первых сочинений этого рода, базирующихся на строгой рациональной системе изучения игры на виолончели. Школа охватывает примерно два первых года обучения. Начинается она с изложения основ так называемой постановки виолончелиста, описания законов ведения смычка и положения левой руки на грифе.

Затем детально рассматривается первая позиция; при этом четко дифференцируются широкое и узкое расположение пальцев на грифе (что является одной из основных и специфических предпосылок к достижению чистой интонации на виолончели). В первом же разделе Школы описываются элементарные штрихи с ис-пользованием различных частей смычка; вскрываются законы равномерного и неравномерного движения смычка. С целью концентрации внимания ученика на данной штриховой трудности «неравномерным» штрихам предпосылаются соответствующие упражнения на открытой струне. Значительное внимание в этом разделе уделяется технике переходов смычка со струны на струну.

Второй раздел Школы посвящен первым четырем позициям. Кроме того, здесь в сущности впервые в виолончельной педагогической литературе излагается методически обоснованная система смены позиций. Система эта полностью сохранила свое значение и в современной виолончельной практике.

В третьем разделе Школы рассматриваются более высокие позиции (до седьмой включительно) и приводятся все двухоктавные (мажорные и минорные) гаммы.

Гаммы имеют два вида аппликатуры - с применением открытых струн и без них. Гаммы с используемой Давыдовым стандартной для всех тональностей аппликатурой без применения открытых струн дают незаменимый материал для тренировки в смене позиций, в чередовании узкого и широкого расположения пальцев; они способствуют выработке чистой интонации и ровности звучания.

Это свое сочинение, написанное уже к концу жизни, Давыдов рассматривал как первую часть Школы. В задуманную Давыдовым вторую часть должны были войти более сложные элементы виолончельной игры (использование верхних регистров, ставка, двойные ноты, флажолетная техника, более сложные штрихи и т. д.) Нотный материал Школы известным образом отражает характерное для Давыдова-педагога стремление к единству технического и художественного развития виолончелиста. Давыдов не ограничивается в Школе абстрагированными от музыкального содержания и смысла упражнениями или гаммами, а дает (озаглавливая их примерами) целый ряд (51) небольших этюдов-пьес, соответствующих определенным техническим заданиям и в то же время обладающих несомненными художественными достоинствами. Эти примеры, написанные с сопровождением второй виолончели, были изданы и с оригинальным фортепьянным сопровождением.

В настоящем издании полностью сохранен оригинальный текст и нотный материал Школы. В конце приведен ряд дополнений, обусловленных современным уровнем советской виолончельной методики, а также необходимостью уточнения и разъяснения некоторых формулировок Давыдова.

За материал спасибо торрент-юзеру