В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса.

Ныне Центральная избирательная комиссия РФ (включающая с 1995 г. по настоящее время 15 членов вместо 21, как это было в 1993 г.) формируется сроком на 4 года уже не только Президентом РФ, но и на паритетных началах палатами Федерального Собрания России: Государственной Думой и Советом Федерации. Отметим, что срок полномочий ЦИК РФ равен сроку полномочий Президента РФ и Государственной Думы. Сам порядок формирования подчеркивает ту роль, которую играет Центральная избирательная комиссия, возглавляющая всю систему избирательных комиссий в Российской Федерации. В ее формировании принимают участие, как Президент России, так и обе палаты Федерального Собрания. В Государственной Думе право выдвижения кандидатур в состав ЦИК принадлежит депутатским объединениям (фракциям и группам) и отдельным депутатам. Однако наибольшие шансы попасть в состав Центризбиркома имеют кандидаты, предложенные фракциями и депутатскими группами. Правда, по Федеральному закону 1997 г. «Об основных гарантиях...» в состав ЦИК не может быть избран более чем один кандидат, выдвинутый одним и тем же депутатским объединением (фракцией или группой). В Совете Федерации в соответствии с установленной процедурой на голосование ставятся кандидатуры, выдвинутые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Голосование по кандидатам тайное.

Члены ЦИК путем тайного голосования избирают своего Председателя, его заместителя и секретаря Комиссии вместо прежнего принципа (по актам 1993 г.) назначения руководства Комиссии, что укрепило демократические принципы формирования при усилении персональной ответственности членов Комиссии. Эти новации были закреплены в специальном Положении согласно постановлению ЦИК РФ №11 от 21 марта 1995 г. (позже в него вносились поправки), принятом на основании ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...». В частности, данное Положение оговаривает, что до избрания Председателя заседание ведет старейший по возрасту член вновь избранной Комиссии, открытым голосованием избирается счетная комиссия из 3 членов. По кандидатам на пост Председателя проводится открытое обсуждение среди членов Комиссии, так же открыто и гласно утверждается текст бюллетеня, проходит голосование и подсчет голосов, после чего данные заносятся в протокол. Избранным признается тот кандидат на должность Председателя Комиссии, который набрал 8 и более голосов членов Комиссии. В случае необходимости проводится на основе принятия специального постановления второй тур голосования либо организуются новые выборы (если ни один из внесенных в список кандидатов не получил требуемое для избрания количество голосов). Тем же путем избираются заместитель Председателя и секретарь Комиссии. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти- М.: РЦОИТ, 2002. С. 82

Центризбирком действует в соответствии с принимаемым им самим Регламентом. Правда, впервые на законодательном уровне Регламент ЦИК РФ был упомянут в Федеральном законе 1997 г. «Об основных гарантиях...». Естественно, ЦИК не только принимает свой Регламент (первоначально был принят 28 июня 1995 г.), но и вносит в него изменения. Право принятия собственных регламентов подчеркивает организационную самостоятельность избиркомов.

Принцип коллегиальности находит свое проявление и в организации работы ЦИК РФ и избирательных комиссий других уровней. Согласно процедуре созыва и проведения заседаний Комиссии право созыва принадлежит Председателю Комиссии либо по его поручению его заместителю, а также на основании письменного требования не менее трети всех членов Комиссии с правом решающего голоса или половины членов Комиссии с правом совещательного голоса. При этом заседание Комиссии признается правомочным в случае, когда на нем присутствуют Председатель или заместитель Председателя Комиссии и не менее половины от списочного состава членов Комиссии с правом решающего голоса. Решения должны приниматься открытым голосованием большинством голосов от присутствующих на конкретном заседании, а решения нормативного характера - большинством голосов от общего числа членов Комиссии. Председатель Комиссии, распределяя обязанности между ее членами в целях организации работы по выполнению ее решений, обладает правом давать поручения членам Комиссии, приглашать на заседания представителей власти, общественных организаций и т.д., а также представлять Комиссию в государственных органах, в международных организациях и др., информировать Президента страны, Государственную Думу, иные государственные органы о работе Комиссии. Председатель обладает и другими полномочиями, в том числе распоряжается финансами.

Члены ЦИК РФ, обладающие правом решающего голоса, имеют право вносить предложения по повестке дня заседания, замечания и поправки по обсуждаемым вопросам. В случае несогласия с решением Комиссии члены с решающим голосом обладают правом выразить особое мнение, прилагаемое в письменной форме к протоколу ее заседания. В ходе работы Комиссии члены ЦИК могут создавать специальные рабочие группы для подготовки проектов конкретных решений, а также вести прием граждан и представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., знакомиться с документацией ЦИК и нижестоящих комиссий.

Правомочным признается заседание избирательной комиссии, как и любого иного коллегиального органа, в случае, если на нем присутствует большинство из установленного числа членов с решающим голосом. Вместе с тем ч. 6 ст. 27 Федерального закона 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что заседание ЦИК, избирательной комиссии субъекта РФ правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Следует отметить, что требование присутствия квалифицированного большинства членов ЦИК с правом решающего голоса для правомочности заседания Центризбиркома было введено еще в 1995 г. некоторыми Федеральными законами (в частности, ст. 21 закона «О выборах Президента Российской Федерации» и ст.29 закона «О выборах депутатов Государственной Думы...»). В связи с этим Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ, определяющим порядок работы Комиссии, было введено правило, согласно которому ее заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа членов (ст. 25). Согласно ст. 33 того же Регламента некоторые документы Комиссии подписываются всеми членами, имеющими право решающего голоса. Напомним, что установленное число членов Комиссии с правом решающего голоса - 15, а присутствующих столько, сколько реально участвует в конкретном заседании. Автономов А.С. Избирательная власть. - М., 2001. С. 35

Итак, ЦИК России состоит из 15 членов с правом решающего голоса и формируется на паритетной основе Президентом, Советом Федерации и Государственной Думой. Члены Комиссии назначаются Советом Федерации по предложению региональных органов власти, Государственной Думой - по предложению фракций, объединений в Думе и депутатов. Устанавливая порядок формирования ЦИК России, законодатель стремится обеспечить политическую неоднородность Комиссии в целях достижения максимально возможной её независимости и беспристрастности.

Комиссия формируется посоставно на четырехлетний срок, хотя она не привязана к конкретному созыву Государственной Думы.

Действующий, четвертый по счету, состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сформирован в марте 2003 года в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Пять членов ЦИК России назначены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Пять членов Комиссии назначены Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пять членов Комиссии назначены Президентом Российской Федерации.

Все пятнадцать членов Комиссии наделены правом решающего голоса.

26 марта 2003 года члены Центральной избирательной комиссии избрали из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК России- А.А. Вешнякова, заместителя Председателя - О.Ю.Вельяшева и секретаря ЦИК России - О.К. Застрожную.

ЦИК России может быть расформирована в исключительных случаях (срыв выборов или референдума, неисполнение судебного решения). Верховным Судом РФ по заявлению группы членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии - мера юридической, публично правовой ответственности этого органа.

Член ЦИК России с правом решающего голоса - федеральное должностное лицо категории «А». Законом установлены квалификационные требования к члену Комиссии (высшее юридическое образование либо учёная степень в области права), а также должностные и некоторые другие необходимые ограничения - членами Комиссии не могут быть депутаты, выборные должностные лица, судьи, прокуроры, кандидаты и некоторые иные лица (ст.29, п.1). Член Комиссии не связан императивным мандатом и не подотчетен ни назначившему его органу, ни выдвинувшему его объединению. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти- М.: РЦОИТ, 2002. С. 129

Член ЦИК России не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Для освобождения члена Комиссии от должности (от обязанностей) необходимо наличие соответствующих оснований (ст.29). Привлечение к юридической ответственности члена Комиссии возможно только по судебному решению - если суд назначит административное наказание за нарушение законодательства о выборах и референдумах либо признает его по обращению Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, его полномочия прекращаются автоматически. Условно говоря, несменяемость и неприкосновенность - гарантии независимости и защиты от политического давления члена Комиссии.

ЦИК России избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря, полномочия которых определены Регламентом Комиссии.

Статус членов Комиссии с правом совещательного голоса (по международной терминологии - долгосрочных наблюдателей) значительно отличается от статуса членов Комиссии с правом решающего голоса. Они назначаются и отзываются политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, инициативными группами, обладают императивным мандатом и представляют их интересы.

Аппарат Комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии. Вообще, аппарат - рабочий орган единоличного или коллегиального государственного органа (как правило, наделённого властными полномочиями), обеспечивающий его деятельность и укомплектованный государственными служащими.

Контрольно-ревизионная служба - постоянно действующий орган финансового контроля при Комиссии, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями и за соблюдением законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, и возглавляемая заместителем Председателя Комиссии.

При Комиссии действуют совещательные и консультативные органы, не имеющие самостоятельного правового статуса: советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов Комиссии, работников Аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Научно-методический совет осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач - проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», разработки законопроектов.

При Комиссии действуют следующие государственные учреждения - Федеральный центр информатизации и Российский центр обучения избирательным технологиям. Официальный печатный орган и публикатор правовых актов Комиссии - журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

избирательных спор выборы орган

Не всем известно, что одна из самых узнаваемых женщин в российской общественной жизни начинала свою карьеру как мастер по ремонту электронной аппаратуры. По образованию глава ЦИК — инженер электронной техники. После окончания школы в 1970 году Элла Памфилова пыталась поступить в МГУ им. Ломоносова на факультет журналистики, но провалилась из-за неуплаты комсомольских взносов и отсутствия публикаций — в итоге будущая политик поступила в Московский энергетический институт.


Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова во время презентации Информационного центра Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, который будет работать в день выборов президента России 18 марта, 15 марта 2018 года

Илья Питалев/РИА Новости

Элла Памфилова известна россиянам как первая женщина в истории страны, баллотировавшаяся на пост президента. Она выдвигала свою кандидатуру на президентских выборах в 2000 году и заняла седьмое место, набрав чуть более 1% голосов.

В 2002 году Памфилову назначили председателем Комиссии при Президенте РФ по правам человека, которая после реорганизации в 2004 году стала называться Советом при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (также известен как Совет по правам человека, СПЧ).

В 2010 году фотография Эллы Памфиловой попала на «аллею врагов народа» на молодежном форуме «Селигер-2010». Перед аллеей был развернут плакат «Здесь вам не рады» и выставлены шесты с фото правозащитников, а также российских и украинских политиков с касках с фашистской символикой. Организовавшее акцию движение «Наши» и до этого конфликтовало с Памфиловой и требовало ее отставки. В июле того же года Памфилова заявила об уходе с поста главы СПЧ — свое решение она пояснила тем, что «качественно изменить ситуацию с правами и свободами, в первую очередь политическими, уже невозможно».

Глава ЦИК известна своей эмоциональностью:

один из российских чиновников, работавших с Памфиловой, рассказывал «Газете.Ru», что в период экономических преобразований 1990-х годов, отстаивая социальные выплаты, она не смогла сдержать слез и растрогала тогдашнего премьера Егора Гайдара, который согласился с ее доводами.

О личной жизни председателя Центризбиркома известно немногое: у Памфиловой есть дочь и внучка, некоторые источники сообщали о пристрастии главы ЦИК к садоводству и кулинарии. Памфилова вообще не часто говорит о себе в интервью.

В беседе с «Коммерсантом» двадцатилетней давности она вскользь упоминала о своих музыкальных предпочтениях. «Еду в машине, слушаю музыку Вивальди, Рахманинова --восхищаюсь. Люблю Высоцкого, Окуджаву. Люблю танцевать по утрам — это заряд на весь день», — поделилась тогда Памфилова.

Председатель-волшебник: Владимир Чуров

Предшественник Эллы Памфиловой на посту главы ЦИК Владимир Чуров начинал свою политическую карьеру в комитете по внешним связям администрации Санкт-Петербурга. Главой Центризбиркома Чурова избрали в 2007 году, за время своего председательства он руководил проведением парламентских (2007, 2011) и президентских (2008, 2012) выборов.

За время работы на посту главы ЦИК к Чурову пристало прозвище «волшебник» — так его назвал в 2011 году Дмитрий Медведев.

Это случилось, когда Чуров в беседе с тогдашним президентом РФ похвастался, что его прогноз результатов выборов оказался точнее, чем у ведущих социологических компаний. «Вы же волшебник почти. Вас так некоторые лидеры партий называют», — пошутил в ответ Медведев.

Чуров обладает весьма необычным чувством юмора и полюбился россиянам своими «перлами». Так, однажды глава ЦИК поклялся, что если выборы пройдут нечестно, он сбреет бороду. Борода, кстати, является предметом гордости Чурова. «Борода заслуженная — ей 41 год», — заявил как-то глава Центризбиркома.



Председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров на заседании Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, 30 декабря 2015 года

Максим Блинов/РИА Новости

Чуров весьма разносторонняя личность — на счету у экс-председателя ЦИК десятки научных работ и несколько сотен публикаций на различные общественно-политические темы. Он также является автором ряда исторических и научно-популярных книг. Кроме того, «волшебник» — заядлый коллекционер. В арсенале экс-главы ЦИК есть более тысячи моделей и фотографий танков, а также большая коллекция театральных программок.

После ухода с поста главы Центризбиркома Чуров продолжил работать, но уже в сфере дипломатии — с 2016 года он является послом по особым поручениям МИД России.

Председатель-матрос: Александр Вешняков

До председательства в ЦИК профессиональная деятельность Александра Вешнякова была тесно связана с морской отраслью. Что неудивительно — Вешняков с самого детства жил рядом с Белым морем. Он получил образование в Архангельском мореходном училище и работал моряком на судах Северного морского пароходства.

Владимир Федоренко/РИА Новости

До распада СССР Вешняков успел поработать секретарем Северного речного пароходства, секретарем Архангельского горкома КПСС и депутатом Архангельского городского Совета народных депутатов, а в 1993 году стал советником Департамента морского транспорта российского Минтранса.

Как рассказывал сам Вешняков, в ЦИК его позвал работать ее первый председатель Николай Рябов. Через пять лет после прихода в Центризбирком Вешняков возглавил комиссию, сменив на посту председателя Александра Иванченко.

Позднее в интервью Вешняков рассказывал, что был «помешан» на демократических выборах, это было очень важно для него. Он с гордостью утверждает, что провел «самые демократические выборы в истории нашей страны». При нем дважды проводились думские (1999, 2003) и президентские (2000, 2004) выборы.

После ухода из ЦИК Вешняков ушел в дипломатию и являлся чрезвычайным и полномочным послом России в Латвии с 2008 по 2016 год.

Председатель-милиционер: Александр Иванченко

Александр Иванченко вступил в должность председателя Центральной избирательной комиссии в 1996 году. До этого Иванченко служил в правоохранительных органах — он получал образование в Высшей школе МВД СССР и работал в московской милиции. Кроме того, Иванченко преподавал конституционное право.

ТАСС

Карьера Иванченко в сфере политики началась в 1988 году, изначально он работал в аппарате Верховного Совета России, где занимался вопросами организации и проведения выборов. В 1993 году он стал заместителем первого председателя ЦИК Николая Рябова, а спустя три года сам возглавил Центральную избирательную комиссию.

Интересен тот факт, что за три года председательства Иванченко в России не было проведено ни одних федеральных выборов.

Кстати, пока Иванченко единственный экс-глава ЦИК, который после ухода с поста председателя комиссии продолжил работать в сфере избирательных технологий. В 1999 году экс-глава комиссии стал председателем совета директоров Независимого института выборов, а после — руководителем Центра обучения избирательным технологиям при ЦИК. В 2003 году в интервью «Коммерсанту» Иванченко сказал, что, когда он был председателем, выборы были «намного демократичней».

«Когда я был председателем ЦИК, выборы были более демократичны и неожиданностей хватало. Но сейчас на выборах возникает все больше негативных прецедентов. И чем больше неприятных историй, тем пассивней избиратели — им кажется, что от них ничего не зависит, а все уже решено», — жаловался экс-председатель ЦИК.

Председатель-тракторист: Николай Рябов

До прихода в ЦИК Рябов успел поработать трактористом конезавода, инженером, преподавателем и заместителем Сальского сельскохозяйственного техникума. Его политическая карьера началась в 1990 году, когда он получил руководящую должность в комитете по законодательству Верховного Совета РСФСР. Он быстро двигался по карьерной лестнице и уже в 1992 году стал зампредом Верховного Совета России.

Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам в Федеральное Собрание Российской Федерации Николай Рябов, 01 мая 1993 года

Юрий Абрамочкин/РИА Новости

В сентябре 1993 года Рябов был назначен первым председателем Центральной избирательной комиссии. За три года в этой должности Рябов руководил проведением выборов в Государственную думу в 1993 и 1995 году, а также президентских выборов 1996 года, по итогам которых был переизбран Борис Ельцин.

После выборов 1996 года Рябова назначили чрезвычайным и полномочным послом России в Чешской Республике. Затем он работал послом РФ в Азербайджанской Республике, а последним пунктом его политической биографии стал пост чрезвычайного и полномочного посла РФ в Республике Молдова.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренных Конституцией и избираемых гражданами (федеральных выборов). В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на Комиссию возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции ЦИК России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";

г) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

е) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

ж) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) ЦИК РФ в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

к) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

л) ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

м) ЦИК РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

н) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления ее деятельности.

ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран. ЦИК России входит в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), объединяющую государственные избирательные органы, ответственные за подготовку и проведение выборов в странах названного региона. АОВЦВЕ является одной из ведущих международных организаций, проводящих большую работу по выработке международных избирательных стандартов, проведению международного наблюдения на выборах. АОВЦВЕ предоставлен консультативный статус в Совете Европы.

Исходя из полномочий ЦИК России можно определить следующие её функции: (1) организация федеральных выборов, (2) организация референдума РФ, (3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, (4) содействие развитию избирательной системы России.

После того, как я рассмотрела полномочия ЦИК России, у меня создалось мнение, что на данный момент ЦИК России сама нарушат избирательные права граждан России тем, что в избирательных бюллетенях была отменена графа «против всех». Ведь Комиссия в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным Законом и международными договорами.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ в России предусмотрено верховенство Конституции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международным договорам установлена большая законная сила, чем российским законам – буквально в этой части Конституции РФ говорится следующее:

«… Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

А согласно ч.2 ст.8 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (которая была заключена в г. Кишинёве 07.10.2002, ратифицирована Россией ФЗ от 02.07.2003 № 89-ФЗ и вступила в силу для РФ 11.11.2003 г.): «Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать “за” или “против” какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».

Международные договора, признанные Россией, также запрещают вводить ограничения на избирательные права. Так согласно п. «б» ст. 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах»: «Каждый гражданин должен иметь … без необоснованных ограничений право и возможность: б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Право на голосование против всех списков является базовым, именно с таких позиций оно излагается в международных договорах, признанными Россией. Однако ЦИК РФ при утверждении формы избирательных бюллетеней дискриминировала указанные избирательные права применением норм федерального избирательного законодательства, противоречащих положениям, закрепленных в международных договорах России.

Но тогда получается, что если Российское избирательное законодательство противоречит международным договорам, то оно уже не подлежит применению в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ и выборы в нашей стране становятся незаконными, причем заведомо до их проведения.

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня .

Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) - работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы)

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы РФ) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

3. Территориальные избирательные комиссии - действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

4. Избирательные комиссии муниципальных образований - действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований. Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования.

5. Окружные избирательные комиссии - формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

6. Участковые избирательные комиссии - формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ, по 5 каждая.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений…(см выше), а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.

Центризбирком (нынешний) был создан в декабре 1993 года Ельциным, совершившим государственный переворот. Для проведения "референдума" по "конституции" и выборов "госдумы".

Председателем был назначен Рябов Николай Тимофеевич, 1946 г.р., зампред Верховного Совета России (а до избрания депутатом - замдиректора сельхозтехникума), удачно в октябре 1993 г. перебежавший на сторону Ельцина, за что известен как "курвочка Ряба".
После проведения выборов был создан новый состав Центризбиркома (из представителей, назначенных президентом, СФ, госдумой). Рябов и в этом составе остался председателем ЦИК. В ноябре 1996 года (т.е. после успешно проведенной фальсификации выборов Ельцина) снят с должности, направлен послом в Чехию. Потом посол в Молдавии.
Сняли его, уводя от ответственности - был шанс что Ельцин вскоре даст дуба, после чего могло быть всякое, а желающих повесить его (причем за гениталии) было достаточно. Так что мог вполне заслуженно за фальсификацию выборов сесть на несколько лет.

Иванченко Александр Владимирович. Председатель ЦИК с ноября 1996 г по март 1999.

Родился 8 января 1954 г. в Краснодарском крае; окончил Высшую школу МВД СССР в 1980 г., доктор юридических наук; работал в московской милиции; 1983-1988 - преподавал конституционное право; 1988-1993 - работал в аппарате Верховного Совета РФ, занимался вопросами организации и проведения выборов; в сентябре 1993 г. был назначен заместителем председателя Центральной избирательной комиссии РФ; в декабре 1994 г. был назначен в новый состав Центральной избирательной комиссии по квоте Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в марте 1995 г. на первом заседании нового состава Центризбиркома был избран заместителем председателя комиссии; ноябрь 1996 г. - март 1999 г. - председатель Центральной избирательной комиссии РФ.
Ныне - председатель Совета директоров Независимого института выборов, т.е. никто и звать никак.

Биография с сайта Центризбиркома.
Родился 24 ноября 1952 года в деревне Байкалово Приморского района Архангельской области. Закончил Архангельское мореходное училище, Ленинградское высшее инженерное морское училище, Дипломатическую академию Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В 1968 году после восьмилетней школы поступил в Архангельское мореходное училище, которое окончил с отличием. С 1973 по 1979 год работал на судах Северного морского пароходства, одновременно учась в Ленинградском высшем инженерном морском училище им. адмирала С.О. Макарова, где и получил высшее инженерное образование.
В 1979 году был избран заместителем секретаря комитета ВЛКСМ Северного морского пароходства, затем работал старшим инспектором отдела организации работы с моряками загранплавания пароходства. В 1983 году был избран заместителем секретаря парткома, а в 1985 году – секретарем парткома Северного речного пароходства.
С 1987 по 1990 год работал секретарем Архангельского горкома КПСС, избирался депутатом Архангельского городского Совета народных депутатов. В это время прошел обучение в Ленинградской высшей партийной школе.
В марте 1990 года был избран народным депутатом РСФСР, затем – заместителем Председателя Совета Республики Верховного Совета РСФСР, позднее был председателем подкомиссии Комиссии Совета Республики по транспорту, связи, информатике и космосу. Работу в Верховном Совете РСФСР совмещал с обучением в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации по специальности “международное право”, которую окончил в 1995 году.
С ноября 1993 года по март 1994 года работал советником Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
С марта 1994 года А.А. Вешняков работал в Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а в 1995 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации назначен членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и затем избран секретарем Комиссии. В 1999 году Государственной Думой снова назначен в состав ЦИК России и в марте того же года единогласно избран ее Председателем. В марте 2003 года Указом Президента Российской Федерации вновь назначен в состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избран единогласно Председателем ЦИК России.
А.А. Вешняков активно участвовал в разработке и реализации концептуальных решений реформы избирательного законодательства в Российской Федерации, направленных на обеспечение избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на установление федеральных стандартов демократических выборов, обязательных для применения на всех уровнях.
По инициативе и с участием А.А. Вешнякова разработаны вступившие в 2001 - 2004 годах в силу федеральные законы “О политических партиях”, “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”, внесены и реализованы предложения по комплексному совершенствованию и принятию в новой редакции федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации”.
А.А. Вешняков осуществлял функции официального представителя Президента Российской Федерации В.В. Путина при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов вышеназванных федеральных законов, внесенных в парламент в порядке законодательной инициативы.
При участии А.А. Вешнякова были созданы правовые основы и условия для участия граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, в формировании российских и республиканских органов государственной власти, в 2003 году в Чеченской Республике проведены референдум по принятию Конституции, избирательных законов республики и выборы Президента Чеченской Республики.
Под руководством А.А. Вешнякова происходил процесс становления и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, разработка ее правовой основы использования и эксплуатации. При его участии подготовлена и реализована утвержденная ЦИК России “Программа развития ГАС “Выборы” на 2001 – 2004 годы”.
А.А. Вешняков - автор ряда научных работ по вопросам международного и избирательного права, а также многочисленных публикаций на тему выборов и референдумов в периодических печатных изданиях. Председатель ЦИК России является ответственным редактором и одним из авторов учебника для вузов “Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации”, выпущенного в 2003 году.
В ноябре 1999 года А.А. Вешняков был избран в состав Исполнительного совета Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), а в 2002 - 2004 годах являлся его Председателем.
Подготовленный ЦИК России в рамках АОВЦВЕ проект европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод рекомендован сессией ПАСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы для принятия за основу в качестве одного из международно-правовых документов Совета Европы.
По инициативе А.А. Вешнякова подготовлена вступившая в законную силу в 2003 году Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
А.А. Вешняков - кандидат юридических наук. В 1997 году защитил диссертацию на тему “Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации”.
А.А. Вешняков награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” III и IV степени, медалями “Защитнику свободной России”, “300 лет Российскому Флоту”, “В память 850-летия МОСКВЫ”, другими медалями.
За личный вклад в становление российской демократии А.А. Вешняков в 2003 году был отмечен Всероссийской общественной наградой - премией “Российский Национальный Олимп” с вручением “Ордена Гражданской Чести”.
А.А. Вешняков является лауреатом национальной общественной премии имени Петра Великого в номинации “За выдающийся личный вклад в развитие демократии и совершенствование избирательной системы Российской Федерации”, национальной премии “Персона года-2003” - Гран-при “За личный вклад в становление российской демократии” с вручением ордена “Слава России”, удостоен награды Союза журналистов России “За открытость в общении с прессой”, отмечен другими общественными наградами.
Женат, имеет сына и дочь.

Чуров Владимир Евгеньевич - председатель ЦИК с марта 2007.

Физик по специальности (и по 23 годам работы), сотрудник Путина в мэрии СПб, депутат годумы от ЛДПР.

/ИТАР-ТАСС/. Владимир Чуров родился в Санкт- Петербурге 17 марта 1953 года. Свое новое назначение он получил спустя 10 дней после того, как ему исполнилось 54 года. Чуров беспартийный, хотя в Госдуму 2003 года избрался по списку ЛДПР. Новый глава ЦИК один из двух членов Центризбиркома, не имеющих юридического образования. Он закончил физический факультет Ленинградского государственного университета имени Жданова. И как сообщил он накануне в интервью корр.ИТАР-ТАСС, одновременно обучался на двухгодичном общественном факультете журналистики того же университета и даже работал в петербургских СМИ.
Владимир Чуров профессор, владеет английским языком. С 1977-1990 года он был сотрудником ОКБ аэрокосмической аппаратуры "Интеграл" при ЛГУ. В 1990-1993 годах - депутатом Ленинградского /Санкт-Петербургского/ городского совета народных депутатов. А с 1991 по 2003 работал в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, который возглавлял Владимир Путин. В 2003 году Владимир Чуров был избран депутатов Госдумы РФ четвертого созыва и стал заместителем председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. 9 марта он был назначен Госдумой членом ЦИК РФ. Назначение Чурова политологи СМИ прогнозировали все последние дни. В прессе отмечалось, что Чуров имеет опыт работы на выборах, поскольку входил в миссии международного наблюдения за выборами, в том числе и во время "цветных революций" на Украине и в Киргизии.

Краткий комментарий.
(Задумчиво) Так его поставили проводить "цветную реолюцию" или предотвращать ее?

Подчеркну, что выборы нового председателя ЦИК именно сейчас, в марте 2007 г. - действие штатное. Раз в 4 года создается новый состав ЦИК и в марте избирает своего председателя.