Русский поэт, художник-график. Один из лидеров русского «неофициального искусства».

Родился 5 ноября 1940 года в Москве, в семье инженера и пианистки.
После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959–1966 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановское) по отделению скульптуры.
С 1966 по 1974 годы работал в архитектурном управлении Москвы.
С 1975 года – член Союза художников СССР.
С 1989 года – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи начал писать с 1956 году. В 1970–1980-е годы его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах США (альманах «Каталог»), Франции (журнал «А–Я») и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере, почти кликушеской. В 1986 году направлялся на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобождён благодаря протестам деятелей культуры внутри страны (Бэлла Ахмадулина) и за рубежом. На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989 года. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др.
С 1990 года – член Союза писателей СССР; с 1992 года – член Пен-Клуба.
С конца 1980-х годов периодически приглашается с литературными и музыкальными номерами в различных телевизионные программы. С 1990 года изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы Живите в Москве. Рукопись на правах романа, 2000, Только моя Япония, 2001; книга интервью Говорит Д.А. Пригов (2001).

Помимо сугубо литературной деятельности, Пригов написал большое число графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975 года. Примерно с этого же времени участник изобразительных и литературных андеграундных акций, а с 1980 года его скульптурные работы выставляются за рубежом. Первая персональная выставка – в 1988 году в Struve Gallery (Чикаго). Участвовал также в различных музыкальных (группа «Среднерусская возвышенность», совместные работы с композитором Сергеем Летовым и др.) и театральных проектах. С 1999 года (общероссийский фестиваль-конкурс «Культурный герой») активно привлекается к участию в руководстве и в жюри различных фестивальных проектов.

Умер Д.А. Пригов в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

    - (1940 2007), русский писатель, художник. Принадлежал к поэтическому «андерграунду», идеолог концептуального искусства (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) , до 1989 стихи появлялись только в самиздате и на Западе. В поэзии ироническое обыгрывание… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1940) русский писатель, художник. Принадлежал к поэтическому андерграунду, идеолог концептуального искусства, до 1989 стихи появлялись только в самиздате и на Западе. В поэзии ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, черный… … Большой Энциклопедический словарь

    Пригов, Дмитрий - Поэт, художник, скульптор Московский поэт, скульптор, художник, перформансист, которого часто называют отцом русского концептуализма. Дмитрий Александрович Пригов родился в Москве 5 ноября 1940 года. После средней школы два года работал на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Пригов, Дмитрий Александрович Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

Книги

  • Мысли. Избранные манифесты, статьи, интервью. Том 5 , Пригов Дмитрий Александрович , "Мысли" завершают пятитомное собрание сочинение Д. А. Пригова (1940-2007), в которое вошли" Монады", "Москва", "Монстры" и"Места" . Настоящий том составляют манифесты, статьи и интервью, в… Категория: Современная отечественная проза Издатель: Новое литературное обозрение ,
  • Дмитрий Пригов. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. Монстры , Пригов Дмитрий Александрович , &171;Монстры&187;продолжают&171;неполное собрание сочинений&187;Дмитрия Александровича Пригова (1940 2007). В этот том включены произведения Пригова, представляющие его… Категория: Поэзия Издатель: Новое литературное обозрение , Производитель:

В семье пианистки и инженера 5 ноября 1940 года родился известный советский и российский поэт Дмитрий Пригов. Окончив школу, он поступил в на отделение скульптуры, а по окончании его работал в московском управлении архитектурой. С 1975 года Дмитрий Пригов состоял в Союзе художников СССР, а в 1985-м стал участником клуба авангардистов. Стихи публиковал в основном за рубежом в эмигрантских журналах США, Франции и Германии, а также в неподцензурных (самиздатовских) изданиях в России. Большой известности не было, но многие знали, что есть такой Пригов Дмитрий Александрович.

Стихи

Тексты его стихов состояли преимущественно из буффонады, манера изложения была экзальтированной, немного сродни кликушеству, что вызывало здоровое недоумение у основной массы читателей. В результате 1986 год был отмечен принудительным лечением в психиатрической клинике, откуда его быстро достали протесты, возглавленные как внутри страны, так и за рубежом. Естественно, во время перестройки Дмитрий Пригов стал чрезвычайно востребованным поэтом, и с 1989 года его работы публиковались в неимоверных количествах практически во всех медиа, где позволял формат, а изменился он почти всюду.

В 1990 году Пригов вступил в Союз писателей СССР, в 1992-м - в члены ПЕН-Клуба. С конца 80-х годов был непременным участником телевизионных программ, издавал сборники стихов и прозы, даже большая книга его интервью вышла в 2001-м. Дмитрий Пригов был отмечен различными премиями и грантами. В основном меценаты были немецкими - фонд Альфреда Тепфера, Академия искусств Германии и другие. Но и Россия вдруг заметила, какие хорошие стихи пишет Пригов Дмитрий Александрович.

Картины

Литературная деятельность не сразу стала основополагающей в творчестве Дмитрия Пригова. Он являлся автором огромного количества всяческих перфомансов, инсталляций, коллажей и графических работ. Это был активнейший участник андеграундных акций в области литературы и изобразительного искусства.

Его скульптуры с 1980 года участвовали в выставках за рубежом, а в 1988-м состоялась и персональная выставка в Чикаго. Театральные и музыкальные проекты тоже нередко сопровождались участием Пригова. С 1999 года Пригов Дмитрий Александрович руководил всевозможными фестивалями, заседал в жюри разнообразных конкурсов.

Концептуалист

Всеволод Некрасов, Илья Кабаков, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, Франциско Инфантэ и Дмитрий Пригов распахали и идеологически засеяли ниву русского концептуализма - направления в искусстве, где приоритет принадлежит не качеству, а смысловому выражению и новой концепции (концепту).

Поэтический имидж - главный момент, на котором концентрируется вся индивидуальная система творца нетленного искусства. Пригов разработал целую стратегию конструирования имиджа, где каждый жест продуман и снабжён концепцией.

Имиджмейкер

Много лет ушло на исключительное по полезности примеривание разнообразных имиджей: лидер и так далее. Один из интересных элементов - употребление отчества в обязательном порядке, можно как «Алексаныч», можно без фамилии, но с традиционным произношением. Интонация примерно такая: «И кто за тебя это делать будет? Дмитрий Алексаныч, что ли?» - с намёком на «наше всё», то есть Александра Сергеича Пушкина.

Повышенное внимание к имиджу само по себе не является характерной чертой концептуализма, но тем не менее прошли времена, когда для того чтобы быть поэтом, достаточно было писать хорошие стихи. Со временем изощрённость в создании собственного образа стала довлеть над творчеством как таковым. А начиналось это явление красиво - Лермонтов, Ахматова... Концептуалисты довели эту второстепенную традицию практически до абсурда.

Жизнь как эксперимент

Рефлексивные усилия Пригова подвели под стихотворные конструкции эту странную псевдо-философическую платформу, как по Маяковскому - на мелких местах. «Милицанер» осмысливает сакральную роль государства в человеческом существовании, в «Тараканомахии» видна попытка раскрыть древнее низменное начало, которое привносит в жизнь наличие домашних насекомых.

Любой писатель-новатор экспериментирует с материалом, стилями, приёмами, жанрами, языком. Тенденция в творчестве Пригова - соединение любой художественной практики с масскультом, обыденной жизнью, часто - с кичем. Эффект, конечно, читателя потрясает.

Зависть к «любимцам публики»?

Здесь же можно упомянуть и о трансформации произведений множества других авторов - от классики до безымянных графоманов, в которой преследуется не столько эстетическая, сколько идеологическая цель. «Самиздатская» версия «Евгения Онегина» стала тому примером, а Пригов из Пушкина попытался сделать Лермонтова, заменив прилагательные.

Самый употребительный перфоманс среди приверженцев музы Пригова - чтение классических произведений вслух, с подвываниями, нараспев, в стиле мусульманских и буддистских песнопений, которые и названы именем поэта («приговские мантры»). Стихотворных работ Дмитрий Пригов, биография которого чрезвычайно богата на события, написал огромное количество - более тридцати пяти тысяч. Он скончался в июле 2007 года в больнице после инфаркта в возрасте шестидесяти семи лет. Похоронен на где его часто посещают соотечественники и зарубежные гости, впечатлённые его произведениями и образом жизни.

Дми́трий Алекса́ндрович При́гов - русский поэт , художник , скульптор . Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Родился в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. Его родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Дмитрий Пригов, позже подолгу живший в Германии, по замечанию близко его знавшего Игоря Смирнова , так и не заговорил на немецком языке .
По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова (1959 -1966 ). По образованию скульптор .
В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы .
В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда . В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР . Однако в СССР до 1987 года не выставлялся.
С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА ).
Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я », альманахе «Каталог».
В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.
Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов "Неофициальное искусство" (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и "Современное искусство" (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США – в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за ее пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.
Первый поэтический сборник Пригова – "Слезы геральдической души" - вышел в 1990 году в издательстве "Московский рабочий". В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов "Пятьдесят капелек крови", "Явление стиха после его смерти" и прозы – "Только моя Япония", "Живите в Москве".
Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей , инсталляций , перформансов . Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своем творчестве.
Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милиционер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.
Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч. С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group .
Скончался в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен в Москве, на Донском кладбище .

Дми́трий Алекса́ндрович При́гов (5 ноября , Москва , СССР -16 июля , там же, Россия) - русский поэт , художник , скульптор . Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Биография

По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова ( -). По образованию скульптор .

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы .

В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда . В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР . Однако в СССР до 1987 года не выставлялся. [ ]

С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Цитата из Д.Пригова на потолке ММСИ в Москве

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль », журнале «А - Я », альманахе «Каталог».

В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США - в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за её пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова - «Слёзы геральдической души» - вышел в 1990 году в издательстве «Московский рабочий ». В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы - «Только моя Япония», «Живите в Москве».

Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей , инсталляций , перформансов . Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своём творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя . Вдохновением для цикла про милицанера стала жизнь в московском спальном районе Беляево , в доме близ МГУ МВД . В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая видовые и содержательные для его творчества точки этого места. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч . С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group .

Могила российского поэта Дмитрия Александровича Пригова на Новом Донском кладбище

Критика

Общественная позиция

Участие в организациях

  • СРП (сентябрь 1991)
  • Был членом редколлегии альманаха «Вестник новой литературы ».

Премии

  • Пушкинская премия фонда А.Тепфера, Гамбург (1993).
  • стипендиат Академии искусств Германии (ДААД , Немецкой службы академических обменов)
  • премия им. Бориса Пастернака (2002), номинация «Артист в силе»

Персональные выставки

  • 2003 - «Мягко». Галерея Петра Войса , Москва
  • 2006 - «Монстрология». Галерея Петра Войса , Москва
  • 2008 - «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!». Московский музей современного искусства , Москва .
  • 2011 - «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов». Государственный Эрмитаж , в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства,Венеция .
  • 2014 - «Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма и далее». Государственная Третьяковская галерея , Москва.
  • 2017 - «Пригов. Москвадва». Центр Гиляровского , Москва.

Фильмография (актёр)

  • - Такси-блюз
  • - Хрусталёв, машину!
  • - Шоссе энтузиастов

Дискография

  • - Сергей Летов , Алексей Борисов , Д. А. Пригов. Концерт в О. Г. И. «Отделение Выход »
  • 2002 - Три О и один Д. А. Пригов. «ХОР Рекордз »
  • - Дмитрий Александрович Пригов. Избранное. Читает автор. «1С »

Библиография

Книги, альманахи

  • Личное дело-2: Художественно-поэтический сборник. М.: НЛО, 1999. С. 135- 149 (циклы «Лирические портреты литераторов» и «Ты помнишь, мама»), с. 199-203 (прозаический фрагмент «И это все происходило при мне» [отрывок из романа «Живите в Москве»])
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 352 с., 3000 экз. - ISBN 5-86793-100-5 .
  • Только моя Япония (непридуманное). - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 320 с., 5000 экз. - ISBN 5-86793-134-X .
  • Исчисления и установления. Стратификационные и конвертационные тексты. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 320 с. - ISBN 5-86793-161-7 .
  • Дитя и смерть. - М.: Логос , 2002. - 144 с., 500 экз. - ISBN 5-8163-0035-0 .
  • Неложные мотивы: Стихи. - М.: АРГО-РИСК ; Тверь: KOLONNA Publications, 2002. - 88 с., 300 экз. - ISBN 5-94128-069-6 .
  • Книга книг. Избранные. - М.: Зебра Е; ЭКСМО , 2002. - 640 с., 4000 экз. - ISBN 5-94663-028-8 .
  • Три грамматики. - М.: Логос-Альтера, 2003. - 128 с., 1 000 экз. - ISBN 5-98378-005-0 .
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков). - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с., 2000 экз. - ISBN 5-86793-366-0 .
  • Пригов Д. А., Шаповал С. И. Портретная галерея Д.А.П. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 168 с. - ISBN 5-86793-250-8 .
  • Разнообразие всего. - М.: ОГИ, 2007. - 288 с., 2000 экз. - ISBN 978-5-94282-392-4 .
  • Катя китайская (чужое повествование). - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 240 с., 1 500 экз. - ISBN 978-5-86793-554-2 .
  • Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! Работы на бумаге, инсталляция, книга, перформанс, опера и декламация. Каталог выставки / Сост. Е. Дёготь . - М.: Московский музей современного искусства; Новое литературное обозрение, 2008. - 272 с., 1000 экз. - ISBN 978-5-86793-618-1 .
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. 2-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 352 с., 2 000 экз. - ISBN 978-5-86793-662-4 .
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков). 2-е изд. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 640 с. - 1500 экз. ISBN 978-5-86793-907-6
  • Монады . Собрание сочинений в 5-ти т. / Ред-сост. М. Липовецкий . - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 780 с., 3000 экз. - ISBN 978-5-4448-0036-2 (т. 1); ISBN 978-5-4448-0035-5 .
  • Двадцать один разговор и одно дружеское послание / Сост., вступление, интервью С. Шаповала. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 264 с. - ISBN 978-5-4448-0169-7 .

Собрание сочинений

  • Дмитрий Александрович Пригов Собрание сочинений в пяти томах. - Автор проекта Ирина Прохорова . - М. : Новое литературное обозрение, 2013-2019. - ISBN 978-5-4448-0035-5
    • I том. - Монады : Как-бы- искренность. - М. : Новое литературное обозрение , 2013. / ред.-сост. М. Липовецкий. - 780 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN 978-5-4448-0036-2 (т. 1)
    • II том. - Москва : Вирши на каждый день. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. Б. Обермайр, Г. Витте. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. - 952 с.: ил. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4448-0037-9 (т. 2)
    • III том. - Монстры : Чудовищное/Трансцендентное. - М. : Новое литературное обозрение, 2017. - 950 с.: ил. цв. ил.: - 2000 экз. - ISBN 978-5-4448-0038-6 (т. 3)
    • IV том. - Места : Своё/Чужое. - М. : Новое литературное обозрение, 2019. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. М. Липовецкий, Ж. Галиева. - 1160 с.: ил. - 1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0039-3 (т. 4)
    • V том. - Мысли : Избранные манифесты, статьи, интервью. - М. : Новое литературное обозрение, 2019. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. И. Кукулин, М. Липовецкий. - 792 с.: ил.: - 1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0040-9 (т. 5)

Подробная библиография: Указатель литературных, визуальных, театральных, кинематографических и иных работ Д.А. Пригова / Сост.