1. Общее описание предприятия, основного и вспомогательного оборудования КВД-1

трубопровод котел пароперегреватель

Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" - российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Предприятие вело и ведёт успешное строительство российских военных кораблей и атомных подводных лодок, осуществляет ремонт крупных надводных кораблей для РФ и других стран (Индия, Китай, Вьетнам), активно участвует в проектах по созданию российской морской техники, российской нефтегазовой индустрии.


.1 Котельная высокого давления


Котельная высокого давления (КВД) включает в себя котлоагрегаты и все устройства необходимые для обеспечения нормальной работы котлов.

Для производства перегретого пара в котельной высокого давления установлены 3 водотрубных котла с естественной циркуляцией типа КВ-76. Перегретый пар транспортируется по паропроводам на набережную №1 "ПО "Севмаш".


1.2 Топливное хозяйство


Топливное хозяйство - это комплекс технологически связанных устройств, механизмов и сооружений, служащих для подготовки и подачи топлива в котельную. Комплекс выполняется в виде непрерывной технологической линии, началом которой является приемо-разгрузочное устройство, а концом - главное здание, куда подается подготовленное топливо. Подача топлива совмещается с различными этапами его подготовки, а также операциями складирования, взвешивания, отбора проб. Совокупность всех операций именуется переработкой топлива.

Для подачи и подготовки топлива к сжиганию предназначена топливная система парового котла с топочными устройствами и воздухоподводящей системой. Топливная и воздухоподводящая система парового котла показана на рисунке 1.


Рисунок 1 - Топливная и воздухоподводящая система парового котла


Топливная система включает в себя расходную цистерну 1, фильтры 2, 5 холодной и горячей очистки топлива, подогреватели топлива 4, 6, шестеренчатый насос 3, забирающий топливо из расходной цистерны и подающий его через фильтры, подогреватели к топочным устройствам (форсункам) 8. Необходимый для сгорания топлива воздух подается в топку котла котельным вентилятором 7. Образующиеся при сгорании топлива дымовые газы, отдав теплоту в поверхностях нагрева котла 9, удаляются через газоход 10 в дымовую трубу.


1.3 Котел типа КВ-76


Котел вертикально-водотрубный с естественной циркуляцией воды, вертикальным двухколлекторным пароперегревателем, с дутьём непосредственно в топку, с водяным плавниковым экономайзером.

-Рабочее давление - 6,4 МПа

-Максимальная температура пара на выходе - 450 оС

-Производительность котла - 80 т/ч

Отопление котла двухстороннее, с форсунками механического распыливания. Котельный агрегат состоит из испарительной части (котла) и пароперегревателя, соединенных между собой пароперепускной трубой и с компонованных совместно с топочной камерой в общем обшивочном кожухе.


1.4 Устройство котла КВ-76


Водотрубный котел с естественной циркуляцией показан на рисунке 2


Рисунок 2 - Водотрубный котел с естественной циркуляцией

Пароводяной коллектор; 2 - опускные необогреваемые трубы; 3,7 - парообразующие трубы; 4 - топка котла; 5 - топочное устройство; 6 - водяной коллектор; 8 - трубопровод к потребителю; 9 - пучок труб пароперегревателя; 10 - направление движения газов в газоходе; 11 - трубопровод питательной воды; 12 - трубопровод экономайзера; 13 - трубки воздухоподогревателя; 14 - подвод воздуха к воздухоподогревателю; 15 - дымовая труба; 16 - подвод воздуха к топочному устройству; 17 - пароперепускная труба.


1.5 Принцип действия котла


При факельном сжигании топлива образуются продукты сгорания (дымовые газы), имеющие высокую температуру. В топке передача теплоты парообразующим трубам осуществляется в основном тепловым излучением от высокотемпературного факела, а в газоходе котла - тепловой конвекцией от движущихся через основную и дополнительную поверхности нагрева дымовых газов. Охлажденные дымовые газы поступают в дымовую трубу.

Питательная вода нагнетается питательным насосом по трубопроводу 11 в экономайзер, где подогревается по температуры на 20-30 оС ниже температуры кипения. Оттуда она направляется в водную часть коллектора 1, смешивается с котловой водой и по опускным трубам 2 движется к водяному коллектору 6, из которого поступает в парообразующие трубы 3, 7. Ряд труб 3, защищающих от облучения факелом опускные трубы 2, называется экраном. Первые ряды пучка 7 и экрана воспринимают теплоту излучения газов в топке, а поверхности труб 7, 9, 12, 13 - теплоту, передаваемую конвекцией от движущихся газов. Внутри труб 3 и 7 происходит процесс парообразования, появившаяся при этом пароводяная смесь поступает в коллектор 1. Образовавшийся в циркуляционном контуре пар, пройдя водяную часть коллектора 1, скапливается в его паровой зоне, откуда по перепускной трубе 17 направляется в верхний коллектор пароперегревателя 9, а вода, смешиваясь с питательной водой, вновь поступает по опускным трубам 2 к коллектору 6.

Вода и пароводяная смесь движутся по замкнутому контуру: пароводяной коллектор - опускные трубы - водяной коллектор - парообразующие трубы - пароводяной коллектор. Это движение происходит за счет разности веса воды и пароводяной смеси в трубах и называется естественной циркуляцией. Совокупность элементов котла, в которых осуществляется замкнутое движение воды и пароводяной смеси, называют контуром циркуляции. У котла, показанного на рисунке 2, только один контур циркуляции. Однако котлы могут иметь несколько таких контуров.

В пароводяном коллекторе 1 циркуляционного контура котла размещаются сепарирующие устройства, поэтому пар, направляемый в пароперегреватель, имеет степень сухости близкую к единице. В пароперегревателе 9 пар подсушивается и перегревается. Перегретый пар через главный стопорный клапан направляется к потребителю по трубопроводу 8.


1.6 Аварийная остановка котла


Котел должен быть немедленно остановлен и отключен действием защит или персоналом в случаях, предусмотренных инструкцией, и в частности в случаях:

-обнаружения неисправности предохранительного клапана

-если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10%

-снижения уровня воды ниже низшего допустимого уровня

-повышения уровня воды выше допустимого уровня

-прекращения действия всех питательных насосов

-прекращения действия всех указателей уровня воды прямого действия

-если в основных элементах котла (барабане, коллекторе, пароперепускных и водоопускных трубах, паровых и питательных трубопроводах, трубной решетке, кожухе топки и т.д.) будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах

-погасания факелов в топке при камерном сжигании топлива

-повышения температуры воды на выходе из водогрейного котла

-неисправности автоматики безопасности

-возникновения в котельной пожара, угрожающего обслуживающему персоналу


1.7 Пароперегреватели


Пароперегреватели служат для перегрева пара, т. е. для получения пара, температура которого превышает температуру насыщения при давлении в котле. Использование в энергетической установке перегретого пара вместо насыщенного увеличивает КПД на 10-15%, а с повышением температуры перегрева пара на 20-25 оС КПД установки возрастает на 1-1,5%. Поэтому пароперегреватели являются обязательной составной частью не только главных, но и вспомогательных котлов.

В пароперегревателе из пароводяного коллектора поступает влажный насыщенный пар, который, проходя внутри труб, омываемых дымовыми газами, сначала подсушивается, а затем перегревается. Для большего перегрева пара пароперегреватели размещают в высокотемпературной зоне газохода котла.


1.8 Водяные экономайзеры


Водяные экономайзеры предназначены для подогрева питательной воды, поступающей в котел, теплотой дымовых газов. Их устанавливают в низкотемпературной зоне котла. Подогрев воды в водяном экономайзере на один градус вызывает охлаждение газов на 2,5 - 3 оС, что способствует росту КПД котла. Кроме того, наличие водяного экономайзера способствует снижению размеров парообразующей поверхности нагрева котла, его массы и габаритов.


1.9 Воздухоподогреватели


Воздухоподогреватели применяют для подогрева, поступающего от котельного вентилятора. В качестве горячего теплоносителя используют дымовые газы, отработавший пар или воду. Подача в топку горячего воздуха улучшает топочный процесс, способствует повышению температуры газа в топке и газоходе котла. Использование воздухоподогревателей модет увеличить КПД котла на 3-5%. Схема газового трубчатого воздухоподогревателя изображена на рисунке 3.


Рисунок 3 - Конструктивная схема газового трубчатого воздухоподогревателя


Дымовые газы 1 омывают трубы 5 изнутри, а воздух (стрелка 4) движется в межтрубном пространстве и омывает трубы воздухоподогревателя снаружи. Трубы крепят к трубным решеткам 3 с помощью сварки. Для обеспечения перемещения труб при тепловом расширении предусмотрена установка компенсатора 2. При эксплуатации сажистые и золовые отложения в таких воздухоподогревателях появляются на внутренней поверхности труб, которую периодически очищают сажеобдувочными устройствами.


1.10 Опоры


Для установки и надежного закрепления котла служат фундаменты. На фундаменты котел устанавливают на опорах. Количество опор зависит от габаритов и массы котла. Одна опора делается неподвижной, остальные - подвижными. Они обеспечивают свободу температурных расширений котла.


2. Паропроводы


Водяной пар на судне предназначен для различных целей. Например, в главных паросиловых установках он необходим для работы главных тепловых двигателей - паровых турбин, а также для нагревания воды, топлива и других сред в различных теплообменных аппаратах. На судах с дизельными и газотурбинными установками пар нужен турбогенераторам, вырабатывающим электроэнергию. Водяной пар в паровом котле образуется в результате подвода теплоты к воде. Источником теплоты служат продукты сгорания органического топлива. Паропроводы обеспечивают подачу пара высокого давления для заказов на набережной № 1.

Технические данные паропроводов:

рабочее давление - 5,8 МПа

температура перегретого пара - до 440 оС

диаметр трубопроводов: Ду - 150, Ду - 250


2.1 Подготовка к пуску паропровода


Подготовка к пуску паропровода осуществляется после получения сообщения и подтверждения от сдаточного о готовности заказа к принятию пара.

До начала прогрева паропровода персонал обязан:

-проверить состояние и обеспечить полное открытие всей спускной арматуры (дренажи № 11 - 11г)

-проверить положение всех запорных органов (задвижек и вентилей) на подлежащих прогреву участках паропровода и привести их в состояние открытия или закрытия в соответствии с программой пуска паропровода

-задвижки № 1, 1А, 2, 2А, 3, 5, 6, 7, 8, 8А, 9, 9А, 10, 13, а также воздушники № 12А-12Е должны быть закрыты. Задвижка №4 должна быть открыта

-проверить наличие и исправность контрольно измерительных приборов: манометров и термометров.


2.2 Прогрев и пуск паропровода от КВД-1 до секции №17


Прогрев и пуск паропровода на всех этапах относится к опасным работам и должен производиться по наряду -допуску, выдаваемому мастером и в соответствии с данной инструкцией бригадой не менее 3-х человек, один из которых назначается исполнителем работ.

Паропровод прогревается в 3 этапа:

этап - участок паропровода внутри КВД-1 от котла КВ-76 (№1 или №3) до задвижки 5, расположенной перед выходом паропровода из котельной

этап - от задвижки 5 до задвижек 6, 7 узла УТ-2

этап - от задвижки 7 до задвижек 8, 10 подключательного пункта секции 17

После окончания прогрева всего паропровода сообщить мастеру о готовности паропровода к пуску в работу. Для поддержания заданной температуры пара на коллекторе подключательного пункта секции №9 включить в работу охладительную установку, открыв клапан 13 на КВД-1. После получения сообщения от сдаточного механика о готовности принять пар с берега на заказ, по команде мастера открыть полностью главную задвижку (10, 10-А) на секции №9 и пустить паропровод в работу.


.3 Отключение паропровода


Вывод паропровода из действия в плановом режиме производится по распоряжению мастера

Парапровод отключать в следующем порядке:

-закрыть главную паровую задвижку (1, 1-А) на КВД-1

-после естественного снижения в паропроводе давления до 0,1 МПа открыть все дренажные и байпасные вентили (16) конденсационных горшков

-все дренажные вентили (11 - 11Г) должны оставаться открытыми до следующего прогрева и пуска паропровода

-закрыть задвижку 10 или 10-А

Паропровод должен быть немедленно остановлен при обнаружении следующих неисправностей:

Гидроудары

-если давление в паропроводе поднялось выше допустимого и не снижается, несмотря на все принимаемые меры

-если возник дефект, угрожающий безопасности эксплуатации паропровода (разрывы, трещины, свищи, сход опор или защемление трубопровода в опорах)

-выход из строя арматуры

-неисправность манометров и невозможность определить давление по другим приборам




Категория трубопроводовГруппаРабочие параметры средыТемпература, оСДавление, МПа I1 2 3 4Более 560 520 - 560 450 - 520 Менее 450Не ограничено Не ограничено Не ограничено Более 8,0II1 2350 - 450 Менее 350До 8,0 4,0 - 8,0III1 2250 - 350 Менее 250До 4,0 1,6 - 4,0IV115 - 2500,07 - 1,6


Заключение


За время прохождения производственной практики мною были рассмотрены следующие вопросы:

-приготовление воды высокой чистоты

-приготовление сорбентов

-техническое обслуживание котла КВ-76

-подача пара на заказ

Также я освоил и изучил назначение, технические данные, принцип действия топливного хозяйства, цеха химводоочистки, котла КВ-76, вспомогательного оборудования котла, испарителя ИСМ - 120. Изучил правила безопасной эксплуатации паропроводов. Ознакомился с правилами техники безопасности при работе на КВД-1 и на набережной предприятия.


Список использованных источников


1 Волков Д. И., Сударев Б. В. Судовые паровые котлы: Учебник. - Л.: Судостроение, 1988, 136 с.

Госгортехнадзор России, Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, ПБ 10-573-03, 2003.

Теплотехнический справочник. Под общ. ред. Т 34 В. Н. Юренева и П.Д. Лебедева. В 2-х т. Т. 2. "Энергия" 1976.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

При строительстве загородного дома важно провести все коммуникации, к которым относятся системы отопления, канализации и водоснабжения. При строительстве отдельной системы особое внимание уделяется выбору труб. Достаточно часто для трубопроводов выбираются стальные трубы, которые отличаются высокой устойчивостью к механическим воздействиям и возможностью выдерживать высокие температуры. Основными параметрами выбора являются толщина стальной трубы и ее диаметр.

Основные характеристики труб из стали

Трубы по способу изготовления подразделяются на следующие виды:

  • бесшовные;
  • электросварные.

Бесшовные трубы могут быть:

  • горячедеформированными. Изготовление таких труб производится из горячих заготовок методом прессования;
  • холоднодеформированными. Трубы такого вида после прохождения через пресс охлаждаются, и именно в таком виде производится их окончательное формирование.

Горячедеформированные трубы отличаются большей толщиной стенки, что придает изделиям дополнительную прочность.

Электросварные трубы также подразделяются на два основных вида:

  • спиралешовные;
  • прямошовные.

Трубы с прямым швом по своим техническим показателям практически не отличаются от бесшовных.

Перед изготовлением спиралешовных труб листы металла закручиваются. Такой способ производства позволяет достичь повышенной прочности труб на разрыв. Спиралешовные трубы используются преимущество для прокладки газопроводов и нефтепроводов в зонах с повышенной сейсмической активностью.

Основными характеристиками труб являются следующие параметры:

  • диаметр, который бывает внутренним, наружным, условным;
  • толщина стенки.

Все трубы изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ и могут иметь следующие типовые размеры:

  • электросварные трубы (основной ГОСТ 10707-80) могут иметь диаметр до 110 мм и толщину стенки до 5 мм. Основные размеры труб и соответствующая толщина представлены в таблице;
Диаметр, мм Стенки толщина, мм
5 – 7 0,5 – 1,0
8, 9 0,5 – 1,2
10 0,5 – 1,5
11, 12 0,5 – 2,5
13 – 16 0,7 – 2,5
17 – 21 1,0 – 2,5
22 — 32 0,9 – 5,0
34 — 50 1,0 – 5,0
51 – 67 1,4 – 5
77 – 89 2,5 – 5
89 – 110 4 – 5
  • бесшовные трубы различных видов (основной ГОСТ 9567-75). Изготавливаемые типовые размеры представлены в таблице;
Горячедеформированные трубы Холоднодеформированные трубы
Диаметр, мм Стенки, мм Диаметр, мм Стенки, мм
25 – 50 2,5 – 8,0 4 0,2 – 1,2
54 — 76 3 – 8,0 5 0,2 – 1,5
83 – 102 3,5 – 8,0 6 – 9 0,2 – 2,5
108 – 133 4,0 – 8 10 — 12 0,2 – 3,5
140 – 159 4,5 – 8,0 12 – 40 0,2 – 5
168 – 194 5 – 8 42 – 60 0,3 – 9
203 – 219 6 – 8 63 – 70 0,5 – 12
245 – 273 6,5 – 8 73 – 100 0,8 – 12
299 – 325 7,5 – 8 102 – 240 1 – 4,5
250 – 500 1,5 – 4,5
530 – 600 2 – 4,5

Диаметры стальных труб чаще всего обозначаются миллиметрами, но на практике можно встретить трубы, характеристики которых представлены в дюймах.

Перевести дюймовый диаметр в миллиметровый (или обратно) можно при помощи .

Более подробно разобраться с соответствием дюймов и миллиметров для различных видов труб поможет видео.

Выбор труб для коммуникаций

Стальные трубы преимущественно используются для проведения систем отопления и водоснабжения. Чтобы самостоятельно определить наиболее подходящий диаметр того или иного трубопровода, необходимо знать технические характеристики трубопровода и формулу для расчета.

Подбор параметров труб для водоснабжения

Диаметр труб для водопровода или канализации определяется с учетом следующих параметров:

  1. длины трубопровода;
  2. пропускной способности;
  3. наличия поворотов в системе.

Определяющим фактором является пропускная способность, которую можно рассчитать по следующей математической формуле:

Определив пропускную способность, диаметр можно рассчитать по формуле или подобрать по таблице ниже.

Чтобы избежать сложности математических расчетов, можно воспользоваться рекомендациями специалистов:

  1. монтаж стояка системы должен обустраиваться трубами с диаметром не менее 25 мм;
  2. разводку водопроводных труб можно проводить трубами диаметром 15 мм.

Дополнительно при определении диаметра трубопровода можно ориентироваться на зависимость между длиной трубопровода и диаметром труб, которая выражается следующими характеристиками:

  • если общая длина менее 10 м, то подходят трубы диаметром 20 мм;
  • если длина трубопровода находится в пределах 10 – 30 м, то целесообразнее применять трубы с диаметром 25 мм;
  • при общей длине более 30 м рекомендуется использовать трубы, имеющие диаметр 32 мм.

Подбор параметров труб для отопления

При подборе труб для отопления необходимо предварительно определить следующие параметры:

  • разницу температур при входе в систему и выходе (обозначается Δtº);
  • скорость движения теплоносителя по системе (V);
  • количество тепла, требуемого для обогрева помещения определенной площади (Q).

Зная эти параметры, произвести расчет можно по математической формуле:

Чтобы не проводить сложные расчеты самостоятельно можно воспользоваться готовой таблицей для подбора диаметра трубы системы отопления (с инструкцией по ее использованию можно ознакомиться ).

При выборе диаметра важно учитывать, что подобранный при помощи расчетов или таблиц показатель не может быть менее диаметра выходного отверстия отопительного оборудования.

После определения оптимального диаметра трубопровода толщина стенки трубы определяется в соответствии с вышеуказанными таблицами. Для системы отопления достаточно толщины стальной трубы 0, 5 мм, а для системы водоснабжения 0,5 – 1, 5 мм в зависимости от условий прохождения трубопровода.

Потери энергии при движении жидкости по трубам определяются ре­жимом движения и характером внутренней поверхности труб. Свойства жидкости или газа учитываются в расчете с помощью их параметров: плотности р и кинематической вязкости v. Сами же формулы, использу­емые для определения гидравлических потерь, как для жидкости, так и для пара являются одинаковыми.

Отличительная особенность гидравлического расчета паропровода заключается в необходимости учета при определении гидравлических потерь изменения плотности пара. При расчете газопроводов плотность газа определяют в зависимости от давления по уравнению состояния, написанному для идеальных газов, и лишь при высоких давлениях (больше примерно 1,5 МПа) вводят в уравнение поправочный коэффи­циент, учитывающий отклонение поведения реальных газов от поведе­ния идеальных газов.

При использовании законов идеальных газов для расчета трубопро­водов, по которым движется насыщенный пар, получаются значительные ошибки. Законы идеальных газов можно использовать лишь для сильно перегретого пара. При расчете паропроводов плотность пара определя­ют в зависимости от давления по таблицам. Так как давление пара в свою очередь зависит от гидравлических потерь, расчет паропроводов ведут методом последовательных приближений. Сначала задаются по­терями давления на участке, по среднему давлению определяют плот­ность пара и далее рассчитывают действительные потери давления. Ес­ли ошибка оказывается недопустимой, производят пересчет.

При расчете паровых сетей заданными являются расходы пара, его начальное давление и необходимое давление перед установками, ис­пользующими пар. Методику расчета паропроводов рассмотрим на при­мере.

ТАБЛИЦА 7.6. РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ДЛИН (Аэ=0,0005 м)

№ участка на рис. 7.4

Местные сопротивления

Коэффициент мест­ного сопротивления С

Эквивалентная дли­на 1э, м

Задвижка

Задвижка

Сальниковые компенсаторы (4 шт.)

Тройник при разделении по­токов (проход)

Задвижка

Сальниковые компенсаторы (3 шт.)

Тройник при разделении по­токов (проход)

Задвижка

Сальниковые компенсаторы (3 шт.)

Сальниковые компенсаторы (2 шт.)

0,5 0,3-2=0,бі

Тройник при разделении по­токов (ответвление) Задвижка

Сальниковые компенсаторы (2 шт)

Тройник при разделении по­токов (ответвление) Задвижка

Сальниковые компенсаторы (1 шт)

6,61 кг/м3.

(3 шт.)................................... *........................................................ 2,8-3 = 8,4

Тройник при разделении потока (проход) . . ._________________ 1__________

Значение эквивалентной длины при 2£ = 1 при k3 = 0,0002 м для трубы диамет­ром 325X8 мм по табл. 7.2 /э=17,6 м, следовательно, суммарная эквивалентная дли­на для участка 1-2: /э = 9,9-17,6= 174 м.

Приведенная длина участка 1-2: /пр і-2=500+174=674 м.

Источником тепла называется комплекс оборудования и устройств, с помощью которых осуществляется преобразование природных и искусственных видов энергии в тепловую энергию с требуемыми для потребителей параметрами. Потенциальные запасы основных природных видов …

В результате гидравлического расчета тепловой сети определяют диаметры всех участков теплопроводов, оборудования и запорно-регули - рующей арматуры, а также потери давления теплоносителя на всех эле­ментах сети. По полученным значениям потерь …

В системах теплоснабжения внутренняя коррозия трубопроводов и оборудования приводит к сокращению срока их службы, авариям и зашламлению воды продуктами коррозии, поэтому необходимо пре­дусматривать меры борьбы с ней. Сложнее обстоит дело …

И мн. др. Паропроводы служат для передачи пара от места получения или распределения к месту потребления пара (например, от паровых котлов к турбинам , от отборов турбины к технологическим потребителям, в отопительную систему и т. д.) Паропровод от парового котла к турбине на электростанциях называют "главным" паропроводом, или паропроводом "острого" пара.

Основными элементами паропровода являются стальные трубы , соединительные элементы (фланцы , отводы , колена, тройники), запорная и запорно-регулирующая арматура (задвижки , клапаны), дренажные устройства, компенсаторы теплового удлинения , опоры , подвески и крепления, тепловая изоляция .

Трассировка производится с учётом минимизации потерь энергии из-за аэродинамического сопротивления парового тракта. Соединение элементов паропроводов производится сваркой . Фланцы допускаются только для соединения паропроводов с арматурой и оборудованием .

Во избежание потерь энергии на паропроводах устанавливают минимум запорно-регулирующей арматуры. На главных паропроводах электростанций устанавливают стопорные и регулирующие клапаны, которые являются основными средствами включения и регулирования мощности турбины.

Толщина стенки паропровода по условию прочности должна быть не менее : где

P - расчетное давление пара, D - наружный диаметр паропровода, φ - расчетный коэффициент прочности с учётом сварных швов и ослабления сечения, σ - допускаемое напряжение в металле паропровода при расчетной температуре пара.

Опоры и подвески паропроводов устраивают подвижными и неподвижными. Между соседними неподвижными опорами на прямом участке устанавливают лирообразные или П-образные компенсаторы], которые снижают последствия деформации паропровода под воздействием нагрева (1 паропровода удлиняется в среднем на 1,2 мм при нагреве на 100).

Для уменьшения попадания капель конденсата в паровые двигатели (особенно в турбины) паропроводы устанавливают с уклоном и снабжают т.н. "конденсационными горшками", которые улавливают конденсат, образующийся в трубах, а также устанавливают различные сепарационные устройства в паровом тракте.

Горизонтальные участки трубопровода должны иметь уклон не менее 0,004.

Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 55 °C, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией. Тепловая изоляция сокращает также потери тепла в атмосферу. Поскольку при высокой температуре у стали проявляется ползучесть (крип), для контроля за деформациями паропроводов к поверхности привариваются бобышки. Эти места должны иметь съёмную изоляцию. Изоляцию паропроводов покрывают, как правило, жестяными или алюминиевыми кожухами.

Паропроводы являются опасным производственным объектом и должны быть зарегистрированы в специализированных регистрирующих и надзорных органах (в России - территориальном управлении Ростехнадзора). Разрешение на эксплуатацию вновь смонтированных паропроводов выдается после их регистрации и технического освидетельствования . Во время эксплуатации периодически производится техническое освидетельствование и гидравлические испытания паропроводов.

Литература

  • ПБ 10-573-03 Правила устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды. Утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 90.
  • НП-045-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии. Утверждены постановлениями Госатомнадзора № 3, Госгортехнадзора № 100 от 19.06.2003.
  • Пособие по расчету на прочность технологических стальных трубопроводов на P у до 10 МПа. М.:ЦИТП, 1989.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Паропровод" в других словарях:

    Паропровод … Орфографический словарь-справочник

    паропровод - (не рекомендуется паропровод) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ПАРОПРОВОД, паропровода, муж. (тех.). Трубопровод, по которому проходит пар. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Steam conduit) трубопровод, проводящий пар к машинам и вспомогательным механизмам. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    Сущ., кол во синонимов: 5 воздухопровод (5) газовоздухопровод (6) … Словарь синонимов

    паропровод - Трубопровод с запорной и регулирующей аппаратурой для транспортирования пара [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики теплоэнергетика в целом EN steam conduitsteam line DE Dampfumformer FR conduite … Справочник технического переводчика

    Паропровод - – трубопровод с запорной и регулирующей аппаратурой для транспортирования пара. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Рубрика термина: Тепловое оборудование Рубрики энциклопедии: Абразивное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Трубопровод с запорной и регулирующей аппаратурой для транспортирования пара (Болгарский язык; Български) паропровод (Чешский язык; Čeština) parovod (Немецкий язык; Deutsch) Dampfumformer (Венгерский язык; Magyar) gőzvezeték (Монгольский язык)… … Строительный словарь

    паропровод - garo vamzdis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. steam pipe vok. Dampfleitung, f rus. паропровод, m pranc. tuyau à vapeur, m … Automatikos terminų žodynas

    паропровод - garotiekis statusas T sritis Energetika apibrėžtis Vamzdynas garui transportuoti. Garotiekis paprastai montuojamas iš plieninių trauktinių vamzdžių. Mažo slėgio (iki 1,2 MPa) garotiekis gali būti jungiamas jungėmis, vidutinio ir didelio slėgio –… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

Паропровод

Паропровод - трубопровод для транспортировки пара . Применяется на предприятиях, использующих пар в качестве технологического продукта или энергоносителя, например, на тепловых или атомных электростанциях , на заводах железобетонных изделий, в пищевой промышленности, в системах парового отопления и мн. др.

Паропроводы служат для передачи пара от места получения или распределения к месту его потребления (например, от паровых котлов к турбинам, от отборов турбины к технологическим потребителям, в отопительную систему и т. д.)

Паропровод от парового котла к турбине на электростанциях называют "главным" паропроводом, или паропроводом "острого" пара.

Основными элементами паропровода являются стальные трубы, соединительные элементы (фланцы , отводы, колена, тройники), запорная и запорно-регулирующая арматура (задвижки , клапаны), дренажные устройства, компенсаторы теплового удлинения , опоры, подвески и крепления, тепловая изоляция.

Трассировка производится с учетом минимизации потерь энергии из-за аэродинамического сопротивления парового тракта. Соединение элементов паропроводов производится сваркой. Фланцы допускаются только для соединения паропроводов с арматурой и оборудованием. Во избежание потерь энергии на паропроводах устанавливают минимум запорно-регулирующей арматуры. На главных паропроводах электростанций устанавливают стопорные и регулирующие клапаны, которые являются основными средствами включения и регулирования мощности турбины. Толщина стенки паропровода по условию прочности должна быть не менее
δ=PD/(2φσ+P)
P - расчетное давление пара,
D - наружный диаметр паропровода,
φ - расчетный коэффициент прочности с учетом сварных швов и ослабления сечения,
σ - допускаемое напряжение в металле паропровода при расчетной температуре пара.

Опоры и подвески паропроводов устраивают подвижными и неподвижными. Между соседними неподвижными опорами на прямом участке устанавливают лирообразные или П-образные компенсаторы, которые снижают последствия деформации паропровода под воздействием нагрева (1 м паропровода удлиняется в среднем на 1,2 мм при нагреве на 100°). Для уменьшения попадания капель конденсата в паровые двигатели (особенно в турбины) паропроводы устанавливают с уклоном и снабжают т.н. "конденсационными горшками", которые улавливают конденсат, образующийся в трубах, а также устанавливают различные сепарационные устройства в паровом тракте. Горизонтальные участки трубопровода должны иметь уклон не менее 0,004. Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 55 °С, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией. Тепловая изоляция сокращает также потери тепла в атмосферу. Поскольку при высокой температуре у стали проявляется ползучесть (крип), для контроля за деформациями паропроводов к поверхности привариваются бобышки. Эти места должны иметь съёмную изоляцию. Изоляцию паропроводов покрывают, как правило, жестяными или алюминиевыми кожухами.

Паропроводы являются опасным производственным объектом и должны быть зарегистрированы в специализированных регистрирующих и надзорных органах (в России - территориальном управлении Ростехнадзора). Разрешение на эксплуатацию вновь смонтированных паропроводов выдается после их регистрации и технического освидетельствования. Во время эксплуатации периодически производится техническое освидетельствование и гидравлические испытания паропроводов.