У мусульман считается, что ношение женщинами хиджаба - это не требование, культуры, а правило, установленное религией - одна из божьих заповедей. Кто-то считает, что современные мусульманки покрывают свои головы и порой даже лица, оставляя открытым только глаза, лишь для того, чтобы прикрыть те части тела, которые могут оказаться соблазнительными.

Для чего мусульманки носят хиджаб? На это вопрос дают ответ сами женщины, которые являются представительницами данной религии. Стоит отметить, что их ответы удивляют, так как порой не соответствуют представлениям, сформированным у христиан.

Хусна Мохаммед, 35 лет

Хусна признается, что ношение хиджаба - это лишь характерная особенность культуры, которая была привита ей с самого детства. Эта мусульманка предпочитает носить полный хиджаб, несмотря на то что религия допускает возможность открывать лицо. Хусна считает, что хиджаб действительно способен приблизить женщину к Богу, но только в том случае, если она соблюдает все остальные религиозные особенности, в противном случае платок становится простым элементом гардероба.

Хусна считает, что скромность - это понятие, которое характерно не только для мусульманских женщин, но и для представительниц прекрасного пола других религий и культур.

Амина Кшатенье, 23 года

Амина появилась на свет в особенной и довольно сложной семье, в которой мама - мусульманка, а отец - христианин. Девушка признается, что она начала носить хиджаб лишь в 13 лет, перед тем как перейти в среднюю школу. Стоит отметить, что сразу после этого девочка столкнулась с большой сложностью - она была определена в христианскую школу, перед перешагиванием порога которой ей приходилось снимать хиджаб.

Амина верит в то, что все мусульманские женщины носят хиджаб лишь для того, чтобы скрыть красоту своей внешности от посторонних глаз, так как она предназначена только для нее самой, супруга и членов семьи - именно так диктует Коран, в содержание которого эта девушка свято верит.

Амина считает, что ношение хиджаба особенно важно для женщины во время Рамадана, так как это священный месяц. В этот период все мусульмане должны особенно чтить традиции, соблюдать религиозные правила, а также одеваться так, чтобы быть готовыми к молитве в любое время.

Ади Гери, 19 лет

Как к ношению хиджаба относятся более молодые представительницы мусульманского мира? 19-летняя Ади Гери считает, что надевать данный элемент одежды нужно лишь иногда, когда этого действительно требует душа. Во всем остальном девушка строго следует всем традициям своей религии и знает все учения.

Девушка признается, что в школе ей было особенно трудно в общении со сверстниками, так как всех удивляло то, что она не носит традиционный головной убор. Более того, некоторые даже обвиняли Ади в том, что если она ходит без хиджаба, то не может считаться мусульманкой. Девушка признается, что некоторые ее знакомы по сей день сомневаются в том, что она мусульманка.

Ади признается, что во время Рамадана она носит головной убор постоянно. Также она отмечает, что когда у нее будет дочь, она приучит ее носить хиджаб с ранних лет.

Бахира Дильназ, 28 лет

Бахира считает, что в развитом современном мире ношение хиджаба - это то, что давно изжило себя. Девушка предпочитает надевать повседневные вещи, привычные для любого европейца, но голову всегда покрывает платком или любым другим головным убором, хорошо скрывающим ее волосы. Все вещи, которые она выбирает, отличаются скромностью кроя.

Бахира признается, что среди ее подруг есть очень много единомышленниц, но также встречаются и женщины, которые по-прежнему предпочитают носить традиционный хиджаб. Тем не менее, прибыв на женский праздник, эти дамы могут спокойно снять свои традиционные одежды и продемонстрировать красоту убранства, которое находится под ними. Как правило, это очень дорогие вещи, созданные именитыми дизайнерами.

Бахира строго придерживается всех мусульманских традиций, а также признается, что во время Рамадана, как и все остальные женщины этой религии, она носит хиджаб, который демонстрирует ее готовность приступить к чтению молитвы в любой момент.

Девушка отмечает, что, несмотря на стереотипы, у нее, как и у большинства мусульманских женщин, имеется высшее образование. Кроме этого, у нее имеются все возможности построить успешную карьеру.

В нашем двадцать первом веке, когда многие девушки любят одежду, которая куда больше открывает, чем скрывает, на улицах все же нередко можно увидеть и скромных мусульманских женщин в длинных платьях и с хиджабом на голове. Мусульманка в хиджабе – это кажется логичным и даже привычным, но все равно человеку, который не исповедует ислам, довольно сложно понять, зачем этот хиджаб, собственно говоря, нужен. Понятно, что религия приписывает, но религии вообще много чего приписывают, и далеко не все эти предписания соблюдается, даже людьми искренне верующими. Если следовать такой логике, то получается, что все же хиджаб – это нечто большее, чем просто предписание Корана, и явно не модная прихоть. Давайте же попробуем разобраться в том, что это – хиджаб, как его правильно носить и какое он имеет значение для мусульманских женщин.

Хиджаб – что это такое?

Вообще, слово «хиджаб» в переводе с арабского означает «покрывало» и согласно исламу обозначает всю одежду, закрывающую тело от головы до пят. Но в странах Европы и в России хиджабом принято называть платок, которым мусульманки покрывают голову, при этом оставляя открытым полностью все лицо. Носить хиджаб исламские женщины обязаны согласно шариату. Но, как можно понять из уст самих женщин, для них ношение хиджаба – это больше, чем просто обязанность. Девушка в хиджабе чувствует, что она, таким образом, служит Аллаху и, кроме того, этот платок символизирует и скромность, отказ от пороков, которым многие придаются, даже не задумываясь об этом.

Некоторые люди осуждают тех, кто ходит в хиджабе, называя это просто выставление напоказ своего вероисповедания и ничем большим. Но даже православная религия предписывает при входе в храм. В исламе это распространяется на всю жизнь в общем, а не только на посещение молитвенных мест. Но если отвлечься от религии, то хиджаб – это просто символ скромности, как уже упоминалось ранее. Ведь среди мусульман всегда в большей степени воспитывалось у мужчин – уважение к женщинам, а у женщин – уважение, в первую очередь, к самой себе и своему благочестию.

Хиджаб и стиль

Многим кажется, что носить хиджаб для девушки не всегда приятно, так как он скрывает волосы, которые все же, как всем известно, очень украшают представительниц прекрасного пола. Но на самом деле этот головной убор не может скрыть истинную красоту, как облака не скрывают свет солнца. Именно так когда-то сказала Анджелина Джоли, а такой красавице уж точно можно поверить.

К тому же, если раньше хиджабам не уделяли особого внимания – платок и платок, то теперь это уже стало небольшой отраслью модной индустрии. И сейчас можно найти модные хиджабы, которые будут необычно и интересно смотреться, а также дополнять образ. Например, есть трикотажные многослойные хиджабы, в которых сочетается сразу несколько цветов. Стоит отметить, что они довольно популярны. Хотя, конечно же, чаще всего девушки все же предпочитают шифоновые, шелковые хиджабы, более классический вариант, так скажем. Но даже такие варианты можно найти с какими-нибудь стильными деталями, которые делают их более интересными. Например, вышивка, люрекс, пайетки, необычная расцветка. Благодаря развитию отрасли , девушки, исповедующие ислам, могут теперь одевать стильно и необычно, при этом соблюдая все каноны.

Кроме того, стоит отметить, что можно найти очень много разных способов того, как можно красиво одеть хиджаб. Даже простой платок будет выглядеть очень стильно, если найти какой-нибудь простой и интересный способ, как его можно самостоятельно завязать. Один из примеров представлен на картинке выше.

ксюша петрова

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово федеральный министр образования и глава Чечни - а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция - это правило общежития, которое не оспаривается.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое - когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб , чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример - сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. - Прим. ред.) : оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата - но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.


На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают , что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает , что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ - нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена , что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания - и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни - ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ , что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем - например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно - для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку - мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели - люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад , которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы , паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет , что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки « » и свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет , что представление об «угнетённых восточных женщинах» - продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних - своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится - будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода - в возможности выбирать», - резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок - маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних - один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе - люди найдут, к чему придраться.

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день - и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться - иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться - я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб - вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно - ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю - все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность - для тех, кто не может проявить себя иначе.

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва - вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода - эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность - не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило - не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба - это борода, символ мужественности и скромности.

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома - помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой - как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды - уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов - от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь - но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам - это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб - это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше - посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду - но надо помнить, что расточительство - тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа - когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам - «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества - это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц - надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб - это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб - они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших - так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи - когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя - она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом.

Мусульман стыдят вообще за всё - например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

Что такое Хиджаб

Что такое Хиджаб

Слово «хиджаб» в переводе с арабского языка значит барьер, перегородка.

Однако в исламе оно имеет более широкое значение. Оно является принципом скромности и поведения, а также видом как мужской, так и женской одежды.

Самой распространённой формой хиджаба является головной платок, который носят многие мусульманские женщины. Но хиджаб состоит не только из головного платка. Хиджаб означает полный покров всего тела кроме рук, лица и ступней, в длинное, свободное платье из непрозрачной ткани.

Мусульманские женщины должны соблюдать хиджаб перед любым мужчиной, за которого они теоретически могут выйти замуж. Это значит что ношение хиджаба необязательно перед отцом, братьями, дедушками, дядями или маленькими детьми.

В присутствии других мусульманских женщин носить хиджаб необязательно, но ведется дискуссия по поводу того, какие части тела могут быть открыты в присутствии немусульманских женщин.

Трактовать правила скромности можно по-разному. Некоторые мусульманские женщины носят одежду, скрывающую все, кроме глаз. Некоторые оставляют открытыми лицо и руки. Другие считают, что необходимо прикрывать только волосы и грудь.

В западных странах, использование слова хиджаб сократилось до обозначения платка на голове мусульманской женщины. Не смотря на это, правильнее будет назвать его химааром. Химаар как правило состоит из одного, редко двух платков, которыми мусульманские женщины покрывают волосы, уши и шею, будучи на улице.

Что говорит Коран о вуали и скромности?

В Коране имеется несколько упоминаний о мусульманской одежде, но в основном в нем указывается на общие принципы скромной одежды.

«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность, это будет наибольшим очищением для них. Господь в полной мере осведомлен о том, что они делают». (Коран 24:30).

«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Пусть не демонстрируют свою красоту, кроме как своим мужьям, родственникам, прислуге или малым детям. И пусть не бьют ногами, бряцая своими украшениями, и привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание. Верующие, кайтесь пред Богом, причем все, без исключения, и возможно вы добьетесь успеха». (Коран 24:31)

И мужчинам, и женщинам приказывается опустить взоры и «хранить свою скромность».

Основным толкованием фразы «хранить свою скромность» является прикрытие половых органов, это включает в себя и женскую грудь («и пусть набрасывают шаль на грудь»). Зинах (украшения) ещё одно слово с множеством значений. Под ним понимают части тела, красоту, красивую одежду или различные ювелирные украшения. Это же слово используется в главе 7:31 - «Дети Адама! Одевайте свои прекрасные одеяния во время каждой молитвы…»

Указание женщинам не топать ногами для привлечения к себе внимания, говорит о ювелирных изделиях. Раньше среди арабских женщин существовал обычай носить цепочки на лодыжках для привлечения внимания к себе со стороны мужчин.

Слово, переведенное как платок это хумур, множественное число слова химаар. Согласно ученым, слово химаар не имеет другого значения кроме как ткань, которой прикрывают голову.

Женщины во времена Пророка Мухаммада действительно носили химаар, но они завязывали его сзади, оставляя видимыми шею и верхнюю часть груди. Поэтому этот айат звучит, как приказ носить химаар поверх груди, чтобы шея и грудь были закрыты.

Ношение химаара обязательно для мусульманских женщин.

Фраза «помимо лишь того, что явно» толкуется по-разному. Среди мусульман, которые считают что слово зинах (украшения) относится к частям тела, существует распространённое мнение, что эта фраза означает, что женщинам следует обнажать те части тела, которые необходимы для исполнения повседневных дел. К ним обычно относят лицо и руки.

Некоторые ученые толкуют фразу «помимо лишь того, что явно» так - если женщина случайно обнажит какую-нибудь часть своего тела, она будет прощена. Все соглашаются, что не стоит наказывать женщину, если она нарушит это правило в случае чрезвычайной ситуации.

Опускали на себя свои покрывала

«Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и верующим женщинам, чтобы они опускали на себя свои покрывала (когда они выходят из дому). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный». (Коран 33:59)

Этот айат служит предписанием для всех мусульманских женщин. Существует и другой перевод - «чтобы они удлинили свою одежду».

Слово, переведенное здесь как «покрывала» это джалабиб, множественное число слова джильбаб. Но это не значит, что под этим имеется современный вид одежды, называемый джильбаб. Переводчики обычно переводят это слово как плащ или покрывало.

Два самых распространённых научных толкования слова джильбаб это дорожный плащ и одежда в виде простыни, покрывающая все тело, похожая на современный джильбаб. Некоторые настаивают, что в Коране под словом джильбаб имеется в виду современный джильбаб.

Престарелые женщины

Для престарелых женщин правила не такие строгие:

«Не запретно престарелым женщинам, которые не надеются на замужество, снимать свои покрывала, если они при этом не показывают своей красы. Но скромно воздерживаться от этого все же лучше для них. А Аллах — слышащий, знающий». (Коран 24:60)

Общие правила

В Коране написаны эти общие правила, которые могут помочь в понимании того, как толковать в современное время нормы одежды.

«Сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения. Однако богобоязненность - лучшее одеяние. Это — одно из знамений Аллаха, может быть, оно послужит наставлением им». (Коран 7:26)

Таким образом, одежда не должна быть однообразной: обоим полам разрешается использовать одежду для красоты, а также для укрытия наготы. Самое важное это быть скромным и благочестивым.

Семья Пророка

Мусульмане во время становления ислама не имели строгих правил относительно женской одежды. Поскольку ислам распространился и в других странах, ранние мусульмане усвоили различные региональные традиции, включая закрывание женских лиц. Но только во втором исламском столетии покрывало стало общепринятым, и вначале использовалось богатыми и влиятельными людьми как символ их статуса.

Занавеска

В первых упоминаниях Корана о хиджабе о нем не говориться как о покрывале или платке. Под хиджабом имелось в виду некое подобие барьера или ширмы, как например, в этом аяте из Корана:

«Если вы просите у жен Пророка какую-либо утварь, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец». (Коран 33:53)

В этом аяте ясно проглядывается цель дать женам пророка некоторую степень защиты от нежелательных гостей и тех людей, которые хотели посплетничать о них.

Арабское слово аврат означает те части тела, которые должны быть закрыты одеждой. Аврат это любая часть тела, одинаково для мужчин и женщин, которая не должна быть видимой для окружающих. Аврат толкуется по-разному в зависимости от пола компании, в которой находится человек.

Большинство мусульман считает, что для мужчин авратом является часть тела от пупка до колен, и поэтому она должна быть всегда прикрыта.

Для женщин правила более сложные:

В присутствии мужчин (как мусульман, так и не мусульман), которые не являются родственниками, у женщин должны быть открытыми только руки и лицо.

В присутствии близких родственников мужского пола, авратом считается область от пупка до колен, а также спина и живот.

В присутствии мусульманских женщин, авратом считается область от пупка до колен.

Аврат в присутствии немусульманских женщин является предметом споров:

Некоторые ученые говорят, что женщины должны скрывать все кроме своих лиц и рук. Это для того, чтобы женщины другой религии (которые могут не знать правил, касающихся хиджаба) не рассказывали мужчинам о женщинах, которые одеты в хиджаб.

Другие ученые говорят, что если женщине другой религии можно доверять в том, что она не будет рассказывать о женщине в хиджабе, то перед ней можно обнажать столько же, сколько и перед другими мусульманскими женщинами.

Школа мысли Ханафи, которой следует большинство мусульман в мире, согласна, что ступни не являются частью аврата и поэтому они могут быть открыты.

Среди других школ мысли существует общее мнение, что всё, кроме лица и рук женщины, считается авратом.

Муж и жена

Не существует ограничений по поводу того, что муж и жена могут показывать друг другу наедине. Коран одобряет, чтобы женатые пары наслаждались телами друг друга.

Индивидуум наедине

Ислам очень высоко ценит скромность, так что мужчинам и женщинам не рекомендуется обнажаться полностью, а прикрывать область от пупка до колен, даже когда они одни. Исключением является принятие ванны или справление нужды.

Запрет на одежду из шелка

Запрет на одежду из шелка распространяется только на мужчин, так как он уподобляет их женщине. По этой же причине мусульманам мужчинам запрещается носить и золотые изделия.

Одежда, которая волочится по полу или низко свисает

Передают со слов Абдуллы бин Умара: Пророк сказал, что Аллах не посмотрит в День Воскресения на того, кто волочил свою одежду по полу из тщеславия. На это Абу Бакр сказал: «О, Апостол Аллаха. Одна из сторон моего изара свисает слишком низко, когда я не обращаю на это внимания». Пророк сказал: «Ты не из тех, кто это делает из тщеславия». (Сахих Бухари, Том 7, Книга 72, Номер 675)

Некоторые ученые говорят, что сказанное имеет отношение к времени, когда ткань была очень дорогой. У некоторых одежда волочилась по полу, что демонстрировало их богатство, и это было символом их богатства и гордости. Вследствие этого хадиса, некоторые мужчины-мусульмане предпочитают носить одежду длиной чуть выше лодыжек.

Хиджаб и молитва

Большинство ученых соглашаются, что во время молитвы женщины должны закрыть все кроме рук и лица. Закрывать лицо во время молитвы запрещено.

У мужчин как минимум должна быть закрыта область от пупка до колен.

Переодевание

Мужчинам запрещается одеваться и вести себя как женщина и, наоборот, об этом говорится в следующем хадисе:

Передают со слов ибн Аббаса: Пророк Аллаха проклял тех мужчин, которые уподобляются (ведут себя как) женщинам, и тех женщин, которые уподобляются мужчинам. (Сахих Бухари, Том 7, Книга 72, Номер 773)

Мужчины, которые закрывают лицо покрывалом

В то время как вопрос о мусульманских женщинах и покрывале получает большую огласку, очень часто забывается, что среди мужчин также существует традиция закрывать свое лицо.

«Существует достаточно доказательств, что сам Пророк закрывал свое лицо… когда воины были верхом на конях и верблюдах, они закрывали свои лица… так что мы упускаем из виду главное, слишком сильно сосредотачиваясь на женщинах, и тем самым мы, скорее всего, неправильно понимаем значение ношения покрывала для женщин» Фадва Эль Гуинди, знаменитый профессор антропологии Катарского Университета.

Как известно, лояльно нужно относиться к нескольким вещам, среди которых религия стоит на первом месте. Особое место среди прочих религиозных направлений имеет ислам. Так, согласно Шариату, мусульманской женщине необходимо придерживаться хиджаба. Кто, почему, в каких случаях, и с какого возраста должен надевать хиджаб, расскажем в этом обзоре.

Что такое мусульманский хиджаб? Ошибочно думать, что хиджаб – это всего лишь платок. Это неверно, хотя в переводе с арабского языка это слово означает покрывало. Для женщины-мусульманки хиджаб является жизненной позицией, уровнем высокой нравственности, скромности, покорности, религиозности и душевной сдержанности в духе ислама. Если же отступить от духовного мира, то материальным хиджабом называют женскую одежду ислама, которая может быть нескольких видов.

Женская одежда, которая в полной мере соответствует Шариату, должна скрывать тело женщины полностью, оставляя лишь овал лица, кисти рук, а иногда, одни лишь глаза. В современном мире большая часть женщин носит покрывало в виде платка или палантина, который прикрывает голову с волосами и шею.

Ношение хиджаба не является обязательным , но очень рекомендуется согласно законам Шариата.

Позволительно пользоваться для подводки глаз сурьмой, а для украшения кистей рук – хной.

В настоящее время видеть мусульманскую женщину в длинном одеянии и хиджабе настолько логично, что не вызывает у прочих людей удивления.

Женщине мусульманке достаточно понимать, что использование данной одежды является защитой её достоинства и чести, а не ущемлением свободы и права.

У каждой религии свои «законы» . В России и европейских странах женщины мусульманки ограничиваются ношением платка, в странах, где царят более жёсткие требования, представительницы слабого пола носят строгую одежду-паранджу и т. п. Там даже в определённых случаях необходим «хиджаб для мужчин» (чалма) для совершения молитвы.

Одна из целей ислама – воспитать у людей уважительное отношение к старшим, женщинам, самим себе и благочестию.

Современный хиджаб

Женщина остаётся женщиной даже под покрывалом. В Священном Коране не сказано, из какой ткани должно быть покрывало. Поэтому их разновидностей может быть масса . Так, мусульманские женщины могут на выбор приобрести покрывало из трикотажа с несколькими разноцветными слоями. Также нередко их шьют из шелка или шифона. Для торжественных случаев, таких как свадьба, хиджабы могут быть украшены пайетками, люрексом, вышивкой, драгоценными камнями или булавкой. Свадебные «вуали» в большинстве случаев являются произведением искусства.

Кто бы ни одевал покрывало в обыденное время, не стоит позволять пусть даже и очень красивому платку, излишне привлекать к себе внимание мужчин.

Также не допускается использование для фиксации религиозной одежды броских и звенящих украшений.

Хиджаб в своей основе , призван скрыть от чужих глаз все дамские прелести. Для посторонних должно оставаться неведомым возраст и фигура женщины.

Для истинных мусульман такая «вуаль веры» является визитной карточкой женщины.

Окружающим посторонним людям позволяется видеть у женщины-мусульманки лишь:

  • частично или полностью лицо;
  • кисти рук;
  • глаза;
  • щиколотки, но не выше.

Если у представительницы слабого пола очень длинные волосы , которые трудно скрыть хиджабом, под него надевают специальную хлопчатобумажную шапку. В том случае, если понравившаяся «накидка» не способна закрывать плечи и шею, мусульманка обязана надеть под него специальную манишку или водолазку-гольф.

В современном понятии хиджабом большая часть людей называют любую одежду, которая даёт понять, что женщина мусульманка.

Гардероб мусульманской женщины не назовёшь скудным. В него входит большое количество платьев, халатов, костюмов, троек, сарафанов, туник и прочего. И для женщины исламской веры главное — все это удачно сочетать с традиционным религиозным головным убором.

Как следует правильно носить хиджаб

Кто и почему должен надевать хиджаб?

О том, как правильно носить одежду мусульман полезно знать не только женщинам этой веры, а скажем, христианкам. К примеру, если славянская женщина окажется в мусульманской стране, ей могут пригодиться такие знания и навыки.

При надевании «ритуальной вуали» необходимо преследовать две цели – полностью скрыть волосы, оставив открытым лицо или глаза и прочно завязать концы покрывала, чтобы оно случайно не приоткрыло завесу тайны.

Как следует правильно носить или надевать хиджаб , европейской женщине можно будет узнать по фото или видео.

Мусульманские женщины осваивают эти навыки ещё в детстве. Кстати, носить девочкам «религиозный платок» обязательно лишь с момента наступления полового созревания (13-15 лет). До этих пор, малышки до 7 лет могут спокойно обходиться без него, а начиная со школьного возраста, родители должны начать приучать ребёнка молиться. Те, родители, которые считают, что девочек нужно приучать в самом раннем возрасте к праведному поведению, не ждут определённой даты рождения.

Современным женщинам, позволяется завязывать «покрывало для головы» узлом, несколькими булавками, заколками или брошью, но все они должны быть неброскими и скромными.

Каждый раз при выходе из дома или при приветствии гостей мужского пола, хиджаб следует надевать жёнам-мусульманкам обязательно.

Следует брать в расчёт правила семьи , порядок поведения в стране и общественных местах, менталитет окружающего общества, чтобы решить стоит ли носить хиджаб.

Традиционные исламисты считают, что женщины-мусульманки просто обязаны носить хиджаб. Мужчинам же его предпочтительно надевать во время совершения намаза. Ведь в чалме, мужчине обещано больше саваба.

В настоящее время на моду мусульманских женщин обратили внимание некоторые модельеры. Иностранным дизайнерам сложно соблюдать религиозные рамки. «Платки для мусульман» в их стиле не всегда полностью покрывают волосы, или украшены слишком яркими цветами и узорами.

Простая схема завязывания хиджаба выглядит так:

Палантин, платок и т. д. надевают на голову, надвинув на лоб, и плотно фиксируют булавкой ткань в области затылка. Затем перекрещивают концы и прикрывают ими противоположные стороны плеч. Второй раз используют булавки в височной области с обеих сторон платка.

Существует множество способов правильно и красиво повязывать хиджаб. Много вариантов можно увидеть на фото или видео в интернете.

Так, например, у турчанок сейчас в моде носить «тюрбан», являющийся разновидностью хиджаба. Современные девушки могут даже ходить в салоны красоты, где одна из услуг в перечне – красивая укладка тюрбана и его украшение .

Как известно, первой женщиной-мусульманкой,¸ которая стала украшать и стилизовать свой головной убор, была супруга президента Турции Хайруниса Гюль. А помог ей в этом знаменитый модельер Кутоглу.