(Астраханский архиерейский хор)Истоки зарождения и становления профессиональной музыкальной
культуры Астрахани Лежат в весьма не отдаленном обозримом
прошлом и ее история связана с представителями разных
национальностей, однако преимущество имели деятели российского
музыкального искусства. Вероятно, историю профессиональной
музыкальной культуры Астрахани уместнее отсчитывать с начала
XVII в., когда «был создан по образцу Московского патриаршего хора
профессиональный церковно-певческий коллектив - Астраханский
архиерейский хор», существующий и поныне.

Тем не менее активная
потребность в
музыкальном искусстве
астраханского общества
относится уже к концу XIX
в., чему способствовали
различные социальноисторические и культурные
факторы и прежде всего появление плеяды
высокоталантливых
музыкантов и
композиторов в крупных
городах России и в ее
столицах. Астрахань,
находящаяся на окраинах
Российской империи,
разделила судьбу многих
провинциальных городов, но
в то же время в области
музыкальной культуры
явила свое своеобразие.

Яркие личности, приезжавшие жить и
работать в Астрахань,
концентрировали вокруг себя
профессиональных музыкантов и
любителей, с ними связаны наиболее
значимые события культурной истории
города. Как правило, эти личности
обладали еще и организаторским
талантом, благодаря их энтузиазму
возникали новые ответвления
музыкально-общественной жизни и
продолжались уже сложившиеся
традиции. Столь важное событие, как
открытие консерватории, также
связано с приездом профессиональных
музыкантов из других регионов областей и республик. Но, естественно,
немалую лепту в музыкальную
культуру внесли и местные музыканты,
коренные астраханцы. Многие из них,
наиболее талантливые, покидали
родной город, добивались большого
успеха, всенародного признания, но не
теряли связей с Астраханью и всемерно
помогали обогащать ее музыкальную
культуру.

С Астраханью неразрывно связаны такие выдающиеся артисты как
Валерия Барсова, Мария Максакова, именами которых ныне назван
престижный музыкальный фестиваль вокального искусства,
проводимый с 1987 г. в Астрахани, инициатором которого стала
Областная филармония и ее директор и художественный
руководитель О.Ф. Попков, автор самой идеи фестиваля.

В Астрахани начинала свою артистическую карьеру Тамара
Милашкина, К этой плеяде вокалистов принадлежат и воспитанники
Астраханской государственной консерватории - солисты ведущих
оперных театров страны - Олег Биктимиров, Анатолий Бобыкин, Елена
Михайлова, известные уже далеко за пределами России. Особую роль
для культуры нашего края сыграла народная артистка СССР Мария
Петровна Максакова, а также начальник областного управления
культуры ГВ. Корженко. Они были инициаторами учреждения и
открытия Астраханской государственной консерватории (1969 г.), ибо
в Астрахани уже имелся ряд музыкантов-педагогов, способных стать
первоначальной основой нового музыкального вуза.

Окончательный период формирования музыкального театра связан с созданием
оперной студии консерватории, ее руководителем и дирижером, профессором Ф.Я.
Сепкуловым, режиссером Л.Л. Химич, директором и художественным
руководителем филармонии О.Ф. Попковым, дирижером И.А. Сметаниным.
Объединение музыкантов консерватории и филармонии сначала в форме
антрепризы «Музыкальный театр», привело к официальному утверждению
Астраханского государственного музыкального театра в 1996 г. Оперную труппу,
оркестр составили выпускники и преподаватели Астраханской государственной
консерватории, а выпускники училища культуры - балетную труппу.

Приоритет профессиональных местных музыкантов в
постановках оперных сцен и спектаклей принадлежал
прежде всего образовательным учреждениям музыкальному училищу, а затем - оперной студии
консерватории. Значение оперной студии консерватории
трудно переоценить, ибо именно она на протяжении более
девяти лет удовлетворяла потребность астраханских
любителей оперного жанра. В оперной студии
консерватории сформировались такие талантливые
артисты как В. Горчаков, Н. Щукина, М. Попандопуло, В.
Белюсенко, В. Молоканов, Е. Михайлова, Т. Горохова, М.
Макарова, С. Антонов, Л. Кафтайкина, ставшие солистами
оперных театров России, а многие из них составили основу
оперной труппы Астраханского государственного театра.
Новый этап работы оперной студии открыла постановка
оперы Пуччини «Тоска» (1966). Завершающей XX век
постановкой оперной студии явилась «Служанка-госпожа»
Перголе-зи и программа крупных сцен из опер «Богема»
Пуччини, «Риголетто» Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта,
«Искатели жемчуга» Визе.

Иная судьба оказалась у симфонических
оркестров. Их история в Астрахани ведет свое
начало от первой половины XIX в., с организации
оркестра смешанного состава капельмейстером
И.В. Добровольским в 1806 г. В конце 80-х годов
симфоническую музыку «Шотландская
симфония» Медндельсона, «Серенада для
струнного оркестра» П.И. Чайковского,
Симфоническая картина Бородина «В средней
Азии» исполнил сводный оркестр
профессиональных музыкантов театра Терского
казачьего полка под руководством Н.Л. Линева.
90-е годы XIX в. связаны с Астраханским
отделением РМО и музыкальным училищем,
проводившими концерты симфонической
музыки от четырех до восьми программ
ежегодно. Организаторами концертов и
дирижерами последовательно были Ф.Ф.
Кенеман (1898-99 гг.), А.Л. Горелов (1899-1903 гг.),
А.И. Капп (1904-1920 гг.). Сезон 1919 г.
симфонические концерты проводил
Объединенный симфонический оркестр, а через
четыре года Астраханский симфонический
оркестр работал с дирижером Н. Тесслером.
Позднее Б.И. Врана сформировал
симфонический оркестр при кинотеатре
«Модерн», исполняя классическую музыку перед
началом киносеансов, в 1929 г. его
симфоническими программами дирижировал
астраханский скрипач и дирижер Г.С.
Цейхенштейн. В том же 1929 г. на очень короткое
время возник симфонический ансамбль рыбвтуза
без дирижера (руководитель Г Донях), т.е.
оркестр музыкантов-любителей.
В 1934-1937 гг. работал любительский оркестр
Клуба совета торговых служащих (руководитель
М.Л. Тритуз).

10.

Стабильное развитие музыкального театра и симфонического
оркестра в Астрахани стало возможным лишь к 90-м гг. XX в. как
результат планомерной подготовки музыкантов по всем ступеням
образования: музыкальная школа - музыкальное училище консерватория. Только планомерная профессиональная
деятельность консерватории способствовала созданию костяка
профессиональных музыкантов разных специальностей,
составивших ныне все ведущие концертирующие коллективы
филармонии, музыкального театра города.

11.

Астраханская консерватория является ведущим музыкальным вузом своеобразного
полиэтнического региона, восьмым по счету на территории Российской Федерации». География
обучающихся в Астраханской консерватории обширна - от Белоруссии до Дальнего Востока.
Многие ее выпускники работают не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных
странах (Англия, Израиль, Канада, США, Италия, Дания, Югославия и др.), имеют почетные
звания заслуженных артистов и деятелей искусства, получают самые престижные премии
лауреатов международных конкурсов и фестивалей.
Профессорско-преподавательский состав консерватории довольно быстро стабилизировался и
сложился в единый творческий коллектив.
С первых же лет Астраханской консерватории ее преподаватели постоянно повышают свой
профессиональный уровень, выступают с гастрольными концертами в Поволжье, на Кавказе,
во многих городах России, а с начала 90-х гг. - и за рубежом.

12.

Творческий энтузиазм отличает Астраханскую консерваторию с первых лет ее
существования. Преподаватели исполнительских кафедр готовили по несколько
концертных программ в год, складывались складывались камерные ансамбли,
преподаватели и студенты принимали участие в различных конкурсах. В первые
десятилетия лауреатами всероссийских и всесоюзных конкурсов становились
преподаватели консерватории, к своему тридцатилетию консерватория имеет уже
студентов - лауреатов международных конкурсов.
Творческие коллективы консерватории насыщают концертную жизнь города. Студенческие
оркестры - симфонический, русских народах инструментов, оперная студия, как уже было
сказано выше, заметно влияют на уровень концертной жизни Астрахани. Ансамбли
педагогов и студентов приобрели международную известность. Это, прежде всего,
ансамбли русских народных инструментов «Скиф», «Ната-бене трио», ансамбли скрипачей,
альтистов и некоторые другие.

13.

История Астраханской филармонии, также как и история консерватории, относится уже к XX в.
Первая веха - 1926 г., когда в сезоне 1926/27 гг. артисты П.Г Баев и А. А. Соловьев организовали
общественную филармонию и пригласили с гастрольными концертами именитых музыкантов:
певцов Г Пирогова, Д. Смирнова, А. Доливо, Г. Лодии, виолончелиста С. Козолупова, скрипача Д.
Цыганова и пианиста А. Шацкеса. Инициатива астраханской общественности явилась толчком к
созданию филармонии, действующей с 1927 по 1930 г. при губернском, а затем городском отделе
Краевого управления зрелищными предприятиями Нижне-Волжского края. Затем, как и в других
учреждениях музыкальной культуры, возникла пауза в несколько лет, до 1937 г., когда всего один
сезон работало Астраханское отделение Нижне-Волжской краевой филармонии (концертом из
сочинении Бетховена дирижировал ГС. Цейхештейн, солировала пианистка М. Иконицкая).
Следующий год стал плодотворным для Астраханской госэстрады, реорганизованной в филиал
Сталинградской областной филармонии: за один сезон было дано «более 300 концертов в городе и
100 в селах».

14.

Общезначимыми событиями стали ежегодные фестивали музыкального искусства
«Астраханская осень», на которых выступают и астраханские артисты, и
приезжающие солисты, и коллективы из разных городов и республик СССР На
протяжении восьмидесятых годов фестивали «Астраханская осень» создали
богатейшую палитру музыки разных времен и исполнительских школ. Инициатором
фестиваля был директор филармонии Е. Черников, руководивший филармонией с
1982 но 1989гг.
Филармония постоянно проводила различные фестивали - посвященные именным
датам, историческим событиям. Но наиболее значительным стал фестиваль
вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. От скромного вечера,
посвященного памяти великих певиц, родившихся в Астрахани, фестиваль приобрел
статус международного уровня.

15.

Таким образом, музыкальная культура Астраханского края имеет
богатую историю, вобравшую в себя основные тенденции
общероссийской музыкальной культуры. Важным рубежом в этом
процессе для Астраханского края явился XIX в., когда были заложены
прочные традиции музыкального искусства, получившие свое
развитие в XX веке.
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

Алехина В.М., зав. кабинетом музыки

Система эстетического воспитания населения в нашей стране переживает, как известно, серьезный кризис. Наиболее существенные причины этого кризиса – преобладание потребительского отношения к искусству, установка на развлекательные формы современной массовой культуры в противовес высоким образцам классического и современного искусства, традиционной народной культуры.

Одним из путей решения задачи художественного образования и эстетического воспитания школьников является искусствоведческое краеведение - как составная часть общего краеведения. Музыкальный фольклор во всем разнообразии его жанровых, историко– и диалектно-стилевых проявлений представляется как важнейшая и неотъемлемая часть национальной культуры в целом и музыкальной культуры в частности. Вопросы теории и истории народной музыки, особенности содержания, специфика художественных форм музыкального фольклора, исполнительские традиции, взаимодействие народной и профессиональной культур, состояние и перспектива развития элементов традиционной музыкальной культуры – круг ключевых проблем современной музыкальной фольклористики.

Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных духовных ценностей от поколения к поколению почти разрушен, преемственность фольклора во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений образования и культуры. На протяжении ряда лет в липецком крае осуществлялась экспедиционная работа профессионалами – исследователями: сотрудниками Областного дома народного творчества и педагогами Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова
В.Б. Стебеневой, К.Л. Иващенко, Е.Б. Вершининой, В.В. Грибановой,
Н.В. Чесноковой, учеными - этнографами Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Н. Гиляровой, В.М. Щуровым, учителями музыки школ и руководителями детских фольклорных и фольклорно-этнографических коллективов Т.В. Смоляковой (детский образцовый фольклорно-этнографический ансамбль «Веснушка» МОУ гимназии №1 г. Липецка), Н.А. Приходько (фольклорно-этнографический ансамбль с. Колыбельское Чаплыгинского района), Н.Г. Юрковой (детский образцовый фольклорный ансамбль «Бусинки» с. Частая Дубрава Липецкого района), Н.М. Бартеньевой (детский образцовый фольклорный ансамбль «Хорошки» с. Яблонево Краснинского района) и др.

Липецкий музыкальный фольклор и своеобразие его жанровой системы представлен в многочисленных сборниках, изданных сотрудниками Областного дома народного творчества. Е.Б. Вершинина – одна из тех, кто профессионально осуществляет нотацию собранного материала. В одной из вступительных статей к нотному изданию «Напевы Липецкого края» она пишет о том, как складывались песенные традиции на территории верхнего Подонья. «Большинство сел здесь образовалось, начиная с XVI, в течение XVII – XVIII веков, как раз тогда формировалась южнорусская традиция, в ареал которой входит наш край. Территорию современной области составило пограничье пяти губерний. Особенности заселения обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой – известную пестроту и многообразие песенных систем. Централизующий компонент в южнорусских песенных системах – хороводные и плясовые песни, на которые ориентируется музыкальный код свадебного ритуала. Не случайно многие из них на территории верхнего Подонья как бы «кочуют» из жанра в жанр: свадебные песни атрибутируются исполнителями как хороводные и плясовые, а те, в свою очередь, как свадебные. Здесь налицо жанровое переосмысление песен. Кроме того, местным традициям свойственно еще одно явление, называемое вторичной приуроченностью песен. Например, к свадьбе могут быть приурочены определенные разновидности частушек, а к календарным праздникам – лирические и плясовые песни».

К настоящему моменту зафиксировано и издано далеко не все из того, что продолжает порождать живая фольклорная традиция. Предстоит дальнейшая экспедиционная и краеведческая работа с архивными и экспедиционными материалами, требующая профессионального подхода к звуковой (обычно многоканальной) и видео – записи, нотации музыкальных текстов. Исследуются соотношения музыкально – поэтических и изобразительных видов искусства, изучаются области фольклора, в которых музыка находится в неразрывной связи с танцами, играми, зрелищными и словесными формами народного творчества. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый синкретизмом. Фольклор - творчество устное, усваивается устно-слуховым, подражательным способом. С «устностью» связано и то, что фольклорное произведение существует и может восприниматься только в момент живого исполнения, «художественность» и «образность» которого будет зависеть от конкретных сиюминутных ситуаций и реакций слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникации фольклора. Вариантность – это непреложное свойство жизни фольклорного материала (вокального, инструментального, танцевального), таким образом, в фольклоре в едином творческом акте сосуществует «создание – исполнение» и «исполнение – создание». В связи с этим остается актуальным вопрос: «Возможно ли фольклорное действо, разыгрывание календарных и семейно-бытовых обрядов на сцене как концертное исполнительство?»

На протяжении ряда лет имеет место подмены фольклора фольклоризмом или «вторичным фольклором». Это явление международное и его формы многообразны: использование фольклора в эстрадно-развлекательных программах, в туристско-коммерческой индустрии; обработка и цитирование фольклорных произведений в творчестве профессиональных композиторов, создания авторских сочинений по типу фольклорных на основе использования элементов языка фольклора. Следует отметить явление, когда интерпретация фольклорных произведений неаутентичными исполнителями (профессиональными академическими певцами, народными академическими хорами, профессиональными и самодеятельными ансамблями песни и пляски) выдается за народное творчество. Отношение к фольклоризму разное, его можно рассматривать и как суррогат фольклора («окультуренность» современными ритмами, тембрами, манерой исполнения) и как способ сохранения, привнесения «новизны», национального колорита в сферу художественной культуры.

Максимально приблизится к аутентичному фольклору позволяют этнографические и фольклорные коллективы в репертуаре которых исключительно подлинные образцы исполнительства (с сохранением местного диалекта и его фонетических особенностей). Некоторые ансамбли так глубоко входят в местный певческий стиль, что могут свободно импровизировать, многоголосно распевать песни вместе с подлинными носителями традиции. Такими умениями обладают исполнители фольклорно-этнографического коллектива «Воскресение» Областного дома народного творчества под руководством К.Л. Иващенко. Ансамбль получил такое название в связи со стремлением его участников освоить и сберечь от забвения, воскресить песни родного края в наши дни почти ушедшие из певческой практики в селах, расположенных в верховьях Дона.

Явления фольклора и фольклоризма имеют место и в школьном музыкальном воспитании. При освоении жанрово-стилевой специфики регионального музыкального фольклора серьезное внимание должно быть обращено на осведомленность учителя о разнообразии самобытных народных культурных традиций, сложившихся на Севере, Юге, в Центральной части и на Западе России, в Поволжье и Сибири. Проявляется оно весьма широко: отличаются говоры («окание», «якание», «акание» и т.п.), манера интонирования, движения, имеются серьезные различия в обрядах, костюмах. Из практики фольклорного исполнительства важно исключить стилевое смешение певческих манер, диалектов, несовместимость элементов народных костюмов разных регионов страны, а также знать предназначение и принципиальные отличия детской и взрослой традиционной одежды.

Образовательный стандарт начального и основного общего образования по искусству (предмет «Музыка») предусматривает обязательное введение в содержание школьных программ музыкального фольклора России, народных музыкальных традиций родного края. Уроки, а также внеурочные формы работы должны помочь раскрыть детям целостную панораму музыкального искусства от арахаики до многоликой современности. Ученый – музыковед Б.В. Асафьев видел в музыкальном фольклоре «интонационную опору» для развития слуховых навыков и культуры слышания академической музыки, считал, что начальное музыкальное образование нужно строить именно на «этнографии слуха».

Признавая право на существование аутентичного и стилизованного фольклора в школьной практике, отметим, что сегодня недостает именно подлинных образцов с заострением внимания на региональной традиционной культуре.

Практика показывает, что у детей, как правило, огромная потребность в художественных формах выражения. Чем раньше ребенок усваивает фольклор как синкретическое искусство, тем более он «синкретичен» от природы и воспринимает окружающий мир как живое, одушевленное. С включением в школьные занятия основных жанров народного музыкального творчества, одновременно вводится и фольклорный способ освоения материала, основанный на игре, драматизации, на изустном способе передачи опыта исполнения. Вариативность, импровизационность, имитационность, которая лежит в основе детского музицирования и в природе построения народных песен – может естественно и при этом художественно организовать процесс их разучивания. При этом решаются воспитательные задачи: развитие коммуникативной культуры, навыков координации действий и самоконтроля, этики поведения и самоотдачи, собранности и воли, феномена коллективного творчества, когда от усилий каждого зависит конечный результат. Кроме того, фольклорное музицирование является действенным арт - терапевтическим средством.

1. Произведения собственно детского творчества – песенки, приговорки, считалки, игры, сказки.

2. Произведения творчества взрослых, предназначенные для детей – колыбельные, потешки, пестушки.

3. Произведения, объединяющие мир взрослых и детей:


  • музыкальный материал, заимствованный у взрослых и переработанный детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

  • песни – осколки, обрывки из «взрослых» песен;

  • песни, целиком перешедшие от взрослых к детям без каких – либо изменений.
Наиболее сложно развить навыки музыкальной импровизации. Оргинальный «вариативный метод» освоения детьми песенного фольклора разработала автор факультативной программы и УМК для начальной школы «Русский фольклор» доцент Российской академии музыки им. Гнесиных Куприянова Л.Л. Поиску вариантов напева предшествует многократная декламация детьми заданного учителем текста нараспев и с соблюдением слогоритма. Затем следует унисонное пропевание подряд нескольких вариантов напева на разные звуковысотные тона с текстом различных песенных строф. При этом осуществляется постоянный контроль за сохранением опорного тона в конце напева. Дальше идет индивидуальный поиск каждым ребенком своего мелодического варианта в пределах заданной звуковой сферы, с сохранением при этом ритмического рисунка и опорного тона. Заканчивается работа попыткой соединить все созданные варианты в коллективном пении. Эта методика, прошла апробацию во многих детских фольклорных коллективах и доказала свою перспективность.

Экскурсии, экспедиционная деятельность с использованием современных технических средств, выходящая за рамки школьного урока и органично входящая в планирование учебных занятий фольклорного кружка поможет освоить учащимся в реальной жизни метод народного песнетворчества и музыкально-речевого интонирования, станет основой обучения детей родной музыкальной речи на музыкально-поэтическом языке места проживания. Особую ценность представляет возможность неоднократных встреч с местными народными исполнителями и совместное музицирование (на последующих этапах после первичного разучивания аутентичного музыкального материала).

Теоретическая подготовка в контексте школьных занятий, знание основ мифологии, символики, имеющих важное значение в народном творчестве, поможет грамотно сформулировать вопросы по основным разделам экспедиционного собирательства включающих: календарные обряды; обрядовые песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические, подблюдные); семейно-бытовые обряды; исторические песни; былины, баллады, предания, легенды; заговоры; сказки; необрядовые песни, частушки; детский фольклор; народный театр; пословицы, поговорки, загадки. При наличии паспорта фольклорного произведения материал может считаться научной записью. Он систематизирует данные о собирателе, о времени фиксации фольклорного произведения, о месте его записи, об информанте, а также дополнительные сведения: определение жанровой принадлежности, манере исполнения, когда и от кого оно было усвоено и др. Экспедиционная деятельность - это по своей сути долгосрочный проект, в котором могут принять участие школьники разных классов и межшкольных групповых объединений района. Результатом работы может стать музыкальная исполнительская деятельность, организация и проведение народных календарных праздников в школе и подшефных учреждениях, печатные работы и статьи в газету, оформление и передача материалов в местный краеведческий музей, создание школьного музея художественной культуры родного села.

Именно благодаря таким подходам музыкальный фольклор может стать методом приобщения детей к богатому пласту народной культуры, важным первоисточником знаний о своем крае.

Литература

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып.1. – М., 1990 (Сб. науч. тр. /НИИ культуры).

Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986.

Зуева Т.В.: Русский фольклор: Слов. - справ. – М,: Просвещение, 2002.

Напевы Липецкого края: сб. нар. песен /ред.-сост. Е.Б.Вершинина.-Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2004.

В отечественном музыкознании с течением времени всё более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура русской провинции» . Её краеведческий аспект неизменно актуален. О важности проведения музыкально-краеведческих исследований, необходимости изучения местных музыкально-исторических материалов писали в 20 -30 -е годы XX века известные учёные М. П. Алексеев, Б. В. Асафьев. Между тем музыкальное краеведение долго оставалось мало востребованной отраслью научного знания. Только в последнее тридцатилетие оно развивается как самостоятельная научная область, но этап её становления ещё не завершён. В процессе изучения музыкальной культуры различных регионов России нарабатываются методология и понятийный аппарат краеведческих работ. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии её объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где провинции отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.

Краеведческие исследования развенчивают устоявшиеся с прошлого века оценки и представления, вкладываемые в понятия «провинция» , «провинциальная культура» как нечто архаичное, застойное - «пропылившийся бархат кулис» , как дешёвое подражание новым веяниям в искусстве, отсутствие интеллектуального начала и плохой вкус. Эти работы открывают миру глаза на богатые, плодоносные музыкальные традиции русской провинции, ее неповторимые черты, самобытный уклад жизни, определяют место провинции в культурологическом контексте российской музыкальной истории. Всё сказанное подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы, которая сама по себе и не нова в музыкознании. Сегодня в области музыкального краеведения наметилась тенденция к изучению музыкальной культуры центральной части России, которая в силу географической близости к столицам испытала на себе влияние Москвы и Петербурга в большей степени, чем, например, регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Наглядным подтверждением этому может служить Липецкая область.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и в Липецкой области, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какойнибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Особенностью формирования народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение кружева, плетение из соломки, создание елецких гармошек.

Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка» , «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Готовую гармонику елецкий мастер «строил» , вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Каждая елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров. Самая первая рояльная гармонь мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 г. елецкая гармошка 1923 г. работы знаменитого мастера Ивана Черных, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру ещё одну сторону многоликой российской культуры.

Афанасий Иванович Матюхин (1929 – 2007 гг.) – елецкий гармонист, уроженец д. Озерки Становлянского района Липецкой области. Вошёл в «Золотую Десятку» в передаче Заволокина «Играй, гармонь любимая!» . Корольков Анатолий Иванович род. в 1942 г. на хуторе Поздняково Боринского района Липецкой области. Гармонист «Золотой десятки» Всероссийской передачи «Играй, гармонь любимая!» им. Заволокина (г. Иваново, г. Казань). Лауреат многих конкурсов и фестивалей гармонистов России и зарубежья. Им создан Детский ансамбль рояльных гармоней при детской музыкальной школе в селе Борино, в которой он много лет проработал директором. Евсеев Александр Алексевич, 85 лет. Один из последних жителей деревни 1 -е Машенино Краснинского района Липецкой области. Александр Алексеевич берёт в руки елецкую рояльную. Гармонь отремонтирована в елецкой мастерской Матюхиных. Привычно растягивает меха, из деревянного устройства начинает звучать тонкая, душевная мелодия, и тебе уже хочется улыбнуться, сердце начинает ровнее и веселее биться.

Частушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка» , «Досада» , «Монастырские» , «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре. Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930 -е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению – г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

Фольклорный ансамбль «ВОСКРЕСЕНИЕ» Липецкий фольклорный ансамбль «Воскресение» был организован в 1991 году выпускницей Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Кристиной Иващенко при Областном Доме народного творчества г. Липецка. Ансамбль принадлежит к коллективам «натуральной» ориентации, стремящимся базироваться на подлинном местном песенном репертуаре и воспроизводящим его в манере, максимально приближенной к аутентичному оригиналу. Одним из важных направлений работы коллектива является передача своих знаний и умений подрастающему поколению. При ансамбле существуют две детские группы, осваивающие традиционную культуру народа посредством естественного вхождения в неё через игру, сказку, прибаутку. Главный принцип освоения традиции, которому следуют участники коллектива – перенимать песни «из уст в уста» , учиться непосредственно у сельских мастеров-умельцев во время специальных музыкально-этнографических экспедиций, начавшихся в 1989 году и продолжающихся по сей день.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ "ВЕРА" Фольклорный ансамбль "Вера" был создан на базе областного центра культуры и народного творчества в 2010 году. Руководителем и вдохновителем ансамбля стала выпускница липецкого областного колледжа искусств им. К. Игумнова Григорьева Екатерина Алексеевна. Своё название "Вера" ансамбль выбрал не случайно. Давняя искренняя увлечённость участников коллектива фольклором с течением времени стала их осмысленной верой в незыблемую ценность традиционного фольклора как части общего наследия человечества и мощного средства сближения различных народов. "Живы традиции, жива моя земля, жив мой народ!" – вот девиз коллектива. В репертуар «Веры» входят традиционные русские песни. Липецкая область молода, она соткана из частей Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областей. Такое разноцветье культур наложило отпечаток на жанровое и локально-стилевое своеобразие музыкального фольклора Липецка, и участники ансамбля с удовольствием демонстрируют слушателям всю многогранность культуры родного края. Так же, в репертуаре ансамбля присутствуют и традиционные песни других областей.

«Музыкальные звуки» - Цель исследования: Результаты исследования: наша гипотеза подтвердилась: «Все вокруг звучит кроме тишины». Гипотеза исследования: Играть в музыкально-дидактическую игру «Звуковые коробочки». Понять причины возникновения музыкальных и немузыкальных звуков: колебание предметов. Прослушать рассказ музыкального руководителя о происхождении музыкальных и шумовых звуков.

«Музыкальный образ» - Австрийской. Ф. Лист. Русской. Музыкальный образ. Какой образ раскрыт в вальсе «Минутка» Шопена? Польской. Музыкальное вступление к крупному музыкальному произведению. Основоположники н а ц и о н а л ь н о й м у з ы к и. 5 Музыка в живописи. 4 Музыка в поэзии. 1 Музыкальная характеристика. 2 О чём хотел рассказать композитор?

«Казахские музыкальные инструменты» - Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Но шертер был намного меньше и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз. Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Жетыген - древний семиструнный щипковый инструмент. Настройка струн была связана с длинным устройством инструмента.

«Музыкальные формы» - Фраза Д. Фраза Д1. Музыкальная композиция. Второе предложение. Первое предложение. Сонатная форма – состоит из трёх разделов. Содержание музыкального произведения неотделимо от формы. Фраза В. Вариация – с латинского означает изменение. Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения произведения.

«Музыкальные уроки» - Можно разучить песни и станцевать вместе с друзьями. Проблемы: Программы для работы с музыкой на компьютере. Программы для пения караоке. Позволяют наглядно представить результат своих действий. Программы для сочинения музыки. Музыкальные проигрыватели. Музыкальные энциклопедии. Ребята развивают память, логику, творческое мышление, муз. слух.

«Музыкальный театр» - Драматические спектакли древности также не обходились без музыки. Содержание: История оперного творчества Деятели оперного творчества Оперные произведения. Кризис испытывала и испанская придворная опера - так называемая сарсуэла. сочетаются с признаками романтической драмы. Типические черты итальянской комической оперы нашли блестящее выражение в творчестве Дж.

Like Share 1424 Views

Музыкальная культура родного края.

Download Presentation

Музыкальная культура родного края

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Котором мы живем. Нас окружают дома, лес, речка, пойма, степь. Из поколения в поколение передавались песенные традиции родного края. Сначала сформировалась народная песенная культура родной земли. После Крещения Руси в 988 году начала развиваться духовная культура села Пришиба. Когда появилась нотная грамота получила развитие композиторская музыка родного уголка. В современном городе Ленинске и Ленинском районе существуют народное, духовное и композиторское направление в музыке. Народная музыкальная культура – эта та музыка, которую сочинил народ или исполняемая народом в нашем краю. Таких песен очень много. Духовная музыкальная культура – эта музыка исполняемая в церквях. Композиторская музыкальная культура – эта музыка, сочиненная композиторами или исполняемая в нашем краю. Музыкальная культура родной земли состоит из танцевальных, вокальных, творческих коллективов детско-юношеского центра, дворца культуры «Октябрь», музыкальной школы, подросткового центра, центра семьи и общеобразовательных школ. Начнем наш рассказ.

    Творческих коллективов Дворца Культуры «ОктябрьВокальные направления. Вокальная студия «Образцовый», «Ремикс» – руководитель Кузнецова Елена Алексеевна. Воспитанники – дети с 5 до 17 лет. «Почемучки» – вокальная группа 5-6 лет. Исполняют детские песни. «Импульс» организовался три года назад в 2010 году. Возрастная категория детей 11-12 лет. Исполняют более взрослые песни. Репертуар исполнения разнообразен. Шайкина Марина Валерьевна. Вокальная группа «Патриот», а в 2013 году образовался «Трио – Патриот» малыш. Народный хор ветеранов войны и труда. Руководитель Брытченко Нина Викторовна. Репертуар песен разнообразен. Поют о России, о родной земле, советские песни прошлых лет. Дружат с интернатом для пожилых людей. В состав входят люди от 55 лет и старше. В хоре 25 человек. Инструментальные направления. Личманов Андрей Георгиевич - «Игра на балалайке». Состав мальчики 14 лет.

    Борисова Елена Викторовна. Руководитель танцевальных коллективов: Народные Детские эстрадные Бальные танцы.

    Брытченкоруководитель хора ветеранов войны и труда.

    Творческих коллективов детско – юношеского центра. Инструментальное направление. Детский образцовый духовой оркестр «Гармония». Руководитель оркестра Александр Петрович Захаров. Единственный детский духовой оркестр в районе. Являются победителями всероссийских конкурсов и фестивалей. Духовой оркестр – гордость нашего города. Эстрадный ансамбль. Руководитель ансамбля Доброхотов А.В. Гитара Доброхотов А.В. Работает этот ансамбль три года. Ребята в нем только начинают. Вокальное направление. Образцовая вокальная студия «До-ми-соль-ка». Руководители студии Захарова Алла Михайловна и Палехова Татьяна Юрьевна. Образовалась студия в 2004 году. Вокалисты побывали в более 20 городах России, а также за границей. Проходит ежегодный районный конкурс «Супер Стар», в котором принимали участие более 100 ребят со всего района.

    Танцевальные коллективы «Искринки». Руководитель Москаленко Юлия Валерьевна. Коллектив образовался в 2002 году. В составе девочки 12-15 лет. Направления – модерн, детская эстрада. «Пупсы». Руководитель Екимова Мария Сергеевна. Коллектив образовался в 2005 году. Возрастная категория детей девочки 6-11 лет. Направление – стелизованное, детская эстрада. За последний год коллектив стал победителем множества танцевальных конкурсов в Волжском, в Волгограде и в Москве.

    Творческих коллективов « Ленинской музыкальной школы искусств». Вокальное направление На базе школы работают детские и взрослые коллективы: вокальный ансамбль «Фантазия» (год создания - 2010) и «Почемучки» (год создания - 2010), рук. Макарова Ольга Викторовна фольклорные ансамбли «Журавушка» (год создания - 2008), «Родничок» (год создания - 2009), дуэт «Канаватка» (год создания - 2010) рук. Бычинская Татьяна Васильевна фольклорный ансамбль «Соловушки», рук. Шайкина Марина Валерьевна школьные хоры «Колокольчик» и «Ровесники» рук. Прибальская Галина Викторовна учительский фортепианный ансамбль «Гармония» (год создания - 2006).

    Ансамбль балалаечников, ансамбль народных инструментов рук. Личманов Андрей Георгиевич ансамбль домристов. Рук. Паули Татьяна Александровна Учительский фортепианный ансамбль «Гармония» (год создания - 2006). ансамбль народных инструментов «Наигрыш» рук. Цыбулько Маргарита Юрьевна. Отделение народных инструментов: Цыбулько Маргарита Юрьевна, Стромилова Ольга Ефимовна, Личманов Андрей Георгиевич, Паули Татьяна Александровна, Саблин Сергей Вячеславович. Фортепианное отделение: Кравцова Ирина Сергеевна, Морозова Надежда Николаевна, Стрелкина Нина Александровна, Макарова Ольга Викторовна, Прибальская Галина Викторовна, Шайкина Марина Валерьевна, Зиновьева Валентина Павловна, Шахулова Марина Борисовна. Музыкальный фольклор: Бычинская Татьяна Васильевна, Чурзина Ольга Владимировна, Токарева Людмила Михайловна, Трусова Инна Игоревна, Азарова Татьяна Николаевна, Пастернак Любовь Павловна.