Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

Способы словообразования существительных

  1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
  2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
  3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
  4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
  5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
  6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

Суффиксальный способ словообразования

Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

  1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
  2. Имена отвлечённые образуются:
  3. от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
  4. от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
  5. Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое…

В русском языке много слов, имеющих одинаковое начало. Это происходит из-за употребления приставок, которые часто…

Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи.…

Слово «сечь» в русском языке - это сразу две части речи: имя существительное и глагол (его неопределенная…

Термином «склонение» в русском языке называют изменение именных частей речи (существительных, числительных,…

При изучении русского языка используется множество различных анализов и разборов слов, предложений, словосочетаний.…

Иной раз достаточно сложно с первого взгляда определить, какой частью речи является слово, а ведь от этой процедуры…

Русский язык невероятно богат. В нем много различных понятий: части речи, члены предложения, знаки препинания и т. д.…

Речь в нашей сегодняшней статье пойдет о наречиях. Мы постараемся дать наиболее полный ответ на вопрос о том, что такое…

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная…

В русском языке всего шесть падежей:Именительный;Родительный;Дательный;Винительный;Творительный;Предложный.Для чего же…

Род существительного определить довольно просто. Можно всего лишь подставить к нему местоимение: моя мама (женский…

Деепричастия, как и причастия, – это слова, образованные от глаголов. В современном русском языке они стали…

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;

4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин- получается гусиный

Серый + суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .

Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо .

2. Я люблю все новое .

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

  • обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся
  • Оборудование:

    • перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы, постановка целей

    Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?

    Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь.

    III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания

    Дайте определение имени существительного.

    Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.

    (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:

    а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель ;

    б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник ;

    в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор ;

    г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег ;

    д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец .)

    Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?

    (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.

    Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).

    IV. Повторение морфемного состава имён существительных

    Какие морфемы записаны на доске?

    На какие две группы можно разделить эти суффиксы?

    (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)

    Выберите суффиксы других частей речи.

    Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька .

    Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)

    В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.

    Какие слова записали?

    V. Орфографическая работа

    Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?

    сокровищ:

    безветрие

    К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.

    (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )

    Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")

    Как вы думаете, какое будет задание?

    Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.

    (1 ученик за доской)

    Проверьте. Кто не согласен?

    Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)

    Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.

    Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.

    Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)

    Объясните написание окончаний.

    VI. Работа с перфокартами

    Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)

    Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?

    Проверим ваше умение использовать это правило на практике.

    Приготовьте перфокарты, листочки.

    шёл к станции по дороге по аллее
    беседовал о профессии об отзыве о героизме
    рассказывал о берёзе о лекции о брошюре
    говорил о Марии о Наталье о Маше
    сидел на ели на постели на ёлке
    говорил Дарье Ксении Даше
    писал в тетради в тетрадке в альбоме
    материал по истории по географии по химии
    беседа о космосе медицине растении

    Сдайте работы.

    VII. Работа с текстом

    На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)

    Прочитаем текст.

    Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето: . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : .

    У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.

    Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.

    Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?

    Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.

    Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)

    Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя ) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)

    Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.

    Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)

    VIII. Подведение итогов

    Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

    Оценки за урок: Тетради сдать.

    IX. Домашнее задание

    Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба).

    Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

    Способы словообразования существительных

    1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
    2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
    3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
    4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
    5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
    6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

    Суффиксальный способ словообразования

    Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

    1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
    2. Имена отвлечённые образуются:
      • от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
      • от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
      • Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

    Пополнение имён существительных происходит преимущественно за счёт словообразования. По академической Грамматике–80, в русском языке имеют место следующие основные способы словообразования: суффиксация, префиксация, субстантивация, сложение, аббревиация. У каждого способа имеются собственные особенности, кроме того, возможно совмещение нескольких способов образования слова.

    1. Суффиксация . Имена существительные с помощью суффиксов могут быть образованы от глаголов:слушатель, заготовитель, труженик, лётчик, борец, ворчун, игрок, писарь, рисование и др.; от имён прилагательных:старик, часовщик, мудрец, бедняк, умница, смелость, богатство, тишина и под.; от имён существительных:буфетчик, тракторист, комбайнёр, библиотекарь, экономист, сатирик, помощник, звоночек, огурчик, братец и т. д.; от имён числительных:тройка, девятка, пятак и под. Морфологический суффиксальный способ может быть представлен словами с материально выраженным суффиксом (лгун, медвежонок ) и словами с нулевой суффиксацией (пробег, синь ).

    2. Префиксация. Продуктивными приставками являютсяне-, анти-, де-, дис-, со-, под-, пере-, без- и др.:неправда, нелюбовь, антициклон, антитезис, демилитаризация, дисгармония, соавтор, подвид, перерасчёт и др. Префиксация может сочетаться с суффиксацией (смешанный тип):бессребреник, наколенник, подорожник, предзимье и под.

    3. Субстантивация – это пополнение имён существительных за счёт диахронной трансформации из имён прилагательных и причастий (редко – наречий и 1 – местоимения). При переходе происходит замена комплекса дифференциальных признаков исходной части речи на дифференциальные признаки трансформанта. Такая специфика обязывает рассмотреть этот способ самостоятельно, в другой системе координат.

    4. Сложение представляет собой образование нового слова путём объединения двух и более основ:птицефабрика, путепровод, хлебозавод, грязелечебница и под. Сложение может быть не только чистым, но и с добавлением суффиксов (материально выраженных и нулевых):скороварка, первооткрыватель, сладкоежка, книголюб, зверолов и т. п..

    Некоторые грамматики выделяют также сращение с суффиксацией:ничегонеделание, отсебятина.

    5. Аббревиация свойственна только именам существительным. Выделяют аббревиатуры слогового типа:завхоз, продмаг ; инициальный тип, буквенный подтип:ТНУ – Таврический национальный университет ; инициальный тип, звуковой подтип:вуз, ТЮЗ ; из начальной части слова и целого слова:сберкасса, госбюджет. Возможно совмещение элементов аббревиации и сложения:Днепрогэс, рыбзавод.

    Усечение основы имеет место в словах типазонт, Костя.

    Лексико-семантический способ представлен в словах типапионер.

    9. Иммиграционный потенциал имен существительных

    Иммиграционный потенциал существительных образуется за счет диахронного процесса, именуемого субстантивацией , в результате которого слова разных частей речи теряют свои дифференциальные признаки и приобретают дифференциальные признаки имени существительного. Образованное в результате такого перехода имя существительное называется субстантиватом. Оно должно иметь категориальное значение предметности, постоянную категорию рода, числовую и падежную парадигму (по возможности), способность выступать в роли главного и зависимого компонента словосочетания, возможность выполнять функцию любого члена предложения, кроме глагольного сказуемого и согласованного определения.

    Субстантивация – один из наиболее активных иммиграционных процессов. Традиционно считается, что все части речи обладают способностью перехода в имена существительные. М.Ф. Лукин пишет: «Субстантивация как лексико-грамматический процесс свойственна не только тем частям речи, которые обладают формой имени прилагательного (прилагательному, причастию, местоимению-прилагательному, порядковому числительному), но и всем другим категориям слов, потому что способность субстантивации зависит не столько от его потенциальной способности быть носителем признака. Носитель признака – это субстанция, способная иметь при себе определения для выражения атрибутивного признака. Таким образом, понятие носителя признака шире понятия предметности: оно включает в себя и понятие предметности, а потому дает возможность охватить многочисленные случаи субстантивации различных грамматических форм: старый портной, ваше “почему ?”, испуганное “ах ”» [Лукин М.Ф. Трансформация частей речи в современном русском языке. – Донецк, 1973. – С. 39].

    С этой точкой зрения нельзя согласиться. По нашему мнению, бесспорными следует считать факты перехода в имена существительные ряда прилагательных и причастий (набережная, рабочий, командующий, столовая, кладовая и т. д.), спорной во многих отношениях является субстантивация имён числительных, местоимений, наречий. Совсем не подвергаются субстантивации глаголы, безлично-предикативные слова, все служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), междометия. Покажем это на примерах.

    Переходят в имена существительные:

    1) имена прилагательные военный, рядовой, лесничий, вожатый, портной, мостовая, уборочная, набережная, ванная, вселенная, пирожное, животное, насекомое, снотворное, венгерское, шампанское, заливное, выходные, наградные, суточные, чаевые, премиальные и т. д. Сюда же включаются и порядковые слова первое, второе и третье , служащие для называния определенных блюд, например: Он не любил первое , но второе съедал с удовольствием ;

    2) причастия управляющий, заведующий, верующий, учащийся, командующий, отсутствующий, отстающий, замыкающий, обвиняемый, арестованный, подчиненный, ученый, пострадавший, провинившийся, происходящее, ожидаемое, обсуждаемое, сказанное, услышанное, увиденное и т. д.;

    3) местоимение ничья : Матч закончился ничьей ;

    4) несколько наречий с временным и оценочным значением (сегодня, завтра, удовлетворительно, хорошо, отлично и некоторые другие), например: Только при этом условии вырастает человек, способный заглянуть в завтра , способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его (В.Пес.).

    Перейдя в имена существительные, исходные формы теряют атрибутивность и циркумстантивность, приобретают значение предметности, становятся носителями признаков;

    категории рода, числа и падежа (если они имелись) перестают быть синтаксическими, отображательными, зависимыми от главного слова словосочетания: категория рода становится постоянной, квалификационной; числовая и падежная парадигмы – подобными субстантивным;

    приобретают лексико-грамматическую категорию одушевлённости / неодушевлённо­сти, становятся членами одного из лексико-грамматических разрядов, – как правило, соб­ственно-конкретного, реже – абстрактного;

    на уровне словосочетания субстантивы могут реализовать активную и пассивную валентность; в предложении они выполняют те же функции, что и ядерные существительные.

    Таким образом, в исходных формах при диахронной трансформации в имена существительные происходят глубокие внутренние изменения, связанные с тем, что дифференциальные признаки исходной части речи полностью или в большинстве своем заменяются дифференциальными признаками имен существительных (при сохранении внешнего облика слова во всех формах или в части их).

    Особые трудности возникают при рассмотрении субстантивации местоимений. Известно, что местоимения имеют такие же категориальные значения, как и соотносительные с ними по грамматическим признакам части речи: существительные, прилагательные, числительные и наречия. Их отличие состоит в способе отображения: номинативном у полнознаменательных частей речи и прономинальном у местоимений. Логично предположить, что для перехода местоимений в имена существительные необходима замена способа отображения на номинативный, то есть за местоименным звуковым комплексом в случае его перехода в имя существительное должно быть закреплено постоянное содержание – одно или несколько значений, понимаемых одинаково всеми участниками речевого акта. Попытаемся определить, происходит ли это в тех примерах, которые трактуются некоторыми лингвистами как переход местоимений в имена существительные.

    а) Каждый должен уважительно относится к окружающим .

    б) Мой расшумелся. Сам пришел. Наши победили.

    в) Надоело мне твое петушиное «я» .

    В первом случае (п. а) местоимение каждый приобретает только категориальную соотносительность с именем существительным, так как сохраняет главный признак местоимений – прономинальный способ отображения.

    Выделенные слова из п. б также нельзя считать субстантиватами, так как без знания экстралингвистических факторов или без широкого контекста нельзя определить конкретное содержание этих местоимений вследствие прономинального способа отображения действительности. Например, слово сам в зависимости от определённого контекста, ситуации может выступать как лексический эквивалент разных существительных: сам – директор, муж, председатель, декан, заведующий кафедрой и т. д.

    У слова я , по данным толковых словарей, отмечается значение «несклоняемого существительного» среднего рода, употребляющегося «для обозначения себя самого как личности» [Ожегов, 1978, с. 839]. На самом деле способность отсылать к адресанту речи относится к личному местоимению, а не к существительному. Местоимение я не несет в себе «вещественного» содержания, не приобретает номинативного способа отображения действительности и не переходит в разряд существительных, хотя определенное семантическое наращение, обусловленное контекстом, имеет здесь место, что и позволяет говорить об окказиональном употреблении местоимения я .

    Не переходят в имена существительные другие знаменательные части речи: глаголы, имена числительные. М.Ф. Лукин в качестве субстантивов приводит примеры типа выделенных в тексте глаголов и сочетаний слов: Это «не знать» не так скучно, как ваше «знать» . (Ч.) Я раннее «прости» сказал младой весне, весне надежд и заблуждений. (Вяз.) – А ты через «не могу» , – настаивал Рябой (Из газ.).

    В указанных примерах ни один из глаголов не является субстантиватом, так как все они не приобретают категориального значения имён существительных, их лексических, морфологических и словообразовательных признаков. Единственным качеством, объединяющим анализируемые факты, является общая синтаксическая позиция. Но этого недостаточно для перевода одной части речи в другую. Более того, нельзя не обратить внимания на то, что во всех примерах мы имеем дело с цитацией, эллипсисом лексем «слово», «выражение», «высказывание» и под., а цитировать можно все, от одного звука до текста любой величины (в разумных пределах). Таким образом, глаголы в приведенных выше предложениях не переходят в существительные. Тем не менее, несколько случаев диахронной трансформации – субстантивации глаголов, – вероятно, существует: поцелуй, расстегай, суть .

    Не переходят в имена существительные служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и междометия.

    В работах лингвистов нет единого толкования подобных фактов. Даже известные учёные, разрабатывающие теорию трансформационных процессов и функциональных омонимов, дают исключающие друг друга трактовки. Например, анализируя выделенные слова в предложениях: Надо бы спросить Клиффорда, если он не против . Но коллектив восстал против него с такой страстью, которой я не встречал ни до , ни после , – В.Н. Мигирин справедливо писал: «В данном случае трансформация имела чисто синтаксический характер и не сопровождалась трансформацией на уровне частей речи» [Мигирин В.Н. Очерки по теории процессов переходности. – Бельцы, 1971, с. 54]. Но в этой же работе В.Н. Мигирин говорит о том, что местоимения, междометия, служебные слова обычно подвергаются окказиональной субстантивации, и приводит примеры: Все эти хи-хи, ха-ха , пенье, трусливые разговоры – мерзость (А.Толстой). Без всяких но (из разговора) [Мигирин В.Н. Там же, с. 138]. Значит, с одной стороны, выделенные слова не являются субстантиватами, с другой – они же и им подобные называются окказиональными субстантиватами. Велика сила традиции, если даже видные лингвисты, участвующие в создании теории процессов переходности, допускают подобные алогизмы.

    Служебные части речи, а также модальные слова и междометия относят к субстантиватам обычно в случаях их окказионального синтаксического функционирования (чаще всего в тех ситуациях, когда они употреблены как элементы, привнесенные из другого контекста).

    М.Ф. Лукин называет примеры субстантивации предлогов: Одоевский взвешивал все « за » и « против » (Гол.); союзов: (Обломов) раза три переставлял (в письме) « что », но выходила бессмыслица или соседство с другим « что » (Гончаров); частиц: …Заветное свидание из расчета. Но самое замечательное «бы» Назначил я тебе у поворота У поворота собственной судьбы (В.Савельев); модальных слов: Сколько же возникло еще этих « наверное », этих догадок? (Залыгин); междометий: Во время разговора в позднее время, случалось, вдруг доносилось « караул » (Ч.) [Лукин М.Ф. Трансформация частей речи в современном русском языке. – Донецк, 1973. – С. 67–70]. Эти слова, занимая синтаксическую позицию имён существительных, не приобретают остальных дифференциальных признаков имён существительных: категориального значения, постоянной категории рода, парадигм числа и падежа и т. д. Они не обладают назывной функцией, так как не обозначают предмет, не называют ни предметы, ни признаки, ни процессы и т. п. За каждым из анализируемых звуковых комплексов не закреплено определённое номинативное содержание, с помощью которого в нём отражался бы «кусок объективной действительности». Они обслуживают специфические области человеческого знания и остаются в своих классах (предлогах, союзах, частицах, модальных словах, междометиях).

    Сторонники противоположной точки зрения обычно выдвигают в качестве контрдовода способность данных слов приобретать в контексте категорию среднего рода, что подтверждается использованием имён прилагательных, местоимений, причастий в роли определяющих слов, например: другое « что », мечтательное « бы », эти « наверное », громкое « караул », ваше « за » и др. На самом деле это не морфологическая, а синтаксическая категория рода, проявляющаяся в том, что любое слово, словосочетание, предложение, если оно вмонтировано в другой текст, легко определяется словом в форме среднего рода (громкое « ау », твердое « да » и др.). Кроме того, в этой же позиции может быть употреблено не только слово, но и буква, сочетание букв, предложение, кусок текста в виде нескольких предложений, например: Захар слегка кивнул, что могло означать и да и спасибо , как-нибудь, но не сегодня (П. Проскурин). Ваше « Здравствуйте! Как живете? Рад Вас видеть » было, не скрою, приятно услышать именно сегодня.

    Более того, в подобной же позиции может быть употреблена единица, которая традиционно не включается ни в какую часть речи вообще и не получает отражения в словарях, – звукоподражание; например: Назойливое комариное « з-з-з » мешало нам спать всю ночь. Естественно, говорить о субстантивации звукоподражаний или нескольких предложений одновременно – значит отрицать все законы логики и разрушать сами понятия «имя существительное» и «субстантиват». Буква, сочетание слов, предложение, группа предложений, звукоподражание и т. д., выступая в позиции, свойственной имени существительному, не становится от этого субстантиватом. Такое явление получило в лингвистической литературе название «вставной речи», «инкрустации» [Лукин М.Ф. Трансформационные процессы в области частей речи // Проблемы словообразования русского и украинского языков. – Киев: Донецк, 1976. – С. 23]. Предложение как бы обволакивает вставку своим содержанием, сохраняя все природные морфологические качества инкрустируемых элементов и не переводя их в имена существительные.