О люди, бойтесь Всевышнего Аллаха и возносите благодарения Ему за Его милость к нам. Он даровал нам благодатные периоды времени и много других благ. Цените же свои благодатные дни должным образом, наполняйте их покорностью Всевышнему и приближением к Нему, отдаляйтесь от грехов и наполняйте жизнь свою смыслом и совершенством. Ведь эти периоды Аллах создал для того, чтобы прощать наши грехи, умножать наши благие дела и укреплять наш путь.

Мы, по милости Аллаха (хвала и величие Ему), встречаем благословенный месяц Аллаха – Раджаб, который является прекрасной возможностью совершать лучшие и благие дела.
Всевышний Аллах даровал Своим верующим рабам особо благословенные дни и ночи, такие как: Рагаиб, Ми’радж, Бараат Кадр, которые приходятся на три священных месяца – Раджаб, Ша’абан и Рамадан.

Да будет хвала Аллаху, который удостоил нас счастья дожить до этого времени духовных даров, где каждый желающий может своей искренностью и поклонениями приобрести у Аллаха блага вечности. Ведь нам предписано проводить эти благословенные дни и ночи подобающим божьим рабам образом.

Досточтимый Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с приближением этих трех священных месяцев молился Создателю так: «Аллахумма барик лана фи раджаби уа-ша’абани уа-баллигна рамадан» «О Аллах, сделай для нас благословенными месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана» (Ахмад, Байхаки, «Кашф аль-Хава». Т. 1: 186, №554), и в одном из своих хадисов он говорил: «Есть пять ночей, молитва в которые никогда не будет отвергнутой:

1. Ночь первой пятницы месяца Раджаб (Ночь Рагаиб);

2. Пятнадцатая ночь месяца Ша’абан (Ночь Бараат);

3. (Каждая) Пятничная ночь;

4. Предпраздничная ночь праздника Рамадан;

5. Предпраздничная ночь праздника Курбана» (Ибн Асакир, «Мухтар аль Ахадис»: 73).

По лунному календарю месяц Раджаб является седьмым месяцем года и одним из четырех священных месяцев, именуемых ‘ашхуру-ль-хурум. В этом месяце есть две благословенные ночи – Рага ‘иб и Ми ‘радж.

Передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб – месяц Аллаха, Ша’бан – мой месяц, Рамадан – месяц моей уммы». Слово Раджаб происходит от слова тарджиб и означает «уважение», «почитание» и «поклонение». Всевышний Аллах прощает грехи и дарует высокие степени тем, кто из уважения к этому месяцу держит пост и поклоняется Ему. В одном из хадисов сообщается, что Раджаб – это название одного из райских источников, вода которого «белее молока и слаще мёда» и, что в день Страшного суда его воды удостоятся те, кто держал пост в этот месяц.

Поскольку посты и богослужение, совершенные в месяц Раджаб, особенно чисты и богоугодны, то существует и еще одно название этого месяца – аш-Шахру-ль-мутаххар, что значит «месяц очищения». Поэтому месяц Раджаб – это месяц покаяния и преклонения. Месяц Ша’абан – это месяц любви и верного служения Аллаху. Месяц Рамадан – месяц близости и благоденствия.
Зу-н-нун аль-Мисрий (да помилует его Аллах) говорил: «Месяц Раджаб – месяц сева семян, ІІІа’абан – месяц их полива, а месяц Рамадан – месяц сбора урожая благочестия и служения Аллаху. Каждый пожнет то, что сам посеет. А тот, кто ничего не посеял, в месяц жатвы будет сильно сожалеть об этом…».

В одном из священных хадисов сказано: «Раджаб – это месяц Аллаха. Тому, кто выказал почтение этому месяцу, Аллах также выкажет почтение в этом и ином мире».
Один из исламских ученых сказал: «Летосчисление подобно дереву. Если месяц Раджаб – это листья дерева, то Ша’абан – это его плоды, а месяц Рамадан – это собранный урожай. Месяц Раджаб – это месяц прощения Аллаха, Ша’абан – попечительства и заступничества Аллаха, а Рамадан – безграничных благодеяний Всевышнего».

Поэтому есть надежда, что те верующие, которые ответят на этот призыв в ночь ар-Рагаиб, найдут свое спасение. Вот почему зрелые верующие должны придавать большое значение этой ночи, постясь днем и проводя в поклонении ночь.

В эту ночь Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), видевший множество чудес и знамений своего Господа, совершал, в качестве благодарности и признательности Аллаху, двенадцать рака’атов намаза (С. Атеш. Исламская Энциклопедия: 216; О. Насухи Бильмен. Исламская Энциклопедия: 205; А. Фикри Явуз. Исламская Энциклопедия: 529).

Всевышний Аллах, прощение и милость которого безграничны, направил к нам путеводителя и спасителя, Пророка милости – Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он находится в постоянном беспокойстве о нас. Грехи наши печалят и ранят его сердце. Поэтому истинный мусульманин не может совершать ничего, что могло бы противоречить призыву Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах говорит:

«К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Ат-Тауба, 9/128).

Поэтому, уважаемые братья мусульмане, три священных месяца и благословенные ночи необходимо использовать для приближения ко Всевышнему Аллаху. Давайте в эти месяцы больше делать покаяний и ду’а, стараясь вернуть свои материальные и духовные долги ради довольства Господа. Давайте чаще читать Священный Коран, произносить салаваты Досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Давайте, построившись рядами в мечетях, будем совершать ду’а во имя нашего общего спасения. Давайте навещать наших стариков и больных, удостаиваясь, таким образом, их благих молитв. Давайте делать ду’а за умерших и читать им Коран. Давайте уделим время и внимание неимущим, малоимущим, нуждающимся, одиноким, сиротам и вдовам. Давайте расскажем своим детям о достоинствах этих благословенных дней и ночей.

Хочу напомнить хадис Досточтимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах говорит: «Я близок к рабу Моему настолько, насколько он только может себе представить. И, когда он поминает меня, Я оказываюсь рядом с ним. Если он поминает Меня в чьем-то обществе, Я поминаю его в обществе лучшем, чем это. Если раб делает ко мне шаг, Я делаю ему навстречу два шага. И, если раб отправится ко Мне пешком, Я побегу к нему навстречу» (Аль-Бухари, Муслим (да помилует их Аллах), Аль-Лу’-Лу’ууваль Марджан. Китаб Ат-Тауба. №1746).

Намазы, совершаемые в месяц Раджаб

Намаз с просьбой об исполнении желаний – это намаз хаджат (в нем выражена просьба об исполнении желаний), который можно читать во всякое время при возникновении нужды. Он состоит из 10 рак’атов, т.е. после нийата (намерения молитвы) читается еще 10 рак’атов. Его можно прочитать в 1-й и 10-й, на 11-й и 20-й, 21-й и 30-й дни месяца Раджаб. Этот намаз можно читать также после вечернего (магриб) и ночного (‘иша) намазов. Еще более предпочтительно читать этот намаз в ночь на пятницу и воскресенье во время намаза тахаджжуд. Этот намаз, прочитанный 30 раз в течение месяца Рамадан, отличает мусульманина от безбожника. Безбожники не смогут совершить его. Для этого намаза надо выразить следующее намерение (нийат): «О Аллах мой! Ради нашего духовного предводителя (т.е. Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который своим явлением наполнил мир светом, во имя ценимого (объявленного священным) Тобой месяца Раджаб, надели меня Своей Божественной милостью и благодатью. Запиши меня в ряду набожных и благочестных рабов Своих. Спаси от мук преходящей и вечной жизни. Ради Тебя я произнес этот нийат. Аллаху акбар!».

При этом в каждом рак’ате этого намаза, в котором читается по 2 рак’ата (всего 10 рак’атов), 1 раз читается сура ал-Фатиха, 3 раза сура ал-Кафирун и 3 раза сура ал-Ихлас.

Ночь претворения желаний (Лайлат ар-Рагаиб)

Предполагается, что Лайлат ар-Рагаиб – это ночь первой пятницы месяца Раджаб, связующая четверг с пятницей. Эта ночь также почитается среди мусульман наряду с другими благословленными ночами.

В эту ночь мусульмане просят претворения своих желаний. Они встречают эту ночь молитвами в надежде на милость и благодеяние Аллаха. Поэтому она и почитается как ночь Претворения Желаний: Рагаиб от слова рагиба – «мечта», «желание».

В хадисах до нас дошло, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в эту ночь читал намаз в 12 рака’атов. Однако нет подтверждений истинности этих сведений. Об этом писали также ученые Ислама, например, авторы книг Бахр ар-ра иқ и Радду-л-Мухтар.
Среди мусульман чтение намаза в 12 рака’атов в ночь Рагаиб впервые было введено в начале ХІІ века. Этот намаз считается нафл. Если совершить его искренне ради Аллаха, то человек получит соответствующее воздаяние, однако, если его не читать, греха не будет. Этот намаз читается между вечерним (магриб) и ночным (‘иша) намазами. Каждые 2 рака’ата завершаются приветствием (ас-саламу ‘алайкум уа-рахматуллах). В первом рака’ате 1 раз читается сура аль-Фатиха и 3 раза сура аль-Кадр.

Ду’а, которые возносятся в месяц Раджаб

Поскольку Раджаб – это месяц Аллаха, то в этот месяц следует чаще читать суру ал-Ихлас (Очищение), в которой описаны основные атрибуты Всевышнего. 3 тысячи раз именно в этот месяц особенно богоугодно произносить следующие зикры:

  1. В течение первых 10 дней: «Субхана-ллахи-л-хаййи-л-каййум» ;
  2. Следующие 10 дней: «Субхана-ллахи-л-ахади-с-самад» ;
  3. Последние 10 дней: «Субхана-ллахи-л-гафуури-р-рахиим» .

Эти тасбихи следует произносить ежедневно не менее 100 раз. В месяце Раджаб весьма полезно вознести мольбу покаяния:

«Астагфиру-ллаха-л-азыма-ллази лаа илааха илла хуа-л-хаййал-каййума уа-атубу илайх. Тавбата абдин заалимин ли-нафсих, лаа йамлику ли-нафсихи мавтан уа-лаа хайатан уа-лаа нушуура»

Смысл: Молю простить мои грехи Аллаха Всевеликого, Живого и Вечного, кроме Которого нет Божества, с покаянием раба, согрешившего против себя, не способного ни умертвить, ни оживить и ни воскресить себя.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Вопрос: Е с ть ли какое-либо особое достоинство соблюдения поста в месяц раджаб?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров!
Во-первых, раджаб – один из заповедных месяцев, о котором Аллах сказал:”Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36).
К числу этих заповедных месяцев относятся раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам.
Абу Бакра Нуфай’ бин аль-Харис передал, что однажды пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них - зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада санийа и ша’баном ” (Аль-Бухари, Муслим).

Эти месяцы названы заповедными по двум причинам:

1) Потому что в течение этих месяцев было запрещено воевать, если только не для отражения агрессии врага.
2) Потому что несправедливость и грехи в эти священные месяцы более тяжки, чем в другое время.

Поэтому Аллах запретил нам совершать прегрешения в эти месяцы, сказав: «и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36). Несмотря на то, что запрещено совершать грехи в любое время года, особенно тяжкими они являются именно в эти четыре месяца.
Абдуррахман ас-Саади (да будет милостив к нему Аллах) в своем тафсире пишет: «Согласно одному толкованию, местоимение (в них) в этом Откровении относится ко всем двенадцати месяцам. Всевышний разъяснил, что сделал эти месяцы временными промежутками для Своих рабов, дабы те повиновались Ему, благодарили Его за оказанную милость и остерегались несправедливых поступков. Согласно другому толкованию, это местоимение относится только к четырем заповедным месяцам, и поэтому совершать грехи и поступать во вред себе запрещается в течение всего года, особенно, в течение запретных месяцев. Они считаются самыми почитаемыми месяцами, и совершение грехов в них- особо тяжкое преступление».

Во-вторых , нет никаких достоверных хадисов, которые указывали бы на особое достоинство соблюдения поста в течение всего месяца раджаб или его части. То, как поступают некоторые люди, выделяя некоторые дни раджаба для поста, считая их лучше, чем другие дни, не имеет никакой основы в Шариате. Между тем, передается слабый хадис, в котором сообщается о желательности соблюдения поста в заповедные месяцы. Так, Абу Дауд привел в своем сборнике хадис, в котором пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд, 2428. Шейх аль-Албани назвал данный хадис слабым).

Даже если бы этот хадис был достоверным, то в нем лишь указывалось бы на желательность соблюдения поста в заповедные месяцы. Поэтому если бы человек постился в раджабе из-за данного хадиса, соблюдая пост и в другие заповедные месяцы, то в этом не было бы ничего предосудительного. Однако выделять лишь месяц раджаб для поста - неправильно.
Шейх аль-Ислам Ибн Теймиййа (да будет милостив к нему Аллах) в «Маджму аль-Фатава» (25/290) сказал: «Что касается соблюдения поста в месяц раджаб, то все хадисы на эту тему не только слабые, но на самом деле выдуманные. Ученые не опираются ни на один из них. Эти хадисы не могут быть отнесены к категории слабых хадисов, передающихся о достоинствах благих дел, поскольку большинство из них выдуманы и являются ложными. В «аль-Муснаде» и других сборниках хадисов передается хадис, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, велел поститься в заповедные месяцы - раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам – однако речь здесь идет о соблюдении поста во все эти месяцы, а не только в раджабе».
Ибн аь-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в раджабе и намазах, совершаемых в некоторые из его ночей, являются ложными и выдуманными» («Аль-Манар аль-Муниф», стр. 96).
Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Табйин аль-аджаб» (стр.11) пишет: [«Нет ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве довода о достоинстве месяца раджаб, соблюдении поста в течение всего этого месяца или его части, а также проведении какой-то особой ночи этого месяца в молитвах» .]
Шейха Ибн Усеймина (да будет милостив к нему Аллах) спросили и соблюдении поста 27 числа месяца раджаб и проведении этой ночи в молитвах. Он ответил: «Соблюдение поста 27 числа месяца раджаб и проведение этой ночи в молитвах является религиозным нововведением, а каждое религиозное нововведение – это заблуждение» («Маджму Фатава Ибн Усеймин, 20/440).

Дополнение к статье

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: “Кушайте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ”. Ибн Аби Шайба. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируауль-гъалиль” 957.
Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шайба, иснад также достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 958.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается желательности на выделение месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и даже лживыми, на которые ученые не опираются” . См. “Маджму’уль-фатауа” 25/290.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Нет ничего относительно достоинства месяца Раджаб, ни в соблюдении поста в нем, ни в выстаивании конкретной ночи для молитвы в нем достоверного хадиса, пригодного в качестве довода! И в этом утверждении меня опередил имам аль-Харауи, от которого это передается с достоверным иснадом. А также это передается и от других”. См. “Табйин аль-‘уджб” 11.
То же самое говорил и шейх Ибн аль-Къайим. См. “аль-Манар аль-муниф” 96.

Ибн Хаджар говорит: “Если же человек будет соблюдать пост (в Раджаб) просто, не делая его обязательным и не выделяя конкретные дни (из Раджаба) в которые он будет неуклонно поститься или выделять какие-то ночи, в которые он будет неуклонно выстаивать ночные молитвы, считая это Сунной, то нет в этом проблем. Если же выделять это или делать обязательным, то это порицаемо! И это подобно запрету в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь и в другие дни. И не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы, если вы не молитесь по ночам и в другие дни . ». Муслим”.

Этот вопрос про “желательность поста в месяц Раджаб” является спорным среди имамов, хоть мнение порицавших это и сильнее. Что же касается тех, кто считал желательным соблюдение поста, то они опирались не только на слабые хадисы о посте в месяц Раджаб, но и на то, что Раджаб – это один из четырех запертых месяцев, как сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца!» (аль-Маида 5: 2).
Ибн ‘Аббас сказал: “Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что грехи в эти месяцы хуже, а благие деяния и награда выше!” Ибн Абу Хатим в “ат-Тафсир” № 10000.
И они сказали, что пост также из наилучших видов благодеяний.
Также в качестве довода на желательность поста в Раджаб они опираются на хадис:
Сообщается, что Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постился в месяце ша’бан”. Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост». ан-Насаи 2357. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Они говорили, что в этом хадисе довод тому, что люди уделяли особое значение в посте месяца Раджаб и Рамадан, проявляя халатность в посте месяца Ша’бан. См. “аль-Мауахиб аль-джалиль” 2/408.
Однако эти слова можно понять и как указание пророком (мир ему и благословение Аллаха) на то, что люди возвеличивали в общем поклонением месяц Раджаб и Рамадан, и проявляли халатность к Ша’бану. Или же суть в том, что люди во времена джахилии выделяли и возвеличивали Раджаб, а мусульмане возвеличивали Рамадан.
Такой вот косвенный вывод некоторые имамы извлекали с этого хадиса.

Но как бы то ни было, мнение ученых считавших выделение поста в месяце Раджаб порицаемым, кажется сильным, если учитывать то, что нет ни одного прямого достоверного хадиса, в котором содержится указание на соблюдение поста в месяц Раджаб ни словами, ни поступком пророка (мир ему и благословение Аллаха), а к тому же наличие слов сподвижников, которые лучше других понимали религию, и порицали выделение поста в месяц Раджаб.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Одним из добровольных актов поклонения, особо ценных в месяц Раджаб, является пост. Пост в Раджаб обладает особенным достоинством и несет в себе множество наград, о которых сказано в достоверных хадисах Посланника Аллаха (мир ему).

Мы, будучи мусульманами, в стремлении к довольству Всевышнего, стараемся сделать все свои акты поклонения совершенным и правильным образом. В месяц Раджаб у мусульман, вознамерившихся искренне соблюдать добровольный пост, могут возникнуть некоторые вопросы, на которые мы постараемся ответить в этой статье:

Является ли пост в месяц Раджаб обязательным?

Нет, пост в месяц Раджаб не является обязательным. Это сунна Пророка (мир ему), не соблюдение поста в Раджаб не будет считаться грехом. Единственный месяц, когда месячный пост – обязанность (фард), – месяц Рамадан.

В одном из преданий сказано: «В некоторые годы посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) так долго постился в месяце Раджаб, что мы думали, что он уже никогда не прервет свой пост. А в некоторые годы он так долго не приступал к посту в месяце Раджаб, что мы думали, неужели он вообще не будет поститься ».

Отличается ли пост Раджаба от поста в другие месяцы?

Пост в любое время года по своему порядку и ритуалу соблюдается одинаково: от рассвета солнца до захода. Единственным отличием является формальность в виде слов в намерении в зависимости от месяца.

Сколько дней поста нужно соблюдать в Раджаб?

Нет определенного четко регламентированного количества дней, сколько нужно соблюдать в месяце Раджаб. Верующий может продержать пост 1 день, 2, 3, 14 и т.п. дней. Чем больше дней он держит пост, тем, соответственно, больше саваба по милости Аллаха получает.

«Помните, Раджаб? месяц Всевышнего. Кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен ».

Согласно хадису, в зависимости от количества постных дней, верующий получит следующие награды:

1 дeнь – oгрoмная милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

2 дня – двoйная нaгрaда.

3 дня – oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня

4 дня – защита oт сумaсшeствия, разных болезней, злa Дaджaля.

5 днeй – защита oт нaкaзaний в мoгилe.

6 днeй – будет воскрешен в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй – Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй – Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй – Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpeкpacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

15 дней поста в Рaджaб – Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности ».

В какие дни лучше всего соблюдать пост?

Пост в месяце Раджаб можно соблюдать в любой день, но, согласно сунне, пост по примеру пророка (мир ему) лучше держать в понедельник и четверг, так как именно в эти дни деяния человека предоставляются Аллаху.

Нужно ли соблюдать пост Раджаба подряд или можно в отдельные дни?

Что касается особых предписаний относительно поста в Раджаб, то желательно соблюдать пост три дня через три: поститься три дня и отдыхать три дня. Непрерывный пост является нежелательным, так как это является уподоблению месяцу Рамадан, поскольку непрерывный пост соблюдается только в месяц Рамадан. Следовательно, можно поститься и день, и два дня, и более, также три через три, но не стоит делать это непрерывно.

Есть ли дни в которые запрещено соблюдать пост в Раджаб?

Неодобряемым считается пост только в пятницу. Причина этого проста: пятница это праздник для мусульманина, день поклонения и посещения мечети. «Никому из вас не следует поститься в пятницу, кроме как если он постится день накануне или на следующий день », – гласит хадис посланника Аллаха (мир ему).

Вопрос: Передается ли особая награда за пост в месяце раджаб?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых, месяц раджаб – один из запретных месяцев, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْراً فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . Запретные месяцы – это раджаб, зу-ль-ка‘ада, зу-ль-хиджа и мухаррам.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев. Четыре из них запретные: три приходят поочерёдно – зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам, а (четвёртый месяц) раджаб мударр, который находится между месяцами джумада и ша‘бан».

Эти месяцы именуются запретными по двум причинам:

1.Из-за запрета сражений в эти месяцы, если только враг не нападет сам.

2.Из-за того, что нарушения и совершения запретного в эти месяцы серьезнее, чем в иные месяцы.

Поэтому Всевышний Аллах запретил грешить в эти месяцы:

فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . Несмотря на то, что совершение грехов и ослушание Аллаха запрещено во все месяцы года, в запретные месяцы этот запрет еще сильнее.

Ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

«„…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе“, есть вероятность, что местоимение „в них“ относится к двенадцати месяцам. Всевышний Аллах разъяснил, что Он сделал эти месяцы временными мерилами (промежутками) для рабов Своих, дабы они наполнили их подчинением Ему, благодарили Аллаха за Его милость и за предопределение этих месяцев в интересах рабов. Так пусть же люди остерегаются проявлять несправедливость в них к собственным душам.

Есть вероятность, что местоимение относится к четырем запретным месяцам, и что запрет чинить несправедливость в них особенный, несмотря на запрет несправедливости на протяжении всего времени. Но этот запрет усилен, так как несправедливость во время запретных месяцев серьезнее несправедливости в иное время».

Во-вторых, что касается поста в месяце раджаб, то об особом достоинстве поста в этом месяце или об особом посте в этот месяц не передается ни одного достоверного хадиса.

И если некоторые люди выделяют дни этого месяца для особого поста, думая, что в этом есть особое достоинство (награда), то этому нет никакой основы в Шариате Аллаха.

От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается только хадис о том, что поститься в запретные месяцы желательно вообще, а раджаб – один из запретных месяцев. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Постись в запретные месяцы и оставляй (пост)».

Этот хадис, если он достоверен, указывает на желательность поста в запретные месяцы вообще. И если кто-то станет поститься в месяц раджаб по этой причине и также будет поститься и в остальные запретные месяцы, то в этом нет греха. Но выделять постом только месяц раджаб, то – нет.

Шейх Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается особого поста в месяц раджаб, то все хадисы, пришедшие на эту тему, слабы и даже выдуманы. Ученые не опираются ни на одни из них. Эти хадисы не относятся к тем слабым хадисам, которые передается о достоинствах, напротив, большинство этих хадисов ложные и выдуманы…

В „аль-Муснаде“ и в других сборниках хадисов передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он велел поститься во время запретных месяцев, и это: раджаб, зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам. Но это пост во время этих четырех месяцев, а не особое выделение (постом) месяца раджаб».

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в месяц раджаб и молитве в некоторые ночи этого месяца являются ложью и клеветой».

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «По поводу достоинства месяца раджаб, поста в этом месяце или поста в течение некоторой части этого месяца, молитвы в определенные ночи этого месяца не передается ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве доказательства».

Шейх Сайид Сабик, да помилует его Аллах, сказал: «Пост в месяц раджаб не имеет особого достоинства, превышающего награду поста в иные месяцы. Однако раджаб является запретным месяцем. В достоверной Сунне не передаются хадисы о достоинстве поста в этот месяц, но передаются такие предания, которые не могут служить доказательством в этом вопросе».

Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопросе о посте в двадцать седьмой день месяца раджаб и ночной молитвы в двадцать седьмую ночь, и он ответил:

«Выделение постом и молитвой двадцать седьмую ночь и двадцать седьмой день месяца раджаб является нововведением, а каждое нововведение есть заблуждение».

Коран. Сура «Покаяние» 9:36.

Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 4662; Муслим. Ас-сахих, хадис № 1679.

Коран. Сура «Покаяние» 9:36.

Ас-Са‘ади. Тафсир. С. 373.

Абу Дауд. Ас-сунан, хадис № 2428; аль-Альбани в «Да‘иф Аби Дауд» сказал, что это слабый хадис.

Приводится с сокращениями. Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 25. С. 290.

Ибн аль-Кайим. Аль-манару-ль-муниф. С. 96.

Ибн Хаджар. Табйину-ль-‘аджаб. С. 11.

Сабик С. Фикху-с-сунна. Т. 1. С. 383.

Ибн ‘Усеймин. Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 20. С. 440

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 75394

Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения . Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.

Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.

Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.

Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:

وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).

Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:

خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم

كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: "Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам ". После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ .

Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью". А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан ». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)

Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.

Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб , о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.

Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

Он приводит хадис, после которого говорит:

ففي هذا الخبر - وإن كان في إسناده من لا يعرف - ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم

«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц - один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум) » («»).

Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:

ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة

«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

В этом сообщении также упоминается и то, что (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ».

На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية

«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава » (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».

Фатх аль-мубин », 226; 5 хадис)

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием , за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.