Кинорежиссер, сценарист, народный артист РСФСР Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Кадыйского района Костромской области (ныне — Юрьевецкий район Ивановской области) в семье поэта и переводчика Арсения Тарковского.

В 1951-1952 годах учился на арабском отделении Московского института востоковедения.

В 1952-1953 годах выезжал в геологическую экспедицию в Сибирь.

В 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).

В 1960 году защитил диплом короткометражной картиной "Каток и скрипка" (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке).

С 1961 года Андрей Тарковский стал режиссером киностудии "Мосфильм".

Его полнометражным дебютом стал фильм "Иваново детство" по мотивам рассказа Владимира Богомолова "Иван". Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке произвела подлинную сенсацию в мировом кино (Гран-при "Золотой Лев" XXIII МКФ в Венеции (1962); премия "За лучшую режиссуру" на VI Международном кинофестивале в Сан-Франциско (1962), ряд других призов).

29 декабря 1986 года Тарковский скончался от рака легких и был похоронен на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.
В 1990 году он стал посмертно лауреатом Ленинской премии.

Через десять лет после смерти Тарковский был награжден Итальянской премией "Навичелла-96", учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом "Ревиста дель чинематографо". Премия была вручена сыну режиссера Андрею .

С 2007 года в Иванове проходит международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало".

Андрей Тарковский был дважды женат. С первой женой Ирмой Рауш они были однокурсниками, учились вместе во ВГИКе в мастерской Ромма. Их сын Арсений Тарковский (1962 года рождения) — кандидат медицинских наук, хирург.

Вторая жена — Лариса Кизилова работала ассистентом режиссера на картине "Андрей Рублев". Она умерла вскоре после смерти Андрея Тарковского. Их сын Андрей родился в 1970 году, занимается археологией и филологией Ближнего Востока . Он возглавляет Международные институт и фонд имени своего отца, отделения которых действуют в Париже, Флоренции и Москве. Снял документальный фильм об отце — "Андрей Тарковский. Воспоминание".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру».
Андрей Тарковский «Запечатленное время»

Ровно 30 лет назад ушел из жизни один из главных кинорежиссеров отечественного и мирового кино Андрей Арсеньевич Тарковский. Люди говорят, что рак приходит всегда неожиданно. Но не в этом случае. Если внимательно читать дневники режиссера, собранные в книге «Мартиролог», то становится очевидным: Тарковский болел часто, мучился сердцем и головным болями, но о раке, конечно, мыслей не было. Сегодня, когда знаешь, чем все закончилось, читать подобное жутковато, хочется крикнуть автору: «Блин! Андрей Арсеньевич, дуйте в онкологию, это рак! Харош там с Тонино Гуэрро вино пить, лучше сгоняйте в итальянскую больницу. Съемки подождут!"

Но нет. Съемки не ждут. Кино требует жертв. Андрей Тарковский, одержимый искусством и отдавший ему все - и личную жизнь, и здоровье, работает много. Очень много. И даже предсмертные записки поровну состоят из рефлексии о болезни, будничных напоминаниях о долгах и, конечно же, планах на будущие фильмы. Работать, работать, работать! И даже финальная запись в дневнике говорит о прожитой жизни через метафору кинопленки...



Далее приведены отдельные записи из дневника, посвященные именно болезни Тарковского. Между ними Андрей Арсеньевич (как обычно) рассуждает о кино, строит планы на будущее, ругает коллег, переживает за сына и все такое прочее. Однако все эти профессиональные и будничные заметки все чаще прерываются тревожными записями о состоянии здоровья. Тарковский умер 29 декабря 1986 года. Но уже за два года до смерти (о раке еще не было известно) в дневнике появилась такая запись.

19.09.84
Натура на Готланде замечательная. Только погоды не было нужной...
В понедельник приснился голос, как бы Ларисы:
— У нас не хватает времени! Андрей?!
Очень странно.

06.12.1984
рентген. В левом легком затемнение. То ли воспаление легких, то ли что-нибудь похуже. Врач послал снимки на консультацию. Вчера кашлял кровью. Сегодня тоже, но меньше.

07.12.1984
Чувствую себя отвратительно.

1985
Посвящение: «Посвящается моему сыночку Андрюше, которого так заставляют страдать».
Чем я становлюсь старше, тем большей загадкой становится для меня человек. Он как бы уходит из-под наблюдения, вернее, моя логика, система оценок его разрушается, и я перестаю уметь делать о нем выводы. С одной стороны, рухнувшая система — это хорошо. Но хорошо, когда рушатся многие системы ради оставшейся одной, но не дай Бог утерять все.
А тут на днях, лежа в постели — я не спал! — вдруг отчетливо увидел изнутри свои легкие, вернее, часть легкого и дырку в нем — кровавую, но с остановившейся кровью. У меня раньше не было подобных видений.
NB. Сценарист фильма Грамматикова передал в Москве нашим 1000 крон. Не забыть отдать при первой возможности.
Что у меня? Вспышка туберкулеза? Воспаление легких? Рак? Может быть, 13-го все выяснится.
А что, если «Годунова» в кино решить иначе?

13.11.1985
До сих пор не готовы пробы голосов. Это просто невероятно. В результате теряем время, т. к. нет вариантов с другими актерами.

18.11.1985
Болен. Бронхит и какая-то ерунда с затылком и мускулами, которые давят на нервы. В результате чего очень болит шея и плечи. Кашель, сопли. А в то же время надо озвучивать. Время уходит.

Я знаю, что впереди у меня медленное (пока не скоротечное) умирание. В лучшем случае. И лечение моя отсрочка.

Уже два дня ужасно болит грудь после больницы.


Еще раз напоминаю, что это редкие упоминания о болезни в дневнике. Отнюдь не жалостливое нытье, как показалось некоторым критикам «Мартиролога». Львиная часть записей про кино и планы на будущее. Лишь отдельные короткие записи о состоянии здоровья, когда совсем тяжко.

15.04.1986
Не спал всю ночь. Чувствую себя ужасно.

16.04.1986
Ужасно все болит.

Вчера Леон сказал, что у меня задеты надпочечники (раком) и произнес таинственную фразу: «Так часто бывает». Я уже месяц с лишним не встаю. Ужасно болит спина. Леон меня облучил, и теперь снова химиотерапия.

Всю вторую половину 1986 года Тарковский лежит в больнице. Из СССР наконец-то выпустили сына Тарковского. Он часто сидит у кровати в палате. Французы тоже опомнились, обеспечили режиссера больницей и чуть ли ни дали гражданство. В этом я вижу особый цинизм. Как будто бы чиновники разом поняли, что Тарковский скоро умрет, а потому надо показаться хорошими - одни наконец-то ребенка пустили к отцу, другие попытались навесить Тарковскому ярлык - наш, французский! Хотя с другой стороны, что мы знаем? Может, там, действительно, сидели сочувствующие люди… Да только поздно все это. Потрясает, что за 2 недели до смерти, не чувствуя ног, режиссер пишет в дневнике "Гамлет", обдумывая новый фильм...

15.12.1986
Все время в постели без сидения, и даже трудно ходить п/б. Боль в спине и в тазу (нервы). Ноги не двигаются. Леон не понимает — почему здесь боль. Я думаю, старинный радикулит, обострившийся химией. Делает химиотерапию. Болят очень обе руки. Тоже в духе невралгии. Какие-то шишки. Очень я слаб. Умру?
Есть вариант — больница, и быть под наблюдением врача, который меня лечил в Сарселе.
«Гамлет»?
Если бы сейчас избавиться:
1. от болей в спине, а затем
2. в руках —
то можно было говорить о восстановлении после химиотерапии. А сейчас на восстановление нет сил. Вот в чем проблема.

И последняя запись в дневниках. Прекрасная и точная.
Так может написать только кинематографист. Жизнь как пленка.

Негатив, разрезанный почему-то во многих случайных местах…

16 декабря Андрей Тарковский поступил в клинику Хартман в Нюи-сюр-Сен, где скончался в ночь с 28 на 29 декабря. Отпевание прошло 3 января 1987 года в соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже, в присутствии семьи, друзей, поклонников и представителей правительства Франции. На ступенях церкви Мстислав Ростропович простился с великим режиссером, сыграв сюиту для виолончели И. С. Баха. Вдова Андрея, Лариса, отказалась от предложения советских властей похоронить Тарковского в Москве. По завещанию, прах Андрея Арсеньевича Тарковского покоится на русском православном кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
(Цитата из послесловия "Мартиролога" А.Тарковского)

В 2006 году я приехал в Париж, своим ходом добрался до Сен-Женевьев-де-Буа. Найти могилу было не просто, но местный поп помог мне. Я выпил водки, специально привезенной из России, закусил французскими помидорами. Через полгода я наконец-то начал делать свой первый фильм.

Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986)

Андрей Арсеньевич Тарковский - советский режиссер. Фильмы: "Иваново детство" (1962), "Андрей Рублев" (1966/1971), "Солярис" (1973), "Зеркало" (1975), "Сталкер" (1980), "Ностальгия" (1983), "Жертвоприношение" (1986).

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (около города Юрьевца на Волге) Ивановской области. Его отец - известный поэт Арсений Александрович Тарковский. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный институт.

Андрей жил вместе с мамой, бабушкой и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в дальнем Замоскворечье. "Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, - всем этим я обязан матери", - говорил Тарковский.

Во время войны семья эвакуировалась в Юрьевец. Мария Ивановна по льду ходила за реку, таскала картошку из дальних деревень. Но уже в 1943-м Тарковские вернулись в Москву.

Мария Ивановна работала корректором в Первой образцовой типографии. Каким-то образом ей удавалось выкраивать деньги на книги и альбомы, билеты в консерваторию - кроме обычной школы, Андрей занимался и в художественной школе и в музыкальной (по классу рояля). В школе Андрей держался свободно, с учителями разговаривал на равных. По гуманитарным предметам успевал на "отлично".

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, но, не закончив курса, устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, затем работал геологом. "В свое время я пережил очень трудный момент, - вспоминал он. - В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом - она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет..."

Осенью 1954 года Тарковский поступил во ВГИК на режиссерское отделение (мастерская Михаила Ромма), а в 1960-м закончил обучение.

В студенческие годы Андрей влюбился в Ирму Рауш, эффектную блондинку. Отношения у них складывались непросто, для Тарковского мучительно. В 1957 году они поженились.

Истинным дебютом Тарковского стал фильм "Иваново детство" (1962). Его пригласили доснимать картину, которую завалил другой режиссер. Сценарий лауреата Сталинской премии Папавы по рассказу Богомолова Тарковский переписывал вместе с Михалковым-Кончаловским.

Герой этого фильма - мальчик. Война лишила его детства, матери, счастья и сделала мстителем. Он ходит в разведку. В фильме два лика Ивана: солнечный мальчик из снов и худой, черный, с полными тоски запавшими глазами, двенадцатилетний разведчик. Этот контраст потрясал. "Мальчик безумен, как безумна сама война", - написал Жан Поль Сартр в своем знаменитом эссе об "Ивановом детстве". Картина получила премию "Золотой лев" на кинофестивале в Венеции, была удостоена призов фестивалей в Акапулько, в Сан-Франциско...

У Тарковского много новых замыслов. Уже осенью вместе с Андреем Михалковым-Кончаловским он закончил первый вариант сценария "Страсти по Андрею" (фильм выйдет под названием "Андрей Рублев"). "Сценарий мы писали долго, упоенно, с полгода ушло только на изучение материала, - вспоминает Михалков-Кончаловский. - Читали книги по истории, по быту, по ремеслам Древней Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, - все открывать приходилось с нуля".

В фильме Тарковского гениальный русский иконописец XV века Андрей Рублев (Солоницын) на фоне княжеских междоусобиц и монгольских набегов наблюдает жизнь, размышляет о судьбах России, о миссии художника, о предназначении искусства. Фильм снят преимущественно на натуре, и оператору В. Юсову удалось создать чарующий образ русский природы.

В середине 1966 года съемочная группа предъявила фильм "Страсти по Андрею" к сдаче. В Комитете по кинематографии Тарковского сначала поздравили с успехом, но уже через несколько дней поздравления были взяты назад: фильм не понравился кому-то из партийного руководства. После неоднократной переработки картины появилась ее новая версия под названием "Андрей Рублев". Но и в этом виде она не получила одобрения.

кадр из фильма "Андрей Рублёв"

В Каннах "Андрей Рублев" оказался по чистой случайности. "Совэкспортфильм" продал его вместе с шестью другими фильмами французскому бизнесмену Алексу Московичу, а тот привез картину на кинорынок в Канны. Там она была удостоена премии критики ФИПРЕССИ. Только в 1971 году фильм, сокрашенный на треть, был разрешен для выхода на экраны в Советском Союзе.

Тарковский начал работать над сценарием фильма о революционере Лазо. Причем прописал для себя роль белогвардейского офицера. Картину "Финал. Гибель Лазо" снимал в Кишиневе Александр Гордон, муж сестры Тарковского Марины.

"Я не понимаю Андрюшу, - говорил зав. отделом культуры ЦК КПСС Ермаш. - Зачем ему это нужно - играть белогвардейца, расстреливать коммунистов, стрелять в ребенка, убивать!" Председатель Госкино Романов был разгневан: "Да вы понимаете, в кого стреляет Тарковский? Он в коммунистов стреляет! Он в нас стреляет!" Пришлось Гордону вносить поправки в картину.

Конечно, это были нелегкие годы в жизни Тарковского. Сценарии писались, но долго ждали своего часа. Личная жизнь у Андрея была очень сложная. Брак с Ирмой Рауш дал трещину. Ходили слухи, что он живет с какой-то сотрудницей "Мосфильма". Потом выяснилось, что это работавшая помощником режиссера на "Андрее Рублеве" Лариса Егоркина. Он ушел из своей семьи, редко видел сына Арсения, скрывался от родных и от старых друзей. Он изменился, стал жестким, скрытным, недоверчивым до подозрительности.

Тарковский предлагал в разных инстанциях с десяток всевозможных заявок, среди них были экранизации классики - рассказы Гофмана, "Житие протопопа Аввакума"... На первом месте была экранизация "Бесов". Наконец, ему утвердили заявку на сценарий по научно-фантастическому роману С. Лема "Солярис".

Действие фильма происходит на космической научной станции, вблизи таинственной планеты Солярис, сознательная материя которого - Мыслящий Океан - способна воплощать в формах земной жизни мечты, мысли, воспоминания героев. Эта картина - размышление о психологии, памяти и нравственности человека. "Солярис" (1973) перекликается с прежними картинами Тарковского глубокими философскими обобщениями. В этом фильме собралась целая плеяда блестящих актеров - Д. Банионис, Ю. Ярвет, А. Солоницын, Н. Гринько, В. Дворжецкий, Н. Бондарчук.

кадр из фильма "Солярис"

В 1974 году Тарковский переехал на новую квартиру. Теперь он мог позволить себе иметь отдельный кабинет. Талант Андрея Арсеньевича был многогранным. Он писал стихи, прекрасно рисовал, разбирался в музыке. "Таким мы и представляли себе русского интеллектуала", - заметит видный итальянский историк Паоло Алатри.

Тарковский был верующим человеком, он постоянно читал и перечитывал Библию. "Для меня кино - занятие нравственное, а не профессиональное", - подчеркивал Тарковский.

Побывав в Париже, Тарковский узнал, что "Андрей Рублев" по опросу авторитетных кинокритиков вошел в десятку лучших фильмов мира. Но об этом в советской печати, в докладах и отчетах киноруководителей не было ни слова.

В 1974 году режиссер завершил фильм "Зеркало". Сценарий, который первоначально назывался "Белый, белый день", он писал вместе с Александром Мишариным. "В основе своей сценарий был автобиографическим, он строился на воспоминаниях Тарковского о детстве, семье, о некоторых обстоятельствах взрослой его жизни", - пишет прозаик Л. Лазарев.

Больше, чем какой-либо другой фильм, "Зеркало" можно назвать семейным фильмом Тарковских. Звучал за кадром голос отца, читавшего свои стихи в роли старой матери снялась мать Андрея, первую любовь мальчика играла падчерица Оля, дочь Ларисы Егоркиной. Сыграла и Лариса - в эпизоде труднейшем, в партнерстве с Маргаритой Тереховой (в "Зеркале" Тереховой принадлежат две роли - матери героя Марии и его жены Натальи). Наконец, сам Тарковский появлялся в кадре - правда, лица его не было видно, а только руки, изможденные руки умирающего на постели.

"Зеркало" тоже не сразу вышло на экраны, начальство не давало визы печатать копии, все раздумывало, каких потребовать купюр или пересъемок. А вот за рубежом картина сразу получила всеобщее признание.

Тарковскому не удалось снять фильм "Гамлет", но в 1976 году он поставил шекспировскую пьесу на сцене Театра им. Ленинского комсомола с А. Солоницыным в главной роли. Тарковский говорил, что в этой пьесе для него кроется огромная тайна. Он видел трагедию Гамлета "в падении нравственном и духовном, в необходимости, прежде чем совершить убийство, принять законы этого мира, действовать по его правилам, то есть отказаться от своих духовных притязаний и стать обыкновенным убийцей. Вот где смысл драмы! Трагедия!"

Тарковский начал работу над новым фильмом. Он обратил внимание на повесть Бориса и Аркадия Стругацких "Пикник на обочине". Постепенно произошло полное переосмысление первоначального замысла. Аркадий Стругацкий с восторгом говорил: "Мы написали восемнадцать вариантов сценария, потому что так требовал Андрей".

кадры из фильма "Сталкер"

Это рассказ о таинственной Зоне, оставленной на Земле пришельцами из космоса. Самые отважные проникают туда с помощью проводников - сталкеров. Пройдя сложный путь и добравшись до вожделенной комнаты, в которой исполняются все желания, герои "Сталкера" не решаются переступить ее порог. За время путешествия у них появилось достаточно оснований, чтобы усомниться в чистоте своих помыслов.

"Сталкер", вышедший на экраны в 1980 году, - последний фильм, снятый Тарковским в Советском Союзе. В том же году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР. Он стал лауреатом итальянской премии "Давид Донателло" в номинации "За вклад в киноискусство". "Я сейчас себя чувствую настолько сильным, настолько творчески высоко, настолько велико мое желание работать, но где, где эта работа?" - писал режиссер в дневнике.

После "Сталкера" Тарковский под различными предлогами отказывался от работы на "Мосфильме". Он давно был знаком с Тонино Гуэррой и хотел снять фильм в Италии. Начались предварительные переговоры "Совэкспортфильма" с РАИ - итальянским телевидением. В марте 1981 года контракт с итальянцами о съемках фильма "Ностальгия" был подписан, и вскоре Тарковский уехал. Сын Андрей остался вместе с бабушкой в Москве.

Рим встретил Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера. А мэр Флоренции предоставил ему дом. Вначале был снят документальный очерк "Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра - время путешествия".

Героем "Ностальгии" должен был стать русский крепостной композитор (прототип - Бортнянский), отправленный на учебу в Италию. Но довольно быстро от этой идеи отказались, и место композитора занял современный писатель Горчаков (Янковский). "Я хотел рассказать о русской ностальгии, - отмечал Тарковский, - том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины".

Три года длился подготовительный период и три месяца шли съемки. Для Тарковского эта работа была этапной. "Лишь в "Ностальгии" я почувствовал, что кинематограф способен в очень большой степени выразить душевное состояние автора, - говорил он в интервью. - Раньше я не предполагал, что это возможно".

Италия выставила "Ностальгию" на Каннский фестиваль 1983 года с расчетом на Гран-при. И тут разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот якобы выступил против присуждения "Ностальгии" главного приза.

Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. Режиссер требовал приезда к нему сына и тещи и продления заграничной командировки еще на три года.

Тарковский страшно нервничал. Не получив от советских официальных органов ответа на свои просьбы, он заявил на пресс-конференции в Милане, что вместе с женой остается на Западе. С этого момента Тарковский начал бояться, что его либо убьют, либо украдут и увезут в Советский Союз.

Для режиссера началась новая нелегкая жизнь. Денег на новую картину не было. Друзья выхлопотали ему стипендию Берлинской академии искусств - тысячу долларов в месяц в течение года. Пришлось жить в Берлине, искать средства на постановку "Гофманианы", предлагать другие проекты.

Тарковский с радостью взялся за постановку оперы "Борис Годунов" в лондонском Ковент-Гарден. Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Дирижером был знаменитый Клаудио Аббадо. Спектакль прошел с успехом.

Летом 1985 года на острове Готланд в Швеции Тарковский начал съемки фильма "Жертвоприношение" по собственному сценарию. В его основе - известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра (Эрланд Юсефсон). Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. "Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой", - написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

В декабре 1985 года Андрей проходит медицинское обследование, и ему, как это принято на Западе, сообщают диагноз - рак легких. Болезнь Тарковского потрясла многих. Президент Франции Ф. Миттеран направил телеграмму М. Горбачеву с просьбой разрешить выезд сыну и теще режиссера. Через несколько дней они прилетели в Париж.

Но медицина была бессильна. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Потом был перезахоронен. Надгробие появилось лишь в 1994 году.

Великий швед Ингмар Бергман писал: "Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как сновидение".

Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.

В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка» , на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство» , поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев» , была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер» . Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало» .

Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».

В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении» , последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции.

Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм «Жертвоприношение», но это был его последний фильм.

«Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать».

Нет, по-другому рассуждать он не стал. — Дней за десять до смерти,— вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли,— Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею — он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.

А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. «Не бойся того, что я тебе скажу,— произнес Андрей,— сам я этого не боюсь». Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. «Я не боюсь смерти»,— Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.

Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия,— говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская.- Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом «Жертвоприношения», у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег — 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.

После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом «Жертвоприношения», а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ — чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике («по совету неумного друга» — комментирует Марина Влади).

К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни. - Он верил в то, что он выздоровеет,- говорит Лариса Тарковская.— Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий («Я плыву»,—говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца — необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...

29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха.

А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа.

Андрей Тарковский – легенда советского кино и один из самых влиятельных европейских режиссеров. Его картины переведены на десятки языков и являются классикой мирового кинематографа. По словам Майи Туровской, Андрей Тарковский никогда не относился к искусству как к источнику дохода, развлечению или ремеслу. Оно всегда было для режиссера делом собственной жизни. Именно высокое уважение к искусству, его сакрализация, были главной особенностью творчества и жизни Тарковского.

Ранние годы

Андрей Тарковский появился на свет 4 апреля 1932 года в поселке Завражье Ивановской Промышленной области. Его отец, Арсений Александрович Тарковский, был известным поэтом и переводчиком. В свое время он окончил в Москве Литературный институт, где и познакомился с матерью будущего режиссера. В 1935 году он ушел из семьи, а в 1941 году отправился на фронт, где был ранен и остался без ноги. Мать Андрея работала в Первой образцовой типографии.

Жизнь, в которой рос Тарковский, была страшной. Уход отца, война, нищета – все это сильно отразилось на характере и мировоззрении режиссера. В детстве он не проявлял интереса ни к гуманитарным, ни к естественным наукам, а больше любил искусство. С семи лет он посещал музыкальную школу, а затем стал учиться в художественной, где занимался рисованием.

В 1951 году Андрей поступил в Московский университет востоковедения на арабское отделение. Но через год, в связи с сотрясением мозга, учебу пришлось оставить. Тарковский вспоминал, что в это время он попал в дурную компанию, от влияния которой его спасла мать. Она устроила его коллектором в исследовательскую экспедицию, которая вела работы на реке Курейке далеко в Сибири. Именно там, переосмыслив свою жизнь, Андрей окончательно решил связать свою жизнь с кино.

В 1954 году Тарковский стал студентом режиссерского отделения ВГИКа под руководством Михаила Ромма. Прославленный кинематографист был главным наставником Андрея в годы учебы. В это же время он познакомился с Андреем Кончаловским, с которым его связывало много общего во взглядах на кино. Кончаловский вспоминал, что они не признавали ни голливудскую, ни сталинскую эстетику, и не ощущали никаких преград. Отчасти это было связано с "оттепелью" в области культуры, которая принесла в молодежную среду французскую "новую волну" и итальянский неореализм.

Большое влияние на режиссера оказали такие мастера кино, как Бергман, Бунюэль, Феллини, Куросава. От них и кинематографистов "новой волны" Андрей перенял идею авторского кино, когда почти весь процесс производства фильма находится под контролем одного человека.

Карьера в СССР

Свои первые короткометражные работы Тарковский снял еще во время обучения. Одна из них, "Каток и скрипка" (1960), получила приз на фестивале студенческих картин в Нью-Йорке. В этом же году он подал заявку на съемки фильма "Андрей Рублев", но из-за подготовительных работ пришлось ждать несколько лет.

Первой полнометражной работой режиссера стала картина "Иваново детство" (1962) по военным рассказам Владимира Богомолова. Пронзительная история подростка, в детский мир которого врывается мрачная и страшная война, произвела настоящий фурор и стала сенсацией в Европе. Фильм получил множество международных кинопремий, в том числе на фестивале в Венеции.

В 1964 году начались съемки "Андрея Рублева" (1966), которые были медленными

и сложными. Фильм подвергся цензуре и переработкам и был выпущен в советский прокат в ограниченном количестве. В Европе его приняли очень хорошо. На Каннском фестивале работа получила приз FIPRESCI. Позже Майя Туровская говорила, что фильмы Тарковского всегда были трудными для восприятия. Их совершенно не понимали чиновники, но "свой", преданный зритель у режиссера был.

В 1972 году вышла философско-фантастическая драма "Солярис" по мотивам романа Станислава Лема, а в 1974 году картина "Зеркало" – самая исповедальная работа режиссера. В ней Тарковский не стал себя сковывать рамками традиционного сюжета, включив множество визуальных ассоциаций и воспоминаний. Смысловая структура тоже оказалась многомерной – в фильме читались и философско-поэтические "коды" и антитоталитарный подтекст. Представители Госкино заявили, что "Зеркало" непонятное, немассовое и вообще неудачное кино. Фильм вышел в ограниченный прокат и еще больше обострил противостояние власти и режиссера.

Картина "Сталкер" (1979), снятая по повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких, выглядела компромиссом. В ней место действия и смысл некоторых диалогов можно было истолковать как критику капиталистической цивилизации. Поэтому фильм не подвергся цензуре. На фестивале в Каннах он удостоился Приза экуменического жюри.

Последние годы

В 1980 году Тарковский отправился в Италию, чтобы снять фильм "Ностальгия" (1983). Эта картина, которая считается одной из лучших работ автора, получила награду за режиссуру на Каннском фестивале. После завершения срока командировки, режиссер отправил советским властям письмо с просьбой дать возможность его семье пожить в Италии еще три года. Когда ему отказали, Тарковский решил не возвращаться в Советский Союз.

Реакция властей последовала незамедлительно – фильмы режиссера перестали показывать в кинотеатрах, а его имя запретили упоминать в печати. Во Флоренции Тарковскому предоставили квартиру и присвоили звание почетного гражданина.

В 1984 году режиссер отправился в Швецию, где снял свой последний фильм "Жертвоприношение" (1985). В это время врачи диагностировали у него рак легких. Около года он лечился в Париже, но победить болезнь не удалось. 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Его похоронили на русском кладбище под Парижем. На памятнике была сделана надпись: "Человек, который видел ангела".

О своей личной жизни Тарковский никогда не распространялся. Еще в молодости он женился на Ирме Рауш, но этот брак распался в 1970 году. Затем женой режиссера стала Лариса Егоркина, которая поддерживала его до последних дней. От разных браков у него есть сыновья Арсений и Андрей. Друзья и родственники Тарковского говорили, что он был глубоко и тонко верующим человеком. Напряженная внутренняя жизнь стала неотъемлемой частью его творчества, главной идеей которого была "божественная" духовность человека.