О. Сизонова, эксперт

Вопросы списания имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, часто волнуют наших читателей. Списание какого имущества необходимо согласовывать с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом)? Почему следует производить согласование списания с указанным органом при отсутствии возражений со стороны главного распорядителя? Какие документы необходимо представить, чтобы получить от Росимущества разрешение на списание? Является ли нарушением отсутствие такого разрешения при списании имущества, находящегося в федеральной собственности? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной статье.

Порядок списания (выбытия) объектов основных средств устанавливается федеральными органами исполнительной власти (главными распорядителями) для учреждений и органов, находящихся в их ведении. Например, такие порядки утверждены:

– Федеральной антимонопольной службой (Приказ от 15.02.2010 № 74 );

– Минсельхозом (Приказ от 06.11.2009 № 479 );

– Минкультуры (Приказ от 31.12.2008 № 296 );

– ФМБА (Приказ от 01.12.2006 № 367 )

В этих документах есть ссылка на то, что согласованные с главным распорядителем документы по выбытию (списанию) основных средств направляются в территориальный орган Росимущества для принятия окончательного решения. Вместе с тем зачастую неясно, какие документы следует представлять для согласования списания федерального имущества с Росимуществом, каким образом оно осуществляется, списание каких объектов основных средств подлежит согласованию (объекты, которые зарегистрированы в реестре федерального имущества согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.07. 2007 № 447 (далее – Постановление № 447), или же все независимо от их стоимости).

Чтобы разобраться в этой ситуации, прежде всего необходимо обратиться к нормам гражданского законодательства, согласно которым собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. 120, 296 ГК РФ ). При этом бюджетные учреждения не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Полномочия Росимущества

Согласно п. 1 Постановления № 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

К полномочиям Росимущества, в частности, относятся:

– осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений в порядке и пределах, определенных законодательством РФ;

– учет федерального имущества в установленном порядке (в том числе ведение реестра федерального имущества и выдача выписок из указанного реестра);

– контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений;

– проведение в пределах своей компетенции документальных и иных проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (в том числе проведение ревизий и принятие решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений) в целях определения эффективности использования и сохранности федерального имущества.

Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы (п. 4.1 Положения № 374).

При этом согласно Приказу Росимущества от 23.12.2009 № 366 «О порядке рассмотрения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом обращений по вопросам списания федерального имущества» территориальные органы Росимущества самостоятельно принимают решения о списании федерального движимого имущества, за исключением утилизации объектов движимого имущества, составляющего имущество государственной казны РФ (п. 1). Обращения бюджетных учреждений о согласовании списания федерального недвижимого имущества, закрепленного за указанными учреждениями, направляются на рассмотрение в структурные подразделения Росимущества, осуществляющие полномочия собственника в отношении данных учреждений (п. 2).

Таким образом, согласование списания движимого имущества осуществляется территориальными органами Росимущества, а недвижимого имущества – центральным аппаратом Росимущества. В любом случае бюджетные учреждения представляют необходимые для списания документы в территориальный орган по месту регистрации (направление их обращений в части списания недвижимого имущества в центральный аппарат Росимущества осуществляется территориальными органами самостоятельно).

Порядок представления документов в Росимущество для получения разрешения на списание

Получение разрешения на списание объектов основных средств, числящихся на балансе федерального бюджетного учреждения, осуществляется на последнем этапе подготовки документов (после согласования с главным распорядителем).

Перечень необходимых документов для согласования списания федерального имущества определяется соответствующими административными регламентами территориальных органов Росимущества, которые могут быть представлены в виде отдельного документа или информации, размещенной на официальном сайте его террито-риальных органов (например, ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге разместило такую информацию на сайте: www.rosim-spb.ru , ТУ Росимущество по Нижегородской области – на сайте: rosim.nnov.ru). Анализ информации, изложенной на отдельных официальных сайтах территориальных органов, позволил нам составить перечень документов, которые представляются бюджетными учреждениями в органы Росимущества для согласования списания федерального имущества. Рассмотрим его в разрезе объектов движимого и недвижимого имущества и стоимости последнего.

При подготовке соответствующих документов для согласования в Росимуществе списания объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, рекомендуем уточнить их перечень непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.

При выбытии объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб ., относящихся к движимому имуществу, согласование с органами Росимущества не требуется. Порядок списания такого имущества устанавливается учреждениями самостоятельно по согласованию с вышестоящим органом в виде отдельного документа или официального письма федерального органа исполнительной власти. Например, подобные разъяснения по списанию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2010 № 01/6856 10-32 (для подведомственных ему учреждений и территориальных органов Роспотребнадзора).

Выбытие движимого имущества стоимостью от 3 000 до 200 000 руб . Для согласования списания объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, стоимостью от 3 000 до 200 000 руб., пришедших в негодность, необходимо представить в территориальный орган Росимущества (по месту регистрации учреждения) следующие документы:

1) письмо на бланке федерального государственного учреждения, содержащее его полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию (при списании большого количества основных средств такой перечень необходимо представить в электронном виде на дискете).

В перечне объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию, указываются:

– номер по порядку;

– инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);

– год выпуска объекта основных средств;

– объекта основных средств на момент списания;

– , установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;

– краткое обоснование списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;

3) акты о списании объектов основных средств, составленные в установленном порядке, в двух экземплярах:

– Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

– Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

– Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

– Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

– Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением списков исключенной литературы в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету.

– Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

5) копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию, выданная организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий (если таким объектом является оборудование, техника и т. п.) или дефектная ведомость, составленная бюджетным учреждением в произвольной форме (если таким объектом является мебель или хозяйственный инвентарь);

6) копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств учреждения.

Выбытие автотранспортных средств, пришедших в негодность . Помимо перечня документов, приведенного выше, представляются:

а) копия паспорта технического средства;

б) копия свидетельства о регистрации технического средства.

Выбытие движимого имущества стоимостью свыше 200 000 руб. Дополнительно к перечисленным выше документам представляется выписка из реестра федерального имущества, которой подтверждается, что федеральное имущество внесено в указанный реестр.

Выбытие недвижимого имущества. Для получения разрешения на списание объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, находящихся на балансе федерального государственного имущества, представляются:

1) письмо на бланке федерального государственного учреждения, содержащее его полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, списание которых подлежит согласованию.

В перечне объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, списание которых подлежит согласованию, указываются:

– номер по порядку;

– наименование объекта основных средств;

– инвентарный номер объекта основных средств;

– год постройки объекта основных средств;

– первоначальная стоимость объекта основных средств;

– остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;

– срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;

– подробное обоснование необходимости списания объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу;

2) согласование (письмо) федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное учреждение;

3) акты о списании объектов основных средств, составленные в установленном порядке, в двух экземплярах – Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).

В случае передачи (выбытия) имущества сторонней организации:

– Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

– Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством РФ случаях;

4) копия инвентарной карточки учета основных средств;

5) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, подлежащий списанию;

6) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, подлежащий списанию;

7) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);

8) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок (занятый объектом основных средств, относящимся к недвижимому имуществу, подлежащим списанию), подтверждающая факт государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок;

9) копия технического паспорта на объект основных средств (подлежащий списанию), действительного на дату его представления, выданного организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, либо копия справки о техническом состоянии объекта, выданной той же организацией (в случае значительного износа или повреждения объекта);

10) выписка из реестра федерального имущества, которой подтверждается, что объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, внесен в указанный реестр;

11) копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств учреждения.

Все копии документов должны быть заверены учреждением.

Исключение сведений из реестра (внесение изменений в реестр) федерального имущества.

В соответствии с Постановлением № 447 бюджетное учреждение при совершении операций выбытия федерального имущества с баланса в двухнедельный срок представляет информацию об изменениях сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган для исключения из реестра (внесения изменений в реестр) федерального имущества.

Ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества

Меры ответственности, которые могут быть применены в случае отсутствия разрешения Росимущества на списание имущества, находящегося в федеральной собственности, КоАП РФ не определены. Порядок списания основных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти (главным распорядителем). В случае выявления Росфиннадзором нарушения в виде непредставления сведений о списании имущества в территориальный орган Росимущества выносится предписание об устранении этого нарушения. Невыполнение в установленный срок данного предписания (постановления, представления, решения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП РФ ).

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества


Утратил силу на основании
письма Росимущества от 19 июля 2016 года N ДП-08/29736
____________________________________________________________________


В связи с многочисленными обращениями федеральных органов власти и подведомственных Росимуществу территориальных органов по вопросу применения письма Росимущества от 10 октября 2006 года N ЛП-08/23957 "О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества" Росимущество сообщает.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказом Росимущества от 11 августа 2010 года N 219 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Регламент) издан приказ Росимущества от 31 августа 2012 года N 193 "Об утверждении Положения по осуществлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами) полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий" (далее - Положение).

Закрепление недвижимого и движимого имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оформляется в установленном Регламентом и Положением порядке распоряжениями Росимущества (территориальных органов) в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации , Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" .

Согласно разделу 8 Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества , относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов:

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию), согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, предлагаемые к изъятию, или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сроком не более месяца.

- правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права (соответствующий распорядительный акт о закреплении имущества, акт приема-передачи, подтверждающий фактическую передачу указанных объектов недвижимого имущества, договор о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и т.д.).

8. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права (свидетельства постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, или договора аренды на земельный участок, расположенный под зданием.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права.

9. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (здание, строение, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), предлагаемого к закреплению (изъятию).

10. Заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства (выписку из технического паспорта БТИ, поэтажный план и экспликацию на объект недвижимого имущества), а также техническое заключение о состоянии объекта недвижимости, предлагаемого к закреплению (изъятию), выданное проектной организацией, имеющей разрешение на проведение обследований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия.

12. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

13. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

14. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

В отношении закрепления (изъятия) объектов движимого имущества за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения соответствующие предложения в Росимущество, а в случаях, когда принятие решения делегировано территориальным управлениям Росимущества - в соответствующие территориальные управления, необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти (при наличии оснований - его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. Справка о балансовой стоимости, инвентарная карточка каждого объекта движимого имущества и расчет чистых активов, подписанные или заверенные руководителем предприятия.

8. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

9. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

10. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

11. В случае передачи автотранспортных средств - заверенная в установленном порядке копия паспорта транспортного средства.

В отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными бюджетными (казенными, автономными) учреждениями, федеральными казенными предприятиями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления соответствующие предложения направляются в Росимущество в аналогичном принятию решения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями порядке.

Письмо Росимущества от 10 октября 2006 года N ЛП-08/23957 считать утратившим силу.

И.Ю.Бабушкин



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Росимущества
по Свердловской области
www.tu66.rosim.ru
по состоянию на 26.12.2014

Для обеспечения контроля полноты, достоверности и своевременности учета федерального имущества учреждения ежегодно до 10 апреля текущего года должны представлять в соответствующие территориальные органы Росимущества на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В целях сопоставимости сведений, имеющихся в указанных органах и содержащихся в бухгалтерской отчетности, учреждения обязаны своевременно сообщать им о произошедших в составе имущества изменениях. Органы Росимущества учитывают данные изменения и контролируют соответствие представленных сведений. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Федеральное имущество, включая находящееся на праве оперативного управления, бессрочного пользования у учреждений (правообладателей), в том числе и автономных, подлежит учету и внесению в реестр федерального имущества.
Полномочия по учету такого имущества возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Согласно п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447), учет федерального имущества представляет собой получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом (п. 2 Положения N 447).

Примечание. Реестр федерального имущества является федеральной информационной системой, представляющей собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и представления сведений о нем.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателю на соответствующем вещном праве.
Напомним, какое имущество подлежит учету и в каком порядке правообладатели должны представлять сведения о таком имуществе.

Состав федерального имущества, подлежащего учету

Исходя из норм п. 3 Положения N 447 учету подлежит расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:
- недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).
Согласно п. 5 Положения N 447 учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества.
Таким образом, если правообладатель владеет вещным правом на перечисленное имущество, сведения о нем должны быть учтены в реестре федерального имущества.

Порядок представления сведений об имуществе

Как было указано выше, в целях сопоставимости сведений, имеющихся в органах Росимущества и содержащихся в бухгалтерской отчетности, правообладатели должны своевременно сообщать им о произошедших с имуществом изменениях.
Положением N 447 определены случаи и сроки, когда правообладателям нужно представлять сведения в Росимущество (его территориальные органы) для внесения их в реестр. Такими случаями являются:
1. Приобретение имущества по договорам и иным основаниям. Согласно п. 14 Положения N 447 в этом случае учреждение для внесения сведений в реестр об имуществе, поступающем в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ, обязано представлять в двухнедельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган:
- надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно Приложению 1 к Положению N 447;
- надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии иных документов, подтверждающих сведения об объекте учета, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
При заполнении формы нужно учитывать следующие общие правила:
- строки формы не заполняются в случае отсутствия соответствующих сведений об объекте учета, в том числе о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем;
- в строке "Адрес (местоположение)" и в строках, содержащих сведения о стоимости, дополнительно указываются соответственно наименование страны и стоимость имущества в валюте соответствующей страны (в круглых скобках), если объект учета расположен за рубежом;
- сведения об ограничении (обременении) вносятся по каждому виду ограничения (обременения) отдельно. Также отдельно вносятся сведения о земельных участках, над или под которыми находится протяженный объект недвижимости;
- если на первом листе формы не хватает места для внесения сведений, их надо вносить на следующие ее листы, которые в строке "Лист ___" должны быть пронумерованы;
- каждая карта сведений об объекте учета (далее - карта), запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, либо запись о прекращении права собственности РФ на имущество (далее - запись) должна быть заверена правообладателем путем проставления подписи, даты ее внесения и печати.
2. Изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем. В этом случае правообладатель должен в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством РФ (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представить в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения N 447):
- запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно Приложению 2 к Положению N 447 в соответствующей карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладателю нужно представить запись по каждой из них (далее - записи об изменениях сведений);
- копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
Пунктом 15 Положения N 447 регламентирован порядок представления записи об изменениях сведений об объекте учета при изменении места государственной регистрации (преимущественного пребывания) правообладателя. Записи об изменениях сведений об объекте учета и копии документов, подтверждающих изменения сведений, представляются правообладателем в установленный срок в территориальный орган в субъекте РФ, на территории которого он зарегистрирован (преимущественно пребывает).
Такой порядок представления записей и копий документов действует также в случае перехода права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (преимущественно пребывающему) на территории иного субъекта РФ.
3. Прекращение права собственности РФ на имущество. В этом случае лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в двухнедельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права должно представить для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган (п. 16 Положения N 447):
- запись о прекращении права собственности РФ на имущество по форме согласно Приложению 3 к Положению N 447 для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, представляет запись по каждой из них (далее - записи о прекращении права собственности РФ на имущество);
- копию документа, подтверждающего прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом.
Карты и записи должны представляться соответственно правообладателем и лицом, которому имущество принадлежало на соответствующем вещном праве, на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Росимущества в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе правообладатель и указанное лицо формируют их на электронном носителе в территориальном органе, который создает для этого необходимые условия.

Решения, принимаемые территориальными органами Росимущества

В месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов территориальный орган Росимущества обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
1. Присвоить объекту учета постоянный реестровый номер федерального имущества и заверить карты сведений о нем или записи об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений.
Карты или соответствующие записи не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра должны быть направлены правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении карт или записей в соответствующие подразделы реестра.
2. Отказать в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ. В этом случае территориальный орган обязан не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения).
3. Приостановить процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют закрепленным Положением N 447 и законодательством РФ требованиям.
При этом территориальный орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме (с обоснованием принятия такого решения).
В течение месяца со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета правообладатель обязан дополнительно представить в соответствующий территориальный орган карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности РФ на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения, и копии подтверждающих их документов. При этом дополнительно представленные правообладателем документы должны соответствовать установленным Положением N 447 и законодательством РФ требованиям и быть надлежащим образом заверены.
Пунктом 22 Положения N 447 правообладателю предоставлено право продлить указанный выше срок, если он в течение месяца со дня получения извещения представит в письменной форме заявление с отражением причин необходимости продления срока представления дополнительных документов. Этот срок может быть продлен, но не более чем на три месяца со дня приостановления процедуры учета. Извещение о продлении названного срока направляется территориальным органом правообладателю в течение трех рабочих дней со дня поступления в территориальный орган заявления правообладателя.

Осуществление контроля территориальными органами Росимущества

Порядок контроля полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра федерального имущества и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей утвержден Приказом Росимущества от 12.09.2011 N 296 (далее - Порядок N 296).
Как было указано выше, правообладатели ежегодно до 10 апреля должны представлять в соответствующий территориальный орган Росимущества на бумажном и электронном носителях:
- надлежащим образом заверенные копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
- надлежащим образом заверенные копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 4 Порядка N 296 ежегодно до 10 мая текущего года со дня поступления в территориальные органы Росимущества от каждого правообладателя перечисленных документов ими проводятся документальные проверки, заключающиеся в сверке сведений, содержащихся в указанных документах и реестре.
Контроль территориальными органами Росимущества за полнотой, достоверностью и своевременностью представления правообладателями к учету федерального имущества будет осуществляться путем определения отношения количества совпавших в результате сверки значений сведений к общему количеству совпавших и несовпавших значений сведений, содержащихся в представленных копиях годовой бухгалтерской отчетности, инвентаризационных описей и актов инвентаризации.
Если в результате осуществления контрольных мероприятий выявлены учреждения, которые не имеют федерального имущества и сведения о которых не внесены в реестр, и (или) имущество, которое не представлено к учету в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, либо установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности РФ либо учтено в реестре как имущество, не находящееся в собственности РФ, территориальный орган Росимущества в двухнедельный срок со дня завершения процедуры контроля (п. 29 Положения N 447):
- формирует в трех экземплярах на бумажных носителях и электронном носителе карты сведений об объектах учета, в том числе о правообладателях, и (или) записи об изменениях сведений об объектах учета или о прекращении права собственности РФ на имущество путем внесения в них сведений, содержащихся в представленных и выявленных документах;
- направляет правообладателю сформированные карты и (или) записи в двух экземплярах на бумажных носителях и электронном носителе с требованием в двухнедельный срок со дня их получения завершить формирование карт и (или) записей и представить их в территориальный орган с копиями документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения.
В случае невыполнения правообладателем указанного требования территориальный орган обязан в 10-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования:
а) присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета - временные реестровые номера федерального имущества, внести присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, - в дело;
б) заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета, исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело;
в) заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, - в дело;
г) инициировать принятие к правообладателю мер ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Меры ответственности, применяемые к правообладателю

Согласно п. 42 Положения N 447 правообладатели в отношении федерального имущества несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Росимущество и (или) его территориальные органы.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства грозит административный штраф:
- для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. (или дисквалификация на срок до трех лет);
- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Подводя итог вышесказанному, еще раз заострим внимание читателей на том, что в целях недопущения наложения на автономные учреждения перечисленных мер административного наказания им нужно своевременно представлять в территориальные органы Росимущества необходимые сведения о приобретении имущества, являющегося объектом учета, и о произошедших в его составе изменениях.

Профессиональная оценка имущества государственной собственности.

Сделки купли-продажи недвижимости строго контролируются государством в том случае, если речь идет об их имуществе, которое подлежит реализации или сдаче в аренду. Современное законодательство не предусматривает особых сложностей и ограничений касательно заключения сделок купли-продажи с государственным недвижимым имуществом, однако процедура усложняется привлечением специалистов по оценке.

Оценивать недвижимое имущество необходимо в обязательном порядке, если вы хотите приобрести объект, который до момента заключения сделки находился в государственной собственности. Для этого стоит воспользоваться услугами профессионалов. Хотя нормативно не установлены требования к субъекту, который полномочен проводить оценку недвижимого государственного имущества, лучше в этом деле сотрудничать с профессионалами.
Дело в том, что при заключении такой сделки купли-продажи недвижимости, необходимо получить разрешение от Росимущества. Последний представляет собой контролирующий государственный орган, в компетенцию которого входит контроль за продажей и сдачей в аренду государственного имущества. Основными задачами органа можно обозначить контроль над легальностью сделки и особенно подтверждение рыночной стоимости объекта.

Для чего необходимы такие сложности? Государственное имущество - это фактически, собственность всего народа. С ними возможна реализация разного рода коррупционных схем и заключение разного рода недобросовестных сделок в случае отсутствия должного контроля со стороны государства. Например, при нахождении в оперативном управлении или хозяйственном ведении у того или иного чиновника объекта государственного недвижимого имущества, он мог бы продать его без особого труда, если бы не было ограничений по контролю рыночной стоимости. Без вмешательства Росимущества отчуждалась бы по стоимости, гораздо ниже рыночной с целью наживы и получения незаконного заработка.

Описав необходимость процедуры и потенциально высокий риск обмана государства, вы можете понять, что контроль со стороны Росимущества достаточно силен и тщателен. Поэтому, хоть и не установлено требований по квалификационному уровню специалиста, который будет проводить оценку, лучше доверять профессионалам. Если контролирующий орган увидит, что стоимость, заявленная в отчете - гораздо ниже рыночной, то это чревато запретом на заключение сделки.
Сотрудники нашей компании отчетливо представляют, как работать с Росимуществом, как составлять и правильно оформить отчет. Мы оцениваем имущество по установленным стандартам оценки, работаем с комплексным подходом и гарантируем максимальное соответствие рыночной цене.

Когда необходима обязательная процедура оценки недвижимого государственного имущества? Законодательно предусмотрена необходимость в случае его отчуждения частному или юридическому лицу и в случае передачи объекта в аренду. В последнем случае на основании обозначенной после оценки стоимость формируется арендная плата, которую необходимо периодически вносить за пользование имуществом.
Стоит отметить, что процедура оценки недвижимости выгодна также и при заключении сделок между частными лицами. В этом случае ее инициировать может исключительно собственник имущества - еще одно отличие от процедуры продажи или аренды государственного имущества, где оценку проводит и оплачивает покупатель. В таком случае, имея на руках заключение об оценки недвижимости от профессионала, вы сможете подтвердить установленную перед покупателем. Отсюда - меньше споров и больше доверия к вам со стороны контрагента.

Перед проведением оценки недвижимости государственного имущества, необходимо собрать предусмотренный законодательно пакет документов, среди которых право собственности на имущество. Также необходимо предоставить для заключения сделки аренды недвижимости все необходимые документы для подтверждения наличия или отсутствия обременений. Это может быть залог на имущество, открытых судебных производств и других юридических неприятных процессов в отношении объекта. Также специалистам для проведения профессиональной оценке потребуется технический паспорт объекта и балансовая стоимость имущества.

Мы гарантируем профессиональную оценку недвижимости как для Росимущества, так и для заключения сделок между частными лицами. Профессиональный подход обеспечит отсутствие проблем с государственными органами при заключении сделки.