В четверг, 30 августа, на одном из модулей Международной космической станции (МКС) произошло ЧП, что привело к серьезным разногласиям между членами 56-й экспедиции. На станции была зафиксирована утечка воздуха.

Пресс-служба Роскосмоса сообщила: «Экипаж станции провел обследование всех модулей и выявил микротрещину в бытовом отсеке транспортного пилотируемого корабля „Союз МС-09“ и с помощью ремкомплекта проводит работы по устранению неполадки».

«Союз МС-09» пристыкован к МКС. На нем должны вернуться на Землю три члена экспедиции. Безусловно, разгерметизация корабля является серьезной проблемой.

На орбите в настоящее время находятся шесть человек: командир экспедиции Эндрю Фьюстел (США), его соотечественники Ричард Арнольд и Серена Ауньон, россияне Олег Артемьев и Сергей Прокопьев, а также немецкий космонавт Александр Герст.

Сообщения об утечке воздуха на МКС начали появляться около 12.30 по киевскому времени. Сначала члены экипажа решили, что разгерметизация произошла в одном из модулей МКС. Оказалось, что датчики зафиксировали утечку еще около 02.00, но управляющие полетом на Земле не придали этому значения, поскольку давление воздуха снижалось незначительным темпами.

Около 14.00 новый глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин официально подтвердил: «У нас сегодня ночью была нештатная ситуация на МКС, утечка воздуха, падение давления. Были приняты меры, чтобы определить, откуда идет утечка. Оказывается, все это на российском сегменте, а не на американском, и даже не на сегменте, а на корабле «Союз МС».

Рогозин, ссылаясь на мнение российских специалистов, выдвинул версию, согласно которой утечку вызвала трещина в результате попадания микрометеорита в корабль. Он отметил, что для расследования инцидента будет создана специальная комиссия.

Глава Роскосмоса заверил, что жизни и здоровью экипажа МКС ничего не угрожает, а корабль «Союз» «скорее всего, будет сохранен в результате использования ремонтного комплекта для локализации этой утечки».

НАСА также сделала официальное заявление, в котором американцы подтвердили, что утечка воздуха не представляет опасности для экипажа орбитальной станции.

Примерно в 16.00 Артемьев и Прокопьев в ходе переговоров с Центром управления полетами (ЦУП) получили приказ отправиться на «Союз» с видеоэндоскопом для определения параметров микротрещины. Спустя некоторое время они отправили на Землю сделанные на борту корабля фото- и видеоматериалы. ЦУП разрешил им «отправиться на перекус» .

Интерфакс, ссылаясь на свой источник в Роскосмосе, утверждает, что российские космонавты обнаружили в бытовом отсеке «Союза» два отверстия размером по 2 мм каждое и заклеили их каптоновой лентой. Соответствующие инструкции они получили от дежурного ЦУПа. При этом он просил выполнить работу «без фанатизма и очень аккуратно». Менее, чем через час, в НАСА заявили, что снижение давления воздуха на станции возобновилось.

И снова Интерфакс, но уже со ссылкой на свой источник в НАСА, сообщил: «Клейкой ленты недостаточно для полной закупорки микротрещин. Давление вновь начало снижаться со скоростью 0,6 мм ртутного столба в час. Космонавты компенсируют потерю давления наддувом воздуха на 10 мм ртутного столба из баков пристыкованного к МКС грузового корабля «Прогресс».

Возобновление утечки привело к возникновению разногласий между астронавтами НАСА и российскими космонавтами. Источник сообщил: «Командир экспедиции Эндрю Фьюстел настаивает на том, что предложенная российской стороной схема ремонта путем установки заплаток требует более детального рассмотрения. Он предлагает подождать 24 часа, чтобы изучить все возможные способы ремонта».

Во время переговоров Центра управления полетами в Хьюстоне с Фьюстелом, он подтвердил, что аппаратура продолжает фиксировать утечку воздуха. Эндрю также сообщил, что Артемьев и Прокопьев настаивают на все той же схеме ремонта — с помощью клейкой ленты.

Командир экспедиции отказался участвовать в таком ремонте и запретил это делать Арнольду и Ауньон. Фьюстел настаивал на том, чтобы дождаться, пока Роскосмос и НАСА не согласуют единый план действий. Тем не менее, «российские космонавты приняли решение подчиниться приказу из Центра управления полетами в Королеве и самостоятельно ставить заплатки». Об этом сообщил Интерфакс.

Вечером 30 августа российский ЦУП принял решение приостановить ремонтные работы и продолжить их на следующий день, передает РИА Новости.

«Сергей, оставляй все в том виде, в котором есть, а завтра мы дадим дальнейшие рекомендации» , — сказал сотрудник ЦУПа Прокопьеву. Люк между «Союзом» и МКС на ночь решили закрыть.

Источник Интерфакса рассказал, что российские космонавты ввели в трещину герметик, который будет твердеть на протяжении 10−12 часов. «Течь остановлена, давление падать перестало. Однако герметик пузырится. Это явление не вызывает опасений и находится в границах нормы», — заявил источник.

Русская служба Би-би-си обратилась за комментариями к российскому космонавту Максиму Сураеву . Он считает, что образование микротрещины на корабле — это неординарное событие.

«Я не знаю, насколько там все серьезно, насколько падает или не падает давление. Но опять же есть полностью инструментарий, и этому учат на земле, как обнаружить эту трещину, как ее заделать, там есть специально сконструированные клеи, инструкции, специальное оборудование. То есть ничего криминального, но это редкий случай», — сказал Сураев.

По его мнению, плохо в этой истории то, что «теряется процентное содержание азота» . По мнению Максима, кислород можно без особых проблем пополнить из запасов, которые регулярно доставляют на МКС грузовые корабли. Кроме того, на станции есть специальная установка, разлагающая воду на водород и кислород. А вот азот нужно будет доставить на орбиту в случае необходимости.

Теперь, когда прошло уже более тридцати лет как космическая станция постоянно находится на орбите Земли, очевидно, напрашивается вопрос: что происходит за закрытыми люками? Кто-нибудь из космонавтов когда-либо хулиганили? Согласно официальной информации никто из астронавтов экипажей Shuttle, Союз Шэньчжоу или экипажа МКС не были уличены в непристойном поведении или пикантных ситуациях. Несмотря на это, вопросы о том, как астронавты проводят своё свободное время и как у них складываются личные отношения, всё-таки возникают.

В 1992 году разгорелись страсти, когда стало известно, что Ян Дэвис и Марк Ли, два астронавта, которые вышли на орбиту на борту шаттла Endeavor, тайно поженились за девять месяцев до их совместной миссии. Этот случай, в которомв миссии принимали участие муж и жена, был первым для космического агентства NASA(впоследствии агентство запретило формирование экипажей с одновременным участием супругов в миссиях). Сразу же возникло множество сплетен и слухов о том, что они, возможно, были первой парой в истории человечества, которая была свободной от ограничений, которые несут с собой земные браки.

Ян Дэвис и Марк Ли поженились до того, как отправились в космос на борту Endeavour для выполнения миссии STS-47

Несмотря на то, что человек впервые побывал в космосе ещё в далёком 1961 году, тема секса в космическом пространстве продолжает оставаться мало изученной. Тому есть несколько причин, одна из которых заключается в том, что большинство полётов в космос не были долгими, и поэтому NASA серьёзно не рассматривало этот вопрос. Когда стоит вопрос о выживании в нестандартных и неблагоприятных условиях, вопросы секса стоят в конце списка актуальных научных вопросов, на которые необходимо ответить. Но, очевидно, это не надолго.

«Я думаю, что придёт время, когда вопрос секса в космическом пространстве придётся поднимать на научном уровне», сказал Пол Рут Вольпе, директор Центра по этике Университета Emory и старший специалист по биоэтике в NASA. «Я не знаю, есть ли у NASAофициальная политика касательно секса в космосе, [но] придёт время, когда NASA вынуждено будет выработать политику или правила таких отношений. Если полёт очень длительный, возможность секса становится серьёзным вопросом о том, справедливо ли лишать людей этого аспекта человеческого бытия. Я просто не уверен, что такие длительные миссии есть».

На данный момент нет срочных научных причин, чтобы проверять либидо и сексуальное поведение человека на орбите, однако возникает простой вопрос: как прикрепиться тело к телу в условиях почти полного отсутствия гравитации и, скорее всего, это будет выглядеть не так сексуально, как мы себе это можем представить.

В первую очередь, имеются значительные технические трудности, и уже только это, как Вольпе предположил, может быть достаточной причиной, чтобы отговорить астронавтов от неофициальных экспериментов.

«Многие люди думают, что заниматься сексом в невесомости очень интересно и здорово, поскольку при отсутствии гравитации тело может двигаться так, как не двигается на Земле. Однако, [учёные], которые задавались таким вопросом не разделяют такого оптимизма», сказал он. «Гравитация «разъединяет» людей, поэтому секс в невесомости может на самом деле быть более сложным, потому что людям придётся постоянно следить за тем, чтобы не рассоединиться, Это может быть сложнее, чем кажется на первый взгляд, и удовольствие будет намного меньше».


Ванна Бонта тестирует с мужем 2suit в условиях низкой гравитации.

Гравитация на Марсе, составляет примерно одну треть гравитации Земли, пишется в научно-фантастической легенде, «что позволит сделать что угодно достаточно тяжелым, а секс с этим предметом - интересным», писал Артур Кларк.
Даже при условии решения технических трудностей космического секса, существует ещё проблема, которая в условиях микрогравитации делает секс значительно менее сексуальным.

Астронавты, как правило, потеют в космосе больше обычного, что следует учитывать. Также снижение артериального давления может сделать секс для мужчин в космосе, практически невыполнимым. Что касается женщин, учёные ещё не сделали однозначный вывод является ли микрогравитации злом или благом для титек. Хотя один из тренеров астронавтов подтвердил , что женщины носят бюстгальтеры и в космосе, но как правило, во время интенсивных режимов работы в космосе. Однако, этот вопрос остаётся вопросом личных предпочтений.

Но все эти ограничения, тем не менее, не смогут остановить сексуальные космические фантазии человечества. В книге The Hammer of God , научно-фантастическом романе Артура Кларка 1993 года, автор рассматривает плюсы и минусы различных мест Солнечной системы для осуществления полового акта, отметив, что новизна невесомости в скором времени надоест, а вот гравитация Луны заставит вас постоянно пружинить друг на друге.

Например, гравитация на Марсе, составляет примерно одну треть гравитации Земли, пишется в научно-фантастической легенде, «что позволит сделать что угодно достаточно тяжелым, а секс с этим предметом - интересным».

«И удовольствие, и проблемы от секса в невесомости были сильно преувеличены», писал Кларк в 1982 в своей книге «2010: Одиссея номер два» . Но, он предвкушал сексуальные инноваций, которые могут возникнуть в результате занятия сексом в космосе. «Невесомость приведёт к появлению новых форм эротики. И новому восприятию времени, тоже».

ОРБИТАЛЬНЫЕ СТЫКОВКИ

Мнение Кларка разделяет и американский астронавт Рон Гаран, который провёл в общей сложности шесть месяцев в космических миссиях, и клянётся, что он ещё не занимался сексом в космосе.

«Я не знаю как это делать, [заниматься сексом в космосе]», говорит он, смеясь. «Я предполагаю, что это было бы просто приятным, как и на Земле. Невесомость освобождает, появляется возможность иметь полную свободу передвижения, чтобы пойти туда, куда вы хотите, ваше тело может принять любую позу, какую только захотите».

Под словом «поза» Гаран имеет в виду исключительно позы тела в процессе работы, возможные во время перемещения, работы и фиксирования космического телескопа. Но, в 1989 году появился документ, который был якобы выпущен NASA , в котором анализируются более интимные позиции. Известный под кодовым названием 12-571-3570, в этом документе, якобы представлены результаты эксперимента на борту STS -75, в котором пары занимаются сексом в различных позициях с целью определения позиций, которые являются наиболее эффективными для репродуктивных целей.

Двенадцать вариантов, которые тестировались, включали в себя обвязывание пар верёвкой вместе, пары помещались в гигантский надувной тоннель, обоим партнёрам было, понятно, сложно возбудиться. В докладе делается вывод, что «эффективность системы была подтверждена путём проведения двенадцати экспериментов», установив при этом, что использование верёвки для связывания партнёров было оптимальным решением.

Выдержка из «Выводы Эксперимента 8». Image : Snopes

Исследование вопросов секса в космосе «просто сейчас не является приоритетным, существует слишком много других, более насущных проблем здоровье и жизнедеятельности в открытом космосе».

Это исследование ходило в Интернете в течение нескольких лет, пока, в конце концов, NASA не отреагировало на него десять лет спустя, после того, как французский научный писатель Пьер Колер не сослался на него в своей книге Final Mission (Последняя Миссия). В NASA заявили, что это исследование было «уткой», учитывая тот факт, что миссия STS -75 не запускалась до 1996 года, что на семь лет позже даты исследования. Возможно, это и к лучшему, так как по результатам исследования секс в космосе выглядит больше неудобным и неловким, чем приятным.

Однако, эта проблема была решена писательницей и космическим волонтёром Ванной Бонта, которая разработала костюм 2 suit , специально для того, чтобы помочь астронавтам выполнять приятные «орбитальные стыковки». Когда два человека одевают 2suit и находятся в условиях микрогравитации, костюм позволяет им эффективно создать один большой спальный мешок, решая проблему отдаления друг от друга, так что они могут сосредоточиться на своей космической Камасутре или чём-то похожем.

К сожалению, для тех, кто ищет путь к звездам, чтобы оживить свою сексуальную жизнь, шансы, что исследования вопросов секса в космосе получат финансирование в ближайшее время, очень низкие, по крайней мере, от NASA . «[Исследование секса] просто сейчас не является приоритетным, существует слишком много других, более насущных, проблем здоровья и жизнедеятельности в открытом космосе», говорит Вольпе. «Возможно, частное космическое агентство может получить финансирование».

Некоторые частные компании, которые готовы осуществлять полёты в космос, уже изучают возможности снятия порно фильмов в космосе, в том числе Virgin Galactic , которая отклонила предложение на $1,000,000 от неназванного источника, чтобы снять фильм для взрослых на орбите. (Пока компания не готова запустить земной секс в космос).

В КОСМОСЕ НИКТО НЕ УСЛЫШИТ, КАК ВЫ КРИЧИТЕ

Хотя всё, что происходит в космосе, так и остаётся в космосе, нельзя сказать, что астронавты сексуальные ханжи. Один русский космонавт, который давал интервью писательнице Мэри Роуч сказал ей : «Мой друг спросил меня:« Как ты занимаешься сексом в космосе?» Я ему ответил: «Рукой!» В 2012 на Reddit AMA , организованном Роном Гараном, один космонавт ответил на вопрос о том, что якобы астронавты настолько заняты и в космических кораблях так мало места, что им сложно найти минутку и укромное местечко, чтобы самостоятельно сексуально разрядиться. Несмотря на общее отсутствие личной жизни на борту, по-видимому, американские шаттлы достаточно большие, чтобы найти время и место для этого, признался он.

Я попросил Гарана прокомментировать. «Я могу говорить только за себя, но мы профессионалы», сказал он. «Это может происходить на борту, но миссии настолько напряженные и насыщенные работой, что это нормально просто сосредоточиться на миссии».

Снимок экрана Рона Гарана в Reddit AMA .

Если верить словам Гарана, то получается, мастурбация на высоте 260 миль над поверхностью Земли - не проблема, если астронавты хотят это делать, и что это хорошо. Многочисленные исследования показали, что мастурбация может быть полезной для психологического здоровья человека, но также есть физиологические преимущества самостоятельного удовлетворения.

Марджори Дженкинс, советник NASA , а также главный научный сотрудник Laura W .Bush института женского здоровья, отметила, что уменьшение эякуляции может стать причиной простатита, воспаления и инфекции предстательной железы. (Её собственные выводы по этому вопросу являются частью экспертной работы , которую она издала в соавторстве в прошлом году. В этой работе исследовались аспекты репродуктивного здоровья в космосе).

При эякуляции около одной трети спермы выделяется простатой. Эта жидкость простаты имеет очень важное значение для выживания и жизнеспособности сперматозоидов. Если эякуляция = редкое явление для мужчины, существует риск накопления бактерий в простате, что приводит к инфекционным заболеваниям. В то время как дискомфорт, спровоцированный мочеполовой инфекцией (например, простатит у мужчин или инфекции мочевыводящих путей у женщин) может показаться тривиальным по сравнению с бесчисленными другими более опасными рисками, которые несёт в себе пребывание в космосе, но эти вопросы уже учитываются при планировании длительных космических полетов.

Наиболее серьёзным случаем заболевания мочеполовой системы в истории полётов в космос был инцидент с Советским космонавтом Владимиром Васютиным в 1985 году, когда на космической станции Салют-7, у Васютина, которому было 35 лет, развился острый простатит и осложнения, которые сопровождались сильной лихорадкой, тошнотой и болью при мочеиспускании. Космонавт вернулся на Землю преждевременно, через 65 дней после начала 6-месячной миссии. Согласно данным NASA , в период между 1981 и 1998 астронавты сообщили о 23 случаях возникновения проблем с мочеполовой системой. Хотя это относительно небольшое количество, учитывая, что 508 астронавтов совершили полёты в космос за этот период, эта проблема, возможно, и не возникала бы, если бы астронавтам удавалось найти немного больше «укромных местечек и времени на себя» во время миссии.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Кроме, потенциального дискомфорта и неудобства секса в космосе (и риски связанные с возможной беременностью ), есть ещё одна причина, почему самостоятельное удовлетворение выглядит предпочтительнее обычного подхода астронавт-на-астронавте: человеческая сексуальность является очень сложным явлением. Это понятие имеет как психологические, так и физиологические аспекты, оно одновременно имеет биологические и социальные характеристики. Хотя и было проведено несколько исследований на тему взаимодействия между полами, однако они не исследовали интимную сторону отношений. Это означает, что секс в космосе рассматривается как риск, а рисков там и так много.

«Влияние космоса на пилотов разных полов было изучено. Но секс - это совсем другое дело», говорит Вольпе. «Не так интересуют этические проблемы [занятие сексом в космосе], больше внимание следует уделить анализу последствий. Возникает целый ряд вопросов, как например, что это будет означать для команды, если два члена экипажа занимаются сексом в космосе, как эти отношения отразятся на работе самих партнёров и на работе других членов экипажа? Как это повлияет на людей психологически?»

«Несмотря на то, что [астронавты] живут там по несколько месяцев подряд, отношения между членами экипажа не становятся похожими на «мы друзья и соседи по комнате».

Понимание того, как секс будет воздействовать на малые группы людей в изоляции является одним из важнейших компонентов его успешной интеграции в миссии. Когда маленькие экипажи вынуждены проводят месяцы или годы в тесном сотрудничестве, способы, которые используются, чтобы терпеть другу друга, уживаться друг с другом и ещё при этом эффективно работать, могут быть очень трудоёмким. Наличие двух любовников может только усложнить ситуацию.

Вольпе уверяет, что астронавты и их сотрудники полны решимости сохранить отношения сугубо профессиональные. Аргументы поддерживать их в плоскости только сотрудников все могли наблюдать в 2007 году, когда астронавт Лиза Новак была арестована за попытку похитить капитан ВВС Колина Шипмана. Новак считала Шипмана помехой на пути к любви с астронавтом Билла Оефелина.

«Несмотря на то, что [астронавты] живут там по несколько месяцев подряд, отношения между членами экипажа не становятся похожими на «мы друзья и соседи по комнате, мы - высококвалифицированные специалисты, которые делают свою работу», сказал Вольпе.

Если астронавты всё-таки занимались сексом на орбите (в целях научных исследований, конечно), отношения между этими космонавтами и их коллегами должны быть тщательно изучены и задокументированы, сказал он. «Можно предположить, уже сейчас, что все в команде не будут заниматься сексом со всеми остальными из команды. Будет построена особая структура отношений с самого начала, особенно, если вы хотите сделать это научным экспериментом».

Тем не менее, ситуации, когда существует высокое напряжение в коллективе или в процессе работы, не обязательно исключают наличие сексуальной активности. На самом деле, наоборот, может быть правильный выход. Хотя исследований связи между стрессом и сексуальной активностью немного, однако имеющиеся исследования показывают, что наличие слишком много или слишком мало острых или хронических стрессов может привести к нарушению сексуального возбуждения, а вот умеренный уровень стресса может быть полезным. При этом, в случаях сильных стрессов возникают часто нарушения половых функций, однако связи между психологическим возбуждением и высоким уровнем стресса не наблюдается.

Неформальные полевые испытания на Земле дали следующие результаты: в период между 1989 и 2006 австралийские исследователи задокументировали семь беременностей на антарктических научно-исследовательских станциях, в условиях, которые часто используются в качестве аналогов для анализа и прогнозирования возможных ситуаций в космосе из-за их изоляции и соизмеримых уровней напряжения. Это большое количество беременностей показывает, что опасные условия сами по себе не являются значительными сдерживающими факторами. И NASA хорошо осведомлено об этом.

Хотя космическое агентство не имеет официальной политики в отношении секса в космосе, и полагается в этих вопросах пока на свой неоднозначный и спорный кодекс поведения , но можно предположить, что очень скоро придёт время, когда секс в космосе будет подробно рассмотрен, и будет использоваться в разных качествах в будущих миссиях.

Кодекс профессиональной ответственности астронавтов NASA .

Исследования показали, что если в экипаже миссии есть как мужчины так и женщины - это позитивно влияет на атмосферу в коллективе, особенно, если есть те, кто уже женат/замужем. Хотя подавляющее большинство космонавтов состоят в браке, а некоторые астронавты женаты друг на друге, только в одной миссии в космос была супружеская пара. И это, скорее всего, была случайность.

Ян Дэвис и Марк Ли поженились в тайне почти за год до своей миссии в 1992 году. Этим поступком они нарушили правила NASA , согласно которым супружеские пары запрещены для включение в состав экипажа в одной миссии. Дэвису и Ли было разрешено лететь вместе только потому, что когда об их браке стало известно, было слишком поздно для подготовки замены для миссии. Хотя это правило до сих пор действует в NASA , Гаран считает, что по мере того, как космическое агентство будет продвигаться всё дальше в солнечной системе, пересмотр правила может быть оправдан.

«Согласно статистике существует много супружеских пар астронавтов, и я думаю, что было бы целесообразно отправлять эти пары в длительные миссии», сказал он.

Гаран, который тоже женат, заявил, что не против взять свою вторую половинку с собой в полёт. Это лучше, чем проводить долгие месяцы в одиночестве в шаттле, в сооружении, которое может похвастаться самыми большими окнами в мире.


Рон Гаран под куполом МКС. Изображение NASA .

«Согласно статистике существует много супружеских пар астронавтов, и я думаю, что было бы целесообразно отправлять эти пары в длительные миссии».

Исследования показывают, что супружеские пары в длительных миссиях, как правило, могут сглаживать сексуальную конкуренцию и разряжать обстановку среди членов экипажа, что может быть очень полезным в стрессовых ситуаций. С другой стороны, если у пары есть внутренние конфликты, это может привести к непредвиденным последствиям.

«Когда мы выходим на сверхдальние расстояния от Земли и покидаем орбиту планеты на долгие месяцы, я задаюсь вопросом о том, чтобы взять свою супругу с собой и я думаю мы должны этот вопрос обсудить на официальном уровне», говорит Гаран. «Однако, это может принести другие проблемы: не все отношения длятся долго. Представьте себе прерывание отношений на 3 года для миссии на Марс».

В самом деле, Дэвису и Ли, единственным женатым астронавтам NASA , которые полетели вместе в космос, удалось сохранить свой брак во время их космического медового месяца, но они не смогли сохранить его, будучи на Земле: они развелись в 1998.

Для тех, кто обеспокоен будущим космических путешествий, и, возможно, будущим человечества, секс в космосе, как не до конца изученном и потенциально опасном пространстве, скорее всего, не является вредным; но требует более глубоко изучения.

«[Секс] является частью человеческой жизни и должен быть учтён в конечном итоге», говорит Гаран. «Мы должны смотреть на жизнь на нашей планете с другой точки зрения. Она многогранна. Требуется много времени и взгляд сверху на планету, чтобы понять и осознать, что наше влияние намного больше, чем мы полагаем. Мы только начинаем изучать космос, мы только начинаем наш путь в этом направлении. И возможности там невероятные». via


В тему:

Командир несостоявшегося экипажа многоразового космического корабля «Буран» Игорь Волк убеждал руководство СССР отказаться от рискованного беспилотного полета и был готов сесть за штурвал челнока. Полет состоялся, но он оказался последним.

В сайт позвонил гендиректор Славкурорта Виктор Яковленко. «Если хотите пообщаться с легендой авиации и космонавтики – приезжайте, Игорь Волк вас ждет», – сообщил организатор оздоровления.

Биографии 58-го космонавта СССР хватит на три жизни. Родился в 1937 года в Змиеве Харьковской области. Юность провел в Уссурийске Приморского края и в Курске.

– Игорь Петрович, отчего Вы выбрали Славкурорт, а не Карловы Вары?

– Санаторий "Юбилейный" проверен на деле моими коллегами. Они уже проходили курс лечения, остались довольны и мне посоветовали подкрепить здоровье именно здесь. В здравнице – уникальные грязи, самочувствие заметно улучшилось, спасибо прекрасному медперсоналу. Зачем ехать в дальнее зарубежье? Лучше уж в братский Донбасс.

– А как пришли в авиацию?

– В начале 50-х годов семья жила в Курске, отец трудился на машзаводе, я оканчивал школу. Как-то в класс пришли пилоты из аэроклуба и пригласили на занятия. Вначале желающих освоить пилотирование было много, но едва дело дошло до обслуживания матчасти, число претендентов убавилось. Но я остался, в 54-м завершил обучение и собрался стать военным пилотом.

– Как родители отнеслись к выбору профессии?

– Плохо. И отправили меня в Харьковскую артиллерийскую радиотехническую академию. Я уже почти сдал вступительные экзамены. Вдруг над казармой пролетает самолет. Едва стемнело, я выпрыгнул из окна и вернулся домой. Но успел в тот же год поступить в Кировоградское военное училище летчиков. Через два года меня направили в Бакинский округ ПВО. Как-то купаясь в море, я встретил шуструю пловчиху Валентину. Она и стала моей женой. Недавно отпраздновали золотую свадьбу, полвека вместе.

– Вы рано завершили карьеру военного в чине старшего лейтенанта. Почему?

– Старшее поколение помнит хрущевские сокращения численности армии и авиации: Никита Сергеевич по живому резал, потом, спохватившись, отменял прежние решения. Я не ждал ничего хорошего, поэтому позаботился о служении любимому делу, пусть даже в гражданском статусе. Добился приема у Гризодубовой. Валентина Степановна в 63-м возглавляла Летно-испытательный центр НИИ Министерства авиапромышленности. Уйдя в запас, в 65-м окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, а в 69-м – МАИ. Так я стал испытателем.

– Весть о полете Юрия Гагарина где вас застала?

– Служил в полку ПВО в Азербайджане. Собрались на полеты, а тут новость по радио. Меня часто спрашивали: «А вам хотелось в космос». Нет, у меня желания не было, честно говорю.

Кстати, уже после полета в одном из интервью на вопрос: «За что дали Звезду Героя?» я, пошутив, ответил: «За подаренный руководством десятидневный отпуск на орбитальную станцию». Ну, правда, я не стремился стать космонавтом, хотя и родился 12 апреля. Меня заметили на испытательской работе и в 78-м году зачислили в отряд космонавтов по проекту "Буран". В 80-м году завершил обучение в центре подготовки космонавтов. И до 1995 года был в составе отряда, будучи летчиком – испытателем вплоть до 2001-го.

– Как произошло, что проект «Буран» заморозили?

– Дело в том, что тогда для «Бурана» не было четкой программы освоения околоземного пространства. Его создавали в противовес американскому аналогу. А беда его в том, что назвали космическим кораблем, а не самолетом. Поэтому и предъявляли к нему жесткие требования. В итоге, в 84-м на машзаводе в Тушино создали аппарат, совершивший 15 ноября 1988 года один беспилотный орбитальный полет. Но второй не мог состояться из-за отсутствия цифровых систем, способных решать сложные задачи. А то, что его сумели посадить в автоматическом режиме, вообще было чудом.

Меня назначили командиром первого экипажа. Для развития проекта был создан аналог «Бурана» – БТС-002, он мог взлетать с обычного аэродрома. Его передали к нам, в Летно-исследовательский институт, и я выполнил ряд полетов перед выходом в космос.

В 1990 году Минобороны от идеи отказалось и программу «Энергия-Буран» свернули, а в 93-м году проект закрыли. Летавший в космос челнок был уничтожен в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса в Байконуре, где он хранился с ракетой-носителем.

– Выходит, «Буран» был обречен?

– Он изначально был дорог из-за одноразовой ракеты «Энергия». Если бы его развивали как самолет, то и система управления была бы другая: проще и надежнее – та, на которой настаивало министерство общего машиностроения. И денег вариант требовал поменьше. Утвердили б его – челнок летал бы до сих пор.

– У "Бурана" недобрая слава. Дескать, много людей погибло при испытаниях...

– Слухи навеяны сюжетом фильма "Созвездие Волка" о работе моей группы. Так вот, 90 процентов фильма – вранье. Но люди гибли, это правда. Первым из группы погиб Олег Кононенко. Он мог отказаться от испытательного полета на новинке - Як-38 в Южно-Китайском море, где взлет производили с палубы корабля, но не отказался. В отличие от штатного летчика-испытателя. Тот как чувствовал, что будет труба – дело... А остальные ребята группы погибли уже после того, как проект "Буран" был свернут.

– Можно ли возродить проект многоразовых космических челноков?

– Даже нужно. При нынешних компьютерах возрождение «Бурана» или создание лучшего проекта – вполне реально. Уже есть новинки авиационно-космической системы, не нуждающихся в ракете-носителе «Энергия» для вывода орбитального отсека. Взлетает с обычного аэродрома, и – на орбиту. Есть и более серьезные разработки, использующие принципиально новые двигатели. Впереди – целая новая эпоха. Жаль, что внимание руководства страны пока приковано к более приземленным делам...

– А как же разговоры на самом высоком уровне о марсианской программе?

– На современном этапе развития космической отрасли это всего лишь фантазии наших руководителей. Я как-то сказал одному из активистов этой идеи, дескать, если в полет отправят людей, обратно аппарат вернется пустой. Неужели это непонятно? Нет техники, способной реализовать замысел, нельзя взять с собой столько топлива для двигателей и продуктов, чтобы прокормить экипаж.

– Говорят, Вы первым выполнили на перехватчике Су-27 популярный у «Русских витязей» красивый маневр, названный "коброй Пугачева"?

– Да, когда я испытывал машину на небольшой высоте с большим углом атаки, она вдруг стала неуправляемой. Надо катапультироваться, но я, глядя на высотомер, решил, что сделать это еще успею, и машинально выключил систему автоматического управления: она ограничивала выход на критические углы атаки. И машина стала меня слушаться. Я форсировал двигатели, заметив, что, выйдя далеко за критический угол атаки (более 100 град.), самолет не свалился в штопор, а вошел в нормальный режим. Тогда я набрал высоту и сознательно повторил маневр. Вернувшись на базу, я обо всем сообщил генеральному конструктору. С тех пор маневр и удивляет публику на авиашоу с участием Су-27. А почему «Пугачёва»? Это мой напарник, я ему передал опыт, а он показал фигуру в Ле-Бурже (Франция), к восторгу зрителей. Согласитесь, «кобра Волка» звучит смешно.

– Я не раз был свидетелем полетов НЛО. А Вы их видели в космосе?

– Нет, НЛО на орбите не видел. Многие коллеги наблюдали, но это были, смешно сказать, емкости с отходами, которые сами и отстреливали. Особенности корабля на орбите не позволяют в деталях отслеживать – что вокруг творится. Но если вы меня спросите: а есть ли НЛО вообще? Я отвечу: да, есть. Лично я видел старт такого объекта.

Как-то вечером мы с доктором наук Колей Мельниковым ехали из Москвы в Жуковский, о чем-то говорили. Вдруг водитель по тормозам: что это?! Выскакиваем и видим, как нечто поднимается от земли. Было темновато, но хорошо видно, что объект – полусферической формы, поднимается и уходит за горизонт. Минут двадцать мы стояли в оцепенении, после него осталось сиреневое послесвечение. Вот то, что я видел. Причем, в тех местах нет ни аэродромов, ни ракетных комплексов, вообще пусто. Стало быть, мы не одни на Земле: «они» давно уже здесь.

– Вы нелестно отзывались об участии женщин в орбитальных программах. Но полетели с Савицкой, а она вышла в открытый космос с Джанибековым... Разве это не подвиг?

– А вот об этом умолчу. Кто она – я без диктофона скажу. После полета Терешковой Королев сказал: «Женщинам в космосе делать нечего». Я согласен.

– Случались ли конфликты между членами экипажа на орбите?

– Бывало всякое. Знаю случаи, когда, вернувшись с орбиты, люди не разговаривали друг с другом годами. Бывало, на станции чуть ли не до рукопашной дело доходило. Люди мы разные. Помню, как-то врач – космонавт Валерий Поляков в сердцах высказал нам: «Жаль, что мы вас отбирали, прежде всего, по состоянию здоровья…». Вот и ответ.

– Вы – россиянин с украинскими корнями. Как оцениваете отношения наших стран?

– Жаль, что не только правители стран оказались недальновидны, но и народы предали сами себя. Жаль прежнюю могучую страну, которую разрезали по живому. Большего смешения, чем украинской и русской крови нет нигде в мире. Сколько семей пострадали! Возможно, все наладится, хочется верить. Мы ведь из одной колыбели.

– Что бы Вы пожелали читателям сайт ?

– Я как-то давно побывал в одной из шахт, и считаю горняков настоящими героями. Пусть у вас будет достойная жизнь, повышайте рождаемость, здоровья и оптимизма. Иначе грош цена всей этой демократии и самостоятельности.

«Здоровье у вас – в порядке, хоть снова – в полет», – сообщил лечащий врач – гендиректор Славкурорта Виктор ЯКОВЛЕНКО своему пациенту – летчику-космонавту СССР Игорю ВОЛКУ.

17 июля 1984-го с Байконура стартовал корабль «Союз T-12». На орбитальную станцию «Салют-7» прибыли исследователь Игорь Волк, инженер Светлана Савицкая и командир Владимир Джанибеков. Полет продлился 12 суток, но Волк без отдыха первым из летчиков-космонавтов после посадки сразу поднял в воздух истребитель «МиГ-25», затем пассажирский «Ту-154» с переделанной под «Буран» системой управления. Слетав из Байконура в Жуковский и обратно, он доказал: пилот после пребывания в космосе может в ручном режиме посадить «Буран» при спуске с орбиты. Фото из семейного архива Игоря ВОЛКА.

Волк летал на всех типах истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Испытал воздушно-космический самолет, разработанный по проекту "Спираль", проверял машины на штопор, на инерционное взаимодействие и аэродинамику. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Поднял в небо аналог "Бурана" – БТС-002, совершил в 1986-87 годах на нем 12 сложных полетов без выхода на орбиту. Своими учителями считает асов – Коккинаки, Анохина, Амет-хана и Гудкова.

Игорь Волк награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством». Живёт полковник в Москве, возглавляет Российский национальный аэроклуб. В соавторстве с Василием Анисимовым издал книгу "Цель – 2001 год. Авиационная и космическая техника мира", и фантастический детектив "Космический колпак". Вместе с женой Валентиной вырастили двух дочерей. Страстный пловец и горнолыжник.

Негативные последствия сверхнаглости англосаксов в условиях замкнутого пространства МКС увеличиваются кратно

Александр Цыганов Царьград

Чтобы русским оставаться равноправными на МКС, надо быть сильными перед "американскими партнёрами"

кликабельно


Верно говорят: "Для американцев любое партнёрство ─ игра с нулёвой суммой". То есть даже там, где им самим позарез необходимо сотрудничество, они будут любую слабину партнёра выбирать в свою пользу. Покамест не приобретут все выгоды, после чего ─ с победоносной ухмылкой выбросят партнёра вон.
Так было всегда. Так было с атомным проектом, где они выжали досуха друзей-англичан и закрыли перед ними двери. Так они обходятся сегодня с Европой. Так они пытаются вести себя в Сирии.
Но интересно, что и на Международной космической станции русским исследователям, оказывается, надо держать с ними ухо востро. И об этом говорили даже на заседании президиума Российской академии наук , где в среду заслушивалось сообщение "Программы научно-прикладных исследований на борту российского сегмента Международной космической станции" .

"Не знаю, что будет, когда американцы смогут сами выводить своих пилотов в космос, но на данный момент наши результаты посильнее и мы помощнее. Пока мы сильные, нас слушают" , ─ поделился автор сообщения, заместитель генерального конструктора ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва" и член-корреспондент РАН Владимир Соловьёв.
При этом характерно, что он не был одинок в своём мнении. Мысль о том, что американские партнёры хороши и лояльны, а сотрудничество с ними взаимовыгодно до тех пор, пока мы сильны, звучала рефреном и в выступлениях причастных к космонавтике учёных во время обсуждения доклада. В принципе, можно было понять из контекста, американцы уже довольно хорошо освоили методики и технологии для длительного пребывания людей в невесомости. Год срока им уже под силу. Под силу им стало делать приемлемые ─ об этом не говорилось на президиуме РАН, но все причастные это знают ─ сантехнические устройства для космонавтов, а не такие, после использования которых шарики мочи плавали в воздухе. Этими секретами тоже поделились русские.

Не под силу им пока сделать хорошую ракету-носитель, чтобы доставлять своих космонавтов на станцию. Из-за этого уже несколько раз переносилось волнующее событие, когда американцы смогут отказаться от российских услуг по перевозке. Намечалось на 2016 год, потом на 2017-й, теперь вроде бы зашли разговоры про 2018 год.
Кстати, и по поводу самой МКС сроки её функционирования передвигаются всё дальше влево. Как отметил Владимир Соловьёв, сам в прошлом один из выдающихся русских космонавтов, налетавший за две экспедиции без трёх дней год на околоземной орбите, "запланирован полёт (станции) до 2024 года, а на нескольких советах, по инициативе американцев, говорили уже о 2028 годе".
Опять же и это можно понять: сердце МКС составляют российские модули. В частности, "Заря", вокруг которого и собиралась в дальнейшем вся станция. Между прочим, "Заря" ─ тоже пример классического американского подхода к сотрудничеству: несмотря на то, что блок сделан с использованием материалов и комплектующих российского производства и на базе тяжёлой многоцелевой платформы, успешно прошедшей испытания в составе орбитальных станций "Салют-6", "Салют-7" и "Мир" (то есть воплотил в себе весь бесценный опыт строительства советских орбитальных станций), он считается... собственностью США! По той лишь причине, что из примерно 400 миллионов долларов его стоимости, они вложили 250 миллионов ─ немногим больше половины!
Если же учесть, что "Заря" оснащена 24 средними и 12 малыми двигателями для корректировки пространственного положения, а также двумя крупными двигателями для орбитальных манёвров, а американцы оснастили МКС только соединительным модулем "Юнити" и лабораторным "Дестини", то ясно станет и неспециалисту, что сами они новую станцию создать смогут лет через десять. Если вообще смогут.

Россия же сможет. Ей мешает, как обычно, только отсутствие денег. Вот он и получается ─ типичный конфликт из классической литературы: богатый, но бессильный капиталист и всё умеющий, но бедный гений. Который вынужден для осуществления своих задумок брать деньги у тупого "Скруджа", а расплачиваться за это ─ добытыми знаниями и технологиями.
Это, кстати, далеко не художественный конфликт на сегодняшней МКС. Очень большие трудности, как признались российские исследователи, представляет собой разделение плодов совместной интеллектуальной деятельности. Когда идут свои, национальные эксперименты на территории национального сегмента станции ─ куда ни шло, там всё более или менее ясно. А что делать, как делить приоритеты, результаты, когда, к примеру, идея и материалы исследований ─ российские, эксперимент проводят европейцы, но производится он в американском сегменте? Существует, конечно, координационный совет, но надо ли объяснять, кто с каких позиций там выступает и кто пытается доминировать?

Между тем, над МКС нависла одна важная проблема, которую неизвестно, как можно разрешить. Станция ─ это прежде всего выработка и потребление энергии. Это такая немаленькая электроцентраль на орбите, генерирующая 110 киловатт электроэнергии. Но она же и потребитель всей этой энергии. А энергия ─ это тепло, которое надо как-то отводить. И вот, по свидетельствую специалистов, сейчас радиаторы по сбросу тепла на МКС достигают площади солнечных батарей. А дальше энергетики будет потребляться больше. Что делать с теплоотводом ─ непонятно. Но, по прежнему опыту, эту проблему разрешать будут опять-таки русские...
А вообще, так вроде незаметно вышло, но если сейчас МКС положить ─ скажем, на День города ─ на Красную площадь, то она займёт... как бы не больше половины... Жилой объём ─ более 99 кубометров.
Экспериментов на ней российскими космонавтами по заказу учёных было проведено немало. Стратегические направления их определяет Совет по космосу РАН . Основное направление ─ человек в космосе и космическая биология. "Очень глубоко исследуются факторы при длительном космическом полёте", ─ отметил Владимир Соловьёв.
А это ─ снова перспектива. Точнее, перспектива пилотируемого полёта на Марс. По нынешним представлениям, это ─ от полутора до двух лет. В невесомости ─ раз. В условиях космической радиации ─ два. Без возможного спасения и эвакуации при ЧП ─ три. Психологическая совместимость или поздно обнаруженное отсутствие таковой ─ четыре.
У кого приоритет в положительных результатах исследований по этим темам? У России, вестимо. Нащупали даже, кажется, способ минимизировать последствия обстрела в полёте тяжёлыми частицами, хотя это направление и надо ещё довести до конца. У кого слава скандалистов? У англосаксов. То дама, красивая, как грех Иуды, обвинит русских коллег в приставаниях к ней. То отлетавший свое на "Мире" американец начнёт публично вспоминать, как было трудно и какая "убитая" русская станция. То политики воспользуются явным инсайдом, чтобы пройтись по недостаткам "русской работы".
Ну и, как вишенка на торт, обвинения в сексизме и дискриминации женщин, когда наши учёные из Института медико-биологических проблем , исходя из тяжёлого опыта, не стали включать в состав участников эксперимента "Марс-500" представительниц слабого пола. Наученные, кстати, одной канадкой, с чего-то решившей поиграть в защиту от "сексуального харассмента" .

Вопрос: нужны такого рода люди в двухлетнем полёте на Марс, если его, как много говорится, сделают интернациональным? Чтобы мы обеспечили сохранение здоровья, медицину, защиту от радиации, еду ─ а именно в русском сегменте МКС в ходе экспериментов была отработана возможность выращивания в условиях космоса высших растений, что, по словам Соловьёва, "позволяет с надеждой смотреть на получение космических продуктов в ходе длительных полётов" . Чтобы мы, возможно, обеспечили саму возможность полёта: на подходе у России ядерная двигательная космическая установка. А они нас за это обвинили в домогательствах к женщинам, похожим на скунсов, в неумении правильно управлять кораблём, не выпив бутылки водки, а позже ─ снисходительно изобразили в своём кино русского космонавта Андропова в ушанке и с разводным ключом на плече телогрейки? Нам нужно такое счастье?
Может быть, лучше действительно оставаться сильными? Причём по-настоящему. Чтобы не получилось так, что прилетевший на русском корабле на Марс, использовавший русские наработки в полёте, защищённый русской бронёю от радиации международный экипаж воздвиг на Марсе флаг Соединённых Штатов Америки...

В США завершился эксперимент по имитации жизни на Марсе. Он заключался в том, что группа людей на протяжении восьми месяцев жила в полной изоляции от внешнего мира на «марсианской» базе. Роль Красной планеты сыграло подножие вулкана Мауна-Лоа на одном из Гавайских островов.

NASA выделило $2,5 миллиарда на проект HI-SEAS, в рамках которого с 2013 года проведены уже пять подобных экспериментов. В последнем принимали участие четверо мужчин и две женщины - астробиолог, программист и инженеры разных специализаций. Большую часть времени участники эксперимента проводили на базе, а выйти за ее пределы могли только в скафандрах. Они должны были соблюдать технику безопасности так же, как если бы действительно находились на другой планете. Еду обитатели базы получали раз в несколько месяцев, а общаться «с Землей» могли только с 20-минутной задержкой. Задачей участников было не только посмотреть, как они смогут находить друг с другом общий язык в условиях полной изоляции от внешнего мира, но и провести определенные научные исследования, геологические и картографические изыскания.

В NASA полагают, что подобные эксперименты помогут подготовиться к созданию настоящих баз на других планетах. В частности, в космическом агентстве рассчитывают выяснить, какими качествами должны обладать люди, способные справиться со стрессом от изоляции и страха в ходе 2-3-летнего полета на Марс. Для сравнения: полеты на МКС обычно занимают полгода, ни один экипаж не провел в космосе больше 200 дней; личный рекорд принадлежит Валерию Полякову - он провел на станции «Мир» 437 суток и 18 часов. Сейчас университет Гавайев, который ведет проект HI-SEAS, готовит шестую «экспедицию». А NASA рассчитывает отправить людей на Марс к 2030-м годам.

Еще одна важная задача - сформировать экипаж так, чтобы его члены максимально хорошо ладили друг с другом. «Колонисты» регулярно играли в психологические игры, разработанные специально, чтобы определить взаимную совместимость «членов команды» и уровень испытываемого ими стресса. Также каждый участник эксперимента вел дневник и носил на теле датчики, фиксирующие громкость голоса и расстояние до других членов группы. Данные этих датчиков помогают понять, не стремится ли тот или иной житель базы избегать кого-то из соседей и не испытывает ли раздражения при дискуссиях. По словам ведущего исследователя проекта профессора Ким Бинстед, конфликты неизбежно возникнут в любом сообществе. Так что успешность группы определяется главным образом тем, насколько ее члены способны разрешать эти конфликты и выходить из них с минимальными потерями.

Следует отметить, что жилая зона базы составляет всего 111 квадратных метров - довольно мало для шести человек. Там расположены небольшие индивидуальные отсеки для сна, кухня, лаборатория, душ и два туалета. В ходе эксперимента участники также пытаются выяснить, что помогает им ослабить стресс. Например, у них есть устройства виртуальной реальности, с помощью которых они могут посмотреть на знакомый или просто красивый пейзаж.

Каждый участник эксперимента вел дневник и носил на теле датчики, фиксирующие громкость голоса и расстояние до других членов группы.

Помимо продолжительной разлуки с близкими и необходимости непрерывно находиться в обществе одних и тех же людей, отсутствия интернета и привычных развлечений участники эксперимента терпят и другие лишения. Так, они едят только сублимированные продукты плюс овощи, которые выращивают на базе сами. По словам биолога Джошуа Эрлиха, ему удалось вырастить морковь, перец, пекинскую капусту, помидоры, редис, разнообразную зелень и картофель.

Исследователи из Гавайского университета говорят, что одним из преимуществ HI-SEAS перед другими подобными проектами в разных странах является то, что ландшафт вокруг Мауна-Лоа чрезвычайно похож на марсианский: почва красноватая и на ней практически отсутствует растительность. Впрочем, пока рекорд по продолжительности имитации жизни на другой планете принадлежит проекту Роскосмоса «Марс-500». В ходе одного из экспериментов, который завершился в ноябре 2011 года, шесть добровольцев - трое россиян, француз, итальянец и китаец - прожили в изоляции 520 дней. Эксперимент прошел успешно: несмотря на отрабатываемые трудности (однажды даже пришлось разбираться с последствиями сымитированного пожара), команда действовала бесконфликтно и профессионально.

Хотя никто не отрицает, что изоляция небольшой группы людей может привести к сложностям в общении, об этом всегда говорят обтекаемыми, максимально корректными фразами. Даже если у кого-то из участников подобных экспериментов случится нервный срыв или серьезный конфликт с другими членами группы, об этом предпочтут не распространяться. Ведь если эксперимент признают неудачным, это может отпугнуть спонсоров и привести к сокращению финансирования. Сами испытуемые тоже не рвутся лишний раз общаться с психологами: каждую жалобу фиксируют и в конце концов потенциального космонавта могут признать недостаточно стрессоустойчивым.

Об одном из редких случаев, когда о внутреннем «космическом» конфликте стало известно журналистам и широкой публике, подробно рассказывает американская писательница Мэри Роуч в своей книге «Обратная сторона космонавтики». Речь идет о моделируемом полете международной команды на космическую станцию (МПМККС) - эксперименте, который в 1999 году проводили в Московском институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП).

«Инцидент при МПМККС случился через три месяца с начала испытания после состыковки отдельных модулей. В составе одной части экипажа находилось четверо русских. Вторая часть представляла собой куда более пеструю смесь: там были канадка, японец, русский и их командир, урожденный австриец, Норберт Крафт. 1 января 2000 года в 2:30 ночи командир русского экипажа Василий Лукьянюк оттолкнул канадку Джудит Лапьер в зону недосягаемости камер и, несмотря на сопротивление, дважды поцеловал ее, - пишет Роуч. - А еще чуть ранее двое других русских подрались и даже забрызгали кровью стены. В результате всего этого шлюз между модулями был закрыт, японец решил уйти, а Лапьер доложила о произошедшем в ИМБП и Канадское космическое агентство. По ее мнению, психологи ИМБП не оказали ей должной поддержки и даже, наоборот, сказали, что она просто принимает все слишком близко к сердцу. Несмотря на подписанный договор о неразглашении и желание стать астронавтом, Лапьер рассказала прессе обо всем случившемся».

Писательнице довелось поговорить об этом инциденте с Норбертом Крафтом. По его мнению, Лапьер страдала скорее не от домогательств, а от гендерной дискриминации - сотрудники ИМБП не воспринимали ее всерьез. Кроме того, мешал языковой барьер: канадка почти не говорила по-русски, а сотрудники наземного центра управления, как и большинство россиян из экипажа, с трудом объяснялись по-английски. Еще Крафт рассказал, что японец Масатака Умеда «закрыл шлюз просто потому, что ему надоело, что русские постоянно смотрели порнофильмы». Австриец упомянул также, что в экспериментальном модуле водился алкоголь в довольно больших количествах.

Японец Масатака Умеда «закрыл шлюз просто потому, что ему надоело, что русские постоянно смотрели порнофильмы».

Несмотря на неприятный осадок, эта история помогла исследователям сделать несколько правильных выводов. Они поняли, что должен существовать общий язык, на котором говорят все члены команды, и что каждого из них следует подробно проинструктировать о культурных особенностях представителей других народов. В целом очень важно, чтобы у членов команды было много общего.

Особенности национального характера вообще играют довольно серьезную роль. Например, японцы боятся не вспышек гнева у космонавтов и возможных конфликтов, а депрессии, возникающей от излишне подавляемых эмоций: японцы известны своей воспитанностью, сдержанностью и привычкой безоговорочно уважать правила и старших. Даже в обычной жизни это часто доводит японцев до срывов и суицидов - что уж говорить о длительном пребывании в космосе. В своей книге Мэри Роуч рассказывает, как отбирают астронавтов в Японии. На одном из этапов претенденты занимаются оригами: каждый должен изготовить ни много ни мало тысячу бумажных журавликов. Потом специалисты внимательно изучают эти поделки, чтобы выяснить, не упало ли качество журавликов. Если последние сделаны небрежно и второпях, это значит, что человек устает от однообразной монотонной работы - а ведь именно из нее состоит жизнь астронавта процентов на девяносто.

Еще один важный вопрос - как уживаются друг с другом представители разных полов. Эксперименты показывают, что самая благоприятная обстановка устанавливается внутри смешанных групп, где мужчин и женщин примерно поровну. Однополые коллективы - сугубо мужские или сугубо женские - работают заметно хуже. Среди прочего рассматривалась идея формировать экипаж из супружеских пар - однако ученые пришли к выводу, что астронавт не сможет рационально действовать в критической ситуации, если опасность будет грозить любимому человеку. Кроме того, в случае катастрофы оставшиеся на Земле семьи лишатся сразу двух своих членов. Что касается секса во время космической миссии , то от обсуждения этой темы в космических агентствах старательно уклоняются, а в инструкциях для астронавтов содержатся нейтральные формулировки о необходимости избегать непристойного поведения.

Человека могут не взять в команду из-за храпа или неприятного запаха изо рта.

Когда речь заходит о космосе, такого понятия, как «мелочь», не существует. Человека могут не взять в команду из-за храпа или неприятного запаха изо рта - в условиях маленького замкнутого пространства эти «мелочи» сведут с ума всех остальных.

Возможно, однажды наступит время, когда в космические корабли, отправляющиеся к другим планетам, будут пускать всех, как сейчас в самолет, но пока Марсу нужны суперлюди. Идеально здоровые и физически и ментально, обладающие огромным арсеналом знаний и практических навыков, привыкшие переносить лишения, неделями заниматься скучной однообразной работой и беспрекословно следовать правилам - и в то же время способные действовать самостоятельно в критический момент, принимать решения и брать на себя ответственность. Ведь с учетом 20-минутной задержки связи, совета с Земли можно и не дождаться.

Фото на обложке: Жилой модуль HI-SEAS. Neil Scheibelhut / University of Hawaii at Manoa / AFP / East News