Во все белое. Причем одежду для смерти человек должен был готовить себе заранее: шилась она только на руках иголкой вперед, без узелков, - покойника не дозволялось завязывать. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлый платок. Сегодня в традиции покойного принято одевать во все новое, чистое. Вещи должны хорошо подходить по размеру, не быть большими и мешковатыми или тесно сжимать. Если благосостояние семьи не позволяет приобрести новый комплект , позволяется одеть усопшего во все чистое.

Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для , его желание необходимо исполнить. Но предварительно следует убедиться, что данная одежда чистая, опрятная и подходит покойному по размеру. Хоронить усопшего принято в одежде, которая соответствует сезону и погоде. Обувь заготовьте с задником, мягкую и презентабельную.

Военных людей обычно облачают в парадную военную форму. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы на на них надели все ордена, ведь именные боевые награды все равно никому из родственников не нужны и много лет спустя и могут и вовсе потеряться. Не нарушайте волю почившего, заслужившего эти награды.

Лоб умершего христианина покройте венчиком, символом венца Царства Небесного. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На венце должны быть написаны слова Трисвятой песни. Венчик продается в церковной лавке. Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве - правая поверх левой, это знак Распятого Христа. В руки положите иконку Спасителя или распятие. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя.

Одетое тело по пояс покройте белой простыней или погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, усопший под покровом Христа. Под голову положите плоскую подушечку из ваты или сухой травы (наволочку наполняют освященными в храме в Вербное воскресение или в день Святой Троицы сушеными веточками верб, листьями берез).

По шариату, хоронить покойного в одежде запрещено. В мусульманской религии умершего принято окутывать в саван (кафан). Он должен быть изготовлен из ситца или белого полотна. Кафан традиционно состоит из трех частей: лифофы, изора и камиса. Первая – это ткань, которая будет покрывать покойника полностью, с головы до ног, так, чтобы саван легко завязывался с обеих сторон. Изором (куском ткани) обертывается нижняя часть тела, а камис - это рубаха с вырезом для головы. Для женщин предусмотрен химор - платок для головы и волос размером 2 м на 60 см. Для похорон умерших младенцев используется одна лифофа. Ткань для мусульманского савана должна соответствовать материальному достатку умершего. Тело мужчины запрещено покрывать шелком.

Обратите внимание

Сегодня соблюсти весь христианский или мусульманский ритуал омовения и облачения покойного можно только, если тело не передавалось в морг. Или родственникам усопшего придется приложить максимум усилия, чтобы успеть в короткие сроки подготовить покойного надлежащим образом после формальных процедур. По российскому законодательству, без передачи тела в морг получить свидетельство о смерти невозможно. Однако в морге за дополнительную плату могут произвести ритуал омовения и облачения покойного. Для этого заранее передайте работнику все заготовленные одеяния.

Полезный совет

Нельзя класть в гроб посторонние предметы: книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. Эти суеверные обычаи - пережитки язычества. На покойном может быть одет нательный крест и при желании обручальное кольцо, если он был венчан.

Шариат предписывает завернуть усопшего в специальное для него одеяние – саван (кяфан) или же в обычную одежду. Окутывание покойного в саван является вторым из четырех обязательных действий, совершаемых по отношению к нему. И это выполняется после того, как умершего обмоют или совершат ему таяммум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в райские, одеяния из шелка, атласа и парчи » (аль-Хаким, аль-Байхаки).

В качестве савана используется такая ткань, которую разрешено было носить умершему при жизни, – она должна соответствовать той, что он одевал, должна быть одного с ней достоинства.

Если умершего заворачивают в саван из средств, оставленных им после себя, то необходимо, чтобы саван состоял из трех покрывал, каждое из которых закрывало бы его тело целиком. А если его оборачивают в саван не за его средства, то минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это кусок ткани, покрывающий все его тело.

Необязательно использовать для савана новую ткань, так же, как необязательно, чтобы она была белого цвета.

Размеры савана

1. Ширина савана зависит от ширины тела умершего в плечах. Расчеты ширины савана производятся по схеме: ширина савана = ширина тела умершего х 3. Например, ширина тела умершего в плечах 30 см, значит, следует взять кусок ткани шириной 90 см и т. д.

2. Длина савана определяется по следующей схеме: длина савана = длина тела умершего + 1/3 длины его тела (эта добавка к длине тела умершего нужна для того, чтобы была возможность связать саван над головой и под ногами умершего). Например, если длина умершего 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см.

Составные части савана

Саван для мужчин (расход ткани 8–10 м) состоит из 3-х кусков ткани – лифафы, каждый из которых покрывает тело целиком. Для мужчины лучше всего довольствоваться этими тремя покрывалами. Но некоторые добавляют отрезок ткани для головы, называемый чалма, и рубаху (камис), закрывающую тело от шеи до колен. В их использовании тоже нет ничего предосудительного.

Лифафа – покрывало, в которое заворачивают умершего с головы до ног – бывает таких размеров, что если обернуть умершего, то остается около 30 см ткани со стороны ног и головы – это для того, чтобы после была возможность завязать саван с обеих сторон.

Саван для женщин предпочтительно, чтобы состоял из 5-ти частей (расход ткани 10–12 м): 1) изар – кусок ткани для оборачивания тела от пупка до колен; 2) камис – рубаха, не имеющая воротника, с вырезом для головы, закрывающая все тело, кроме головы и ног; 3) химар – платок для покрывания головы и волос женщины длиной от головы до пупка. Волосы умершей заплетают в две или три косы и кладут сверху на камис; 4 и 5) лифафа – ткань (любая), покрывающая умершую с головы до ног (следует добавить по 20–30 см ткани со стороны ног и головы, чтобы после оборачивания тела можно было завязать саван с обеих сторон). Их бывает две.

Так пишет о саване ученый-богослов Марсифи в своей книге «Рисалат». Однако есть и другие версии относительно составных частей савана.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифафы.

Итак, как пишет богослов Абдуллах бин Хиджази аш-Шаркави (1150–1227 г. х.), заворачивать тело покойного мужчины в три куска метерии – и обязательно, и предпочтительно. В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение)завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы». А для женщин использовать три куска и вдобавок химар и изар является сунной, т. е. и для мужчины, и для женщины обязательно использовать одинаковое количество покрывал (по три куска), а разница для них лишь в желательном количестве.

Однако это решение Шариата касается лишь того случая, если расходы на саван покрываются из имущества умершего. Если же умершего оборачивают в саван не за его счет, например, на средства опекуна умершего, который должен был содержать последнего, или из общественной казны (байт аль-маль), или из средств, безвозмездно выделенных на подготовку умерших к захоронению (вакф), или на имущество состоятельных людей, то тогда минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это один кусок ткани, покрывающий все его тело.

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким. Но нежелательно, чтобы саван был других цветов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Одевайте белые одеяния, так как это самые лучшие ваши одеяния, и используйте для савана белую ткань ». Этот хадис передали имамы Муслим и аль-Бухари.

Желательно, чтобы для умершей жены саван готовил муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети умершего. Если же у умершего никого нет, похороны осуществляют его соседи или община.

Ат-Табари передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Сосед достоин того, чтобы, если он заболеет, ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал ему взаймы, если испытывает нужду – защитил его. Если придет к нему добро – поздравь его, если беда – утешь его, не возвышай свое строение над его строением, поддерживай костер от него, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него».

Саван должен соответствовать достоинству умершего:

Запрещается использовать для савана ткань, которая вызывает плохое впечатление, унижая тем самым достоинство умершего (к примеру, мешковину).

Для савана нельзя использовать украденную ткань, поэтому в Шариате есть для мусульманина дозволение еще при своей жизни готовить некроеный материал, предназначенный для савана.

Не дозволяется красить ладони умершего мужчины хной, а красить руки женщине и детям – нежелательно (караха).

Можно делать саван для женщины из шелковой ткани, дозволяется и красить его шафраном. А для мужчин, если есть возможность изготовить саван из другого материала, запрещено использовать для этой цели шелковую ткань. Саван желтого цвета является нежелательным и для мужчин, и для женщин.

Мужчину, который умер в состоянии ихрама, т. е. при совершении хаджа или умры, заворачивают в его ихрам, не покрывают лицо и голову и не умащают благовониями, поскольку при воскрешении он выйдет из могилы в том виде, в каком он был при совершении паломничества, и будет повторять: «О Аллах! Я отозвался на Твой Призыв, я искренне отозвался на Твой Призыв».

Об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Один человек, находившийся вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) во время стояния на равнине Арафат (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Обмойте его водой ссидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в Судный день он будет воскрешен произносящим тальбийю ”».

Часто для савана используют материю, которую споласкивали или же смачивали водой Зам-Зам.

Если на покойном имеются долги, которые равняются или превышают имущество, оставленное им после себя, то кредиторы имеют право потребовать, чтобы его завернули в саван, состоящий только из одного покрывала, и наследники покойного в данном случае не могут окутывать его в более чем одно покрывало, кроме случая, если они это делают на свои собственные средства, потому что вначале необходимо исполнить долг перед кредиторами и вернуть их имущество и в освобождении от его выплаты для покойного заключается больше пользы. Так пишет Баджури.

Нежелательно, чтобы саван был слишком дорогим в цене. Чем надевать новый саван, лучше использовать поношенный и выстиранный материал, ибо саван и так будет разлагаться в могиле, а новое более подобает для живого человека. Однако, если среди наследников покойного есть не достигшие совершеннолетия дети или психически нездоровые, или кто-то из них находится вдали от данной местности, или сам покойный при жизни был несостоятельным, бедным человеком, то использовать для него дорогую ткань в качестве савана является запретным (харам). Это тоже важный момент, требующий внимания!

В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Вы украшайте саван для покойных, они радуются и гордятся этим, также они посещают друг друга в этом саване ». В указанном хадисе под словами «украшайте саван» имеется в виду, чтобы мы выбрали саван белого цвета, чистый, закрывающий целиком тело, плотный и приобретенный на имущество, добытое дозволенным (халал) путем. В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата в саван, то пусть делает это хорошо ».

Желательно (сунна) ароматизировать саван и тело покойного благовониями, в частности, части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе, широкой полоской ткани завязать его таз и закрыть ватным тампоном все отверстия на его теле. Также сунной является окуривать благовониями покрывало (для этого существуют специальные свечки). На это есть указания в Сунне. В хадисе, переданном аль-Байхаки, сообщается от Джабира, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делайте это трижды». Это делается в следующем порядке.

Порядок окутывания мужчины

1. Перед оборачиванием тела умершего на чистое место расстилают одеяло или ковер. На ковёр обычно кладут полиэтилен и поверх этого расстилают все три покрывала (лифафа), одно за другим, и ароматизируют их благовониями, т. е. вначале раскладываем самое красивое и широкое покрывало и рассыпаем на него что-либо с приятным запахом (гвоздику, камфару). На него сверху расстилаем второе по красоте и величине покрывало, которое тоже ароматизируется, и далее расстилаем третье покрывало и на него также рассыпаем то же самое. (Поверх лифафы стелют рубаху (камис), если таковая есть, в развёрнутом виде, также ароматизируя её.)

2. Затем (при необходимости, подложив под умершего на уровне пояса кусок ткани длиной 1,5 метра, берут умершего за голову, талию (за ткань) и за ноги) аккуратно укладывают его на развёрнутый и подготовленный саван так, чтобы он лежал на спине. Ароматизируют тело благовониями, ссыпая на него гвоздику. Чтобы рот не открывался, подвязывают подбородок (это можно сделать и заранее).

3. Затем укладывают обе руки покойного на его груди так, чтобы левая рука была снизу, а правая – сверху, или же можно их укладывать и по обоим бокам вдоль тела.

4. Далее, рассыпав на вату благовония (гвоздику), кладут её на части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе (лоб, ладони обеих рук, колени и нижние части стоп обеих ног). Также желательно, проароматизировав вату гвоздикой, закрыть ею все отверстия на теле (нос, уши, глаза, рот, передний и задний проходы).

5. И широкой полоской тканью крепко завязываем его таз.

6. После этого оборачиваем его тело в покрывала, одно за другим: сначала заворачивают в верхнее покрывало правую часть тела, затем оборачивают левую сторону. Таким же образом окутывают и в остальные два покрывала. Затем завязывают узлы у головы и у ног (можно и у пояса), дабы покрывала не развязались и не открылись при перенесении тела покойного на кладбище. Посему, как мы упоминали, покрывала для савана должны быть немного длиннее, чем тело покойного. Эти узлы развязывают после опускания тела в могилу, за исключением узла на поясе, и кладут их в могилу к ногам усопшего.

7. Обмывавшие тело умершего читают мольбу и прощаются с ним.

8. Выносят умершего из дома головой вперед. Если данный пункт не выполнен, то это не нарушит правила похоронного обряда.

Если не хватает ткани, то важнее прикрыть голову, а ноги следует прикрыть чем-нибудь другим, например, травой или сеном, как об этом говорится в хадисе. Хаббаб рассказывал: «Когда Мус‘аб был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща, однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк (мир ему и благословение) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Использовать гвоздику в качестве средства для умащивания покойного желательно (сунна), а некоторые учёные-богословы говорят, что это даже обязательно (фарз). Следует похоронить умершего как можно скорее.

Порядок окутывания женщины

Окутывая женщину, вначале стелют два самых больших покрывала (лифафы), далее надевают на покойную изар – материал, закрывающий тело от пупка до колен, затем надевают рубаху (камис), её волосы заплетают в (две или три) косы и кладут сверху на рубаху (на груди), затем голову и волосы покрывают платком (химар), далее, как и мужчину, заворачивают её в верхнее покрывало, а затем и в нижнее (лифафа).

О надписях на саване

Исламские ученые сообщили, что в могилу, кроме тела, завёрнутого в саван, ничего класть нельзя. Учёные особо предостерегли мусульман от того, чтобы класть в могилу рядом с телом листы, на которых написаны аяты из Корана или Имена Аллахa, или что-либо другое, почитаемое в нашей религии так, чтобы их касались нечистоты. Запрещено также писать аяты Корана на одеянии умершего.

Данный запрет связан с тем, что тела людей (кроме некоторых случаев ) в могиле разлагаются, при этом выделяются различные грязные вещества. Необходимо заботиться о том, чтобы уберечь религиозные тексты от этих веществ.

Объясняя данный запрет, учёные-теологи приводят рассказ, переданный теологами, о благочестивом поступке человека, который был большим грешником (употреблял спиртное и не соблюдал обязанностей). Однажды он нашёл на дороге, в грязи, кусок бумаги, на котором было написано Имя Аллаха (некоторые сообщают, что это был лист из Корана), поднял его, очистил и сохранил. Этот человек был мусульманином, и его вера привела его к совершению доброго поступка. Следствием этого благодеяния стало то, что Всевышний даровал ему Рай. Каждому из нас необходимо заботиться об уважительном отношении ко всему, что связано с нашей религией, важно придавать большое значение запретам Создателя, бояться нарушить их.

Итак, писать на саване аяты благородного Корана и слова поминания Всевышнего (зикр, тасбих) является запретным, ибо их необходимо оберегать от продуктов разложения. Однако дозволяется писать подобный текст и класть лист так, чтобы его не касались нечистоты, т. е. поместить в

какое-либо керамическое или стеклянное, или свинцовое приспособление, что позволит оберегать от нечистот.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном ат-Тирмизи, говорится: «Если, написав эту (нижеследующую) мольбу, поставят её на грудь умершего и завернут в саван, то его не постигнет наказание и он не увидит ангелов Мункара и Накира».

Вот эта мольба:

«Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Единственного Бога – Аллаха, у которого нет сотоварищей, Ему принадлежит все царство и всякая хвала, нет божества, кроме Него, и нет силы и мощи воздерживаться от плохого и совершать благое, кроме как от Великого Аллаха».

Так пишется в книге «Джамал».

Однако бумагу с этой мольбой необходимо положить в герметичную ёмкость, например, стеклянную бутылочку, для защиты от нечистот.

Наш господин Сальман аль-Фариси передал, что если, нижеприводимый текст, поместить в саван покойного, то он будет защищён от сжимания могилы и допроса ангелов Мункара и Накира. Однако опять-таки её необходимо поместить в какое-либо приспособление, дабы оберегать от нечистот. Приведем эти строки:

«О Аллах, усмиряющий и покоряющий всякого могущественного, притесняющего путём ниспослания на него смерти, посредством сияния (нура) Своей Сущности, защити меня от огня Ада! Те, кто любит меня, мои помощники, друзья и знакомые передали меня к Тебе! Они оставили меня под каменными глыбами, в одиночестве и печали, на дне скучной, пыльной и мрачной ямы!

Я стал Твоим гостем, о наищедрейший Творец, и в долгу перед Тобой! Ты же, Господь мой, самый милостивый к Своим гостям и оказывающий лучшее гостеприимство! А гостеприимство, в котором нуждаюсь я от Тебя, – это прощение моих грехов, чтоб тем самым, обретя спасение, прийти к Тебе, о наилучший из прощающих!».

Есть еще и другая, более длинная молитва, которую обычно мусульмане кладут на грудь своему умершему. Все эти молитвы мы приведем в приложении в конце книги на отдельном листе, чтобы для каждого читателя удобно было их отрезать и использовать.



Всевышний по Своей Милости сохраняет от разложения тела пророков, шахидов и некоторых из великих авлия (святых праведников).

Села Жуково и Белоногово всегда считались старообрядческими. Я попытался восстановить отличительные особенности похоронно-по-минального обряда старообрядцев часовенного согласия этих сел. Для этого использовал такие формы исследования, как анкетирование и наблюдение. К сожалению, жителей, знающих обряды, остались единицы; именно они и выступали в качестве источника информации.
Старообрядцы готовятся к смерти заранее. Перед смертью стараются обязательно исповедаться по «скитскому покаянию» наставнику. Приготавливают специальную погребальную одежду, которая называется «сряд» или «смертно». Ее готовят заранее. «У меня уж лет двадцать с лишним лежит, мама себе шила и мне приготовила. Шила на руках».
Саван и одежды - обязательно льняные или сатиновые, сшиты вручную, не «зарублены» (т.е. швы не подрублены). Саван представляет собой сшитое полотно с капюшоном. Мужская одежда состоит из рубахи до колен, кальсон и пояса, а женская из рубахи обязательно до пят, платка (чаще двух платков) и пояса. На ногах у мужчин - белые носки и тапочки, а у женщин - чулки и тапочки. Кроме того, готовилась пелена - узкая полоска белой ткани длиной около пяти метров, а также покров - отрез белой материи.
Обязательно готовят лестовку и новый нательный крестик с гайтаном. Наволочку на подушку шьют размером 20 на 30 см, набивая ее листьями березы и «богородской» травой (чабрецом).
По представлениям старообрядцев, умирать среди семейства в полной памяти, да еще на Пасху, является благодатью небесной для человека. Наши предки верили, что, если человек умирал быстро, то душа его попадала в рай, а если мучился перед смертью - значит, грехи велики и ему не миновать ада.
Полагали, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позднее - полотно. Стараясь помочь умирающему, открывали дверь, окно, печную трубу - дабы душе было легче отлететь. «Когда уж часовать-то начнет, дак читают канон на исход души, а когда отойдет - уж потом сразу обряжать его начинают» .
Омовение усопших в каждом селе совершают специально обученные люди, которые совершали этот обряд так, чтобы никто не видел тело умершего голым.
«Сколько вот мытарств в «Видении Григорьевом» описано - столь и тряпочек готовить надо». Обмывальные принадлежности: сосуд, ложку, тряпочки - по дороге на кладбище с молитвой опускали в реку или закапывали в могилу.
После омовения тело с пением ангельской песни полагалось в гроб. Постель умершего выносилась в курятник, «чтоб петухи опели», и оставалась три дня.
До начала 80-х годов пожилых старообрядцев хоронили в домовинах - деревянных долбленых колодах. Позднее стали делать гроб из досок, без железных гвоздей. В настоящее время традиция утрачена.
Гроб тканью не обивают. В доме, где лежит покойник, завешивают зеркало. Не топят печь, сторожат ночью покойника - т.е. обязательно кто-то сидит у гроба, не спит.
После положения в гроб до дня похорон над умершим читали Псалтырь по особому правилу, а в день похорон совершали погребение, или отпевание, во время которого все родственники умершего поочередно прощались с ним. После отпевания гроб закрывали и везли на кладбище.
Нередко на похороны приглашали специальных плакальщиц - женщин, знающих множество красивых и уместных плачей для любого случая. «Орина-то так умела разжалобить, что не хошь, а ревешь дурниной до беспамятства», - говорили о жуковской плакальщице односельчане.
Перед выносом гроба подают курицу через гроб, а затем отдают чужому, чтобы он молился за покойного. Нельзя проходить под гробом. Когда выносят гроб, нельзя касаться косяков двери (магия касания). Близкие родственники не должны нести гроб.
Сначала выносят крест, крышку, а потом - гроб. Кто несет крест, тому подают полотенце. Ставят гроб в ограде. Если умер не дома, то везут к дому прощаться.
К этому времени на кладбище (в селе Жуково - «на могилках», «за сопочкой») копальщики уже вырывали могилу. «Глубокую сильно не надо копать, до подмышек само то, чтоб вылезти потом можно было» . (Имеется в виду второе пришествие и воскресение всех мертвых).
После каждения могилы опускали гроб и забрасывали его землей, ставили крест с крышкой (голубец) и трижды обращались к умершему: «Помяни меня во царствии небесном, когда встанешь пред престолом Божьим!» Расходились не оглядываясь и шли в дом умершего, где устраивались поминки (поминальный обед).
Особым элементом похоронно-поминального обряда является соблюдение траура. Семейные нанимают на этот период «духовных», «божественных» - читать сорокоуст, а в третий, девятый, сороковой день и годовщину - совершать «панафиду» (панихиду).
В силу закрытого характера культуры старообрядцев традиционные элементы похоронно-поминального цикла приобрели статус кодекса, обязательного правила, аксиомы, которые необходимо соблюдать. Наблюдения со стороны, личные беседы дали возможность констатировать, что многие обрядовые действа выполняются «по правилу», «по закону», «как принято было», но смысловая основа многими уже забыта.
Таким образом, процесс размывания обрядовой основы коснулся естественным образом и старообрядцев, что подтверждает правомерность общего эволюционного процесса всех компонентов культуры.
СВ. Батуев,

1. Ширина савана зависит от ширины умершего в плечах . Расчеты производятся по схеме:

Ширина савана = Ширина умершего ´ 3

Например, ширина умершего в плечах – 30 см, значит, выбираем кусок ткани шириной 90 см, если ширина умершего – 40 см, ширина ткани – 120 см и т.д.

2. Длина савана выбирается по следующей схеме:

Длина савана = Длина умершего + 1/3 длины тела

Например, если длина умершего – 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см. Если длина умершего – 150 см, то длина савана = 150 + (150:3) = 200 см. Такое добавление делается для того, чтобы связать саван над головой и под ногами усопшего.

Второй шаг – заворачивание в саван:

1. Мужчину заворачивают в 3ткани. Это основывается на хадисе от ‘Аиши: «Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завернули тремя белыми хлопчатыми тканями. Среди этих тканей не было «рубашки» и «чалмы» *: сначала обернули первой, затем – второй, а затем – третьей».

1.1. Приготовить повязки из такой же ткани, как и саван, длиной равной ширине савана.

Например, если ширина умершего – 60 см, то ширина савана = 60´3 = 180 см, и длина повязки тоже будет 180 см. Повязок нужно приготовить нечетное количество (например, 7). После этого их нужно положить на носилки на одинаковое расстояние между собой.

1.2. Приготовить 3 ткани .

Например, пусть длина умершего – 180 см, длина ткани, соответственно, будет: 180 + (180:3) = 240 см. Эти три ткани кладут на носилки ровно друг на друга.

1.3. Приготовить ат-туббан – кусок ткани длиной 100 см и шириной 25 см. Посередине с верхнего и нижнего его краев делается разрез длиной около 30-40 см. Этот кусок ткани кладут на носилки поверх предыдущих трех тканей с расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершего. В середину ат-туббана кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим средством (одеколон, духи, миск).

1.4. Таким образом, на носилках находятся: повязки, поверх них – 3 куска ткани, поверх них – ат-туббан с кусочком ваты.

Завершив с этим, на носилки переносят умершего (‘аурат его постоянно должен быть укрыт). Желательно (но не обязательно) смазать какой-либо приятно пахнущей мазью места, участвовавшие в суджуде (лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног). Этим действием им выражается благодарность за их поклоны Аллаху. Также желательно положить вату, пропитанную этой мазью, в паховую область усопшего. После этого руки умершего нужно сложить вдоль его тела.

Теперь вернемся к ат-туббану . Сделав в нем разрезы, мы условно разбили его на 4 сектора: 2 верхних и 2 нижних. После того, как умершего уложили на носилки, правый нижний сектор ат-туббана продевается между ног покойного и связывается над телом с правым верхним сектором. Точно так же левый нижний сектор связывается с левым верхним. Это делается для того, чтобы не допустить попадания возможных выделений умершего на саван.

1.5. После этого переходим к собственно заворачиванию умершего в саван. Заворачивать начинаем с первого куска ткани (ближайшего к усопшему). Тело сначала укрывается правой частью савана, а затем – левой. Обернув умершего в первый слой материи, убираем покрывало, закрывающее ‘аурат . Части ткани, находящиеся выше головы и ниже ног, сгибаются и укладываются на лицо и ступни соответственно. После этого тело укрывается правой частью второго куска ткани, а затем – левой его частью. Точно так же ткань, находящуюся выше головы и ниже ног, сгибают и укладывают на тело. Затем то же проводят с третьим куском ткани.

1.6. Приготовленными повязками, находящимися на носилках, в первую очередь связывают часть последней ткани, выступающую за голову и ноги. После этого завязывают оставшиеся повязки. Необходимо отметить, что узлы нужно делать над левым боком умершего, т.к. в могилу его уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

2. В заворачивании женщины участвуют 5 тканей : 2 куска ткани, в которые умершую завернут, верхняя одежда («рубашка» ), изар и головной платок (химар ).

Например: пусть ширина умершей 50 см, а ее длина – 150 см. Для заворачивания берутся две ткани шириной 50´3=150 см и такой же длины повязки (т.е. 150 см). Как уже говорилось, желательно иметь нечетное число повязок, например, 7. Их кладут на носилки на равном между собой расстоянии. Поверх повязок кладутся две приготовленные ткани так, чтобы с ножного конца носилок они выступали только на длину, достаточную для укрытия ног, а вся остальная часть должна выступать с головного конца.

2.1. Подготовка «рубашки» .

Длина «рубашки» = Расстояние от плеч умершей до ее голеней ´ 2

По середине этой ткани прорезается отверстие, через которое будет продета голова. Из-за того, что ткань «рубашки» в 2 раза длиннее носилок, поступаем следующим образом: укрываем носилки одной половиной ткани, а вторую – собираем и кладем за ними в том месте, где будет лежать голова умершей. (Таким образом, уложенная на носилки половина ткани будет лежать под умершей, а второй половиной ткани тело будет укрыто сверху.) Ширина «рубашки» постоянна всегда – около 90 см .

2.2. Подготовка изара . Изар – это прямоугольный кусок ткани шириной 90 и длиной 150 см. Он укладывается на носилки поверх «рубашки».

2.3. Подготовка головного платка. Он вырезается из ткани размерами 90´90 см.

2.4. Подготовка ат-туббана . Его ширина – 25 см, длина – 90 см. посередине ткани с верхнего и нижнего краев делаются 2 разреза. После этого ат-туббан укладывается на носилки поверх изара с таким расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершей. На ат-туббан кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим раствором (миск, камфора ). Этим же раствором желательно пропитать изар и «рубашку». Напомню, что ширина «рубашки», изара и головного платка является одинаковой для всех – 90 см.

2.5. Закончив с приготовлением тканей, умершую переносят на носилки, следя за тем, чтобы ее ‘аурат был укрыт. Связываем ат-туббан над телом усопшей: правый верхний его конец – с правым нижним, и левый верхний – с левым нижним. После этого правая часть изара укладывается на тело, затем – левая его часть, после чего аккуратно из-под изара убирают ткань, укрывавшую ‘аурат .

Затем переходим к надеванию «рубашки». Как уже говорилось, нижняя ее половина лежит на носилках, а верхняя – собрана и уложена над головой умершей. Разворачиваем верхнюю половину «рубашки» и в проделанное в ней отверстие продеваем голову умершей, а саму ткань укладываем поверх тела.

В нашем примере ширина тела – 50 см, а ширина «рубашки» - всегда 90 см. Эти превышающие 40 см укладываются под тело умершей с правого и левого боков. После этого голову (лицо и волосы) умершей обворачивают приготовленным головным платком.

2.6. Заворачивание. Правая часть первой ткани (т.е. той, что ближе к телу) укладывается на тело умершей (в том числе на голову и ноги), а затем укладывается левая часть. После этого тело укрывают второй тканью: сначала правой ее частью, затем – левой.

2.7. Связывание начинают с головы. Ткань, находящуюся над головой, связывают приготовленной повязкой. После этого связывается ткань, выступающая за ноги. Точно так же, если эта часть ткани выступает на большую длину, ее сгибают, укладывают на ноги и привязывают повязкой. После этого связывают оставшиеся повязки. Узлы нужно делать на левом боку, чтобы облегчить их развязывание после того, как тело будет уложено в могилу на правый бок (см. рис. 2 ) .

Обратите внимание :

1. Заворачивание мальчиков младше 7 лет выполняется одной или тремя тканями.

2. Девочек младше 7 лет заворачивают двумя кусками ткани и «рубашкой».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Порядок намаза при погребении (джаназа-намаз)

1. Хадис , объясняющий достоинства джаназа-намаза .

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто участвовал в погребальной процессии до джаназа-намаза, тому – награда, равная одному карату. Кто участвовал в ней до самого погребения, награда того равна двум каратам». Тогда спросили: «А что такое два карата?» Он ответил: «Они – словно две огромных горы». Таким образом, если мусульманин участвует в похоронной процессии до самого погребения, он получает награду от Аллаха в два раза большую, чем размеры горы Ухуд , находящейся близ Медины.