Джафар ибн Абу Талиб ат-Тайяр (араб. ; 589, Мекка - 629, Мута) - сын Абу Талиба, двоюродный брат пророка Мухаммеда.

Биография

Джафар ибн Абу Талиб родился в Мекке в семье Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба. Он был старше своего брат Али на 10 лет. В год засухи, когда Абу Талиб уже не мог достойно обеспечивать свою многодетную семью, его брат аль-Аббас взял к себе Джафара, а Мухаммед - Али. После начала пророческой миссии Мухаммеда Джафар и Али в числе первых, приняли ислам. В списках первых принявших ислам, Джафар занимает 24-е, 31-е, или 32-е место. После гонений на мусульман в Мекке, Джафар вместе со своей женой Асмой эмигрировал в Эфиопию. Его имя возглавляет второй перечень, приведенный Ибн Хишамом.

Через некоторое время, после того, как группа мусульман прибыла в Эфиопию, за ними прибыли двое влиятельных курайшитов - Абдуллах ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас, с целью убедить эфиопского негуса Наджаши выдать им мусульманских беженцев. Наджаши склонялся к тому, чтобы выдать их мекканцам и тогда Джафар, чтобы спасти положение, вышел вперед и задал вопросы курайшитам относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию беглыми рабами, и совершили ли они какие-либо преступления, находясь в Мекке? Послы подтвердили, что среди мусульман рабов нет, и никаких преступлений они не совершали. Единственное к чему они могли поставить в вину, это то, что они отреклись от веры своих предков. Тогда негус Наджаши задал Джафару ибн Абу Талибу вопросы относительно мусульманской веры и тот вкратце изложил ему основные положения Ислама, прочитал аяты из коранических сур « Марьям», «аль-Анкабут», «ар-Рум» и «аль-Кахф». Убедившись в том, что положения исламской религии не противоречат принципам авраамического монотеизма, нагус Наджаши решил не выдавать мусульманских эмигрантов курайшитам. Наджаши взял мусульман под своё покровительство, а некоторые мусульманские источники говорят о том, что он даже принял ислам.

В 628 году Джафар и его друзья приехали из Эфиопии в Медину. В следующем году Джафар ибн Абу Талиб погиб, сражаясь в битве при Муте.

جعفر ابن أبي طالب Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Джафар ибн Абу Та́либ ат-Тайя́р (араб. جعفر ابن أبي طالب الطيار ‎; 589 , Мекка - 629 , Мута) - сын Абу Талиба , двоюродный брат пророка Мухаммеда .

Биография

Джафар ибн Абу Талиб родился в Мекке в семье Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба . Он был старше своего брат Али на 10 лет. В год засухи, когда Абу Талиб уже не мог достойно обеспечивать свою многодетную семью, его брат аль-Аббас взял к себе Джафара, а Мухаммед - Али. После начала пророческой миссии Мухаммеда Джафар и Али в числе первых, приняли ислам . В списках первых принявших ислам, Джафар занимает 24-е, 31-е, или 32-е место. После гонений на мусульман в Мекке, Джафар вместе со своей женой Асмой эмигрировал в Эфиопию . Его имя возглавляет второй перечень, приведенный Ибн Хишамом .

Через некоторое время, после того, как группа мусульман прибыла в Эфиопию , за ними прибыли двое влиятельных курайшитов - Абдуллах ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас , с целью убедить эфиопского негуса Наджаши выдать им мусульманских беженцев . Наджаши склонялся к тому, чтобы выдать их мекканцам и тогда Джафар, чтобы спасти положение, вышел вперед и задал вопросы курайшитам относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию беглыми рабами , и совершили ли они какие-либо преступления, находясь в Мекке? Послы подтвердили, что среди мусульман рабов нет, и никаких преступлений они не совершали. Единственное к чему они могли поставить в вину, это то, что они отреклись от веры своих предков. Тогда негус Наджаши задал Джафару ибн Абу Талибу вопросы относительно мусульманской веры и тот вкратце изложил ему основные положения Ислама, прочитал аяты из коранических сур « Марьям », «аль-Анкабут », « ..

  • / Veccia Vaglieri, L. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Ссылки

    • Хаджи-Мурат Раджабов. . Islamdag.ru (15 декабря 2010). Проверено 12 июня 2013. .

    Отрывок, характеризующий Джафар ибн Абу Талиб

    Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
    – Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
    – Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
    – О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
    – У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
    Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
    – А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
    Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
    – Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».
    Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах), родном брате повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
    Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал: «Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра (да будет доволен им Аллах), которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры.
    Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
    Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр (да будет доволен им Аллах), призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
    Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий (византийский император) во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
    Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
    Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который через некоторое время также пал на поле брани.
    После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
    К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.» (Конец цитаты от Мубаракфури).
    Таким был Джафар (да будет доволен им Аллах)! Такими были сподвижники! Клянусь Аллахом! Сердца мусульман должны переполняться чувствами гордости, воодушевления после прочтения истории битвы у Муты.

    Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!» (Конец цитаты ибн Хишама).
    В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли открывать стол, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто-то из близких. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.

    ДЖААФАР ИБН АБУ ТАЛИБ

    Я увидел Джаафара в Раю с крыльями, обагрёнными кровью...

    Священный хадис

    В роду Абд Манафа было пять мужчин, чрезвычайно похожих на Посланника Аллаха. Это сходство было настолько поразительным, что люди со слабым зрением часто путали Пророка с этими мужчинами.

    Не сомневаюсь, что тебе, о мой читатель, хотелось бы узнать, кто же были эти пятеро, так похожие на пророка Аллаха.

    Давайте же познакомимся с ними поближе.

    Вот эти люди: Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн Абдель Мутталиб, который был сыном дяди Посланника Аллаха и его молочным братом.

    Вторым был Кусам ибн аль-Аббас ибн Абдель Мутталиб, также сын дяди Пророка.

    Третьим был дед имама аш-Шафии ас-Саиб ибн Убайд ибн Абд Йазид ибн Хашим.

    Четвёртым был аль-Хасан ибн Али, сын дочери Посланника Аллаха и его внук.

    Пятым же был Джаафар ибн Абу Талиб, брат предводителя правоверных Али ибн Абу Талиба.

    Так давай же, о мой читатель, я поведаю тебе о некоторых ярких событиях в жизни Джаафара.

    Несмотря на свою знатность в племени курайшитов и высокое положение среди них, Абу Талиб был бедным и многодетным человеком.

    Положение ёще больше ухудшилось из-за сильнейшей засухи, постигшей курайшитов в тот год. Посевы погибли, произошёл падёж скота, и люди были вынуждены глодать высохшие кости.

    Среди хашимитов самыми богатыми людьми в то время были Мухаммад ибн Абдулла и его дядя аль-Аббас.

    Как-то Мухаммад сказал аль-Аббасу: "О дядя! У твоего брата Абу Талиба большая семья, а из-за засухи и отсутствия дождей начался голод среди людей. Давай поедем к нему и немного облегчим его существование: я возьму одного из его сыновей, а ты другого, и выкормим их. Тем самым мы уменьшим количество ртов в его семье”.

    Аль-Аббас сказал: "Ты призвал к добру и настоял на благотворительности”.

    Затем они отправились к Абу Талибу и, придя к нему, сказали: "Мы хотим немного облегчить твоё тяжкое бремя содержания такой большой семьи и уменьшить беду, постигшую людей”.

    Абу-Талиб сказал им: "Если вы оставите мне Акила , то делайте, как считаете нужным...”

    Мухаммад взял в свою семью Али, а аль-Аббас – Джаафара.

    Когда Али жил у Мухаммада, Аллах ниспослал ему истинную и праведную религию, и он стал первым юношей, уверовавшим в Ислам.

    Джаафар продолжал жить в доме своего дяди аль-Аббаса, пока не возмужал, принял исламскую веру и стал самостоятельным человеком.

    С самого начала Джаафар ибн Абу Талиб и его жена Асма, дочь Умайса, стали искренними приверженцами светлого пути истины.

    Они приняли исламскую веру у правдивого Абу Бакра ещё до того, как Посланник Аллаха вступил в дом аль-Аркама.

    Хашимитский юноша и его молодая жена сполна испытали на себе, как и все первые мусульмане, гонения и преследования со стороны курайшитов. Однако они стойко перенесли все обиды, поскольку твёрдо знали, что путь в Рай тернист, мучителен и чрезвычайно сложен. Но особенно отравляло их существование, а также жизнь их братьев в Исламе то, что курайшиты не позволяли им совершать религиозные обряды Ислама и наслаждаться истинным поклонением, следя буквально за каждым их шагом.

    В подобной ситуации Джаафар ибн Абу Талиб попросил у Посланника Аллаха позволения переселиться вместе с женой и группой сподвижников в Эфиопию. Пророк разрешил им сделать это, хотя ему было грустно расставаться с ними.

    Разумеется, Джаафару было очень нелегко убеждать чистых и невинных людей покинуть свою родину, обжитые дома, где прошли их детство и юность, единственная вина которых состояла в том, что они сказали: "Наш Господь - Аллах”.

    Вместе с тем, у Пророка не было силы и могущества, чтобы уберечь людей от козней курайшитов.

    * * *

    Во главе с Джаафаром ибн Абу Талибом первые мусульманские переселенцы прибыли на землю Эфиопии, где и обосновались под опекой и защитой справедливого и праведного эфиопского негуса. Впервые с тех пор, как эти люди приняли Ислам, они обрели чувство безопасности и испытали наслаждение истинного поклонения, когда никто и ничто не омрачало чистоту их подлинного счастья.

    Как только курайшитам стало известно, что группа мусульман переселилась в Эфиопию, царь которой гарантировал защиту их религии и свободу вероисповедания, они начали вынашивать планы убийства мусульман или их насильственного возвращения с целью посадить в тюрьму.

    Но давайте дадим здесь слово Умм Саламе, чтобы она всё рассказала сама, будучи очевидцем этих событий.

    Итак, Умм Салама, которая стала одной из жён Пророка, рассказала следующее:

    "Вступив на землю Эфиопии, мы обрели добрых соседей и подлинную безопасность для нашей религии. Мы смогли свободно поклоняться Господу нашему, Всевышнему Аллаху, не опасаясь вреда со стороны кого бы то ни было или чьих-то злых высказываний. Когда об этом стало известно курайшитам, они задумали недоброе против нас и послали к негусу двух своих сильных людей: Амра ибн аль-Аса и Абдаллу ибн Абу Рабиа. Вместе с ними курайшиты направили богатые дары для негуса и его епископов из того, чем славилась земля Хиджаза. При этом посланцам было сказано, чтобы они одарили каждого епископа, прежде чем начнут обсуждать наш вопрос с царём Эфиопии”.

    По прибытии в Эфиопию посланцы курайшитов встретились с епископами и одарили каждого из них, никого не забыв. При этом каждому епископу было сказано следующее: "На земле царя Эфиопии поселилась группа наших юных глупцов, отвергнувших религию своих отцов и дедов, а также внёсших раскол в свою нацию. Когда мы скажем об этом царю, подскажите ему, чтобы он выдал их нам, ничего не спрашивая об их религии. Вожди их народа хорошо знают их и осведомлены об них вероубеждении.

    Да... - ответили епископы.

    Умм Салама продолжала свой рассказ:

    "Для Амра и его спутника не было ничего ненавистнее и неприятнее, чем видеть, как негус приглашает кого-нибудь из нас и выслушивает его”.

    * * *

    После этого оба посланца курайшитов пришли к негусу и преподнесли ему богатые дары, которым он очень обрадовался, и пришёл в восхищение. Затем посланцы сказали ему:

    О царь Эфиопии, в твоём царстве нашла убежище кучка отщепенцев из нашего народа. Они исповедуют религию, которая неизвестна ни нам, ни вам. Эти люди отвергли нашу религию и не приняли вашу. Нас послали к тебе вожди и руководители их народа, чтобы ты выдворил их обратно. Нашим мудрецам хорошо известно, какую смуту они творят.

    Негус посмотрел на своих епископов, которые сказали:

    Истинно так, о царь... Их народ лучше знает их, а также то, что они сотворили. Выдай им этих людей, и пусть они сами с ними разбираются.

    Царь сильно разгневался, услышав такие речи своих епископов, и сказал:

    Но нет, клянусь Господом, я никому не выдам этих людей, пока не призову их к себе и не расспрошу их о том, что им приписывают. Если они такие, как говорят эти люди, то я отдам им их. Если же дело обстоит иначе, то я защищу их, и буду жить с ними в мире, пока им нужна будет моя защита”.

    * * *

    Умм Салама продолжала:

    "Затем негус послал за нами, чтобы мы прибыли для встречи с ним. Прежде чем отправиться к негусу, мы собрались посовещаться. Некоторые сказали: "Царь начнёт расспрашивать вас о вашей религии, поэтому говорите откровенно о том, во что веруете. Пусть от имени вас всех говорит Джаафар ибн Абу Талиб, а другие молчат”.

    После этого мы отправились к негусу, который позвал также своих епископов. В своих зелёных рясах и клобуках они расселись справа и слева от царя, разложив вокруг себя свои книги. У царя находились также Амр ибн аль-Ас и Абдулла ибн Абу Рабиа.

    Когда все приготовились, негус обратился к нам:

    Что же это за религия, которую вы себе придумали и из-за этого отказались от религии вашего народа? Почему вы не приняли мою религию или любую другую из существующих религий?

    Вперёд выступил Джаафар ибн Абу Талиб и сказал:

    "О царь, мы были невежественным народом, поклонялись идолам, ели мертвечину, творили грехи, не поддерживали родственных связей, не уважали соседей, а сильный из нас уничтожал слабого. В таком состоянии мы и пребывали до того как Аллах ниспослал нам Своего Посланника из нашей среды, честность, правдивость и целомудрие которого нам хорошо известны...

    Он призвал нас к Аллаху, единобожию и поклонению только Ему Одному, а также к отказу от поклонения камням и идолам, которым ранее поклонялись мы и наши отцы...

    Он повелел нам всегда говорить правду, быть честными, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями, не совершать недозволенных действий и не проливать напрасно кровь. Он запретил нам непристойности, говорить ложь, отбирать деньги у сирот и порочить целомудренных женщин.

    Он повелел нам поклоняться Одному Аллаху, ничего не приобщая к Нему, совершать намаз, выплачивать закят и поститься в месяц Рамадан...

    Мы поверили ему, уверовали в него и последовали за ним в том, с чем он пришёл от Аллаха. Мы позволяли себе то, что нам было дозволено, и не разрешали того, что нам было запрещено.

    А наш же народ, о царь, отнёсся к нам враждебно и подверг нас тягчайшим испытаниям, чтобы мы отказались от нашей религии и вернулись к поклонению идолам...

    Когда они обошлись с нами так несправедливо, всячески притесняя нас, творя беззаконие, препятствуя нам исповедовать нашу религию, мы переселились в твою страну, отдав тебе предпочтение среди других властителей, надеясь жить в добрососедстве с тобой, не подвергаясь несправедливости с твоей стороны”.

    Обратившись к Джаафару ибн Абу Талибу, негус спросил:

    Имеешь ли ты с собой что-нибудь из того, с чем ваш Пророк пришёл от Аллаха?

    Да, - ответил Джаафар.

    Тогда прочти мне что-нибудь, - попросил царь.

    Джаафар прочитал:

    "Каф, Ха, Йа, Айн, Сад . Сие есть повествование о милости, оказанной твоим Владыкой слуге Его, Закарии, когда он воззвал к Владыке своему втайне.

    Он сказал: "Владыка мой, ослабли кости мои, и голова моя блещет сединой, но никогда, Владыка мой, не был лишён благословения мой намаз к Тебе”.

    (Марйам, 1 – 4)

    Умм Салама продолжала свой рассказ далее:

    "Услышав всё это, негус прослезился. Его епископы также расплакались так сильно, что промокли их книги. Именно до такой степени их всех растрогали слова Аллаха...

    После этого негус сказал нам:

    То, с чем пришёл ваш Пророк, и то, с чем пришёл Иса, проистекает из одного источника.

    Затем, обратившись к Амру и его товарищу, он сказал:

    Отправляйтесь обратно. Я вам этих людей никогда не выдам”.

    Умм Салама продолжала:

    "Когда мы вышли от негуса, Амр ибн аль-Ас обрушился на нас с угрозами, а затем сказал своему товарищу:

    Клянусь Аллахом, я завтра опять пойду к царю и расскажу ему о них такое, что наполнит его душу гневом и отвратит его сердце от них. После того, что царь узнает о них, он будет вынужден физически истребить их.

    Абдулла ибн Абу Рабиа возразил:

    Не делай этого, о Амр! Всё-таки они наши близкие, хотя и расходятся с нами во мнении.

    Амр воскликнул в ответ:

    Ты это брось... Клянусь Аллахом, я расскажу царю такое, что выбьет у них почву из-под ног... Ей-богу, я скажу ему, что они считают Ису ибн Марйам рабом...”

    * * *

    Придя на следующий день к негусу, Амр обратился к нему со следующими словами:

    О царь! Эти люди, которым ты дал убежище и предоставил свою защиту, говорят очень серьёзные вещи об Исе ибн Марйам.

    Негус послал за ними и спросил их о том, что они говорят об Исе.

    Умм Салама продолжала:

    "Когда мы узнали об этом, нас охватило сильное волнение и беспокойство, которого мы раньше никогда не испытывали.

    Одни люди начали спрашивать других:

    А что же вы скажете об Исе ибн Марйам, если царь спросит вас о нём?

    Тогда мы сказали:

    Клянёмся Аллахом, мы скажем о нём только то, что говорил Аллах, и ни на йоту не отступим от того, с чем пришёл наш Пророк. Ну а дальше будь что будет.

    Когда мы прибыли к негусу по его вызову, то увидели, что у него находятся все епископы, как и в первый раз. Здесь же находились Амр ибн аль-Ас и его товарищ.

    Когда мы предстали перед негусом, он первый обратился к нам с вопросом:

    Так что же вы говорите об Исе ибн Марйам?

    Джаафар ибн Абу Талиб ответил:

    Истинно, мы говорим о нём только то, с чем пришёл наш Пророк.

    Негус спросил:

    А что же ваш Пророк говорит о нём?

    Джаафар ответил:

    Он говорит о нём: "Это раб Аллаха и Его Посланник, а также Его Дух и Его Слово, ниспосланные Аллахом Непорочной Деве Марйам”.

    Едва негус выслушал слова Джаафара, как ударил рукой по земле и воскликнул:

    Иса ибн Марйам ни на йоту не отошёл от того, с чем пришёл ваш Пророк...

    Среди епископов, сидящих вокруг негуса, поднялся ропот осуждения того, что они услышали от него...

    Можете роптать... - сказал негус и обратился к нам: - Идите, и вы в безопасности. Если кто-нибудь обругает вас, то заплатит за это, а если причинит зло, то будет сурово наказан... Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы стать обладателем горы золота, если из-за этого кто-то из вас пострадает.

    Посмотрев на Амра и его товарища, царь сказал:

    Верните этим двум людям их дары. Они мне не нужны”.

    Умм Салама продолжила свой рассказ:

    "Подавленные и разочарованные уходили Амр и его спутник, глубоко переживая свою неудачу. А мы продолжали жить под защитой негуса, будучи самыми добрыми соседями”.

    * * *

    В спокойствии и безопасности Джаафар ибн Абу Талиб и его жена целых десять лет прожили в Эфиопии, пользуясь гостеприимством её царя.

    В седьмом году по Хиджре они вместе с группой мусульман покинули Эфиопию и направились в Йасриб. Достигнув цели, они встретились там с Посланником Аллаха, который только что вернулся в Йасриб после успешного похода на Хайбар , в котором Аллах ниспослал ему удачу и победу.

    Посланник Аллаха так сильно обрадовался встрече с Джаафаром, что воскликнул:

    Не знаю даже, чему я больше рад! Победе в Хайбаре или же прибытию Джаафара.

    Радость всех мусульман в целом, и бедных среди них в частности, приезду Джаафара была нисколько не меньше, чем радость Посланника Аллаха.

    Джаафар был известен своей беспредельной добротой, милосердием и благотворительностью в отношении слабых и неимущих. Его даже прозвали "отцом бедняков”.

    Абу Хурайра рассказывал о нём:

    "Лучшим из людей по отношению к нам, беднякам, был Джаафар ибн Абу Талиб. Он приводил нас к себе домой и кормил тем, что у него было. Однажды, когда в доме у него не было еды, Джаафар принёс нам пустой мешочек из-под масла. Мы порвали его и слизывали то, что прилипло к внутренним стенкам...”

    * * *

    Однако пребывание Джаафара ибн Абу Талиба в Медине не было долгим.

    В начале восьмого года по Хиджре Посланник Аллаха снарядил армию для похода в аш-Шам против византийцев. Назначив командовать армией Зайда ибн Харису, он сказал:

    Если Зайд будет убит или ранен, то командование армией перейдёт к Джаафару ибн Абу Талибу. Если Джаафар будет убит или ранен, то командующим станет Абдулла ибн Раваха. Если же и Абдулла ибн Раваха будет убит или ранен, то тогда пусть сами мусульмане выберут себе командира.

    Когда на подступах к аш-Шаму мусульмане подошли к иорданской деревне Мута, то обнаружили, что им противостоит византийская армия численностью в сто тысяч воинов, а также армия союзников византийцев из арабских христиан племён Лахм, Джузам, Кудаа и других в составе ещё ста тысяч воинов.

    Армия мусульман насчитывала всего три тысячи воинов.

    Едва завязалось ожесточённое сражение, как смертью храбрых лицом к противнику пал Зайд ибн Хариса.

    Тут же со своего белого коня соскочил Джаафар ибн Абу Талиб и подрезал ему жилы на ногах, чтобы противник не смог им воспользоваться. Джаафар подхватил знамя мусульман и глубоко ворвался в ряды византийцев, восклицая:

    "Как прекрасен Рай и его приближение,

    Он великолепен, и прохладен райский напиток.

    А византийцев скоро постигнет суровая кара,

    И я должен убивать этих безродных неверных

    Всякий раз, как я их встречаю”.

    Джаафар яростно и неукротимо сражался в гуще врагов, пока ему не отрубили правую руку. Как только он взял знамя в левую руку, вражеский воин отсёк ему и левую руку. Тогда Джаафар положил знамя себе на грудь, придерживая его уцелевшими предплечьями. Третий страшный удар противника рассёк его тело пополам. Тогда мусульманское знамя подхватил Абдулла ибн Раваха и продолжал сражаться до тех пор, пока не последовал за двумя своими соратниками.

    * * *

    Посланнику Аллаха сообщили о гибели трёх его командиров, и это известие привело его в состояние сильнейшей грусти и печали. Посланник Аллаха отправился в дом своего двоюродного брата Джаафара ибн Абу Талиба и там встретил его жену Асму, которая готовилась к встрече мужа. Она замесила тесто, искупала своих сыновей, побрызгала их благовониями и приодела.

    Сама Асма рассказывала:

    "Когда к нам пришёл Посланник Аллаха, я заметила, что его светлый лик омрачён печалью. В мою душу закрался страх, но я не хотела спрашивать его о Джаафаре, опасаясь услышать трагическую весть.

    Пророк поздоровался, а затем сказал: "Приведи детей Джаафара”. Я позвала их к нему.

    Радостные дети с весёлыми возгласами бросились к Пророку и обступили его со всех сторон, причём каждый пытался обратить на себя его внимание. Посланник Аллаха приник к детям, начал вдыхать их аромат, а в его глазах заблестели слёзы.

    Я спросила:

    О Посланник Аллаха, ты для меня вместо отца и матери. Заклинаю тебя, ответь, почему ты плачешь? Тебе что-нибудь сообщили о Джаафаре и его товарищах?

    Да, - ответил Пророк. - Они погибли сегодня...

    Улыбки тут же исчезли с лиц малышей, когда они услышали плач и рыдания своей матери. Они безмолвно застыли на своих местах.

    Посланник Аллаха удалился, утирая слёзы со своего лица и приговаривая:

    О Аллах, сохрани Джаафара в его сыне! О Аллах, сохрани Джаафара в его потомстве!

    Затем он сказал: "Я увидел Джаафара в Раю с крыльями, обагрёнными кровью ”.

    Bottom of Form


    Абд Манафа был одним из дедов посланника Аллаха, а род Абд Манафа находился в близком родстве с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

    Хайбар – крепости и укрепления иудеев, которые завоевал Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, в седьмом году по Хиджре, захватив богатые трофеи.

    На юге Иордании есть город Му‘та. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и византийцами, состоявшейся в 629 году.

    Битва при Муте (араб. غزوة مؤتة ‎‎).

    На том месте, где в 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Му‘т» стал шахидом Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) находится историческая арка, которую называют Машхада Му‘та. Она является частью полуразрушенной древней мечети.

    Ставшая достопримечательностью, эта мечеть была построена во времена мамлюков, которые усердно старались сохранить и оживить все, что указывало на отвагу и жертвенность сподвижников.

    Именно вокруг этой достопримечательности, впоследствии разрушенной землетрясением, произошла битва. В этом первом столкновении с Римом стали шахидами многие священные сподвижники, в том числе три величайших мусульманских полководца.

    Причиной этого сражения явилось следующее происшествие. Пророк (мир ему и благословение) отправил Хариса ибн Умайра аль-Аздия с письмом к правителю Бусры. Шурахбиль ибн Амир аль-Гасаний, правитель Муаба, пребывавшего под властью римского цезаря (Кайсара), вероломно убил доверившегося ему посла.

    Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось, как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.

    Примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана вблизи Сера, на юге Тафиля находится место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий (да будет доволен им Аллах). Оно известно, как место паломничества.

    В истории человечества послы практически всегда пользовались свободой передвижения и неприкосновенностью.

    А посланец Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был убит.

    Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он подготовил трехтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

    Во главе его он поставил Зайда ибн Хариса и указал, что в случае его гибели полководцем должен стать Джафар ибн Абу Талиб, а если и он будет убит в бою, то его место займет Абдула ибн Раваха.

    Сражение произошло на территории Шама, которая впоследствии была завоевана. Римляне планировали нападение на исламские земли, и если бы мусульмане не опередили их, то успели бы это сделать.

    Нужно было поскорее направить войско для того, чтобы предупредить вторжение врага на территорию исламского государства и разрушение жилищ мусульман.

    Исламская армия продвигалась на север, пока не достигла города Мааан на юге Иордании. Здесь мусульмане получили известие о том, что римский император Ираклий в местности Муаба собрал стотысячную армию, к которой присоединились воины некоторых арабских племен количеством также около ста тысяч.

    Обеспокоенные огромной численностью римского воинства, предводители мусульман долго обсуждали ситуацию и, в конце концов, решили напасть на врага, несмотря на неминуемые большие потери.

    Армия двинулась вперед согласно воле Аллаха. Достигнув Му’та, оба войска сошлись в жаркой схватке.

    Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) держал в руках зеленое знамя, пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джафару ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Сначала в бою ему отрубили правую руку, и он взял знамя в левую; затем, когда и ее отрубили, держал его предплечьями до тех пор, пока также не стал шахидом. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нем, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

    После этого его прозвали Джафар Тайар, т.е. летающий Джафар (да будет доволен им Аллах).

    Затем знамя получил Абдулах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который повторил судьбу предшественников.

    Джафар – это человек-легенда, который пожертвовал собой, отдав Исламу все.

    Широкая равнина в 8 году по Хиджре была местом знаменитой битвы во время которой стали шахидами все три сподвижника-полководца, назначенные Посланником Аллаха (мир ему и благословение) – Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, и Абдула ибн Раваха.

    Сражение при Муте было первым сражением мусульман против Рима, Оно состоялось согласно пророческому указу о необходимости обязательно очистить эти страны от губительного римского владычества.

    В сердцах мусульман всегда будет жива память о легендарном полководце Джафаре (да будет доволен им Аллах). О том, как во время боя он спустился с коня, держа в руках знамя, и сражался, пока ему не отрубили правую руку. Как переложил древко в левую руку, а когда и ее отрубили, все равно не дал упасть зеленому знамени, прижимая его к груди окровавленными обрубками рук.

    После смерти на теле этого шахида было обнаружено около 90 ран.

    После убийства трех полководцев, согласно общему решению, командование армией перешло к Халиду ибн Валиду, прозванному мечом Аллаха. Он выровнял расстроенные ряды мусульман, прибегнул к военной хитрости и заронил страх в сердцах римлян, что помогло ему успешно вывести свою армию из боя с минимальными потерями.

    Он приказал небольшой группе своих воинов тайком уйти ночью на юг, а в предзакатное время вернуться с поднятыми головами, громко выкрикивая такбир (т.е. Аллаху Акбар) и поднимая вокруг себя пыль, чтобы римляне подумали, будто к мусульманам пришло огромное подкрепление. А также поменял местами воинские части, сражавшиеся на флангах и в центре, чтобы вражеские солдаты увидели наутро новые лица, приняли их за свежие силы и устрашились.

    В результате многодневного сражения Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) с помощью своей тактики удалось предотвратить чрезмерные потери среди мусульман, сберечь армию и вернуть ее в священную Медину.

    Джафар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджхаху).

    Джафар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али (да будет доволен им Аллах).

    Он обрел истинную веру, благодаря Абу Бакру Сиддыку (да будет доволен им Аллах).

    Это случилось еще до события, известного в истории ислама как «Даруль аркам».

    Джафар ибн Абу Талиб был поставлен во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию после того, как мучения и пытки со стороны курайшитов по отношению к последователям Посланника Аллаха (мир ему и благословение) стали чрезмерными. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой дорогой Шуайба.

    Во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Мина была известным местом, именно отсюда они совершили как первую, так и вторую хиджры в Эфиопию.

    Главой группы мусульман во время первой хиджры был Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который стал главой мусульман в этой стране.

    И когда курайшиты отправили к королю Наджаши делегацию с требованием вернуть мухаджиров обратно, именно Джафар обратился к королю с опровержением их доводов. Это явилось значительным событием в истории Ислама.

    В Эфиопии мудрость Джафара проявилась особенно ярко во время переговоров, которые от имени курайшитов вёл Амр ибн Ас.

    Целью Амра было убедить короля Эфиопии Наджаши в том, что он должен отказаться принять мусульманских мухаджиров.

    На мой взгляд, мы должны досконально изучить обращение Джафара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не придают значения историческим событиям.

    Особенно это касается традиций времен джахилийи, от которых Ислам избавил человечество. Ведь Джафар в числе прочего рассказал и о том, как они раньше ели харам, в том числе мертвечину, портили родственные отношения и прочее.

    Речь Джафара ибн Абу Талиба не просто произвела впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным риваятам, он принял Ислам, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение), узнав о его смерти, совершил за ним джаназа намаз.

    Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать еще один центр исламского призыва.

    Чтобы в случае, если в Мекке с дааватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия.

    За те 14 лет, которые Джафар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители благодаря ему приняли Ислам.

    Джафар (да будет доволен им Аллах) прожил в Эфиопии довольно долго. Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (мир ему и благословение) очень обрадовался ему, ведь Джафар был похож на него как внешне, так и чертами характера, к тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (мир ему и благословение) была особенно сильной.

    Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению с взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.

    Но при этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джафара?»

    Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправляет его в качестве одного из полководцев битвы при Му‘та, явившейся великим испытанием для мусульман.

    Это было первое сражение, в котором участвовал Джафар.

    Воодушевленный, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

    Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Му‘та в пяти километрах к востоку от поля боя.

    Район, где похоронены шахиды этой битвы, благодаря их могилам называется «Мазар».

    Там находятся зияраты великих сподвижников, полководцев битвы – Зайда ибн Хариса, Джафара ибн Абу Талиба и Абдулы ибн Равахи (да будет доволен им Аллах).

    Макамы шахидов Му‘та были построены еще во времена рабовладения, а в последующие века – достроены и обновлены.

    Наиболее значительное обновление было проведено в наше время благодаря озабоченности иорданского государства сохранностью этих зияратов, где покоятся тела священных сподвижников. Говоря о Джафаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь помнить, что о нем говорил Пророк (мир ему и благословение): «Ты похож на меня характером и внешностью».

    Даже если бы его отличали только эти черты, этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами…

    Он был образцовым примером для подражания и в политических, и в военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодежь брать с него пример…

    Посланника Аллаха (мир ему и благословение) дал ему прозвище «Абу мискин» (т.е. «отец бедных»).

    Велика была печаль Пророка (мир ему и благословение), когда он получил известие о гибели Джафара и его товарищей в сражении Му‘та.

    Он даже сказал: «Если плачете, плачьте по Джафару!»

    С той же любовью и благосклонностью, что к самому Джафару, Пророк (мир ему и благословение) относился затем и к его детям.

    Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»