Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

Исследователи предполагают, что цыгане (рома) - это потомки одной из каст на cеверо-западе Индии, которые были вытеснены в Центральную Азию и Северную Африку. Оттуда они в начале XIV века появились в Средиземноморье и разошлись по всей Европе. Чтобы избежать преследований, цыгане принимали религию народа, среди которого проживали, но сохраняли также культы и верования тех мест, где кочевали прежде. Среди религий, которые исповедуют современные цыгане, есть ислам. О жизни той части своего народа, которая исповедует ислам, корреспонденту «НГР» Оксане КОТКИНОЙ рассказал президент Московского союза цыган, актер и режиссер театра «Ромэн» Роман ГРОХОЛЬСКИЙ.

– Роман Андреевич, мусульмане как-то по-особенному живут, не как другие цыгане?

– Мы достаточно терпимы и толерантно относимся к любой вере. Мы прежде всего рома, то есть цыгане, а потом уже вера и все остальное. Мы объединяемся по этническому признаку. Цыганский этнос состоит из разных групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Крымы как раз – мусульмане в России. Но и за рубежом цыган-мусульман очень много: в Хорватии, Греции, Румынии, Македонии, Турции. С чего началась вся эта история: цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время ее упадка, перед тем как ее завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам. А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли ислам. Потом с распадом Османской империи цыгане уже двинулись в Европу.

– Был ли переход цыган в ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев?

– Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения. Цыгане вообще живучий народ, то есть приспосабливающийся под то окружение, в котором они находятся в той или иной ситуации. Cегодня, допустим, в Боснии и Герцеговине цыган-мусульман больше. Если в России из общей массы цыган, которых было у нас, по официальным подсчетам, около миллиона, мусульман процентов, может быть, 10 – это максимум. То есть у нас это не очень распространенная религия, потому что страна, в которой мы живем, – православная.

– Как цыгане попали в Россию?

– Через Крым. Они достаточно отличаются от цыган европейских, то есть сохраняют культуру Османской империи, ее традиции.

– А есть те, кто принимает ислам в России в наши дни?

– Есть, безусловно. И что мне импонирует, последние несколько лет молодежь ведет себя все больше в соответствии с канонами ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать. Что меня радует в этой ситуации: мы поддерживаем их веру, когда это необходимо, они поддерживают нашу веру (наш собеседник – христианин. – «НГР»), когда это необходимо.

– То есть для цыган национальная идентичность гораздо выше религиозной?

– Выше, выше религиозной! Вот что меня и греет на самом деле, потому что религия – это личное дело каждого. Но есть общество, оно важнее, чем религия. У цыган была самая правильная демократия, когда они еще кочевали. В чем она заключалась? Была выборность. Выборность старейшины, главного в клане. Он выбирался не по блату, не за деньги, это был вопрос выживания. Старейшиной становился самый умный, самый грамотный, тот, кто сможет удержать порядок в таборе. Для этого ему в помощь был дан независимый суд, который состоял из людей, которых невозможно было купить, представителей всех кланов. У нас и сегодня сохранился этот третейский суд. То есть от каждого клана есть представитель – старейшина. Допустим, происходит конфликт одного клана с другим. Тогда представители клана обзванивают людей, которым доверяет цыганское общество. Они выходят на цыганский суд со своей проблемой, и третейский суд решает, кто из них прав. Решение суда не обсуждается.

– Как поступают, когда проблема касается не только цыганских кланов, но и взаимоотношений с другими сообществами?

– У нас бывают такие случаи, да. Тогда наши представители встречаются с представителями других народов (чеченцы, ингуши), садимся за стол и стараемся найти общий язык.

– Вы рассказывали, что молодые люди становятся все более ревностными мусульманами. Есть какие-то исконно цыганские обычаи, которые тоже нужно чтить?

– Цыганские законы не идут вразрез ни с одной религией. Цыганские законы общечеловечны, скажем так. Для нас, сегодняшних, понятие «родина» существует, потому что мы уже немножко другие, мы родились здесь, здесь родились наши предки, отцы наши, которые, защищая нашу родину, полегли. Философия цыган заключается в том, что Господь создал этот мир для всех. Мир, в котором нет границ. Это люди уже стали ставить кордон посреди речки и говорить: вот это твоя рыба, а это моя рыба, почему ты должен прийти и отобрать у меня это?

– Сообщалось, что недавно перевели Коран на цыганский язык. На какое наречие?

– На балканское.

– А какой алфавит оно использует?

– Латиницу.

– К какому исламскому объединению тяготеют цыгане-мусульмане?

– Это движение у нас только в начале пути, но скорее к Совету муфтиев, был их муфтий и на нашем празднике.

– А среди цыган есть какие-то мусульманские религиозные лидеры?

– Имамов пока нет. Только активисты, скажем так. На самом деле мы в начале пути вхождения в публичное поле. Первая акция, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта «Шатер Рамадана» в июне, но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием. Это важно для нашей нации. Важно, чтобы она в любых проявлениях, в добрых, я имею в виду, могла себя представлять.

– А как сочетается с исламскими обычаями работа цыган-мусульман в театре?

– А церковь – это не театр? А обряды мусульманские – не театр? Это же все равно постановочные вещи. Я говорю, может быть, хулу, но театр возник из церкви. Там есть определенная постановка, определенная мизансцена, где стоят зрители, где действующие лица. А в мусульманстве что – по-другому? Что несет в себе театр? Театр может душу человеческую повернуть как в сторону добра, так и в сторону зла. Театр – это не развлечение, не эстрада. Если хороший театр, то человек уйдет либо чуть добрее, либо чуть злее, либо откроет книгу и почитает: а что же это такое все-таки я тут сегодня видел. Театр говорит о насущном, о вечном, о мироздании. Все-таки мироздание выше, чем отдельные религии.

БАКУ, 4 фев — Sputnik, Ильхам Мустафа. Одно из сельских кладбищ в Евлахском районе не похоже ни на одно другое традиционное мусульманское кладбище. А отличается оно тем, что мусульман хоронят здесь не по законам шариата.

Единых правил проведения захоронения в Азербайджане все еще не существует. Для того чтобы решить эту проблему, Кабинет министров АР собирается на днях утвердить новые правила захоронения и проведения траурных церемоний. Соответствующий документ находится на рассмотрении в Кабинете министров и получил заключение Управления мусульман Кавказа и Государственного комитета по работе с религиозными структурами.

Как известно, умершего мусульманина при захоронении укладывают в могилу лицом в сторону Каабы — мусульманской святыни в Мекке. Но несмотря на это, примерно 70 могил на кладбище в селе Юхары Гархун смотрят в противоположную сторону.

Сельскому кладбищу - почти двести лет, располагается недалеко от районного центра, поэтому многие похороненные в нем жили в самом городе Евлах.

© Sputnik / Ilham Mustafa

Как рассказал региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан проживающий в селе Юхары Гархун молла Замеддин Салахов, все захоронения лицом в противоположную от Каабы стороны принадлежат цыганам - карачи.

Как известно, в районе проживает приблизительно две с половиной тысячи цыган. По словам Салахова, они являются представителями двух племен, но при этом оба племени придерживаются мусульманского вероисповедания.

Они появились в Евлахе в середине прошлого столетия, продолжает Салахов, разбили палатки возле села Юхары Гархун и хоронили своих покойников на сельском кладбище.

По его словам, во времена, когда у власти в СССР находился Никита Хрущев (в 1953-1964 годах он возглавлял Центральный комитет Коммунистической партии СССР, тем самым был фактически руководителем страны) цыганам запретили вести кочевой образ жизни и дали право осесть там, где они пожелают. И тогда эти самые цыгане решили обосноваться в городе Евлах: "После этого они все также продолжали хоронить своих умерших на кладбище в Юхары Гархун".

© Sputnik / Ilham Mustafa

Что касается самих могил, то, по словам Салахова, цыгане хоронят своих не по канонам ислама по незнанию: "В свое время их никто не научил, не показал, как правильно. С самого начала несколько человека похоронили неправильно, вот и всех остальных стали хоронить так же".

Молла говорит, что теперь местное духовенство объясняет цыганам, как правильно предавать тело земле. "Могилы надо копать таким образом, что, укладывая умершего на правое плечо, его лицо было повернуто в сторону Каабы. Однако у цыган в сторону священного камня повернут затылок", — говорит он.

По словам Салахова, многие цыгане прислушиваются к его словам, однако в некоторые продолжают хоронить по-своему, оправдываясь тем, что "буду хоронить так, как уже делали предки".

Цыгане - один из древнейших народов мира, представляющий собой совокупность многих этнических групп индийского происхождения, которые проходили различный путь миграции, проникаясь культурой окружающих их народов. Первое письменное упоминание о цыганах на Кубани относится к 1839 году. Сюда этот кочевой народ пришел с территории Крыма несколькими веками ранее. В центре внимания автора статьи, кандидата богословия иерея Алексея Паркачева - настоятеля храма святителя Николая Чудотворца хутора Прикубанского Славянского района Краснодарского края - история жизни изучаемого народа на территории Кубани, а также религиозная принадлежность цыган и их отношение к вере.

Цыгане - один из древнейших народов мира и один из самых удивительных народов, который очень долгое время, не имея собственной письменности, задокументированной истории, не имея своей этнической территории, смог сохранить свою национальную идентичность. В Краснодарском крае представлена одна из самых больших цыганских общностей России. Интересна эта общность тем, что в ней представлены цыгане-мусульмане, что для России большая редкость. По большей части эта статья является обобщением автором тех устных сведений, которые он получил при общении с цыганами-мусульманами.

Цыганский народ - это совокупность многих этнических групп индийского происхождения, которые проходили различный путь миграции, проникаясь культурой окружающих их народов. Подавляющее большинство цыган в мире исповедуют христианство, но в средние века на землях Османской империи появились цыгане, исповедующие ислам. Цыган-мусульман часто можно встретить в Турции, на Балканах, в Палестине. Исторически так сложилось, что Кубань стала основным местом проживания цыган-мусульман России. Эта группа отличается от остальных цыган не только вероисповеданием, но также особым диалектом цыганского языка, традициями, укладом жизни.

Прежде чем говорить о том, как на Кубани появились цыгане-мусульмане, следует рассказать о происхождении цыган. Для историков изучение цыганской истории является огромной проблемой: из-за отсутствия письменности цыгане не записывали события своей истории, из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников. На основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия, позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремеслами. Существует гипотеза, что примерно 400 лет предки цыган жили в Персии. Основанием для этой гипотезы послужили многочисленные персидские заимствования в цыганских диалектах. Первые скудные упоминания о цыганах появились в начале II тысячелетия в документах Византийской империи. Судя по ним, цыгане легко смогли интегрироваться в многонациональное византийское общество. Именно в Византии цыгане сформировались как народ, произошла консолидация разрозненных племен индийского происхождения . После падения Византии под натиском турок цыгане расселились по всей Европе, разделившись на множество этнических групп, при этом сохранились общие для всех цыган культурные и психологические черты. В XV веке через Румынию и северное Причерноморье цыгане пришли в Крым, откуда чуть позднее переселились на Кубань, которая была частью Крымского ханства. Согласно устной легенде, из Крыма приплыли три брата, которые положили начало трем родам кубанских цыган. Первое письменное упоминание о цыганах на Кубани относится к 1839 году, это указ атамана Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанта А.Г. Рашпиля о расселении прибывших из Бессарабии и Новороссии цыган . Но этот документ не опровергает устное предание о том, что первые цыгане на Кубань пришли из Крыма несколькими веками раньше.

Первое письменное упоминание о цыганах Крыма встречается в труде турецкого путешественника Эвлии Челеби «Книга путешествий» 1666 г. В своем труде Эвлия Челеби причисляет цыган к неверным, а также указывает на то, что цыгане жили в шатрах и кибитках . Можно сделать вывод, что в середине XVII века цыгане в Крыму еще не были обращены в ислам и вели кочевой или полукочевой образ жизни. В 1783 г. Крымское ханство было присоединено к Российской империи, и у крымских цыган наступил новый период истории. Царское правительство неоднократно пыталось принудить цыган к оседлому образу жизни, так как кочевая жизнь считалась дурным примером для русских крестьян. Действительно, свободолюбивая и веселая жизнь кочевых цыган могла побудить крестьян к борьбе с гнетом помещиков и чиновников.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхоз труда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом. Однако между казаками и цыганами возникали конфликты, как правило, причиной тому служили кражи, совершаемые цыганами. Воровство в среде цыган-мусульман всегда сильно порицалось, но к ворам не применялась норма исламского права - отрубание рук. Автору довелось услышать, что некоторые цыгане-мусульмане становились казаками, но эта информация очень сомнительная, так как главным условием для приема в Кубанское казачье войско является исповедание православной веры. Достоверно известно лишь то, что из цыган в 1843 г. формировались военно-рабочие роты для обслуживания казачьих структур.

В 1920-е годы молодая советская власть проявила особый интерес к цыганам, применяя меры для содействия оседлому образу жизни. В 1926 г. принято постановление президиума ЦИК и СНК СССР «О содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни», а в 1928 г. президиумом ВЦИК и СНК РСФСР принято ещё одно постановление «О наделении землей цыган, переходящих трудовому оседлому образу жизни». Согласно второму постановлению цыганам давалась земля и денежное пособие. Цыгане пользовались полученными средствами, но отказываться от кочевого образа жизни не спешили. В период коллективизации цыган также заставляли вступать в колхозы, до Великой Отечественной войны на Кубани было 20 цыганских колхозов . Тяжелым испытанием для цыган Кубани стал голод 1933 г., который заставил многих перекочевать в Абхазию и Грузию. Известно, что со времен Османской империи в Грузии было свое местное цыганское население, к которому кубанские цыгане относились с презрением .

Особого внимания заслуживает история цыган-мусульман в годы Великой Отечественной войны. Гитлеровская идеология провозглашала цыган неполноценным народом, и все цыгане подлежали физическому истреблению. Многим цыганам-мусульманам удавалось выдавать себя за татар, так как они могли говорить на крымско-татарском языке. Нередки случаи, когда цыгане имеют славянскую внешность, что позволяло некоторым выдавать себя за русских. Конечно, были случаи, когда цыган разоблачали, но среди немцев были те, кто сохранял человеческое достоинство.

Существует одно устное предание, насколько оно достоверно сказать сложно. Однажды в Крыму татарин увидел, как группу цыган немцы ведут на расстрел, он подошел к немецкому офицеру и сказал: «Эти люди татары, я могу доказать. Выберите из этой толпы любых трех мужчин». Немец послушал татарина, и тот попросил трех выбранных мужчин снять штаны, после чего сказал немцам: «Это обрезанные мусульмане, цыгане не могут быть мусульманами». К счастью, немцы не знали, что цыгане в Крыму исповедуют ислам, поэтому всех отпустили. К сожалению, крымским цыганам не удалось избежать после освобождения Крыма депортации вместе с крымскими татарами в Среднюю Азию и Сибирь, советское командование приняло их за татар, считая, что все цыгане в Крыму были уничтожены немцами, никакие оговорки цыганам не помогли.

После войны, в отличие от крымских татар, цыгане стали быстро возвращаться из депортации, преимущественно поселяясь на Кубани. В самом Крыму на сегодняшний день цыган-мусульман почти не осталось, большинство современных цыган Крыма - представители других этнических групп, которые переселились в Крым в послевоенное время. На сегодня в Краснодарском крае проживает самое большое количество цыган-мусульман России.

В наше время происходит процесс ассимиляции цыган-мусульман. В отличие от своих предков, подавляющее большинство цыган-мусульман не придерживаются религиозных предписаний, во многом это объясняется отсутствием мечетей. Теряются ценности, которые ранее были сформированы под влиянием ислама. Уже не редкость, когда цыгане-мусульмане принимают крещение в Православной Церкви. К своим крещеным родственникам цыгане-мусульмане относятся терпимо, лишь ограничивая их участие в определенных обрядах. Надо отметить, что браки между цыганами-мусульманами и цыганами-христианами крайняя редкость, к таким бракам с обеих сторон сохраняется очень пренебрежительное отношение, связанное с культурной разницей.

Цыгане-мусульмане в подавляющей своей массе не являются религиозными людьми, не знают пять основ ислама, не совершают намаз, не читают Коран, многие из них никогда в своей жизни не заходили в мечеть. Поразительно то, что, несмотря на номинальную приверженность исламу, цыганам мусульманам гораздо легче найти общий язык с мусульманами других национальностей, чем с цыганами-христианами. Многие собеседники автора вспоминали, что их бабушки и дедушки были набожными людьми. Возможно, что оскудение религиозных чувств было связано с окончательным переходом к оседлому образу жизни. Сегодня встречаются молодые ревнители исламской религии, есть цыганские имамы, но подавляющее большинство цыган не питает интереса к исламу.

Цыгане-мусульмане Кубани чаще всего не проводят разницы между исламом и христианством, не вдаются в вопросы догматики, но придерживаются строгого монотеизма, верят, что есть только один Бог (цыган. Дэл). Примечательно, что у цыган-мусульман не принято называть Бога Аллах. В культуре цыган глубокое духовное значение имеет небо: небо воспринимается как высшая духовная сущность, иногда отождествляемое с Богом. Во всех этнических группах цыган существует убежденность, что цыгане - дети неба, и Бог их любит по-особому. Цыганский флаг, изображение колеса кибитки на фоне голубой и зеленной полосы, также имеет символику неба, голубая полоса - небо, зеленная - земля, покрытая травой. Несмотря на формальную приверженность исламу, все-таки в культуре цыган ислам оставил заметный след. Например, жених перед свадьбой должен дать за невесту калым, иногда встречается многоженство, в семье муж имеет абсолютную власть, для женщин существуют ограничения в общении с неблизкими родственниками мужского пола, женщинам выдвигаются строгие требования в отношении внешнего вида, запрещаются мини-юбки, короткие платья, обтягивающая одежда, многие цыгане-мусульмане не вкушают свинину, не употребляют спиртных напитков.

Интересен тот факт, что цыгане-мусульмане Кубани празднуют Пасху. Как правило, цыгане-мусульмане не могут объяснить содержание праздника, для них Пасха - это культурная традиция, праздник, когда красят яйца и вместе собирается вся семья. Празднуют Пасху цыгане-мусульмане не в воскресенье, а в пятницу, так как в исламе пятница - священный день.

Традиционным занятием для всех цыган является гадание и магия, ислам это запрещает, но цыгане-мусульмане смогли переступить через религиозный запрет. Сами цыгане заявляют, что гаданием и магией чаще уже занимаются русские, для цыган это исчезающий род занятий, лишь немногое число цыган сегодня могут так прокормить себя. В отличие от других цыган, кубанские цыгане особое значение придают числам, популярна нумерология.

Самое важное место в жизни цыгана-мусульманина занимает семья, хранение любви и верности своей семье - основной закон жизни цыгана. Цыгане-мусульмане с одобрением относятся к ранним бракам, но современное российское законодательство допускает брак между несовершеннолетними только при определенных обстоятельствах, поэтому свадьбы обычно играют уже по достижении 18 лет. Кроме того, увеличивается количество лет, потраченных на образование, что тоже является причиной вынужденного отказа от раннего брака. Возраст 15-16 лет считается вполне приемлемым для создания семьи, бывают редкие случаи, когда и в 13 лет девушку выдают замуж. От жениха и невесты перед свадьбой строго требуется сохранение девственности, поэтому девушек ограничивают в общении с лицами мужского пола, не должно быть даже дружбы между девушками и юношами. Юноше подбирает пару его отец, присматривает девушку в округе, расспрашивает ее соседей, насколько она хозяйственная, каким рукоделием владеет, какой у нее характер и т.д. Когда с выбором невесты отец жениха определился, то идут свататься. Первым во двор дома невесты заходит отец жениха, который ведет с собой барана в качестве подарка, потом жених со своими друзьями, друзья держат над его головой накрытый стол, когда главы семейств договорились о свадьбе, то стол опускают на землю и начинается торжество.

Обязательным для жениха является уплата калыма: чем состоятельнее семья невесты, чем больше в ней хороших качеств, тем больше сумма калыма. Средний размер калыма - миллион рублей, в качестве калыма может быть передача в дар недвижимого имущества. Как правило, во время свадьбы отец невесты возвращает молодой паре сумму калыма, хотя имеет полное право оставить калым у себя. В наше время калым воспринимается как свидетельство того, что будущий муж обладает средствами, необходимыми для содержания семьи. После свадьбы молодая семья, как правило, поселяется в отдельном доме, жизнь с родителями после свадьбы считается нежелательной.

Институт семьи, пожалуй, является сферой жизни цыган-мусульман, где в наибольшей степени сохраняется влияние исламской традиции, в частности, в семьях цыган-мусульман выраженный патриархат, жена находится в подчинении у мужа, обязана во всем его слушаться; муж, в свою очередь, должен обеспечивать свою жену всем необходимым, заботиться о ней, не быть жестоким. Вне дома замужняя женщина обязана носить платок, как знак верности своему мужу. Допускается многоженство, но позволить себе больше одной жены могут только очень богатые цыгане. Развод считается страшным позором, оставившие мужа или жену навсегда становятся изгоями в цыганском обществе. Как и у прочих цыган, в семьях цыган-мусульман обычно много детей, хотя с каждым годом количество многодетных семей становится все меньше. Детям цыгане стараются ни в чем не отказывать, крайняя редкость - какие-либо наказания для детей, но при этом с раннего возраста детей приучают к труду, воспитывают в них любовь и глубокое уважение к родителям и старшим.

Изучение цыган-мусульман Кубани является очень актуальным для православной миссии. Миссионерская работа среди цыган имеет множество сложностей, но нельзя оставлять без внимания факт доброго отношения цыган-мусульман к православию. В нашем обществе существует много предрассудков в отношении цыган, но при близком знакомстве с цыганами можно увидеть, что их сердца широко открыты для Бога. Очень сложно от цыгана добиться соблюдения молитвенных правил, постов, каких-либо обрядовых предписаний, таков свободолюбивый нрав, однако, стоит удивляться широте и простоте цыганской любви после встречи со Христом.

Список источников и литературы

1. Деметр Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган - новый взгляд. - Воронеж, 2000 - 334 с.

2. Торопов В.Г. История и фольклор крымских цыган. - М.: Ин-т наследия, 2004 - 88 с.

3. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИ КК). Ф. 1774-А. Оп. 3. Д. 1654. Л. 68 - 69

4. Цыгане Краснодарского края. Сборник информационно-методических материалов. - Краснодар: ЮРРЦ, 2010 - 40 с.

Комиссар по вопросам юстиции Евросоюза Вивиан Рединг вчера инициировала штрафную процедуру против Франции, которая организовала массовую высылку цыган из страны. Подавляющее большинство членов комиссии ЕС поддерживают Рединг.

Как сообщает Deutsche Welle, решение по данному вопросу должно быть принято 29 сентября. При этом штрафные процедуры могут быть начаты не только против Франции, но и против еще четырех стран, откуда также в последнее время высылают цыган.

Французский президент Николя Саркози назвал депортацию частью борьбы с преступностью. По его словам, в цыганских таборах процветает торговля людьми, проституция и эксплуатация детей.

Цыгане являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в Европе. Их часто лишают работы, возможности получить образование и качественную медицинскую помощь. Amnesty International сообщает, что уровень безработицы в некоторых цыганских общинах составляет 97 процентов.

В Европе и в России бытует мнение о природной «криминальности цыган», но, может быть, всё дело в неправильном подходе к взаимоотношениям с этим народом.

Взглянем на историю решения цыганского вопроса в Европе в те времена, когда на Балканах правила Османская держава.

Судьба восточной ветви цыган является доказательством тезиса о том, что так называемые врождённые свойства цыган преувеличены. Тяга к свободе, тяга к кочеванию не помешали появлению множества оседлых групп. А якобы врождённая криминальность опровергается широчайшим развитием ремёсел в их среде, когда на юго-востоке Европы управляло исламское Османское государство.

Сложившееся с тех пор разделение на восточноевропейских и западноевропейских цыган показывает, как сильно отличается развитие одного народа в различных исторических условиях.

Цыгане Сербии, Албании, Болгарии, Венгрии в XV столетии оказались под османским господством. Сразу же после появления турок на землях бывшей Византии, местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступили во вспомогательные воинские части османского войска или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём.

Султан Мухаммед II Фатих (Завоеватель), взявший Константинополь, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла ислам. Число цыган-мусульман возросло в годы правления Сулеймана Кануни (Законника), которого европейцы именуют Великолепным. Переход цыган в ислам был частью общей тенденции среди народов Балкан.

Цыган-кузнец в османской Болгарии

Однако, наметилась закономерность. Кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими до сих пор) оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с мусульманами, принимали ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

В Османском халифате была хорошо продуманная система правления и прозрачный механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы.

Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании.

В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с традиционными установками при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь табора. Исламизация же не стала для этого национального меньшинства трагедией, а наоборот, способствовала развитию у них наилучших качеств личности.

Цыгане были полноценными членами общества

Исследователи отмечают, что если цыгане и попадали в трудное положение в Османском государстве, то не от плохих законов, а от их неправильного или злонамеренного толкования. Официально их не объявляли порабощённым народом.

Военные поражения Османского государства, во время которых под контроль Габсбургов перешли Венгрия, Словакия, часть Сербии и Трансильвания, имели большое значение для цыганской диаспоры. Австрийские власти, имевшие западную ментальность, распространили на цыган завоёванных земель действие репрессивного законодательства. Несомненно, такой подход был вызван всем предыдущим опытом истребления западной ветви цыган.

Эдикт австрийского императора Леопольда I от 1697 года ставит цыган вне закона. Началось массовое истребление кочевников, облегчаемое тем, что убийство цыгана отныне официально не считалось убийством. В 1701 году этот эдикт был подтверждён. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве оглашает уже описанные ранее меры: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. Карл VI в 1721 году приказывает вешать и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали. Такие расправы продолжались вплоть до резкого поворота политики при императрице Марии Терезии. При этой австрийской императрице физическое истребление предполагалось заменить принудительной ассимиляцией.

Западная школа цыганологов традиционно высоко оценивает деятельность Марии Терезии и её наследников, хотя это лишь следствие того, что гуманный мусульманский подход было выгодно замалчивать - ведь на его фоне политика императрицы выглядит лишь более мягкой формой уничтожения цыган. Если бы было выполнено всё то, что задумывалось Марией Терезией, цыганский народ в течение одного поколения перестал бы существовать, растворившись среди венгров.

Согласно декретам Марии Терезии от 1761 и 1767 года, а также декрету императора Иосифа II от 1783 года даже сам этноним «цыган» заменялся на «новый поселянин» или «нововенгерец». Кочевники были обязаны прекратить странствия и заниматься сельским хозяйством. Цыганам выдавались паспорта с новыми, не цыганскими именами (что означало получение гражданских прав), но им вменялось в обязанность забыть свои прежние имена и прозвища; было также запрещено пользоваться цыганским языком. Чтобы дети не испытывали влияния со стороны родителей, их предполагалось в двух-четырёхлетнем возрасте передавать на воспитание в крестьянские семьи. Цыганские дети должны были получить церковное воспитание и государственное образование. Молодёжь ждала воинская служба, взрослых - жизнь в отстроенных за счёт крестьян деревенских домах.

Под влиянием австрийского законодательства такой же поворот в репрессивной антицыганской политике произошёл в Испании. Испанский король Карл III в 1783 году издал закон, повторяющий основные вышеперечисленные положения. Скопирована была даже терминология - цыган предполагалось назвать «новыми кастильцами».

Результаты австрийского и испанского эксперимента оказались неожиданно удачными именно потому, что первоначальный замысел не удалось довести до конца. Комплекс ассимиляционных мер оказался слишком дорогостоящим и требовал чрезмерного напряжения духовных сил со стороны коренных народов. Если оказались неисполнимыми указы о казнях и изгнаниях (экономически дешёвые), то тем более невозможно было воспитать или перевоспитать сотни тысяч людей. В результате, цыгане, получив гражданские права и принципиальную возможность врасти в общество, через какое-то время оказались предоставлены сами себе. Когда исполнителям декретов стало ясно, что задача непосильна, они позволили кочевать тем, кто внутренне ещё не был готов к переходу на оседлый образ жизни. Именно от цыган, живших в пределах австрийской империи Габсбургов и Испании, ведут начало кочевые цыгане Центральной и Западной Европы, столь досаждающие местным обывателям.

Итак, каков итог? Гуманная, справедливая политика интеграции цыган в Османском государстве, основанная на шариате, привела к уходу их от маргинального поведения и сделала из них добропорядочных членов общества. Более того, многие цыгане, приняв ислам, остались мусульманами, несмотря на то, что Балканы уже 100 лет не управляются законами этой религии. И этот подход в корне отличается от той политики, что многие века проводили в отношении цыган западноевропейские правители: они либо физически уничтожали цыган, либо изгоняли из своих земель, либо принуждали к полной ассимиляции.

Использованные материалы

1. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3.

2. Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1901/1902. № 6

3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972.

4. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993