Подводные исследования трудны и опасны. В глубинах моря царят мрак и холод. Поэтому водолазам необходимо обеспечить не только , но также освещение и обогрев. Чем глубже вы погружаетесь, тем сильнее давит , лежащая сверху, и это создает огромные трудности.

Водолазное снаряжение

В мелких водах водолазы пользуются аквалангом, имеющим баллоны со сжатым воздухом. Аквалангисты могут опускаться на глубину до 70 м. При более глубоких погружениях баллоны берутся только для страховки, а подается с поверхности по шлангу.

Проблемы давления

На глубине до 50 м водолазы могут дышать обычным воздухом (21% кислорода и 78% азота). Глубже заставляет азот растворяться в . Это вызывает сонливость и потерю координации . Азот можно заменить гелием. Глубже 90 м обычно содержание кислорода становится ядовитым, так что приходится уменьшать долю кислорода в смеси. Но даже при уменьшении концентрации высокое давление вызывает повышенное содержание газа в крови и тканях. При быстром подъеме с таких глубин давление уменьшается слишком быстро и газ «закипает» в крови и тканях, образуя пузырьки, как в откупоренной бутылке лимонада. Это вызывает кессонную болезнь и может привести к смерти. При неглубоких погружениях кессонной болезни можно избежать, медленно поднимаясь на поверхность. После глубоководного погружения водолазу приходится несколько дней провести в декомпрессионной камере, где давление очень медленно уменьшается.

Подводные лодки

Внутри подводной лодки поддерживается нормальное атмосферное давление, так как толстые металлические стенки способны выдержать давление воды. Крупные подводные лодки могут неделями не подниматься на поверхность и используются в основном в военных целях. Небольшие аппараты, называемые батискафами, используются для других работ и обычно остаются под водой не более суток.

«Элвин»

Батискаф «Элвин» может погружаться на глубину до 4000 м. При опасности камера с экипажем может отделиться от лодки и быстро возвращаться на поверхность. Именно с борта «Элвина» производились съемки глубоководного разлома. «Элвин» доставил и первых посетителей на «Титаник» через 73 года после того, как этот корабль затонул (см. статью « «). Частичный разрез батискафа «Элвин» показывает его внутреннее устройство. Длина «Элвина» всего 7,6м. Батискафы доставляются на место погружения и опускаются в море кораблем-носителем. Здесь показан батискаф «Элвин», опускаемый с борта корабля-носителя «Атлантис-11». Команда из двух ученых и капитана сидит внутри шаговой кабины из прочнейшего титана. Ев Стенки толщиной 50 мм могут выдержать огромное давление воды. Радио и телефоны обеспечивают связь команды батискафа с кораблем — носителем. Диаметр кабины всего два метра. За время погружения падает до 13°С.

ДУУ

Сейчас большинство подводных работ выполняют небольшие механические роботы, вызываемые ДУУ (дистанционно управляемыми устройствами). Они управляются оператором с поверхности. ДУУ могут собирать образцы, вести съемки и телепередачи и выполнять другие сложные операции. По кабелю ДУУ получает управляющие сигналы и электропитание и передает оператору телевизионное изображение

Корабли науки

Океанографы часто работают на судах, оснащенных лабораториями, компьютерами и другими научными приборами. Например, научно-исследовательское судно «Челленджер» обеспечивает работу 14 океанографов в Атлантическом океане, Средиземном и Карибском морях.

Съемка океанского дна

Океанское дно наносится на карту с помощью эхолота или сонара. Корабль тянет на буксире прибор, называемый сканирующим сонаром. Звуковые импульсы, посылаемые прибором, достигают океанического дна и, отражаясь, принимаются приборами на корабле, которые преобразуют их в электрические сигналы и изображения. Сканирующий сонар посылает пучки звуковых импульсов на 30 км в стороны корабля.

Гидротермальные зоны

Недавно под водой открыты новые классы животных, например гигантские трубчатые черви. Они обитают в гидротермальных зонах - участках горячей воды в разломах подводных хребтов и питаются бактериями, живущими за счет химических веществ, поступающих из разлома.

Не секрет, что львиная доля всех инновационных разработок современности просочилась в обиход из военной промышленности. Область освоения глубин в этом плане не стала исключением: по понятным экономически выгодным причинам, гражданские и научно-исследовательские подводные аппараты создавались по образу и подобию военных судов, чья конфигурация, в прямом смысле слова, прошла проверку боем. Однако новая мирная ипостась внесла свои коррективы в модели субмарин, а развитие частного производства и вовсе вывело планировку подводных аппаратов в принципиально новую плоскость.

ЕДИНСТВЕННАЯ В СВОЕМ РОДЕ «СЕВЕРЯНКА»

Отечественным первопроходцем среди научных подводных судов стала субмарина «Северянка» - первая боевая подлодка, принявшая на борт не орудия, а исследовательскую аппаратуру. В 1958 году «Северянка» впервые покинула Мурманский порт под мирным синим флагом с семью белыми звездами - международным опознавательным знаком исследовательского судна. На тот момент советский научно-исследовательский флот насчитывал десятки судов, но именно скромная «Северянка» - до поры лишь одна из 215 подлодок проекта 613 - стала первым серьезным инструментом изучения подводного мира, позволившим пролить свет понимания на многие загадки глубин.

Рядовая дизель-электрическая подлодка, выпущенная в 1953 году в рамках самой массовой советской серии подводных судов, в своем военном прошлом известная под обозначением С-148, в 1957 году была переоборудована и спустя год передана в пользование Всесоюзному научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии. Объективных причин и необходимых данных для проектирования специального исследовательского судна на тот момент не было - мощный бронированный корпус, впечатляющие возможности вертикального перемещения в толще воды и способность к длительному автономному функционированию сделали военную подлодку практически идеальной плавучей научной станцией. Несмотря на спартанские условия, заложенные военными конструкторами, С-148 позволила разместить на своем борту всю необходимую аппаратуру для наблюдения за косяками промысловых рыб, изучения глубин, океанического шельфа и сбора проб вод и грунта. Ученым не помешали даже тесные каюты и иллюминаторы размером с блюдца. Для размещения всей высокотехнологичной начинки был использован бывший торпедный отсек, а люки запуска были переоборудованы для сбора данных - оснащены гидроакустической установкой, устройствами для отбора проб, фото- и видеоаппаратурой.

За годы службы мирным целям «Северянка» совершила 10 экспедиций в Атлантический океан и Баренцево море, пройдя в общей сложности 25 тысяч миль. Но главная ее заслуга в том, что неприметная серийная субмарина в те годы стала первой и единственной в своем роде подлодкой, позволившей начать изучение толщи океанских вод. Ее опыт дал старт проектированию более совершенных исследовательских глубоководных судов.

ГЛУБОКОВОДНЫЙ «ЛОШАРИК»

По некоторым оценкам, на сегодня изучено не более 5% площади Мирового океана. Образно говоря, мы всего лишь зажали пальцами нос и нырнули на мелководье, насколько хватает дыхания. В этом нет ничего удивительного, ведь с увеличением глубины условия среды стремятся к экстремальным. На глубине давление воды возрастает на 1 атмосферу каждые 10 м. А значит, при погружении на 200 м (предельная глубина погружения подлодок проекта 613) водяной столб давит на каждый квадратный сантиметр обшивки с силой, сопоставимой с давлением 20-килограммовой гири. А это примерно 200 тонн на квадратный метр. Данные, полученные на практике, и технические расчеты показали, что субмарины «традиционной» формы имеют весьма ограниченную глубину погружения, поэтому для полноценного исследования глубин потребовалась разработка аппаратов новой конструкции. Так в 1948 году, благодаря стараниям швейцарского физика-изобретателя Огюста Пиккара, началась эра батискафов.

Именно батискафы с их устойчивым к высокому давлению строением корпуса, системой балластов и технологией сжатия воздуха позволили погрузиться на настоящую глубину. Непревзойденным рекордсменом среди пилотируемых подводных аппаратов по праву считается батискаф «Триест», на котором в 1960 году сын изобретателя аппарата Жак Пиккар и американец Дон Уолш достигли дна Марианской впадины, погрузившись на умопомрачительную глубину - 11022 м.

Лидерами среди действующих аппаратов по праву считаются: российские «Мир» и «Консул» с предельной глубиной погружения до 6500 м, китайский «Цзяолун», чья максимальная глубина погружения составляет 6796 м, японский «Шинкай», также покоривший отметку 6,5 км, американский «Алвин», стабильно работающий на глубине до 4500 м, а также российский глубоководный атомоход АС-31 с трогательным названием «Лошарик», способный погружаться на глубину до 6000 м.

ИГРУШКИ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Сейчас, когда использование всевозможных субмарин существенно отдалилось от военных целей, художники от инженерной мысли могут позволить себе спустить фантазию с поводка казенной милитаристической эргономики и начать творить в свое удовольствие.

Так, конструктор Грэм Хоукс из компании «Океанические технологии Хоукса» решил отойти от стандартной для подводных лодок обтекаемой цилиндрической формы и придал своим моделям «самолетоподобные» черты. Инновационной конструкцией отличились, к примеру, Super Falcon и «Нимфа», спроектированные для частных нужд. Оснащенный винтом, приводимым в движение электрической батареей, Falcon имеет по паре боковых крыльев и закрылков, а также два пассажирских отсека, напоминающих кабины истребителя с панорамным обзором. Правда, при баснословной стоимости в 1,5 миллиона долларов Super Falcon не стремится оправдывать свое «соколиное» название и развивает под водой скорость всего каких-то 3,5 км/ч.

Модель «Нимфа» отличается сходными характеристиками. Однако вместо двоих пассажиров, которых может принять на борт Falcon, она способна осчастливить незабываемым подводным погружением уже троих акванавтов. «Нимфа» была спроектирована специально для владельца корпорации Virgin Group и одноименных авиалиний - миллиардера Ричарда Брэнсона, прославившегося своей трепетной любовью к экстремальному туризму. При этом Брэнсон вовсе не планирует холить свое приобретение в уединении. Напротив, эксцентричный предприниматель предлагает любому желающему арендовать «Нимфу», правда на условиях, доступных далеко не каждому из «любых желающих». Ради возможности поплавать на персональной субмарине нужно будет приехать на остров Некер в Карибском море и выложить символическую плату в размере 25 тысяч долларов.

Другим революционером в области проектирования гражданских подлодок принципиально новых форм стала компания Innespace, выпустившая на рынок персональный гидроцикл-субмарину, получивший название Seabreacher X. Для неискушенного пользователя Seabreacher X отличается, в первую очередь, агрессивным дизайном, вдохновленным силуэтами акульего тела. Дайвинговый гидроцикл напоминает самую настоящую, как бы парадоксально это ни звучало, акулу в стальном скафандре. Помимо чисто внешней привлекательности, безусловно подкупающей потребителя, мини-подлодка может разгоняться в толще воды до 40 км/ч, а по поверхности передвигаться со скоростью, почти вдвое превосходящей подводный показатель. При этом Seabreacher X способен выпрыгивать из воды на высоту до 4 метров. Видеокамера, транслирующая в реальном времени пейзажи подводного мира, встроенная бортовая аудио- и видеосистема, GPS-навигатор и масса других высокотехнологичных «примочек» сделали детище Innespace объектом вожделения многочисленных любителей острых ощущений. При этом на сегодня выпущено всего лишь 10 акулоподобных субмарин-гидроциклов.

КРУТИ ПЕДАЛИ

В пику тенденциям к наращиванию мощностей двигателя французский инженер Стефан Роусон предложил конструкцию подлодки, предполагающую полное отсутствие двигателя как такового. Спроектированная Роусоном модель Scubster представляет собой подводную лодку-катамаран, приводимую в движение педальной тягой. За счет того, что корпус судна выполнен из углеродного волокна, французское изобретение способно дать фору Super Falcon. Подводный катамаран вполне может развить скорость до 9 км/ч, что превышает максимально доступную детищу Грэма Хоукса более чем в 2,5 раза, правда, глубина погружения Scubster всего лишь 6 метров. Но это неудобство с лихвой компенсирует легкость в управлении, панорамный обзор из кабины, возможность поддерживать физическую форму в тонусе и, что особенно греет душу, осознание причастности к охране окружающей среды.

Автономная некоммерческая организация "Центр подводных исследований Русского географического общества" (ЦПИ РГО) основана в 2014 году. Её учредители – Русское географическое общество (РГО) и Национальный центр подводных исследований (НЦПИ). Организация объединяет представителей самых разных профессий и отраслей: историков, археологов, водолазов, океанологов и многих других. Цель работы Центра – приоткрыть завесу тайны, окутывающей события морской истории, а также попытаться разгадать многочисленные загадки природы.

Наибольшую известность ЦПИ РГО приобрел в августе 2015 года, когда его специалисты обеспечивали погружение Президента России Владимира Путина на дно Чёрного моря к обломкам затонувшего византийского судна. Однако исследование лежащих на дне кораблей – далеко не единственное, чем занимается Центр. В планах ЦПИ – создание музея подводной археологии в Кронштадте, проектирование отечественного обитаемого подводного аппарата и другие масштабные проекты.

Страсть к исследованиям

Одно из важнейших направлений работы Центра подводных исследований Русского географического общества – экспедиционная деятельность. Уже несколько лет специалисты ЦПИ РГО ведут археологические исследования в Балтийском море.

Летом 2013 года – ещё до официальной организации ЦПИ – Русским географическим обществом совместно с Национальным центром подводных исследований была организована экспедиция по обследованию парусно-винтового фрегата "Олег", потерпевшего крушение между островами Гогланд и Соммерс в 1869 году. Причиной его гибели стало столкновение с другим судном при выполнении сложных маневров. В рамках экспедиции группой водолазов-археологов был проведён внешний осмотр корабля, выполнены его фото- и видеосъемка, со дна подняты некоторые артефакты. По мнению специалистов, фрегат, затонувший более 150 лет назад, отлично сохранился. Балтийская вода законсервировала все: от посуды и мебели до корабельного колокола и пушек. 15 июля 2013 года корабль с борта обитаемого подводного аппарата осмотрел президент России Владимир Путин. Он отметил важность продолжения подобных исследований для популяризации знаний об истории российского флота.

С 2014 года специалисты Центра проводят археологические исследования на немецком торговом судне "Архангел Рафаил", затонувшем в Выборгском заливе в 1724 году. Здесь ведутся работы по расчистке внутреннего пространства корабля, обнаружено множество артефактов, представляющих историческую ценность, некоторые из них в настоящий момент подняты на поверхность. В частности, водолазы достали со дна прекрасно сохранившийся кафтан, реставрация которого впоследствии проводилась специалистами Государственного Эрмитажа.

Ещё один перспективный для дальнейшего изучения объект был найден подводными археологами ЦПИ РГО в Финском заливе неподалеку от Кронштадта. Не исключено, что здесь на глубине около 10 метров лежит построенный по чертежам Петра I линейный корабль "Портсмут" – один из первых линкоров российского флота, затонувший в 1719 году. Специалисты надеются обнаружить на дне артефакты, которые позволят достоверно провести идентификацию судна. Планируется создать его фотокарту и 3D-модель.

Центр подводных исследований принимает участие и в международных проектах. Один из них связан с подводной лодкой «Сомъ», обнаруженной в 2015 году в территориальных водах Швеции. В настоящее время идут переговоры со скандинавской стороной, цель которых – проработка деталей совместной экспедиции по обследованию и определению дальнейшей судьбы российской субмарины, пролежавшей в шведских водах более 100 лет.

– В середине октября мы вернулись из Кабардино-Балкарии, где обследовали самое глубокое в России карстовое озеро Церик-Кёль. Окончательные итоги экспедиции еще предстоит подвести, но о некоторых фактах можно сказать уже сейчас. В частности, были актуализированы данные о глубине озера. Ранее считалось, что она равняется 258 метрам, нам же удалось найти подводную пещеру в юго-восточной части водоема, глубина которой составила 279 метров. Кроме того, была создана 3D-модель подводной части озера, взяты пробы грунта, уточнен химический состав воды. Мы надеемся, что полученные данные позволят ученым объяснить, как именно образовалось озеро Церик-Кёль, а главное – понять, как сохранить этот уникальный природный проект для будущих поколений, – говорит исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

Разработка подводного аппарата

Второе направление деятельности ЦПИ РГО – научно-техническое. Его специалисты активно сотрудничают с различными российскими и зарубежными компаниями в сфере обеспечения водолазных работ, а также создания водолазного оборудования. В рамках научно-исследовательских и археологических экспедиций регулярно проводятся испытания новых аппаратов и экипировки.

Также Центром начато проектирование обитаемого подводного аппарата исследовательского класса. Водолазные работы имеют физиологические ограничения по продолжительности пребывания человека под водой, по эффективной глубине погружения и по видам подводных работ. Поэтому разработка обитаемых подводных аппаратов остается на сегодняшний день весьма актуальной задачей. Они, во-первых, позволят увеличить глубину и время погружений. А во-вторых, дадут возможность доставить к исследуемому объекту узкопрофильного специалиста: археолога, историка, океанолога, гидролога и т. д., который не обладает навыками погружения с аквалангом.

– Сегодня в мире существуют зарубежные модели аппаратов, которые с успехом применяются для подводных погружений, но каждая из них предназначена для решения своих задач. Наша цель – создать российский обитаемый подводный аппарат, изначально предназначенный для осуществления исследовательской деятельности. Разработать модель, которая позволит обеспечить всесторонний осмотр затонувших объектов, даст возможность проведения технических работ на глубине, будет оборудована манипуляторами, специальной аппаратурой и приспособлениями. Для нашей страны этот проект является уникальным, ведь сегодня в России разработкой сверхмалых подводных аппаратов никто не занимается. В настоящий момент формируется рабочая группа, которая будет решать эту задачу,

– рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

Музей подводной археологии

Еще одно направление – это культурно-просветительская деятельность Центра, важнейшей частью которой является создание научного комплекса "Петровский док".

– Проект предусматривает восстановление уникального гидротехнического комплекса "Петровский док" в Кронштадте и создание на его базе музея подводной археологии. Любой объект, который пролежал в воде несколько сотен лет, после извлечения на поверхность начинает очень быстро разрушаться. Чтобы этого не случилось, необходимо его законсервировать. Существуют методики, позволяющие сохранить подобным образом небольшие объекты, однако проделать это с целым судовым корпусом по ряду причин невозможно. Поэтому возникла идея оставить найденные суда в водной среде, но при этом сделать так, чтобы увидеть их смогли не только специалисты, но и обычные люди, – отмечает Сергей Фокин.

Согласно разработанной концепции, "Петровский док" будет сохранён как объект культурного наследия, а также как действующее инженерное сооружение с частичным сохранением первоначальной функции, в том числе в качестве судостроительной верфи.

После реставрации и восстановления его планируется разделить на секции. Сверху док будет укрыт стеклянным ангарным куполом с дополнительным ярусом-этажом. Такое техническое решение позволит разместить экспозицию затонувших кораблей, а также более мелких объектов непосредственно в водной среде, что обеспечит их сохранность. Помимо этого, в музейном комплексе планируется организовать Центр подводной археологии, включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения. Также здесь будут созданы учебные классы, конференц-зал, лаборатории, библиотека.

Подбирать потенциальные объекты для экспозиции будут специалисты Центра подводных исследований РГО. На данный момент у них на заметке около 200 подобных раритетов, находящихся на дне Балтийского моря. Однако говорить о том, когда и какие именно корабли займут свое место в музее, можно будет лишь после того, как территория дока будет окончательно готова к приему объектов. Согласно планам процесс заполнения музейного комплекса "Петровский док" экспонатами начнется в 2022 году.

Все наверняка слышали утверждение, что до сих пор исследован лишь небольшой процент океанских глубин. И многие ждут развенчания этого мифа, что несложно было бы сделать, если бы данная информация не соответствовала действительности . Но это так, представление о том, что скрыто на дне у нас весьма размытое, несмотря на все развитие технологий и прилагаемые усилия.

Как исследовали глубины раньше?

Активным изучением этого вопроса занялись лишь в XX веке, ранее, видимо, не до того было. Первые попытки предпринимались ещё в 20-30-хх годах, но выглядели они комично.

Поскольку эхолот ещё не изобрели, для определения глубины и рельефа необходимо было опускать подвязанный на верёвку груз. Учитывая затрачиваемое время и низкую информативность - особых результатов данные исследования не принесли .

Вторая половина прошлого столетия вышла более продуктивной. Эхолоты, батискафы, подводные лодки и целые станции, чьей единственной задачей было исследование океанских глубин.

Жак Кусто внёс огромный вклад в популяризацию данного направления, благодаря его работам миллионы подростков и молодых людей по всему миру загорелись идеей покорения неизведанных глубин. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы получить исчерпывающие данные о рельефе морского дна и его содержимом.

Что могут дать нам знания о дне?

Изучение этого вопроса обладает огромным практическим значением :

  • Поиск месторождений нефти и их дальнейшая разработка;
  • Развитие рыболовного промысла;
  • Поиск новых видов животных;
  • Определение климатических особенностей планеты;
  • Изучение особенностей тектонического строения Земли;
  • Составление оптимальных маршрутов для судов.

Поскольку мы живём в постиндустриальном обществе, огромное значение для дальнейшего экономического развития имеют углеродные энергоносители - нефть и газ. Залежи на суше, в большинстве своём, изучены, разработаны и частично даже истощены. У человечества есть только два варианта - переход на альтернативную энергетику или поиск другого источника нефти. Именно им может являться океан, таящий в себе множество сюрпризов. Остаётся лишь вопрос себестоимости добычи.

Новые виды интересны морским биологам, но учитывая дальнейшую разработку и рыбный промысел - не праздный интерес может появиться у каждого жителя планеты.

Океан способен обеспечить пищей большую часть населения, правда, в основном за счёт водорослей.

Климат во всём мире зависит от морских и океанических течений, любое их изменение может нести катастрофические последствия. Заранее предупредить о них, забить тревогу или даже что-то исправить могут только исследователи.

Это же касается тектонических плит, ведь именно благодаря океану мы поняли, как именно устроена наша планета, что является причиной землетрясений и с какой скоростью может измениться вид современных континентов.

Трудности в изучении океана

У любого направления есть свои проблемы и трудности:

  1. Низкий вклад в изучение вопроса со стороны большинства стран;
  2. Сложность задачи, обусловленная площадью исследования;
  3. Наличие такого понятия как «территориальные воды»;
  4. Относительно небольшой срок проведения исследований;
  5. Малая заинтересованность со стороны правительства, выражающаяся в скромных дотациях для частных экспедиций.

Вопрос хоть и важен, но для многих стран не имеет никакого практического смысла. США, к примеру, заинтересовано в изучении проблемы, учитывая наличие двух океанов «под боком». А вот та же Беларусь не понимает, почему её это вообще должно волновать. По понятным причинам.

На изучение суши на всех континентах ушли столетия, а ведь площадь водной поверхности гораздо больше. Да и нельзя по дну проехаться на автомобиле, человек вообще не предназначен для этой среды. Поэтому небольшие сроки и объём необходимых исследований ставит в тупик многих учёных.

Каждое государство стремится защитить свои границы, в том числе и морские. Поэтому у любой исследовательской группы вне международных вод могут возникнуть проблемы с получением доступа к территории и проведению всего комплекса работ.

Кто сейчас заинтересован в изучении морских глубин?

Десятилетиями исследования проводились на голом энтузиазме, но благодаря популяризации данного направления и заинтересованности нефтяных компаний, ситуация несколько изменилась. По большому счёту, группа учёных получает грант от корпорации или правительства для выполнения задач, которые интересны нанимателю, и старается попутно получить те данные, которые помогут развитию науки.

Отдельно стоит поговорить о тех людях, которые ищут затонувшие корабли, подводные лодки и даже целые города. Нет, в древности города не плавали, но изменение прибрежной линии могло внести свои коррективы в жизнь населения и переместить всех на несколько десятков метров ниже уровня моря.

За счёт батискафов с ручным или радиоуправлением в течение второй половины XX века было найдено множество затонувших судов - как старинных, так и потерянных в ходе Первой и Второй Мировой Войны.

По большому счёту, это имеет значение для развития культуры, установления исторической справедливости и успокоению ещё живых родственников или потомков экипажей.

Перспективы океанских глубин в наше время

Человек может уйти в морские и океанские глубины, если того потребуют условия на поверхности. На данный момент это совершенно нерентабельно и лишено смысла, когда на суше есть огромные неосвоенные площади с минимальной инфраструктурой. Но учитывая рост населения и степень загрязнения поверхности, такой день может наступить гораздо раньше, чем может показаться на первый взгляд.

Основные проблемы, которые предстоит преодолеть - трудность проведения строительных работ на глубине и давление. Учитывая тот факт, что за счёт законов физики морская толща воды пытается попросту раздавить всё то, что находится в ней достаточно глубоко, у населения будущих подводных станций или городов могут возникнуть серьёзные проблемы. Ресурс материалов, используемых для их постройки, будет очень сильно ограничен в зависимости от отметки на приборах.

С другой стороны, переселение части населения на дно поспособствует развитию океанологии и значительно пополнит запасы знаний, имеющихся у человека о том, что же происходит где-то там, под волнами.

Все те романтики, страдающие от того, что не осталось на Земле мест для изучения и покорения, могут обратить своё внимание на голубую гладь прибоя. Это не так модно, но подарит не меньше эмоций и послужит на благо человечества.

Видео: что нашли на дне океана?

В данном ролике Илья Потапов расскажет про 5 самых странных и необъяснимых находках на дне океанов:


Долгое время попытки проникнуть на дно океана ограничивались погружениями ныряльщиков, которые не могли пробыть под водой более двух минут и не проникали глубже 40-метрового рубежа.
В первой половине XIX века был изобретен водолазный костюм, но он был очень тяжелым

и сковывал движения. В таком костюме можно было находиться на глубинах до 100 метров.
В 30-х годах XX века американские инженеры Бартон и Биб создали управляемое подводное судно, которое получило название батисферы. Это был стальной шар диаметром около полутора метров. Иллюминаторы позволяли исследователю видеть окружающие предметы. С помощью телефонной связи информацию передавали на борт судна, с которым батисфера была связана тросом. Такой подводный аппарат совершил погружение на глубину 400 метров в районе Бермудских островов. Прожектор, которым была оборудована батисфера, позволил увидеть первые

глубоководные пейзажи там, куда уже не проникал свет.
Спустя несколько лет состоялось погружение батисферы на 940 метров. Этот рекорд долгое время оставался непревзойденным.
Новые возможности для подводных исследований открыло изобретение французским моряком Жаком-Ивом Кусто и инженером Эмилем Ганьяном акваланга, сделавшего океан более доступным.
Вскоре был создан аппарат, позволявший совершать погружения автономно, без связи с

Подводная сфера Бартона и Биба 201


Батискаф

кораблем, - батискаф. В 1960 году на нем достигли дна самого глубокого места на Земле - Марианского желоба, глубина которого равна 11 022 метра.
Современные подводные аппараты оснащены механическими манипуляторами, позволяющими собирать предметы, электронной аппаратурой и телекамерами. В наши дни необходимость находиться внутри подводного аппарата отпала. Подводные аппараты без экипажа были, например, использованы при обследовании затонувшего «Титаника».

Еще по теме ПОДВОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Баладинский В. Л., Лобанов В. А., Галанов Б. А. Машины и механизмы для подводных работ., 1979
  2. КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА