Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Фонетические (позиционные) чередования

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:

коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

О правописании корней с чередованием читайте в категории "Орфография".

1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные Примеры
О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
И - ы И скусный - безы скусный.

Чередование согласных

Согласные Примеры
К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
Х - ш Сух ой - суш ить.
Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
Б - бл Люб ить - любл ю.
П - пл Куп ить - купл ю.
В - вл Лов ить - ловл ю.
Ф - фл Граф ить - графл ю.
М - мл Корм ить - кормл ю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания Примеры
А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

Конспект урока русского языка

3 класс, «Школа России»

Тема урока:

Чередование согласных в корне слова.

Подготовила и провела:

Головатюк В. В.

Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;

Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;

Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;

Воспитывать уважение друг к другу.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы за парты сели ровно.

И к работе все готово.

2.Чистописание.

- Начнем с чистописания.

- Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:

Хохлатый хилый хорек,

хрумкая хвощ,

хвастался холеным хвостом.

На доске записывается буква

У Маши на кармашке

Расцвели ромашки.

На доске записывается буква

- Посмотрите на эти буквы.

- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?

- Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.

3.Подготовка к изучению новой темы.

- Отгадайте загадку:

Смех-смех

Летом снег.

Вихрем в воздухе летает.

Почему же он не тает?

-Что это?

-Правильно, это пух.

-Запишите это слово в тетради.

-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).

Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.

Выделим корень.

- Что вы заметили? (ш и х меняются).

- Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.

(Учитель записывает тему на доске).

-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )

Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.

-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.

4. Работа по теме урока.

1. На доске слова:

Снег

Берег

Пирог

Сапог

-Что общего у этих слов?

- Объясните написание парной согласной на конце.

- Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.

Какие слова получатся?

- Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.

- В какой части слова это происходит? (в корне слова).

- Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).

Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.

5. Закрепление.

1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.

- Прочитайте слова:

Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.

Река, речка, речушка, речь, реченька.

Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.

- Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?

-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.

- Какие звуки чередуются в этих корнях?

Д-ж, к-ч.

ФИЗМИНУТКА

Руки в стороны в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет!

    Работа по учебнику.

- Упражнение 74 на стр. 119.

- Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.

-Вставьте пропущенные буквы.

- Какие буквы вставили? Почему?

-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.

- Ответьте на вопросы:

1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):

Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.

2)Что лежит под высокой березкой?

Под высокой березкой лежит снежок.

3) Что сбросит сорока с веток?

Сорока сбросит с веток снежный ком.

-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?

-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….

-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)

- А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.

3. Словарная работа.

Мороженое-

Огуречный-

Столичный-

Яблочный-

-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.

Проверка :-Какие буквы подчеркнули?

- Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).

- И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.

6. Письмо по памяти.

-Прочитайте маленькое стихотворение.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

- Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).

-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?

-Что значит «гуськом».

- Как вы представляете себе «гусиное войско»?

-Что значит «гусиным шажком»?

-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.

-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.

Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.

Взаимопроверка.

7. Итог урока.

- Итак, подведем итог.

- Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).

-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?

-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.

7. Домашнее задание.

Стр. 120 упр.78.

- Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.

Чередование звонких и глухих согласных

  • 1. Па конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: ду[б]ы - ду[ п], фб[б"]" - дро[ пф дро[ъа - дро[ ф], кр6[ъ"и - кро[ ф"], ног]а - но[к], стап]о - ста т], буд?]ешъ - бут(будь), кб[ж]а - ко[ш], рб[за - ро[ с], ма[з"и - ма[с", до[ж } й - Эо[ш"]. Такая же мена звуков происходит при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного и [в], за которым следует гласный или сонорный: вяс] упал (вяз), дру[ к] мой (друг), гри[ п] валуй (гриб), во[с внизу (воз).
  • 2. В русском языке не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости/звонкости.

Перед глухими звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[зочка - ска[ск]а , лб[жечка - ло[шка, о[б]рубйть - от"]есать, под]нбс - потп]6рка, колдов]ать - колдо[фскбй, готб[вите - готб[ф"т"е.

Перед звонкими глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с"йтъ - прб[з"6а, моло[т"йтъ - молол"б]а, так]бй - тагж]е, мыть -[зд]уть, от]разйть - о[дтрузйть , ал[ч"пый - ал[д,"ж"ба (алчба), свер[х]ур6чный - свер[уз]вуков6й. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю -[г] дому; о[ т] отца - о[д] брата; отне[с]ла - отнё[ з] бы: чёре[ б] большой (череп); шка в] закрыли (шкаф); мо[у] зелёный (мох).

Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит, только если после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой

  • (ср.: [с] врачом , [с] вами); о[д] взглядов (ср.: о[ т] власти , о[ т] ворот); [г] вздстш (ср.: [к] внуку , [к] выбору).
  • 3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие произносятся чаще всего после глухих: смот[>], вих р"], смыс[л], вопл), рит[м], пес[ и"]. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими: [р ]туть, [льстить, ститъ, ха. В этих же позициях могут произноситься и неоглушенные сонорные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф[ р], мыс[ л"], р]та, ]чатъся. В середине слова перед глухими согласными сонорные также могут оглушаться: заде[р]ка {задержка), лш[рш] {морж), по[р]т, по[л]з, те[м]п, ба[н]к. "

Чередование твердых и мягких согласных

Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягкими согласными многие твердые согласные внутри слова и в проклитиках заменялись мягкими (СС" > С"С"). Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного (С"С" > СС"). Эта закономерность действует в настоящее время, захватывая все новые группы согласных. Наиболее последовательно сохраняется мягкость согласного перед мягким в следующих случаях:

1. Зубные перед мягкими зубными: лю [ст] - мо[с*т"]ик,ле[сн]6й - ле[с у н у ик } у[зла - у[з У л!ёчка } ка[зна - в ка[ з"н"]рабо[та - раб6т"п"]ик, о[дн]я - о[д"н"]м, отыскать - от"т]янутъ , по[лбр6ситъ - по[л!д!еть.

Перед [т"], [д"1, [с"], [з"] обычен и [и"]: ба пт] - баи у т]ик у и[нд]ус - И[ н"д"]ия, рома[ нс] - о рома[ н"с"]е, Пё[ нз] а -в Пё[ н"з"]е. Однако в некоторых словах в этой позиции допустимо и произношение [н]: во[нз у ить, /со[нс"ёрвы, ко[нс У йлиум и др.

Па месте мягкого согласного в этой позиции иногда наблюдается произношение твердого на конце приставки или предлога: раст]ирать и раст]ирать, 6ез у -д у ]ёнег и без-д]енег; после твердого согласного: по[л с"т"]м и по[лст у й,мё[рз у н у и и Л£ё[рзн"]м; в начале слова:[с"н"]ег и [сн"]ег, [з"д у ]есь и [зд"]есъ.

Звуки [л], [л"] не участвуют в действии этой закономерности. Твердый [л] не заменяется мягким: поли]ый - полн]ёй. Перед [л"] замена твердого зубного мягким не обязательна; ср.: [з"л у ить и [зл"]итъ, б[с у л у ]ик и 6[сл у ]ик.

2. Перед [ч"], [нГ] звук [н] обычно заменяется [и"]: вагб[ н] - вагои у ч у ик , т6[п]кий - уто[п у ч"ённый , гока - г6[ у т у ]ик, цыга[и] - цыга[ у т у ]ина. Возможен в некоторых словах и [и] перед [ч"], [ш"]: санч у ]астъ, а[нн]бусы , ви[нн у ]ёстер, стали[нш у ]ина, есёни[т у ]ина.

Чередование согласных по месту и способу образования

  • 1. Перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] орденом - [ш] шапкой - [ш] чайником; бе[ з] отца - бе ж] жены ; о[т] мороза - о[ч"] чудес - о[ч] шума.
  • 2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[и!]ся (пяться), о[ч } ]щипнутъ (отщипнуть), веч]шать (ветшать). Понять это легко. Последняя фраза взрывного - резкий и достаточно широкий отход сомкнутых органов речи один от другого. Но перед щелевым того же места образования этого не происходит. После смычки активный орган речи (уже готовясь к образованию следующего щелевого) лишь слегка отодвигается от пассивного, создавая узкую щель. Образуется аффриката. Так, [т| перед [с] меняется на [ц]: де[цсад, бра[ ц] Саши, бу[ц]сы; [т"] перед [с"] меняется на [ц")^мё[ц"]ся, пя[и!]селёдок. Точно так же и [д] перед [з] меняется на [дз]: на[дззор, по[д,з]зиживатъ ; [д"] перед [з" меняется на [д"з"]: на{д!з"зиратель, пя[д!з"земли.

В позиции перед [ш], [ж] звуки [т], [д] по предыдущему закону заменяются передненёбными (кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам), в результате чего образуются передненёбные твердые аффрикаты [ч], [дж:^[чшибйть (отшибить), ша[чшая (младшая), подж]жйлки, та[дж]жйк, о[дж]жатъ (отжать). Перед [ш"] происходит замена взрывного мягкой аффрикатой: [ч"]щётно (тщетно), оч"т у ]итатъ (отсчитать), ч"]щерь (дщерь).

3. Взрывные согласные перед взрывными и аффрикатами того же места образования и аффрикаты перед такими же аффрикатами заменяются имплозивными: о[т] кого - о[т] того - о[т] царя - о[т] чего (перед передненёбным зубной отодвигается в область переднего нёба); на[ д] одним - на[ц двумя, су[и овсяный - су п] перловый", [к] собаке - [к] кошке", конё ц] отдела - конё[ т] цеха (как и не[ т] цеха); "о[ч"] вторая - ио[т] четвёртая (как и до[т"] четвёртая).

Чередование согласных с нулем звука

1. Обычно не произносятся [т], [д] ([т*], [д"]) между зубными согласными:

[с] - [с]: шес[г] - шес[-]сот (шестьсот), турйс[ т] - турис-ский (туристский);

[с] - [н]: ([с"] - [н"]): мёс[т]о - мес[-]ный (местный), учас[т"]ие - учас[ - ] ник (участник);

[с] - [ц]: крес[т"]ёц - крес[-]ца (крестца), уз[д]а - под уз[-]цы (под уздцы)",

[н] - [ц]: талан[т"]ец - талан[-]ца (талантца), голлан[л У ]ец - голлан-]цы (голландцы ).

Нс произносится [д] ([д"]) и между [р] - [ц], [р] - [ч"]: сер[сСёчиый - сёр-це (сердце), сер[-]чйшко (сердчишко). Не произносится также [л] перед [нц]: со[л]нечный - со[-]нце (солнце).

В этих сочетаниях чередование [т], [т*], [д], [д"], [л] с нулем звука обязательно. В других подобных сочетаниях строгой обязательности нет, поэтому они рассматриваются в числе орфоэпических норм.

2. После гласного перед [и] ([и 3 ]) фонема /)/ реализуется нулем звука: мой /мо]"/ [мои] - моя /мо]а/ [ма°]"а] - мои /мо)"и/ [ма э й]; строй /(с|з)тро]/ [строи] - строю /(с|з)тро)у/ [строну] - строит /(с|з)тро]ит/ [стрби э т].

Чередование долгих и кратких согласных

Долгие согласные звуки реализуют сочетания двух фонем: ка[с]а - ка/сс/а, лу[н]ая - лу/пп/ая, но иш у ]у - м/ш"ш"/у, вош у ик - вб/зч у /ик. Долгие согласные могут находиться в начале слова перед гласным или между гласными: ввоз, ссора, Анна, щука, вожжи. На стыке приставки и корня долгие согласные встречаются и перед согласным: воззвание - [з], расшвырять - [ш].

В других позициях долгий согласный теряет свою долготу, т.е. замещается кратким согласным.

  • 1) на конце слова: ва ]а - ва[ н] (ванн), ма[с]а - ма[ с] (масс), суЩа - б/у[м] (сумм), плаШ у ]й - пла ПГ] (плащ)",
  • 2) рядом с согласным: програм]а - програ[мный (программный), ру[с]кий (русский), францу[ский (французский),мо[ш у и - мо[ш]иый (мощный).

В некоторых случаях эта закономерность отражается и на письме: колонна - колонка, оперетта - оперетка, финны - финский. Производным от этого закона является закон: в русском языке не может быть согласных более чем двойной долготы. Три (и четыре) одинаковых согласных между гласными стягиваются до двух: ссориться - расс]ориться (]тс- + ссориться)",

3) возможно чередование долгих и кратких согласных и в позиции между гласными в зависимости от положения по отношению к ударному гласному. Это чередование не имеет строгой обязательности и рассматривается в числе орфоэпических норм.

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей