Ныне покойный ученый из Египта – Мухаммад Шаарави, да смилуется над ним Аллах, - пишет в своих записях: «Я участвовал в споре с одним молодым человеком, который ратовал за введение шариатских наказаний. И я спросил у него: «Если бы в исламском государстве существовала дискотека, где собираются молодые мусульмане, разрешается ли взорвать такое заведение?» Он ответил, обратившись ко мне: «Конечно это является разрешенным, почему оно должно быть запрещено?» Я спросил: «И можно ли убить тех, людей, кто внутри?» Он ответил: «Можно, почему нет» Я спросил его: «Если они умрут в таком греховном состоянии, то они где окажутся на Том Свете?» Он ответил: «В огне Ада конечно». Я его спросил: «А куда хочет их ввести шайтан?» Он ответил: «Он хочет их повести за собой в Ад» Я сказал: «Тогда получается, что ты с шайтаном сближаетесь, потому что у вас одна цель: ты хочешь их ввести в Ад и шайтан хочет их ввести в Ад». Тогда я рассказал ему хадис Пророка (салля ллаху алейхи ва саллям), где говорилось о том, что когда рядом с Пророком(салля ллаху алейхи ва саллям), проносило труп иудея, то Пророк (салля ллаху алейхи ва саллям) заплакал. Асхабы спросили:«Что заставило тебя плакать, о Посланник Аллаха?» Пророк, солляллаху аляйхи васаллям, ответил: «Это душа, которая попала в Ад, и которую я не смог спасти, и это причина моей печали». И я сказал этому молодому человеку: «Ты теперь посмотри на разницу, которая между твоим путем и путем Пророка, солляллаху аляйхи васаллям. Он хотел наставить людей, а твоя цель ввести их в Ад.»»

Рафидиты в основе – многочисленные группы.

Из них есть группа, которая называется муфаддыля (предпочитающие) – из-за их предпочтения Али, да будет доволен им Аллах, над всеми остальными сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. И они не проклинают сподвижников.

И из них есть группа, которая утверждает, что Джибриль, мир ему, ошибся в доверении посланничества, и нет сомнений в неверии этой группы.

И большинство рафидитов в основе признают посланничество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждают, что халифат должен был достаться Али, и проклинают сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и называют их нечестивцами.

И упомянем то, что упомянул шейх ТакиюДдин (Ибн Теймия), да смилуется над ним Аллах, касательно их хукма. Сказал он, да смилуется над ним Аллах, в "Ас-Сарим аль-Маслюль": "Кто обругал одного из сподвижников, и присоединил к этому утверждение о том, что Али – божество, или Пророк, или что Джибриль ошибся, то нет сомнения в его неверии, и даже нет сомнения в неверии того, кто остановится от обвинения его в неверии. И кто обвинит Аишу, да будет доволен ей Аллах, в том, от чего его оправдал Аллах, стал неверным без разногласий". Затем Ибн Теймия сказал чуть дальше: "Что же касается того, кто будет проклинать и обвинять в мерзости – то есть, проклинать сподвижников, да будет доволен ими Аллах, то касательно такого разногласят ученые – является ли он нечестивцем, или кафиром? И остановился Ахмад в их такфире, и сказал: "Такой наказывается, и побивается, и заточается в тюрьму до тех пор пока не умрет, или не покается".

[Это лишь один риваят от Ахмада. И от него есть множество риваятов указывающие на такфир того кто порочит сахабов.

Приведем некоторые из них:

Спросил его аль-Маруази о тех, кто ругает Абу Бакра и Аишу, и он сказал: "Я не считаю такого мусульманином". Источник: "Ас-Сунна", 2-557.

Передал аль-Халляль, что имам Ахмад сказал: "Кто поругал сахабов, я боюсь за него куфра, как рафидиты. Кто поругал сподвижников, мы не можем гарантировать, что он не вылетел из религии!". Источник: "Ас-Сунна", 2-558.

Спросил его сын, Абдуллах Ибн Ахмад, о том, кто обругал одного из сподвижников Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), и он ответил: " Я не считаю такого мусульманином". Источник: "Ас-Сунна", 2-558.

Спросили Ахмада о том, кто ругает Усмана, и он сказал: "Это зиндычество". Источник: "Ас-Сунна", 3-493.

Сказал имам Абу Хани ан-Найсабури: «Я слышал, как имама Ахмада спросили о том, кто ругает Муавию, можно ли молиться за ним? И ответил имам: «Нет, нельзя молиться за ним!». Источник: «Масаиль ан-Найсабури», «Табакат аль-ханабиля», 1-285.

Затем сказал шейх (Ибн Теймия), да смилуется над ним Аллах: "Что же касается того, кто превзошёл это, как те, кто утверждают, что сподвижники отступили от веры после смерти Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) кроме небольшой группы из них, которая не превышает десять с небольшим. Или что все они впали в нечестие, то нет сомнения в неверии сказавшего это, однако даже тот, кто засомневается в его неверии, тот сам является неверным". Закончились его слова.

И это – хукм рафидитов в основе.

Что же касается хукма поздних рафидитов, в наше время, то они сейчас добавили к рафидизму – великое многобожие, которое они совершают у мавзолеев, достигающее степени, которой не достигали многобожники арабы, к которым был послан Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Что же касается слов тех, кто говорит: кто сказал два свидетельства, не разрешено выносить ему такфир, то говорящему такие слова непременно придется впасть в противоречие, и не сможет он повторить свое слово касательно подобных тем, кто отрицает воскрешение, или подвергает его сомнению, наряду с тем что говорит два свидетельства, или отрицает пророчество одного из Пророков, кого назвал Аллах в своей Книге, или сказал, что прелюбодеяние дозволено, и тому подобное, и я не думаю, что остановится от такфира подобных никто кроме тех, кто упрямствует.

И если же он будет упрямствовать, и скажет: "Не вредит ничего из этого, и все равно не выносится такфир тому, кто сказал два свидетельства", то нет сомнений в его куфре, и нет сомнений в куфре того, кто сомневается в его куфре, поскольку он своими словами обвиняет во лжи Аллаха и Его Посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам) и иджма мусульман, и доводы на это очевиднейшие в Коране, и Сунне, и иджма

Поэтому, кто скажет, что после произнесение двух свидетельств не вредит ничего, или скажет:

"У кого есть два свидетельства, и он молится и держит пост - нельзя делать ему такфир, даже если он поклоняется не Аллаху" - то он кафир, и кто сомневается в его куфре, тот тоже кафир - поскольку говорящий это слово - считающий ложью Аллаха и Его Посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам), и иджма мусульман, как мы уже объяснили ранее.

И текстов Корана и Сунны об этом много, наряду с категоричным иджма, в котором нисколько не сомневается тот, кто хоть немного заглянул в слова ученых! Однако слепое следование, и страсти ослепляют и оглушают, "И кому Аллах не дал света, нет тому никакого света" (Ан-Нур, 40).

И пусть же знает каждый, кому оказал Милость Аллах различением ширка, который скрыт сегодня от большинства людей, что Аллах одарил его величайшей из милостей! "Скажи: "По благости Аллаха и по Его милости", - этому пусть они радуются. Это лучше того, что они собирают" (Юнус, 58), "Но Аллах привил вам любовь к вере.. по милосердию и милости Аллаха" (Комнаты, 7-8), и пусть знает, что затем не в безопасности от фитны тот, кому оказал Милость Аллах этим.

О Аллах, не забирай от нас Ислам, после того, как привел нас к нему, не забирай его от нас, до тех пор, пока умертвишь нас на нём.

"Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!" (Аль-Имран, 8).

Шейх АбдуЛлах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб.

МАХЛУКЪАТАЛДЕ ГЬАРИ – ГЬЕБГИ ШИРК БУКIУНЕЛЪУЛ…

Досточтимый шейх Саид-афанди

Каждому из избранных пророков (улул-азм) Всевышний ниспослал муджизаты (чудеса), соответствующие своему времени. К примеру, Пророк Муса (мир ему) обладал посохом, который, ударяясь о землю, превращался в змею. В его время была распространена любовь к такого рода чудесам, именно поэтому Всевышний одарил Своего пророка таким чудом, которое превосходило своей силой все фокусы современников Мусы (мир ему). Однажды его посох, превратившись в огромного змея, съел всех змей, которых наколдовали колдуны Египта. Змея, как известно, была для египтян символом царской мудрости и власти.

Пророку Исе (мир ему) Всевышний ниспослал чудо врачевания, потому что в его бытность медицина была для людей большим чудом. Пророк Иса (мир ему) по воле Аллаха умел исцелять безнадёжных больных, возвращал людям зрение, оживлял мёртвых.

Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему и благословение) появился на земле во время расцвета многих наук, особенное место занимала в то время литература. Именно в это время было ниспослано последнее чудо из чудес – Коран. Слово Аллаха изложено в Коране таким образом, что суры и аяты текут из уст читающих его, как особая мелодия стиля, вкуса и изящного слога.

С тех времён исламские богословы легко изъяснялись друг с другом в рифмованной прозе.

Дагестан, который ставился своими алимами, имеет богатую литературную историю. Алимы были настолько красноречивы, что переписывались и говорили друг с другом на языке рифмы и слаженного ритма. Жаль, что невозможно перевести на все языки мира произведения великих дагестанских учёных-богословов. Особенно когда речь идёт о стихах, практически никто не может передать подлинный смысл, ту мудрость, которую автор закладывает в красиво и стройно изложенные мысли.

На днях, перелистывая книгу моего наставника, досточтимого шейха Саида-афанди (да будет доволен им Аллах) «Назмаби», опубликованную в прошлые годы, среди многочисленных проповедей в стихотворной форме нашла такие строчки (на аварском языке):

ГIаламалъулго Халикъ Мунги ватун вукIаго,

Подстрочный перевод:

…Аллагь, Дуде гьаризе гьумерго гьечIониги

Аллах, хоть и стыдно мне просить тебя,

Гьарараб дий кьунилан Дуй ками кколарелъул

Ответишь на мою просьбу – у Тебя не убудет нисколько.

Дун мунагьал гIемерлъун гIайибалде кканиги,

Оттого, что я виновен в приумножении грехов моих,

ГIафвуялъул Дур ралъдал гIурхъиги лъаларелъул,

Не достичь дна в океане Милости Твоей,

ГIаламалъулго Халикъ Мунги ватун вукIаго,

Господином всего сущего являешься Ты.

МАХЛУКЪАТАЛДЕ ГЬАРИ – ГЬЕБГИ ШИРК БУКIУНЕЛЪУЛ,

ПРОСИТЬ ЛЮДЕЙ – ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ,

Гьарарасе кьелилан Дур каламги бугелъул,

И есть Твоё обещание ответить просящему,

КигIан намуслъаниги вачIана Дур рагьдухъе…

Как бы ни было неловко, я пришёл к вратам Твоим…

…Иногда слышала упрёки в адрес мюридов, суфиев в том, что они якобы просят у покойных то, что надо просить у Аллаха… Хвала Всевышнему, тарик – путь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), основанный строго на Коране, чист от всяческих отклонений, и фундаментом для тариката служит Шариат Аллаха. Мюриды, следующие за своим устазом, стремятся только к довольству Всевышнего и неустанному поклонению Единственному Творцу. И если они делают дуа возле чьей-то могилы, это означает только то, что они просят Аллаха рядом с этой могилой. Если они говорят с покойным, захоронённым в этой могиле, то это означает, что они следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение), ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тоже говорил с покойными и на вопрос сподвижников, слышат ли они его, ответил: «Они слышат лучше вас, отличие их от вас только в том, что они не могут вам ответить». Известно также, что у покойных своя жизнь: они обязаны отвечать после смерти на вопросы Мункара и Накира, претерпевать могильные муки или, наоборот, наслаждаться могилой в виде райского уголка, ожидая там Судный день. Каким образом они нас слышат, могут ли они нам помочь, доходят ли до них наши просьбы? Аллаху Алим! Факт, что есть праведные люди, которые прожили жизнь в служении Аллаху и умерли, ни на секунду не отклоняясь от упоминания Аллаха, они живы и получают удел у Господа! По воле Аллаха они могут нас слышать, делать за нас дуа, заступаться за нас перед Аллахом; иншааллах, тот, кто отрицает это, будет отдалён от такой милости Аллаха.

Джахлу – невежество – особенное горе сегодняшнего общества. Ещё в начале прошлого века совсем немного людей в Дагестане не имели исламского образования хотя бы на уровне местных медресе. А сейчас появилась категория людей, которая вроде бы и имеет какое-никакое образование по Исламу, но не способна не то что следовать прочитанному, но даже понять смысл прочитанного из шариатских книг.

Да смилуется над нами Аллах!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

«Каждая любовь, которая проявляется не ради Аллаха, ложная, а каждое дело, посредством которого не стремятся к Лику Аллаха, пустое» . См. («аль-Фатава», 10/213).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если люди лишатся пророческого света, они впадут во мрак смут, распространятся нововведения и греховные поступки, а также среди них возникнет зло». См. («аль-Фатава», 17/310).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Девиз приверженцев нововведений - непринятие следования саляфам» . См. («аль-Фатава», 4/155).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Нельзя достичь искренности, кроме как после воздержанности, а её можно воплотить только после богобоязненности. В свою очередь богобоязненность означает соблюдение велений и запретов». См. («аль-Фатава», 1/94).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Ничего не может привести к прощению всех грехов, кроме покаяния (таубы)» . См. («Минхадж ас-Сунна», 6/211).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если люди оставят часть того, что ниспослал Аллаха, то между ними возникнет вражда и ненависть» .См. («аль-Фатава», 13/227).

«Люди обязаны следовать Корану и Сунне, даже если они не постигают, что кроется в нововведениях из пользы и вреда» (поскольку простые мусульмане не могут осознать вред новшеств, таких как «мавлид», празднование «исра и мирадж», ночи середины месяца Шааабан…)». См. («Иктида ас-сырат аль-мустакым», стр. 393).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Шариат основывается на получении и увеличении пользы, а также на подавлении и уменьшении вреда» .См. («аль-Фатава», 10/512).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Придерживающиеся чистого свободного от всех примесей Ислама являются приверженцами Сунны и единой общины» . См. («аль-Акыдат аль-васытыйя», стр. 122).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Благополучие сердца кроется к справедливости, а его порочность - в несправедливости». См. («аль-Фатава», 10/98).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В сердце не войдут истинные свойства веры, если в нём есть проявления высокомерия и зависти, которые очерняют его». См. («аль-Фатава», 13/242).

Прочитай больше одного раза!

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если раб стремится совершить некоторые не узаконенные Шариатом дела, то у него ослабевает желание заниматься узаконенными Шариатом делами и извлекать из них пользу - по мере (новшеств), которыми он заменил их». См. («Иктида ас-сырат аль-мустакым», 1/543).

Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: „Нет сомнений в том, что во многих набожных людях, тех, кто все свое время проводит в поклонении, и аскетах может быть одна из особенностей хариджитов, даже если он различен с ними в других качествах“ («аль-Истикама», 1/260).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто доверяет Аллаху в том, что Он принесет ему все полезное и устранит от него все вредное, тот способен оставить свое пристрастие и подчиниться Его велениям» («аль-Фатава», 10/493).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто является искренним в религиозных делах, совершая их ради Аллаха, тот относится к приближенным Аллаха, богобоязненным рабам, заслуживающих вечного райского наслаждения» («аль-Фатава», 1/8).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Шариат - свет Аллаха на Его земле, справедливость Аллаха среди Его рабов, а также Его крепость, и кто войдет в неё, тот будет в безопасности» («аль-Фатава», 19/99).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если сердце ощутило вкус поклонения Аллаху и проявления искренности перед Ним, то для него уже ничего не будет слаще этого» («аль-Фатава», 10/187).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Как известно из жизнеописания Муавии, да будет доволен им Аллах, он был самым кротким и добродушным человеком, самым терпеливым в отношении тех, кто наносил ему обиду, и самым дружелюбным к тем, кто враждовал с ним (из мусульман)» («Минхадж ас-Сунна», 4/445).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Безо всяких сомнений семья Мухаммада, да смилуется над ним Аллах, имеет такие права в отношении мусульманской общины, которые не принадлежат другим людям. Причем они заслуживают такого проявления к ним дополнительной любви и поддержки, которого не заслуживают остальные представители курейшитского рода» («Минхадж ас-Сунна», 4/599).

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Поистине, справедливость обязательна для каждого во всех ситуациях. Тем временем несправедливость запрещена и не может быть дозволена ни в коем случае».

Он также написал: «Дела людей будут находиться в большем порядке в этой жизни при соблюдении справедливости, когда совершаются разные виды грехов, чем при ущемлении прав и притеснении, когда не совершаются грехи. Вот почему говорят: „Поистине, Аллах дарует существование справедливой стране, даже если она является кафирской, и уничтожает несправедливую страну, даже если она является мусульманской“. Кроме того, говорят: «Мирская жизнь может длиться со справедливостью и неверием, но не может длиться с притеснением и исламской принадлежностью».

Так, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В этом мире нет более тяжкого греха, заслуживающего самого быстрого наказания, чем притеснение и порывание родственных связей». Поэтому притеснителя постигают в этом мире пагубные последствия, даже если ему прощено, а в Последней жизни проявлена милость. Это потому что справедливость служит основой всего. И если мирская жизнь построена на справедливости, то она будет продолжаться, даже если человек, не будет иметь в Последнем мире никакого удела. В противном случае, жизнь не может существовать нормально, даже если человек обладает верой, которая будет принята от него в Судный день» («Рисаля аль-амр биль-мааруф ва ан-нахьи ан аль-мункар», «Маджмуа аль-фатава Ибн Таймийи, т. 28).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Знай, что если кто-то полюбил что-либо или кого-либо не ради Аллаха, то это обязательно принесет ему вред и станет причиной наказания его» («аль-Фатава», 1/28).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кто-то говорит что-нибудь правильное в религии, то необходимо следовать его словам, а не ему самому, за исключением Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха» («аль-Аалям аль-алийя», стр. 29).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Лучшим достоинством является знание» («аль-Фатава», 4/408).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Кто находится дальше от Сунны, тот чаще выделяется своими порочными словами и действиями» («Минхадж ас-Сунна», 5/173).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Аллах любит слова, основанные на знаниях и справедливости, отношение к каждому по достоинствам и отведение людям соответствующей им степени» («аль-Фатава», 12/205).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Знания - это те сведения, в отношении которых есть шариатский довод, а полезными из них являются те, с которыми пришел Посланник, мир ему и благословение Аллаха» («аль-Фатава», 13/136).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Стремление к главенству - основа притеснения и несправедливости» («аль-Фатава аль-кубра», 1/94).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Что касается имама [Мухаммада ибн Идриса] аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, то о том, что он был очень набожным, свидетельствует рассказ, где сообщается, что он делил ночь на три части, отводя одну треть для изучения знаний, одну треть - для совершения обрядов поклонения [Богу] и одну треть - для сна. Ар-Раби‘ говорил: «Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, полностью прочитывал Коран в месяце Рамадан шестьдесят раз, и все это - в молитве (салят)». А аль-Бувайти аль-Мисри, один из его учеников, полностью прочитывал Коран по одному разу ежедневно в месяце Рамадан. Аль-Хусайн аль-Карабиси поведал: «Я провел с аш-Шафи‘и [в ночных бдениях] не одну ночь, он исполнял молитвы (салат) в течение примерно трети ночи, и я не видел, чтобы он читал [в каждой молитве] свыше пятидесяти [аятов], а если увеличивал, то до ста аятов. он не пропускал ни один аят о милости, не прося у Аллаха милости для себя и всех уверовавших [в Аллаха], и не пропускал ни один аят о мучениях, не прося спасения для себя и [всех] верующих, словно для него объединились вместе и надежда и страх». Посмотри же, как свидетельствует его ограничение пятьюдесятью аятами [в молитве] о его глубоком знании тайн Корана и его пытливом размышлении об их [значениях]. Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я не наедался досыта с шестнадцати лет, потому что сытость отягощает тело, делает сердце черствым, сводит на нет проницательность, навлекает сон и делает человека слабым в поклонении [Аллаху]». Обрати внимание на его мудрость в упоминании бедствия от сытости, а затем на его усердие в поклонении [Аллаху], поскольку он оставил сытость ради него (поклонения Богу), а основа поклонения Богу - ограничение в еде. Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я никогда не клялся Аллахом - ни искренней, ни ложной [клятвой]». Посмотри на его святость и его почитание Всевышнего Аллаха, это указывает на его знание о величии Аллаха.

У аш-Шафи‘и да смилуется над ним Аллах, спросили о сути какого-то вопроса, а он промолчал. Его спросили: «Разве ты не ответишь, да смилуется над тобой Аллах?» А он ответил: «[Нет], пока не выясню, в чем польза - в моем молчании или в моем ответе». Посмотри, как он следил за своим языком, хотя [язык] - это самый сильный орган, властвующий над факихами, и самый не подчиняющийся дисциплине и ограничению. И из этого становится ясно, что он говорил и воздерживался от речи только для того, чтобы добиться милости и награды от Всевышнего Аллаха. Ахмад ибн Яхья ибн аль-Вазир рассказывал: «однажды аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, выходил из рынка Сук аль-Канадиль (рынок ламп), а мы следовали за ним. мы [наткнулись] на человека, который поносил ученого мужа. Аш-Шафи‘и обернулся к нам и приказал: «Сохраняйте в чистоте свой слух от этих непристойностей так же, как вы блюдете в чистоте свои языки, оберегаясь от их произнесения! Воистину, слушающий - соучастник говорящего, и если скверный человек увидит самую отвратительную вещь в своем сердце, то он постарается выплеснуть ее в ваши сердца. Если бы сказанное сквернословом было отброшено ему обратно, то отразивший это слово обрадовался бы, как и огорчился бы произнесший его!» Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах рассказывал: «один мудрец написал другому следующее: “Тебе даровано знание, не оскверни же его мраком прегрешений, не то пребудешь в кромешной тьме в Судный день, когда обладатели знания устремятся [в Рай], освещая себе [путь] светом своих знаний!”».

Что касается его «отрешения от мирского» (зухд), то он (аш-Шафи‘и), да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто утверждает, что он соединил в своем сердце любовь к земному миру с любовью к его Творцу, тот лжет». Аль- Хамиди [аль-Макки] рассказал: «Вышел аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, [из Багдада, держа путь] в Йемен с несколькими чиновниками, и направился в Мекку с десятью тысячами дирхемов при себе. Для него разбили палатку за пределами Мекки, куда к нему стали приходить люди. И он не покидал это свое место до тех пор, пока не раздал все деньги». Однажды он вышел из бани и дал банщику много денег. Как-то раз из руки его выпал кнут, и когда какой-то человек поднял и отдал его ему, то он дал ему в награду пятьдесят динаров. И щедрость аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, слишком известна, чтобы можно было рассказать о ней все. Основа «отрешения от мирского» и непритязательности - щедрость, потому что тот, кто любит что-нибудь, держится за это и не расстается с ним. А [легко] расстается с богатством только тот, в чьих глазах бренный мир стал ничтожным, а в этом и заключается смысл «отрешения от мирского».

На необычайную степень его «отрешения от мирского» и на то, что он испытывал сильный страх перед Всевышним Аллахом и прилагал все свое старание ради будущей жизни, указывает рассказ, где сообщается, что Суфьян ибн ‘Уяйна привел предание (хадис), смягчающее сердце, и аш-Шафи‘и упал в обморок. [Суфьяну] сказали: «Видно, он умер». А он молвил: «Если он умер, то умер самый лучший из людей этого времени». Еще рассказывают, что ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Балави говорил: «мы сидели, я и ‘Умар ибн Наббата, вспоминая праведных рабов Божьих и «отрешенных от мирского» (зуххад), и ‘Умар сказал мне: “Я не видел никого набожнее и красноречивее Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи ‘и да смилуется над ним Аллах. [Однажды] мы - я, он и [Абу ‘Али] аль-Харис ибн Асад [аль-мухасиби] - направились к холму ас-Сафа. Аль-Харис [тогда] был учеником ас-Салиха аль-Мури. Он начал [вслух] читать (Коран), а у него был хороший голос, и прочел [нам] следующий аят:

نورذتعيف مهل نذؤي لو  نوقطني ل موي اذه

«Это - день, в котором не говорят. И не будет дано позволения, чтобы им оправдаться» (Коран 77:35 - 36).

И я увидел, как аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, изменился в лице, содрогнулся, пришел в страшное волнение и упал, лишившись чувств, а когда пришел в себя, то стал говорить: «Я оберегаюсь Тобой, о Боже, от положения лжецов и супротивности небрежных к Тебе! О, Аллах, Тебе покорились сердца знающих (‘арифун) [Бога] и склонились униженно перед Тобой шеи томящихся [по Тебе]! Господи, одари меня щедростью Твоей, укрой меня покровом Твоим и прости мою нерадивость благородством Твоим!» [‘Умар] продолжил: «Потом он встал и пошел, и мы покинули [вслед за ним Мекку]». А когда я прибыл в Багдад, а он (аш-Шафи‘и) тогда был в Ираке, я вышел на берег [реки Тигр] и присел там, совершая омовение для молитвы (салят); и вдруг сзади меня прошел кто-то и сказал мне: “Эй, юноша, соверши омовение как можно лучше, и Аллах проявит к тебе Свое добро на этом и том свете!” Я повернулся назад и увидел человека, за которым следовала толпа. Я поспешил закончить омовение и также последовал за ним. он повернулся ко мне и спросил меня: “Тебе что-то нужно?” Я ответил: “Да, научи меня чему-нибудь из того, чему научил тебя Аллах”. он мне сказал: “Знай, что кто искренен с Аллахом, тот спасется [от Ада], кто боится за свою веру, тот избежит погибели, а у того, кто был «отрешенным от мирского» (неприхотливым) в земной жизни, тот возрадуется, увидев награду Всевышнего Аллаха [в Судный день]. Добавить ли [к этому еще] что-нибудь для тебя?” Я сказал: “Да”. он сказал: “В ком три следующих качества, у того вера совершенна: это тот, кто повелевает делать одобряемое (аль-ма‘руф) [Богом] и сам выполняет это, запрещает осуждаемое (аль-мункар) [Богом] и сам воздерживается от такого и соблюдает границы, установленные Всевышним Аллахом. Добавить ли [к этому еще] что-нибудь для тебя?” Я сказал: “Конечно”. он сказал: “Будь в земной жизни “отрешенным от мирского”, старайся ради будущей жизни, будь искренним с Всевышним Аллахом во всех делах, и ты обретешь спасение с теми, кто спасется”. И он двинулся дальше. Я спросил: “Кто он?” мне сказали: “Это аш-Шафи‘и”». Обрати внимание на его падение в обморок, а затем на его проповедь, как это красноречиво говорит о его «отрешении от мирского» (зухд) и его великом страхе [перед Аллахом]! Такая богобоязненность и «отрешение от мирского» не проявляются иначе, кроме как от Богопознания, ибо он (Аллах) говорит:

ءملعلا هدابع نم هللا شخي انإ

«Ведь боятся Аллаха из Его рабов только знающие» (Коран 35:28).

Аш-Шафи‘и не приобрел богобоязненность и «отрешение от мирского» из знания, содержащегося в книге о способах торговли, при которой товар заказывается с предварительной оплатой (Китаб салам), или в книге об аренде, или в других книгах мусульманского права (фикх); нет, это - из знаний о будущей жизни, извлекаемых из Корана и хадисов, так как мудрость первых (древних) и последних (поздних) заключена в них (в Коране и хадисах).

Что касается его [аш-Шафи‘и] как человека, сведущего в тайнах сердца и знаниях о будущей жизни, то ты узнаешь об этом из мудростей, передаваемых от него. Рассказывают, что его спросили о показухе (рийа’), и он тут же, не задумываясь, ответил: «Показуха - это соблазн, что от прихоти души предстает перед очами сердец ученых, и [тогда] они смотрят на этот [соблазн] порочным взглядом нафса, и дела их расстраиваются». Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если ты опасаешься в своих деяниях самолюбования, то подумай о довольстве Того, у Которого его просишь, о том, какой награды ты жаждешь, какого наказания страшишься, за какое благополучие благодаришь и какое испытание вспоминаешь. И если ты поразмыслишь над одной из этих вещей, то в твоих глазах столь ничтожным покажется твое деяние». Посмотри, каким образом он напомнил о сущности показухи и о способе излечения от самолюбования, ведь они - из величайших бедствий для сердца! Аш-Шафи‘и да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто не оберегает свой нафс, тому не принесет пользы его знание». «Кто покорится Аллаху в соответствии с имеющимися знаниями, тот постигнет их сокровенную суть». «У каждого человека есть любящий его и тот, кто его ненавидит. А когда дело обстоит так, то будь с теми, кто покорен Аллаху». Рассказывают, что ‘Абд аль-Кадир ибн ‘Абд аль-‘Азиз был человеком праведным и богобоязненным, и он не раз обращался к аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, с вопросами о благочестии, а аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, шел ему навстречу из-за его богобоязненности. Однажды он спросил аш-Шафи‘и: «Что лучше: терпеливость [сабр], испытание [михна] или тамкин?» Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Тамкин - степень пророков, обретаемая только после испытания [страданиями]; если раб Божий подвергается испытанию и терпит, если терпеливо переносит его, то достигает степени тамкин. Разве ты не знаешь, как Аллах подверг испытаниям Ибрахима (Авраама) мир ему, а потом одарил степенью тамкин, подверг испытаниям Мусу (Моисея) мир ему, а потом одарил степенью тамкин, подверг испытаниям Аййуба (Иова) мир ему, а затем одарил степенью тамкин, подверг испытаниям Сулаймана (Соломона) мир ему, а потом одарил степенью тамкин и даровал ему царство! Тамкин - самая высшая из степеней. Аллах говорит:

ضرلا ف فسويل انكم كلذكو

«И после всех испытаний Я одарил Юсуфа безграничной властью …» (Коран 12:56).

Аййуб (Иов) мир ему, после великого испытания был одарен степенью тамкин. Всевышний говорит:

مهعم مهلثمو هلهأ هانيتآو

«… и даровали Мы ему его семью, [которую Мы умертвили], и еще столько же с ними, по милости от Нас и для напоминания поклоняющимся» (Коран 21:84)

И эти слова аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, указывают на его глубокое знание тайн Корана и его осведомленность о «ступенях» (макамат) пророков и приближенных (аулийа’) Аллаха, идущих по пути познания Всевышнего, и все это [относится] к наукам о будущей жизни.

У аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда человек становится [подлинным] ученым?» он ответил: «Если он досконально освоит религиозную науку, обратится к остальным наукам, а [потом] внимательно рассмотрит все то, что упущено им, то тогда он станет ученым, ибо и Галену

сказали: “Ты от одной болезни назначаешь много лекарств одновременно!” А он ответил: “Ведь цель их назначения - одна, они вместе выполняют задачу, успокаивают остроту [болезни], потому что по одиночке [они] губительны”». Этот и другие подобные примеры, коих не счесть, указывают на высоту его степени познания Всевышнего Аллаха и его знаний о будущей жизни.

Что касается намерения аш-Шафи‘и путем знания фикха и научных дискуссий в нем трудиться только ради Аллаха, то на это указывает рассказ о нем, где сообщается, что он говорил: «Я бы хотел, чтобы люди извлекали пользу из этого знания, ничего не приписывая из него мне лично». Смотри же, как он глубоко осознавал губительность знания и жажды с его помощью сделать себе имя, как он очищал сердце от желания привлечь к себе взгляды, оставив в нем лишь намерение [трудиться] единственно только ради Аллаха. Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я никогда не дискутировал ни с кем, желая, чтобы оппонент ошибся». «Я никогда не разговаривал ни с кем, кроме как желая, чтобы это принесло ему успех, направило его на верный путь, дало ему помощь и были ему покровительство Всевышнего Аллаха и защита. И ни с кем не вступал в разговор, обращая внимание на то, чтобы Аллах разъяснил истину моим языком или его языком». «Всегда, если я приводил истину и довод кому-нибудь и тот принимал их, то я исполнялся уважением к нему и верой в его любовь к истине, а кто безосновательно оспаривал у меня правоту и назойливо приводил в защиту доводы, тот падал в моих глазах, и я отвергал его». Это и есть те признаки, что указывают на его намерение посредством знания фикха и ученой дискуссии трудиться лишь ради Всевышнего Аллаха. Посмотри же, как люди стали следовать ему только в одном (в усердии и чрезмерности в знании различных отраслей фикха) в противовес всем пяти качествам (набожности, удовлетворенности земной долей, знанию фикха, знанию о будущей жизни и искренности намерений), как затем они не последовали ему также и в этом одном! Поэтому Абу Савр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ни я, ни другие люди не видели человека, подобного аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах!»

Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ним Аллах, так сказал о нем: «Вот уже сорок лет я не совершал ни одной молитвы (салят), в которой бы не просил Аллаха в мольбах-ду‘а благословить аш-Шафи‘и, да смилуется он над ним!» Взгляни же на беспристрастность просившего благословение и на степень того, ради которого призывалось благословение, а [затем] сравни с этим своих современников и им подобных из числа ученых в этот век, ту взаимную ненависть и склоку между ними, и узнаешь об их нерадивости в стремлении следовать тем [пяти] имамам. Из-за многочисленности молитв (ду‘а) [Ахмада ибн Ханбала] его сын спросил: «Каким же человеком был аш-Шафи‘и, что ты просишь за него в каждой молитве?» Ахмад ибн Ханбал ответил ему так: «о сынок, аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, был как солнце для этого мира и благополучие для людей! Взгляни же, есть ли замена [ему] в этих двух вещах?» Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Никто не прикасался к чернильнице, не будучи обязанным проявить признательность аш-Шафи‘и». Яхья ибн Са‘ид аль-Каттани сказал: «Вот уже сорок лет я не исполнял молитвы (салят), в которой бы я не просил Бога благословить аш-Шафи‘и за все те знания, которые даровал ему Аллах, и содействие в строгом придерживании этих знаний». Позволим себе ограничиться приведением лишь этой небольшой части из его деяний, ведь всех его заслуг не перечислить. Большинство сведений об этих его заслугах мы привели из книги, которую составил шейх Насир ибн Ибрахим аль-Мукаддаси, да смилуется над ним Аллах, о достоинствах и похвальных качествах аш-Шафи‘и, да будет доволен Аллах им и всеми мусульманами!

__________________________________________________________

Ар-Раби‘ ибн Сулейман ибн ‘Абд Аль-Джаббар ибн Камил аль-Муради (род. 174/789) - служил имаму аш-Шафи‘и, оставил много ценных сведений о своем учителе.

Аль-Хусайн ибн ‘Али Аль-Карабиси (ум. в 245/859 или 248/862) - мутакаллим-джабарит, наставник (аль-устаз) в каламе, фикхе и хадисах.

Аль-Хамиди аль-Макки (ум. в 219/833) - ученик имама аш-Шафи‘и

Ас-Сафа - один из двух холмов (второй холм - аль-Марва), между которыми совершается ритуальный бег (са’й) во время хаджа и ‘умры (большого и малого паломничества).

Судный день.

Тамкин - высшая степень познания всевышнего аллаха, при которой он одаривает земными благами своих пророков и приближенных после проявления ими терпения в испытаниях.

Более подробно об истории пророка Аййуба мир ему, читайте в книге «Хашия ас-Сави». т. 4, стр. 115-117.

Гален - древнеримский ученый-мудрец, врач (2-й век н. э.).

В результате его неправильного употребления.

Ду‘а - просьба, обращенная к Богу, молитва, которую не следует путать с канонической молитвой (салят), исполняемой в определенное время и в определенном порядке.

Абу ‘Абд Ар-Рахман ‘Абдаллах ибн Ахмад ибн Ханбал (род. 213/828) - сын имама Ахмада ибн Ханбала.

«ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ НАУК» 1 ТОМ

АБУ ХАМИД МУХАММАД АЛЬ-ГАЗАЛИ АТ-ТУСИ