О некоторых исторических личностях принято говорить совместно, объединяя их в единое целое. Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс, Минин и Пожарский . Без последней пары немыслима российская история Смутного времени.

Беглый монах Гришка Отрепьев явился под именем царевича Дмитрия, став первым русским самозванцем. После убийства Б. Годунова, Федора, его матери и самого Гришки появился второй Лжедмитрий. Страна находилась в глубоком династическом кризисе. Сжигались и разрушались города, в том числе и Москва, процветали преступность и мародерство. Бедственное положение спровоцировало интервенцию поляков и шведов.

Князь Пожарский и его героическая роль в истории

Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к роду Рюрика. При правлении Бориса Годунова был стряпчим с платьем, Лжедмитрия – стольником. В начале 17 века защищал Коломну и окрестности Москвы от разбойничьих шаек. Героически сражаясь против поляков, захвативших столицу в 1611 году, был ранен. На лечение его отправили в нижегородскую Пурецкую волость. По приказу Минина сюда явились послы с предложением возглавить местное ополчение, которое поднялось для защиты Москвы. В ответ на это князь Пожарский высказал пожелание иметь в нем выборного человека от посадских в лице Минина.

Посадский человек Кузьма Минин – героическая личность

Кузьма Захарьевич Минин, прозванный в народе Сухоруком, был обыкновенным человеком среднего достатка из Нижнего Новгорода. Торговал мясом, не выделяясь практически ничем. Как и другие посадские люди участвовал в военных походах. Однако с осени 1611 скромный торговец стал главным человеком в городе. Простой русский человек, скорбя о тяжелой судьбе отечества и думая о помощи ему, стал призывать порадеть о России. Лично отдал свои средства для того, чтобы нанять ратных людей. Впоследствии именно Минин ведал казной ополчения, обеспечивая ратников жалованьем и припасами. Он же был и доблестным воином, показав себя в битве с Ходкевичем под Москвой.

Именно эти два человека сыграли центральную роль в освобождении отечества от иноземцев. К нижегородскому ополчению присоединились другие отряды, недовольные захватчиками. Усмирив бунты в Поволжье, Пожарский пошел на Москву. В октябре 1612 приступом был взят Китай-город и Кремль. Поляки покинули город, а Минин и Пожарский стали героями нации.

Благодарные потомки, на собранные всем миром деньги, поставили на Красной площади памятник героям. Вначале в 1818 он стоял в самом центре площади. Затем в 1930 был перенесен к собору Василия Блаженного.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Минин и Пожарский - герои земли русский. Эта фраза, тиражированная в тысячах статей, отражает отношение общества к событиям почти четырехсотлетней давности. Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков». В памяти народа Минин и Пожарский - великие защитники Русской земли, вошедшие в национальную мифологию.

Память о Минине и Пожарском неразрывна, хотя они разного происхождения и различаются многим, кроме участия в спасении России. Что их объединяет – это порядочность. О Минине и Пожарском не было дурной славы, которая, как замечает И.Е. Забелин, всегда обойдет славу добрую - «добрая слава лежит, а худая бежит». Оба героя были высокопорядочные люди - поэтому им и верил народ.

Кузьма Минин

О Кузьме Минине известно мало. Первые письменные свидетельства о нем относятся к 1611 г., когда он был женат на Татьяне Семёновой и имел взрослого сына Нефёда. В Земском ополчении его считали пожилым человеком, что по тем временам означало возраст от 40 до 60 лет. Скорее всего Кузьма родился в конце 60-х - начале 70-х гг. XVI в. Минин заслужил уважение посадских людей и 1 сентября 1611г. был избран земским старостой. В Смутное время Минин принимал участие в ополчениях нижегородских воевод А.С. Алябьева и князя А. А. Репнина, отбивавших тушинцев, осаждавших Нижний. Вёл он себя достойно, иначе его в военные времена не избрали бы старостой.

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия - Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой - дворянке знатного рода. 17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка - сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского - верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа - возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине - второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег - «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье - от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой - обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город. Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Битва за Москву

Рано утром 22 августа (1 сентября нов. стиля) Ходкевич перешел реку Москву у Новодевичьего монастыря и двинулся к Чертольским воротам. Впереди, ряд за рядом, шла польская кавалерия. Князь Дмитрий, тоже стянувший силы к Чертольским воротам, бросил навстречу лучшую свою конницу - смолян (в их числе вяземцев с дорогобужцами). Завязался бой. Не выдержав двойного удара, смоляне отошли в Земляной город. Здесь Пожарский приказал им спешиться и занять оборону на городском валу. После обеда Ходасевич бросил всю пехоту - наёмников и запорожцев, - на штурм Земляного вала по обе стороны от Чертольских ворот. После удара конницы ряды поляков смешались и они покинули Земляной город. Ходкевич отвел потрепанное войско на Воробьёвы горы.

24 августа сражение развернулось в Замоскворечье. Пожарский предвидел возможность удара с юга и половину войска переправил на правый берег реки. Сражение началось со стычек конницы. Снова смоленские дворяне приняли на себя главный удар. Пять часов они сдерживали натиск гусарских рот, ливонской пехоты и запорожцев. Прижатые к реке, ополченцы вплавь переправлялись на другой берег. Пожарский со своим полком прикрывал отступление.

Замечательна роль Минина в последней битве. Кузьма Минин пришел к Пожарскому и попросил у него воинов. Атака Минина привела к перелому в битве. В наступление двинулось всё войско Пожарского. Войско гетмана ночевало, не сходя с коней, на другой день отошло на Воробьевы горы, далее - к Можайску, а потом - за литовскую границу.

Битва под Москвой 22-24 августа (1-3 сентября нов. стиля) 1612 г. по своим результатам является важнейшей битвой в русской истории. Трудно сказать, что стало бы с Россией, если бы Ходкевич разбил ополчение Минина и Пожарского.

Оставалось взять Китай-город и Кремль. Пожарский написал письмо сидевшим в осаде полякам, предлагая сдаться, но они отказались. Пришлось продолжить осаду. К середине октября из трехтысячного гарнизона осталось не более полутора тысяч человек. 22 октября в русский лагерь был послан Будило, а Пожарский отправил заложником Василия Батурлина. Начались переговоры, поляки пытались выговорить уступки, но тут вмешался случай: казаки полка Трубецкого неожиданно пошли на приступ Китай-города и овладели им - случилось так называемое «китайское взятье». Теперь полякам оставалось лишь бороться за обещание сохранить им жизнь.

Сдача Кремля произошла не сразу, поляки взяли под стражу сидевших в Кремле бояр и за их головы выговорили жизнь. 27 октября (6 ноября по нов. стилю) 1612 г. состоялась сдача польского гарнизона.

После взятия Москвы. Пожарский и Минин приняли участие в работе Земского собора, выбиравшего царя. Первоначально называли восемь претендентов: в их числе были Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский. Сам Пожарский предлагал выбрать шведского принца Карла-Филиппа. 6 января 1613 г. Собор принял решение не избирать на престол иноземных королевичей. 21 февраля 1613 г. Земской собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. 11 июля состоялось царское венчание в Успенском соборе. Сразу после венчания царь пожаловал в бояре князя Ивана Черкасского (царского родственника) и князя Дмитрия Пожарского. На другой день царь пожаловал Кузьму Минина в думные дворяне (третий по значению чин в Думе).

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие - самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV-XVII вв. Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 - Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил - первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818). Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский - по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана - Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.

Однако поляки не собирались выполнять этот договор. Реальной властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг шведы: они захватили древний Новгород.

К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей. Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем».

Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили нижегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

Нижегородское войско быстро превратилось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.

Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значительно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, который шел на помощь польскому гарнизону, занимавшему Кремль.

В октябре 1612 года, не выдержав голода, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник работы скульптора И.П.Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Источники: liveinmsk.ru, potomy.ru, otherreferats.allbest.ru, www.gostevushka.ru, films.imhonet.ru

Бог Аид

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают...

Пионеры ракетной техники

В 1880-е гг. немец Герман Гансвиндт создал проект фантастического космического корабля, предвосхищавшего принцип реактивности, на котором основано...

Культ животных в Египте

Культ животных в древнем Египте связан с мировосприятием людей той эпохи. Многие боги древнего Египта были наделены зооморфными...

AirPod автомобиль на сжатом воздухе

С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать новые экологически...

Метод превращения женщины - до и после

Многие салоны красоты, модные журналы, телевизионные каналы взяли на вооружение идею превращения «до и после» - толстушки в...

Спасители Отечества

Минин и Пожарский. Всего лишь несколько лет довелось этим людям бороться бок о бок. С тех пор их имена стали в сознании русских людей неразделимы. Но много ли мы знаем о них - спасителях Отечества? В замечательном фильме «Барышня-крестьянка» (по мотивам повести Пушкина), Берестов-старший в прекрасном исполнении Василия Ланового возмущенно говорит, о том, что жалок народ, не знающий хорошо свою историю и своих спасителей. Минин и Пожарский - и все, даже имен их не все помнят.

Они не оставили после себя ни дневников, ни писем, ни воспоминаний.. Даже реконструкция внешних событий их жизни наталкивается на непреодолимые препятствия. Никто не может сказать точную дату рождения Минина.

Никто не может обрисовать его черты и приметы. О нижегородском старосте документы упоминают впервые в тот момент, когда он приступил к сбору казны на народное ополчение. Но до этого он прожил целую жизнь. Кузьма стоял на низших ступенях социальной лестницы. Пожарский происходил из княжеского рода. Биографию его мы знаем лучше. Но и в ней остается слишком много пробелов.


Редкие упоминания о военных успехах Пожарского - вот и все, чем располагает историк, Время и герои - такова извечная проблема жанра исторической биографии. Там, где у автора мало сведений о главных героях, биографическое повествование уступает место исследованию времени. (В разных источниках, даже отчество Минина пишется по разному, где-то его отца называют Захарием, другие Миной. Полное имя, указанное в Википедии - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. (прозвище Сухорук или Сухорукий указывает, что видимо было у него что-то с рукой). Я в основном привожу биографии, что написал в своей книге историк - профессор Руслан Григорьевич Скрынников .)
Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны - небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. В России в то время фамилии едва лишь входили в обиход и еще оставались уделом избранных, принадлежавших к верхам общества. Простонародью заменой фамилии служило отчество. Деда Кузьмы звали Анкудином, отца - Миной Анкудиновым. Самого же Кузьму величали всю жизнь Мининым, а под конец уважительно - Кузьмой Миничем. В конце царствования Грозного Мина Анкудинов числился одним из совладельцев соляной шахты (трубы) «Каменка». Промысел в Балахне требовал больших затрат и трудов. К концу жизни Мина имел пай в нескольких трубах, затем дело перешло старшим сыновьям Федору и Ивану Мининым.


Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко познакомился с торговым делом. После раздела имущества с братьями Кузьма получил свою долю наследства и перебрался в уездный центр. Здесь он купил себе двор, завел лавку и занялся мясной торговлей.
Кузьме Минину пришлось приложить много усилий, прежде чем он обзавелся прочными связями в нижегородском округе. Женился он, по-видимому, уже после переезда в Нижний Новгород. Суженой его стала Татьяна Семенова из посадской семьи. Никто не знает, скольких детей родила Кузьме его жена. Выжил из всех один лишь сын Нефед. Семья Мининых жила подобно сотням других нижегородцев.


Соратник Минина Дмитрий Пожарский имел княжеский титул и длинную родословную, но не принадлежал к аристократическим слоям общества. «Родов дряхлеющих обломок» - эти слова как нельзя лучше подходили к истории семьи Пожарских. Предки Дмитрия Пожарского были владельцами Стародубского удельного княжества, располагавшегося на Клязьме и Лухе. В годы опричнины Иван Грозный сослал на поселение в Казанский край сотню княжеских семей. Опале подверглись Ярославские, Ростовские и Стародубские княжата. В казанской ссылке побывали пять князей Пожарских со своими семьями. Среди них был и Федор Иванович с женой и детьми. Семья лишилась разом всего. Настанет время, и Дмитрий Пожарский будет оправдывать неудачную службу отца и деда ссылкой на опричную грозу. «Мои родители, - отметит он, - были много лет в государеве опале». В действительности опала на Пожарских была кратковременной.
Вскоре царю Ивану пришлось признать неудачу своей опричной затеи и вернуть в Москву ссыльнопоселенцев. По его приказу казна стала возвращать им вотчины либо наделяла их примерно равноценными землями. По возвращении из Казани в Москву Федор Пожарский вновь оказался на службе и участвовал в последних кампаниях Ливонской войны в скромном чине дворянского головы. До воеводского чина он так и не дослужился. Перед кончиной Федор принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре. Жена его, княгиня Мавра, пережила супруга на тридцать три года. Федор Пожарский женил своего старшего сына Михаила на Марии Берсеневой-Беклемишевой. В ноябре 1578 года в семье Михаила и Марии родился сын Дмитрий, будущий знаменитый воевода. В лице княжича Дмитрия соединились два опальных рода. Пожарские пострадали от Грозного, Берсеневы - от его отца Василия III.
Отец умер, когда Дмитрию едва исполнилось девять лет. Княжич рос и воспитывался вместе со старшей сестрой Дарьей и братом Василием, который был на шесть лет моложе его. Детские годы провел в родовом гнезде в Мугрееве.

Дмитрию Пожарскому минуло двенадцать лет, когда в Угличе погиб восьмилетний князь Дмитрий Угличский, младший сын Ивана Грозного. Как известно, именно это событие дало начало Смутному времени. О гибели младшего сына Грозного говорили и в семье нижегородского посадского человека Кузьмы Минина, и в семье князя Пожарского. Но Дмитрий Пожарский не мог предвидеть того, что ему еще придется столкнуться с двойником угличского князя на поле брани.
Наибольшее влияние на формирование личности Дмитрия Михайловича оказала мать. В течение всей своей долгой жизни она делила с сыном его заботы и радости. Характером и умом Мария, видимо, пошла в своего деда - Ивана Берсеня. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением. После долгих хлопот она добилась того, что Поместный приказ закрепил за наследником Дмитрием часть отцовского поместья. Княжич был старшим в мужском колене, и на нем сосредоточились надежды семьи. В девять лет княжич Дмитрий вступил во владение мещевским и серпейским поместьями за Угрой. Его совладельцами стали мать, сестра и младший брат. Когда пришло время, Мария Пожарская женила сына. На Руси взрослели рано и браки заключали в раннем возрасте. Женой княжича Дмитрия стала девица Прасковья Варфоломеевна..
Князь Дмитрий Пожарский был вызван на дворянский смотр в 1593 году. Первые годы его службы ничем не примечательны, если не считать того, что он стал стряпчим. Куда бы ни шел государь, в Боярскую ли думу, в поход, в церковь или к обеду, его повсюду сопровождали стряпчие. По торжественным дням они несли скипетр и другие знаки власти. В военных походах они служили оруженосцами. Пять лет провел Пожарский при дворе царя Федора Ивановича. Царь давно отстранился от дел, и его именем правил Борис Годунов, брат царицы Ирины.. В январе 1598 года царь Федор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Московским государством на протяжении трехсот лет Избрание Бориса Годунова на царство стало первым крупным политическим событием, в котором Пожарский принял участие. Из стряпчих Пожарского перевели в стольники. Годунов оказал князю большую честь. Дмитрий Пожарский попал в круг лиц, составлявших цвет столичной знати. Мария Пожарская имела безупречную репутацию, и Борис пригласил ее стать «верховой боярыней» при любимой дочери Ксении.

О царевиче Дмитрии Угличском забыли вскоре после того, как прах его был предан земле. Но едва царь Федор умер и бояре стали оспаривать друг у друга корону, в народе пронесся слух о чудесном спасении законного наследника из династии Грозного. Подобно прочим дворянам, Пожарский был озадачен вестью о появлении на границе «законного государя», назвавшегося сыном Грозного. Тем не менее он без колебаний отправился на войну, чтобы защитить власть Годунова, занявшего трон в силу земского избрания. Война стала важной вехой в жизни Пожарского. Среди испытаний военного времени окончательно сформировались такие черты его характера, как решительность, редкое хладнокровие и непоколебимая верность воинскому долгу.

Столкновения на литовском рубеже круто изменили ход жизни Дмитрия Пожарского. В боях с отрядами самозванца Пожарский получил боевое крещение. Ратная служба с ее стихией опасности и риска пришлась ему по душе, и он не жалел сил, выполняя поручения воевод. Князь Дмитрий стойко переносил невзгоды зимней кампании. На всю жизнь запомнил он свой путь в заснеженных полях, стычки с гусарами, долгие вечера у костра, стужу землянок. Глядя на бывалых воинов, Пожарский учился постигать основы ратного искусства. Но пока ни он сам, ни его сотоварищи даже не догадывались, какое славное будущее ждет его впереди.


Монумент Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.

13 апреля 1605 года Борис скоропостижно умер в своем кремлевском дворце. Находившийся при особе царя Я. Маржерет засвидетельствовал, что причиной смерти был апоплексический удар. Таким образом, в могилу царя свел давний недуг. Незадолго до кончины Годунов решил вверить командование армией любимому воеводе П. Ф. Басманову, отличившемуся в первой кампании против самозванца. Молодой и не слишком знатный воевода призван был сыграть роль спасителя династии. Последующие события показали, что Борис допустил роковой просчет.
Эхо войны прокатилось по всей стране. В Нижнем Новгороде Кузьма Минин продолжал торговать в своей лавке. Но теперь ему чаще приходилось иметь дело со сборщиками податей. Война требовала денег, и казна обложила посадское население новыми поборами.
Войско самозванца напоминало многоголовую гидру. На месте отрубленных голов у нее тотчас вырастали новые. Настал страшный день, когда Лжедмитрий вошел в Москву. Не обошлось конечно без предательства со стороны части бояр.
Нижегородскому посадскому человеку Кузьме Минину не довелось видеть Отрепьева. Подобно другим жителям Нижнего, он был поражен сначала вестями о воцарении «Дмитрия», а затем тайными пересудами о его самозванстве. Князь Дмитрий Пожарский не только видел Лжедмитрия, но и общался с ним во дворце. На торжественных приемах в честь иноземных послов и гостей стольник Пожарский выполнял почетные поручения. При дворе знали, что в присутствии иноземцев князь Дмитрий не уронит своего достоинства.

Князь Пожарский на памятнике 1000 -летие Росии.

Ну а потом, как известно из истории, объявился самозванец Лжедмитрий и началось самое тяжелое для Руси -смутное время.
Один самозванец сменился другим, затем настало время Семибоярщины, Русь истекала кровью, люди тысячами мерли от голода.
Князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения Московских бояр призвать на российский трон сына польского короля королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы.
Бедствия Смутного времени причинили огромный ущерб городским центрам России. Нижнего Новгорода разорение коснулось в меньшей степени, чем других городов. Нижний Новгород обладал превосходной системой обороны. Лишь несколько русских городов имели каменные крепости, по мощности равные Нижегородскому кремлю.
Мысль о подвиге во имя спасения отечества давно волновала Минина. Но, как человек трезвый, Кузьма привык сообразовывать замыслы с наличными средствами. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: «Если старейшие (дворяне и воеводы) не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!»
Избрание в земские старосты Кузьма воспринял как зов судьбы. Нижегородские воеводы и приказные не знали, на что решиться. Не они, а посадский староста Минин выступил с инициативой организации нового ополчения. Вокруг Кузьмы немедленно объединились все, Сбор средств начался с добровольных пожертвований. Земский староста подал пример всем остальным. Нижегородцы несли на площадь к съезжей избе кто что мог.


Песков М.И. «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году», (1861)

В Нижний потянулись обозы с продовольствием. Их выслали крестьяне и прочий уездный люд. Богатые монастыри должны были внести деньги в фонд ополчения наряду с дворцовыми крестьянами. Взявшись за организацию войска, посадские люди долго ломали голову над тем, кому доверить командование.
Князь Пожарский в это время находился на лечение (после ранения в битве под Москвой) в своем селе Мугрееве, недалеко от Нижнего. Сюда, по указанию Минина явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для спасения Москвы; со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин.

.


Савинский В. Е. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882)

План Пожарского состоял в том, чтобы возможно скорее собрать отовсюду военные силы и не мешкая отправиться с ратью на помощь к Москве. Осуществление плана, однако, натолкнулось на неожиданные трудности. Возможности Нижнего Новгорода оказались быстро исчерпаны. Минину и Пожарскому пришлось обратиться за поддержкой к ближним и дальним городам и волостям
Став во главе ополчения, Пожарский в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался "у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства";



М. И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850). Красное знамя с иконой, которое несёт князь, исторически достоверно.

Минину было поручено заведование казной ополчения. С званием "выборного человека", простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.
Царь Михаил Романов пожаловал Минина думным дворянством и землей в Нижегородском уезде.
Вскоре после этого - до мая 1616 г. - Минин умер. Погребен он в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана.


Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском Соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было).

Князь Дмитрий скончался 20 апреля 1642 года. По обычаю века умирающий принял схиму. Погребли его в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре. Так закончился жизненный путь Дмитрия Пожарского, друга и сподвижника Кузьмы Минина.


Памятный крест, установленный 1 ноября 2008 года над могилами рода Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)


Восстановленная гробница князя Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)

Немного вещей Пожарского хранят музеи. Среди них прямоугольный стяг, сшитый из красного шелка, с библейскими символами в центре и золотыми узорами по краям, да две сабли - одна парадная, а другая боевая. Парадная сабля с ножнами в каменьях напоминает о том времени, когда ее владелец прозябал на придворной службе у Романовых. Сильно сточенный, потемневший от времени клинок служит символом другой поры. С этим оружием Пожарский не разлучался в те годы, когда вел народное ополчение к Москве. Шелковый стяг относится к тому же времени. То был победный стяг, взвившийся над Кремлем после изгнания оттуда иноземных завоевателей.
Народ по достоинству оценил их подвиг. Имена Минина и Пожарского навеки стали символом верного служения Отчизне.


Википедия,

фото и материалы интернета

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Костомаров Николай Иванович

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами. Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил перед народом выборный нижегородский земский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук, ремеслом «говядарь». На всенародной сходке у собора он говорил народу в таком смысле: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токма животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело; я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников».

Неизвестный художник XVII в. Царевич Владислав, на верность которому присягнули сторонники «Семибоярщины».

П. П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту.

Стали нижегородцы думать: кого избрать им в предводители, кто бы в ратном деле был искусен и прежде не объявлялся в измене. По совету Минина все остановились на стольнике князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. В царствование Шуйского Пожарский удачно разбивал отдельные воровские шайки, а в 1610 году, будучи зарайским воеводой, упорно держался стороны Шуйского, не поддался убеждениям Ляпунова провозгласить царем Скопина и удерживал, насколько мог, свой город в повиновении существующей власти. Возмутившиеся посадские люди города Зарайска хотели убить его за то, что не поддается Калужскому вору, и он выдержал от них осаду в каменном городе (Кремль) Зарайска. Но Шуйского свели с престола. Законного государя не стало на Руси; тогда Пожарский объявил, что станет целовать крест тому, кто на Москве будет выбран царем, и присягнул Владиславу, которого в столице тогда избрали в цари.

Вскоре после того русским людям стало ясно, что поляки обманывают, не думают присылать Владислава, а намереваются завладеть Московским государством. Пожарский сошелся с Ляпуновым и вместе с ним двинулся на Москву. Пожарский, первый из товарищей Ляпунова, вступил со своим отрядом в стены зажженного уже Белого города, укрепился было около церкви Введения Богородицы на Лубянке, но огонь вынудил его отступить. Пожарский был при этом ранен и, упав на землю, кричал: «Ох, хоть бы мне умереть, только бы не видеть того, что довелось увидеть!» Ратные люди подняли его, положили на повозку и вывезли из пылающей столицы по Троицкой дороге.

Лжедмитрий II («Тушинский вор»).

С той поры князь Пожарский находился в своей вотчине Линдех за 120 верст от Нижнего и едва оправился от ран, полученных в Москве, как к нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его стать начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде.

По прибытии Пожарского в Нижний были отправлены во все стороны гонцы с грамотами; описывалось несчастное положение Московского государства, русские всех городов призывались встать заодно с нижегородцами. В этих грамотах говорилось: «Будем над польскими и литовскими людьми промышлять все за один, сколько милосердный Бог помочи даст. О всяком земском деле учиним крепкий совет, а на государство не похотим ни литовского короля, ни Маринки с сыном, ни того вора, что стоит под Псковом».

Нижегородские грамоты повсюду читались на народных сходках, потом постановлялись приговоры, собирали деньги на жалованье ратным людям. Затем из ближних городов приходили в Нижний и ополчения. Пришли туда дети боярские из Арзамаса, пришло рязанское ополчение; в Казани медлили, потому что там стряпчий Биркин и дьяк Шульгин, люди, прежде служившие вору, умышленно противодействовали Минину.

Нижегородское ополчение вышло из Нижнего вверх по Волге. Балахна, Юрьевец, Решма, Кинешма дали Минину свою казну и присоединились к нижегородцам со своими ополчениями.

В Костроме воевода Иван Шереметев, оставаясь верным Владиславу, хотел было сопротивляться, но костромичи выдали его Пожарскому и присоединились к нижегородцам.

В начале апреля ополчение прибыло в Ярославль. Ярославцы встретили Пожарского с образами и предложили все имущество, какое у них есть, на общее дело. В знак почета они поднесли Минину и Пожарскому подарки, но те ничего не взяли.

Здесь ополчение оставалось несколько месяцев, пополняясь новоприбывавшими силами.

Князь Пожарский боялся идти под Москву, пока там были казаки, и хотя Трубецкой убеждал его поспешить, Пожарский все не решался и только высылал вперед к Москве отряды. Когда Заруцкий после неудачного покушения на Пожарского посредством подосланных убийц в половине июля 1612 года убежал из-под Москвы, Пожарский стал смелее, но все-таки не доверял Трубецкому. Выступив из Ярославля, он шел к Москве очень медленно. Оставив свое войско в Ростове, Пожарский ездил в Спасский Суздальский монастырь молиться Богу и поклониться гробам своих предков. Готовясь к битве с поляками, Пожарский ослаблял свое войско, отправляя в одиночку свои отряды в разные стороны. 14 августа прибыл Пожарский к Троице и опять остановился там на несколько дней, а между тем из-под Москвы дворяне и казаки торопили его идти как можно скорее, потому что Ходкевич приближался к столице с усиленным войском. Наконец, 20 августа Пожарский и Минин со своим ополчением прибыли к Москве. Трубецкой выехал к ним навстречу и приглашал стать в одном таборе с казаками. Но Пожарский и Минин отвечали, что не будут стоять в одном таборе с казаками.

К. Е. Маковский. Воззвание Козьмы Минина.

Неизвестный художник из мастерской Питера Пауля Рубенса. Король Сигизмунд верхом.

Земское ополчение стало вдоль стены Белого города до Алексеевской башни на Москве-реке. Главное ядро его было у Арбатских ворот: там стояли Пожарский и Минин. Заложив стан, ратные люди стали окапывать его рвом. Казаки занимали восточную и южную части Белого города и Замоскворечья, которое все нарочно было изрыто рвами: в них должна была сидеть казацкая пехота. 22 августа русские увидели идущее с западной стороны литовское войско. То был Ходкевич со свежими силами. За ним тянулись огромные ряды нескольких сот возов с набранными запасами, которые нужно было провезти польскому гарнизону в Кремль и Китай-город. Ходкевич стал переправляться через Москву-реку у Девичьего поля. Часть литовцев успела переправиться через реку, сбив московскую конницу, которая стерегла переправу. В то же время осажденные в Кремле поляки сделали вылазку; земское московское войско очутилось среди двух огней; казаки не хотели из зависти помогать ему. Но дело поправилось и без них. Воины Ходкевича погнали московских людей до Тверских ворот. Тогда, с одной стороны, московские стрельцы отбили вылазку польского гарнизона и заставили его уйти обратно в Кремль, а с другой – из-за печей и церквей разрушенного Земляного города русские начали так поражать выстрелами литовское войско Ходкевича, что оно повернуло назад за Москву-реку. Гетман стал у Донского монастыря.

Следующий день прошел без боя.

24 августа на рассвете Ходкевич решился со всем своим войском пробиться через Замоскворечье и во что бы то ни стало доставить осажденным привезенные запасы. Путь был труден по причине развалин и множества прорытых рвов. Конные должны были спешиться; на возах медленно везли запасы, расчищая путь. Казаки Ходкевича успели выгнать московских казаков из рвов. Ходкевич настиг их на Пятницкой улице, и здесь-то завязался ожесточенный бой с казаками. Между тем Минин, взяв с собой передавшегося поляка Хмелевского и три сотни дворян, ударил на две литовские роты, оставленные в тылу, и смял их, потеряв племянника, убитого на его глазах. В полдень московские казаки у церкви Св. Клемента отбили литовцев, отрезали и захватили из их обоза четыреста возов с запасами. Тогда Ходкевич увидел, что цель, ради которой он прибыл на этот раз в Москву, не достигнута: продовольствия гарнизону он доставить не может. Он приказал спасать остаток возов и ушел к Воробьевым горам. Поражение, нанесенное ему, было так велико, что у него оставалось только четыреста коней.

Ходкевич с трудом сообщил осажденным, что он уходит с целью набрать запасы, и обещал возвратиться через три недели. 28 августа Ходкевич ушел.

После победы над литовским войском Пожарский с Трубецким помирились и решили вести осаду сообща, съезжаясь для совещаний на Неглинной, на Трубе. Казаки все еще не ладили с земскими людьми, однако действовали заодно с ними против поляков с еще большей злобой к последним. Кремль и Китай-город были осаждены со всех сторон. Русские устроили туры и палили с них из своих пушек.

15 сентября Пожарский, минуя Струся, отправил полковникам Стравинскому и Будзиле письмо: убеждал осажденных сдаться, обещал отпустить весь гарнизон в отечество невредимым. На это великодушное предложение польские предводители написали Пожарскому надменный ответ, восхваляли в нем мужество и доблесть поляков, называли московский народ самым подлейшим на свете, выражали надежду на скорое прибытие Владислава и грозили жестокой карой Пожарскому и его товарищам. Осажденные были еще убеждены, что гетман вернется, но проходили недели – гетмана не было. Запасы их подходили к концу. 6 октября они послали двух воинов известить гетмана, что если пройдет еще неделя, то им придется умереть с голоду. Все было напрасно. В половине октября голод достиг ужасающих размеров. Осажденные съели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли ремни, выкапывали из земли гнилые трупы и пожирали. От такого рода пищи смертность увеличилась. Живые стали бросаться на живых, резали друг друга и пожирали. 22 октября Трубецкой ударил на Китай-город; голодные поляки были не в состоянии защищаться, покинули его и ушли в Кремль. Первое, что увидели русские в Китай-городе, были чаны, наполненные человечьим мясом. Поляки, потеряв Китай-город, выгнали из Кремля русских женщин и детей. Пожарский выехал к ним навстречу. Казаки зашумели и кричали, что надо бы ограбить боярынь, но земские люди окружили боярынь, спасли от ярости казаков и благополучно провели в свой стан. Тогда в Китай-город торжественно внесли икону Казанской Божией Матери и дали обет построить церковь, которая позже действительно была построена и до сих пор существует на Кремлевской площади напротив Никольских ворот. В память этого дня 22 октября установлен праздник иконы Казанской Богоматери, до сих пор соблюдаемый православной русской церковью.

Марина Мнишек. Французская гравюра с короной «русской императрицы».

Стали в Кремле поляки советоваться, что им делать дальше. Михаила Салтыкова уже не было. Он убрался заблаговременно с Гонсевским, но оставался его товарищ, Федор Андронов, с некоторыми подобными ему услужниками Сигизмунда; они сильно противились сдаче, зная, что от своей братии русских им придется еще хуже, чем от голода. Весь гарнизон зашумел и порывался отворить ворота. Тогда Струсь отправил к Пожарскому просить пощады, умоляя оставить осажденным жизнь. Зная свирепость казаков, поляки договаривались, чтобы начальствующие лица сдались только Пожарскому. Оба русских предводителя дали обещание, что ни один пленник не погибнет от меча.

24 октября поляки отворили кремлевские ворота, выходящие на Неглинную (ныне Троицкие); прежде всего выпустили русских людей, бояр, дворян, купцов, сидевших в осаде. Казаки тотчас закричали: «Надобно убить этих изменников, а животы поделить на войско». Но земские люди встали в боевой порядок, готовясь защищать своих братьев от казаков. Выпущенные русские стояли на мосту, ожидая, что из-за них начнется бой. Вид их вызывал сострадание. Однако до междоусобного боя не дошло. Казаки покричали, погрозили и отошли. Пожарский и Минин проводили русских в свой земский стан.

25 октября все кремлевские ворота уже были отворены настежь; русские войска входили в Кремль, предшествуемые крестным ходом, впереди которого шел архимандрит Дионисий, а из Кремля вышел к нему навстречу элассонский архиепископ грек Арсений с Владимирской Богородицей в руках. Поляки побросали оружие. Их погнали в русский стан. Струся заперли в Чудовом монастыре. Все имущество пленных сдали в казну, и Минин раздавал его казакам в виде награды.

Казаки не вытерпели и, нарушив крестное целование, перебили многих пленных. Однако те пленники, которые достались Пожарскому и земским людям, уцелели все до одного. Их разослали по разным городам: в Нижний, Ярославль, Галич, Вологду, на Белоозеро и посадили в тюрьмы. Народ был сильно ожесточен против них. В Нижнем, куда был послан Будзило с товарищами, служивший прежде в войске Сапеги, пленных чуть не разорвали, и едва-едва мать Пожарского своими убеждениями спасла их от смерти.

Вскоре, однако, услыхали русские, что на Московское государство идет король Сигизмунд с сыном. Действительно, в ноябре Сигизмунд подошел под Волок-Ламский и отправил двух русских, бывших в посольстве Филарета и остававшихся в плену у поляков – князя Даниила Мезецкого и дьяка Грамотина. Их сопровождал польский отряд в 1000 человек. Они должны были уговаривать московское войско признать Владислава царем. Но подмосковные воеводы выслали против них войско и объявили, что не хотят вступать ни в какие переговоры о Владиславе. Поляки повернули назад, а князь Мезецкий успел убежать к своим под Москву.

Король пытался было взять Волок-Ламский, но это не удалось ему, и он удалился со своим сыном в Польшу.

21 декабря извещалось по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед за тем разослана была грамота во все города, чтобы отовсюду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания государя.

Дворяне и дети боярские начали подавать письменно извещения, что они хотят царем Михаила Романова; за ними выборные люди от городов и волостей, а также и казаки стали за Романова.

Грамота ополченцев с оттиском перстня Минина.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

В неделю православия собрали всех выборных на Красную площадь. Кроме них было множество народа обоего пола. Рязанский архиепископ Феодорит, новоспасский архимандрит Иосиф, келарь Авраамий и боярин Василий Морозов взошли на Лобное место, чтобы спросить у выборных людей решительного приговора об избрании царя. Прежде чем они начали свою речь к народу, все многочисленное сборище в один голос закричало: «Михаил Феодорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе». Тотчас в Успенском соборе пропели молебен с колокольным звоном, провозгласили многолетие новонареченному царю, а потом была произнесена присяга царю, начиная от бояр до казаков и стрельцов. Во все города были посланы известительные грамоты; в Кострому отправилось от всего Земского собора посольство к Михаилу Федоровичу с приглашением на царство.

Михаил согласился и принял из рук Феодорита царский посох как знак власти.

11 июля венчался на царство Михаил Федорович. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был пожалован боярином, а Минин возведен в звание думного дворянина.

Новому думному дворянину недолго пришлось оставаться в этом сане. В 1616 году Минин скончался, оставив после себя сына Нефеда, умершего бездетным около 1632 года.

Дмитрий Михайлович Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Исторические портреты автора

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Минин и Пожарский Как в старом-то было городе,Во славном и богатом Нижнием,Как уж жил тут поживал богатый мещанин,Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,Из удалых молодцов – нижегородских купцов.Собравши их, он речь им

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

V. Минин и Пожарский Потомки Всеволода III-го из рода владетельных князей Стародубских, Пожарские получили прозвание от городка Погарь, прежде называвшегося Радогость и переименованного так после того, как его сожгли татары. За Дмитрием Михайловичем не знали ни одного

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Минин и Пожарский В 1611 г. новым центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Посадский человек Кузьма Минин, избранный земским старостой, возглавил организацию Второго земского ополчения. Гонец нижегородцев ездил в Москву к патриарху Гермогену. Глава церкви

Из книги 1612. Все было не так! автора Винтер Дмитрий Францович

Минин и Пожарский Итак, созданная Иваном Грозным «вотчинно-ордынская» военная машина после позора Ливонской войны теперь вторично – и на сей раз окончательно – потерпела полное поражение. Однако ситуация теперь была куда хуже, чем тридцать лет назад. На сей раз почти

Из книги К.Минин и Д.М. Пожарский автора Ключевский Василий Осипович

К.Минин и Д.М. Пожарский М. И. Скотти. Минин и ПожарскийВторое ополчение. В конце 1611 г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китая-города;

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Минин и Пожарский Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:– Заложим жен и детей и выкупим отечество!– Заложим! – загудела толпа.Толпа бешеным потоком устремилась в ломбарды, таща на спинах жен и в охапку детей.Получив деньги, народ понес их на

автора

Кузьма Минин

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

КУЗЬМА МИНИН (В. Козляков, П. Михайлов) Убрав патриотическую риторику, обычно заполняющую очерки о Кузьме Минине, мы увидим, что известно о нем совсем немного. Историки, конечно, старались, но они слишком поздно озаботились сбором сведений о нижегородском мужике,

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Кузьма Минин Кузьма Минин принадлежал к торговому сословию Нижнего Новгорода, поэтому яркого следа в исторических источниках не оставил. По крупицам историки собирали сведения о нем. Год рождения Кузьмы неизвестен. Считается, что его предки проживали в городе Балахна и

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

К.Минин и Д.М. Пожарский Второе ополчение. В конце 1611 г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китая-города; шведы заняли Новгород и выставили

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Минин и Пожарский В конце 1610 года рязанский воевода П. П. Ляпунов собрал для борьбы против польских интервентов первое земское ополчение, в которое вошли простые люди, незнатные воеводы и дворяне. Вскоре к нему присоединились туляки, жители Калуги, Нижнего Новгорода,

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.