Дата основания : 1901

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ковылкинский р-н, с. Кимляй

Женская община, созданная в 1870-х усилиями К. Е. Ахлестиной (позже - игум. Екатерины), на Флегонтовой горе, где в 1856-1870 подвизался пустынник старец Флегонт Островский. С 1889 приписана к Успенскому Краснослободскому монастырю, Статус общины получила в 1896, а монастыря в 1901. После революции закрыт, на территории располагались совхоз, затем детдом, практически все постройки разрушены. В 1997 восстановлен как мужской.

Ближняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : 2007

Статус : действ.

Адрес

Скит, построенный в роще, чуть севернее монастыря, начиная с 2007, по инициативе митр. Мордовского Варсонофия. Здесь возведены девять небольших деревянных церквей, звонница, кельи, обширное здание паломнического центра.

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь

Дата основания : 1996

Архитектор : 2005-2010: Курбатов В. В. (ограда)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи

Женский монастырь, открытый в 1996 при восстанавливаемой Покровской церкви усилиями сельского священника иеромонаха (ныне игумена) Алексия (Дегаева).

Дальняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : нач. 2010-х

Статус : сохр.

Адрес : респ. Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Скит для братии Макаровского монастыря, строящийся севернее основного комплекса построек монастыря и "Ближнего скита" монастыря. Сооружены несколько церквей и келейные корпуса, здесь же помещены детский лагерь, тепличное хозяйство и пр.

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь

Дата основания : 1995

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Мужской монастырь, организованный в 1995 при восстанавливаемом храмовом ансамбле в селе Макаровка. Храмовый комплекс - уникальный ансамбль памятников в духе московского барокко. Большая часть построек сооружена в 1-й пол. XVIII в., в том числе ограда с башнями (воссоздана в 1970-х) и многоярусная надвратная колокольня. Активно посещается, в кон. 2000-х рядом со старой территорией выстроен обширный центр паломнического туризма.

Краснослободский Преображенский мужской монастырь

Дата основания : 1655

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Краснослободский р-н, пос. Преображенский

Мужской монастырь, основанный недалеко от города Краснослободска старцем Дионисием в сер. XVII в., официально открыт в 1655. Отстроен в камне как единый ансамбль строит. Геннадием на рубеже XVIII-XIX вв. Закрыт в 1928, постройки заняты сельским профтехучилищем. Восстановлен в 1994 как женский, с 1995 мужской.

Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь

Дата основания : 1884

Архитектор : 2006 - Нежданов С. М.: (колокольня)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Рузаевский р-н, с. Пайгарма

Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил cтатус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.

Покровский Дракинский мужской монастырь

Дата основания : 1998

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Торбеевский р-н, с. Дракино

Мужской монастырь, устроенный в 1998 при действующем Покровском храме села Дракино.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Дата основания : 1659

Архитектор : 1781-1820 - Былинин Ф. И. (Филарет): - строительство по собств. проекту

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, Темниковский р-н, Санаксарский монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.

Свято-Ольгинский монастырь

Дата основания : ок. 1900

Статус : действ.

Адрес

В сер. 1880-х настоятельница Пайгармского монастыря игумения Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью и построила небольшую гостиницу для монахинь, приезжавших в уездную столицу по делам. В сер. 1890-х живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский предложил иг. Параскеве часть своей усадьбы, выходившей углом как на Базарную площадь, так и на ул. Московскую. Игуменья дар приняла, но расширять подворье не стала, т. к. денег свободных в ту пору у монастыря не имелось.

Свято-Тихвинский женский монастырь

Дата основания : 1890

Статус : действ.

Адрес : Россия, Республика Мордовия, г. Инсар.

Инсарский Свято-Ольгинский (во имя св. равноапостольной великой княгини Ольги) женский монастырь возник в кон. XIX в. как подворье Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря. В комплекс, кроме храма, входили два корпуса, жилой и хозяйственный, а также отдельно стоящая колокольня.

Троицкий Чуфаровский мужской монастырь

Дата основания : 1885

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ромодановский р-н, с. Большое Чуфарово

Женский монастырь, основанный при помощи местного уроженца, пустынножителя старца Игнатия Вершинина. В 1868 получил статус женской богадельни, в 1877 - женской общины, в 1885 - монастыря. Кирпичные келейные корпуса и ограда выстроены в 1870-х. Окончательно закрыт в 1924, постройки заняты тюрьмой, частично разрушены. Позже занят детдомом, ПТУ, к 1990-м в основном заброшен. Восстановлен в 1994 как мужской, выстроены новая ограда, ряд корпусов.

Свято-Троицкий женский монастырь (Старый Ковыляй)

Ежегодно святые места Мордовии собирают паломников буквально со всей России и даже из стран СНГ. Питер, Челябинск, Москва многие города отправляют сюда свои делегации страждущих. Пайгармский монастырь, кафедральный Свято-Феодоровский и Иоанно-Богословский соборы эти намоленные места хорошо знакомы верующим. И в каждом храме, в каждой обители вам расскажут свою историю о самом настоящем чуде.

В каменных храмах и простых деревянных часовнях Мордовии мироточат распятия и лики святых, после молитвы у особо чтимых икон исцеляются больные. Стены кафедрального и Иоанно-Богословского соборов, да и других церквей Мордовии — свидетели множества подобных историй.

В Иоанно-Богословском соборе — это старейший храм Саранска — мне показали золотую цепочку. Это дар одного из жителей города особо чтимой святыне собора — Владимирской иконе Божией Матери. После одной из вечерних служб служители собора увидели: кто-то прикрепил украшение к ризе иконы. По сложившейся в православной среде традиции так поступают люди, просившие исцеления у Богородицы и таинственно получившие избавление от болезней. Эта цепочка — зримое доказательство чьего-то выздоровления, то есть «обыкновенного чуда». И таких чудес в соборе происходит много. Так, одна женщина принесла в дар Владимирской иконе Богородицы золотой крестик. В иконной лавке храма мне объясняют: ее ребенок постоянно икал. А после молитвы мамы перед чудотворным образом все прошло.

Старинные списки Владимирской иконы Божией Матери не единственная чудотворная святыня Иоанно-Богословского собора. В храме мне показали дар одного прихожанина: золотое кольцо, оставленное Знаменской иконе Богородицы.

В каждом храме Мордовии могут рассказать и другие, еще более удивительные истории. По молитве святым угодникам у людей с нехорошим диагнозом исчезают недоброкачественные опухоли, проходят многолетние боли… Множество паломников со всех уголков России посещают знаменитый в Мордовии Параскево-Вознесенский монастырь в Пайгарме. Приезжают с любовью к его святыням. Многие помнят одно из чудес, которое произошло в обители и связано с помощью Богородицы.

Это было в 2002 году. Тогда в Параскево-Вознесенский монастырь принесли икону Богоматери с Младенцем-Христом на руках «Благодатное небо». Принесли из частного дома: икона осталась после одной умершей старушки. В монастыре образ вдруг замироточил. Заметив это, миром, выступившим из иконы, батюшка помазал прихожан, среди которых был и больной мальчик. Один глаз у ребенка не видел. И вот после помазания зрение стало постепенно возвращаться к малышу.

То, что этот случай широко известен, — исключение из правил. По старинной православной традиции об исцелениях и других случаях молитвенного заступничества принято молчать — потому что это глубоко личные, сугубо интимные истории. Как поясняет ключарь Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Фома, такие вещи должны сохраняться в тайне. Поэтому в храме, как и во многих церквях, не ведется летопись исцелений. Но народ помнит о чудесах.

Любая икона, любой освященный крестик являются чудотворными. Скромные «будничные» чудеса происходят сплошь и рядом. Сколько людей чувствуют себя лучше, выпив утром святой воды! А когда, освящая воду, священник призывает на нее благодать Святого Духа — тоже происходит нечто таинственное: вода изменяет свои свойства. Но самое главное чудо происходит каждый раз, когда совершается Божественная Литургия. Священник освящает хлеб и вино. Конечно, и после этого они продолжают иметь вид хлеба и вина, но приобретают силу тела и крови Иисуса Христа. В момент причастия Бог вселяется в человека. Но для этого нужно верить. Вспомните: «Блажен, кто, и не видя, уверует».

Отец Фома рассказывает, какие иконы с частицами мощей хранятся в соборе: это лики св. праведного воина Феодора Ушакова, св. Феодора Санаксарского, св. преподобного Серафима Саровского, св. Филарета Ичалковского, священномученика Виктора. Слышит молитвы людей Николай Чудотворец… Также в главном храме Мордовии хранятся иконы св. блаженной Матроны Московской, св. благоверных князя и княгини Петра и Февронии Муромских. В Иоанно-Богословском соборе особо почитается образ святого, в честь которого и назван храм. Все эти иконы благодатны. У каждой из православных святынь, обращаясь к своим небесным заступникам, человек может попросить исцеления, разрешения трудных жизненных ситуаций, избавления от бед и напастей. Святые угодники услышат молитву.

История Мордовии очень богата на чудеса. В одном из источников Пайгармского монастыря верующие однажды видели образ Богородицы, будто бы выложенный мозаикой на каменном дне. Хотя иконы в воде быть не могло. В 2005 году на подворье монастыря неожиданно стало мироточить деревянное распятие.

Наука признает, что факты исцеления и мироточения икон действительно существуют. Различных физических объяснений этому довольно много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Как физик я стараюсь находить рациональное объяснение каждому явлению. К примеру, на мироточивость влияет совокупность факторов, каждый из которых, будучи взят по отдельности, может быть совершенно незначительным. Ничего необъяснимого не бывает — просто всему находится либо простое, либо сложное объяснение.

Настоящее чудо произошло и в скромной саранской больничной церкви во имя святителя Луки Крымского. Она расположена на территории Республиканского психоневрологического диспансера, но посещают ее не только пациенты, но и жители стоящих рядом с медицинским учреждением домов. Несколько лет назад главному врачу диспансера была подарена икона Богородицы. Написанная масляными красками на полотне, она находилась не в лучшем состоянии. На ней лишь едва проглядывался лик Богоматери. Икону перенесли в больничную церковь, и какое-то время она стояла, прислоненной к стене. И вдруг на образе сам собой, без реставрации, проявился лик Божией Матери. А на обратной стороне иконы неожиданно возникло еще одно изображение. Там проявился лик святого Николая Чудотворца. Образ оказался двусторонним: такие используются для крестных ходов. Икону поместили в деревянный оклад, и она стала особо чтимой святыней храма.

К слову, при советской власти лики святых на сводах одного из храмов Пайгармы выжигали паяльными лампами. Но несколько лет назад, и опять без реставрации, лики стали проявляться. Они обновляются сами собой, будто над ними работает незримый художник. Как говорят священники, это знаки особой Божией милости к людям. Когда человек настроен на исправление и стремление к новой жизни, с ним и происходят чудеса.

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты - город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле . Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе . В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR - 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Погода и климат

Климат местности, на которой расположен Санаксарский монастырь, относится к умеренно-континентальному. Погодные условия примерно одинаковы с центральным регионом России. Температуры воздуха варьируются от -10 в январе до +30 в июле.

Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.

Мощи и святыни монастыря

На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.

Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:

  • Чудотворной иконе Казанской Божией матери;
  • Иконе Пресвятой Богородицы;
  • Мощам преподобного Феодора;
  • Мощам праведного воина Феодора Ушакова и памятнику в его честь;
  • Мощам преподобного Александра-исповедника.

В обители находится один святой источник, за её пределами второй - имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины - за её пределами. Максимальный срок пребывания - 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.


Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.
Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.
Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев.