роман литературный повествовательный жанр

Термин «роман», возникший в XII в., успел претерпеть за девять столетий своего существования целый ряд смысловых изменений и покрывает чрезвычайно разнообразные литературные явления. К тому же формы, именуемые сегодня романами, появились гораздо раньше самого понятия. Первые формы жанра романа восходят еще к античности, но ни греки, ни римляне не оставили специального наименования для этого жанра. Пользуясь позднейшей терминологией, его принято называть романом. Епископ Юэ в конце XVII века в поисках предшественников романа впервые применил этот термин к ряду явлений античной повествовательной прозы. Наименование это основано на том, что интересующий нас античный жанр, имея своим содержанием борьбу обособленных индивидов за их личные, частные цели, представляет очень значительное тематическое и композиционное сходство с некоторыми видами позднейшего европейского романа, в формировании которых античный роман сыграл немалую роль. Название «роман» возникло позже, в эпоху Средневековья, и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение.

Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности был, как известно, литературный язык древних римлян – латинский. В XII-XIII вв. нашей эры наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и распространенные в среде демократических слоев общества, не знающих латинского языка, среди торговой буржуазии, ремесленников, вилланов (так называемое третье сословие). Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman – романский рассказ, повесть. Затем прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений, которое в дальнейшем устоялось в языке и с течением времени потеряло свой первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п.

Можно сделать вывод, что если наиболее приближенный к современному значению данный термин появился в эпоху буржуазии – 17 -18 века, то и зарождение теории романа логично относить к тому же времени. И хотя уже в 16 - 17 вв. появляются некие «теории» романа (Антонио Минтурно «Поэтическое искусство»,1563; Пьер Николь «Письмо о ереси сочинительства», 1665), лишь вместе с классической немецкой философией появляются первые попытки создать общеэстетическую теорию романа, включить его в систему художественных форм. «Одновременно и высказывания великих романистов о своей собственной писательской практике приобретают большую широту и глубину обобщения (Вальтер Скотт, Гёте, Бальзак). Принципы буржуазной теории романа в ее классической форме были сформулированы именно в этот период. Но более обширная литература по теории романа возникает лишь во второй половине XIX в. Теперь роман окончательно утвердил свое господство как типичная форма выражения буржуазного сознания в литературе».

С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу «роман» - это «инклюзивный термин, перегруженный философскими и идеологическими коннотациями и указывающий на целый комплекс относительно автономных явлений, не всегда связанных друг с другом генетически». «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII или даже XVIII веком.

На появление и обоснование данного термина, безусловно, оказала влияние история развития жанра в целом. Не менее важную роль в теории романа играет и его становление в различных странах.

    ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В РАЗВИТИИ РОМАНА

Историческое развитие романа в разных европейских странах обнаруживает довольно большие различия, вызванные неравномерностью социально-экономического развития и индивидуальным своеобразием истории каждой страны. Но наряду с этим история европейского романа заключает в себе и некоторые общие, повторяющиеся черты, на которых следует остановиться. Во всех основных европейских литературах, хотя каждый раз по-своему, роман проходит определенные закономерные этапы. В истории европейского романа Средних веков и Нового времени приоритет принадлежит французскому роману. Представителем французского Ренессанса в области романа был Рабле (первая половина XVI в.), обнаруживший в своем «Гаргантюа и Пантагрюэле» всю широту буржуазного свободомыслия и отрицания старого общества. «Роман зарождается в художественной литературе буржуазии в эпоху постепенного разложения феодального строя и возвышения торговой буржуазии. По своему художественному принципу это – натуралистический роман, по тематико-композиционному – авантюрный, в центре которого «герой, переживающий всевозможные приключения, забавляющий читателей своими ловкими проделками, герой-авантюрист, плут» он испытывает случайные и внешние авантюры (любовная шашня, встреча с разбойниками, удачная карьера, ловкая денежная афера и т. п.), не интересуясь при этом ни глубокими социально-бытовыми характеристиками ни сложными психологическими мотивировками. Эти приключения перемежевываются с бытовыми сценками, выражают склонность к грубоватой шутке, чувство юмора, враждебность к правящим сословиям, ироническое отношение к их нравам и проявлениям. При этом авторам не удалось схватить жизнь в ее глубокой социальной перспективе, ограничиваясь внешними характеристиками, проявляя склонность к детализации, к смакованию бытовых подробностей. Типичные его примеры - «Ласарильо из Тормеса» (XVI в.) и «Жиль Блаз» французского писателя Лесажа (первая половина XVIII в.). Из среды мелкой и средней буржуазии к середине XVIII в. вырастает передовая мелкобуржуазная интеллигенция, начинающая идеологическую борьбу со старым порядком и использующая для этого художественное творчество. На этой основе возникает психологический мелкобуржуазный роман, в котором центральное место занимает уже не авантюра, а глубокие противоречия и контрасты в сознании героев, борющихся за свое счастье, за свои нравственные идеалы. Ярчайшим примером этого может быть названа «Новая Элоиза» Руссо (1761). В ту же эпоху, что и Руссо, выступает Вольтер со своим философско-публицистическим романом «Кандид». В Германии в конце XVIII и в начале XIX вв. выступает целая группа писателей-романтиков, создавших очень яркие образцы психологического романа в разных литературных стилях. Таковы Новалис («Генрих фон Офтердинген»), Фридрих Шлегель («Люцинда»), Тик («Вильям Ловель») и наконец знаменитый Гофман. «Наряду с этим мы находим психологический роман и в стиле патриархальной дворянской аристократии, гибнущей вместе со всем старым режимом и осознающей свою гибель в плоскости глубочайших морально-мировоззренческих конфликтов». Таков Шатобриан со своими «Ренэ» и «Атала». Другим слоям феодального дворянства характерен культ изящной чувственности и безграничного, порой разнузданного эпикуреизма. Отсюда выходят и дворянские романы рококо с их культом чувственности. Например, роман Кувре «Любовные похождения кавалера де Фобла».

Английский роман в первой половине XVIII в. выдвигает таких крупнейших своих представителей, как Дж. Свифт с его знаменитым сатирическим романом «Путешествие Гулливера» и Д. Дефо, автора не менее знаменитого «Робинзона Крузо», а также ряд других романистов, выражающих социальное мировоззрение буржуазии.

В эпоху зарождения и развития промышленного капитализма авантюрный, натуралистический роман постепенно теряет свое значение». На смену ему приходит роман социально-бытовой, который возникает и развивается в литературе тех слоев капиталистического общества, которые оказываются наиболее передовыми, и в условиях данной страны. В ряде стран (Франция, Германия, Россия) в период смены авантюрного романа социально-бытовым, т. е. в период смены феодального строя капиталистическим, временно приобретает большое значение роман психологический с романтической или сентиментальной направленностью, отражающей социальную неуравновешенность переходного периода (Жан-Поль, Шатобриан и др.). Расцвет социально-бытового романа совпадает с периодом роста и расцвета промышленно-капиталистического общества (Бальзак, Диккенс, Флобер, Золя и др.). Создается роман по художественному принципу – реалистический. В середине XIX в. английский реалистический роман делает значительные успехи. Вершиной реалистического романа являются романы Диккенса – «Давид Копперфильд», «Оливер Твист» и «Николай Никльби», а также Теккерей с его «Ярмаркой тщеславия», дающей более озлобленную и сильную критику дворянско-буржуазного общества. «Реалистический роман 19 века отличается крайне острой постановкой нравственных проблем, отныне занимающих центральное место в художественной культуре. Это связано с опытом разрыва с традиционными представлениями и задачей найти новые нравственные ориентиры для личности в ситуации обособления, выработать моральные регуляторы, не игнорирующие, а нравственно упорядочивающие интересы реальной практической деятельности обособленного индивида».

Особую линию представляет собой роман «тайн и ужасов» (так называемый «готический роман»), сюжеты которого, как правило, избираются в сфере сверхъестественного и герои которого наделены чертами мрачного демонизма. Крупнейшими представителями готического романа являются А.Радклиф и Ч.Мэтьюрин.

Постепенный переход капиталистического общества в эпоху империализма с ее растущими социальными конфликтами приводят к деградации буржуазной идеологии. Познавательный уровень буржуазных романистов понижается. В связи с этим в истории романа происходит возврат к натурализму, к психологизму (Джойс, Пруст). В процессе своего развития роман, однако, не только повторяет некоторую закономерную линию, но и сохраняет некоторые жанровые признаки. Роман исторически повторяется в разных литературных стилях, в разных стилях он выражает различные художественные принципы. И при всем том роман все-таки остается романом: громадное количество самых разнообразных произведений этого жанра имеет в себе нечто общее, какие-то повторяющиеся особенности содержания и формы, которые и оказываются признаками жанра, получающего свое классическое выражение в буржуазном романе. «Сколь бы различны ни были те особенности исторического классового сознания, те общественные настроения, те конкретные художественные идеи, которые отражаются в романе, роман выражает собой определенный тип самосознания, определенные идейные запросы и интересы. Буржуазный роман живет и развивается до тех пор, пока живо индивидуалистическое самосознание капиталистической эпохи, пока продолжает существовать интерес к индивидуальной судьбе, к личной жизни, к борьбе индивидуальности за свои личные запросы, за право на жизнь». Эти особенности содержания романа приводят и к формальным признакам этого жанра. Тематически буржуазный роман изображает частную, личную, бытовую жизнь и на фоне ее столкновение и борьбу личных интересов. Для композиции романа характерны более или менее сложная, прямая или ломаная линия единой личной интриги, единой причинно-временной цепи событий, единый ход повествования, которому подчинены все и всякие описательные моменты. Во всем остальном роман «исторически бесконечно разнообразен».

Любой жанр, с одной стороны, всегда индивидуален, с другой – всегда опирается на литературную традицию. Категория жанра – категория историческая: для каждой эпохи характерна не только жанровая система в целом, но и жанровые модификации или разновидности в частности по отношению к тому или иному жанру. Разновидности жанра сегодня литературоведы выделяют на основе комплекса устойчивых свойств (например, общего характера тематики, свойств образности, типа композиции и т.п.).

Исходя из вышесказанного, условно типологию современного романа можно представить следующим образом:

По темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др.

По структурным признакам: роман в стихах, роман-путешествие, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон и др.

Нередко определение соотносит роман с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип романа: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д.

Кроме того, выделяется роман-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон").

В особый тип выделяют полифонический роман (по М. М. Бахтину), который предполагает такое построение, когда основную мысль произведения формирует одновременное звучание «многих голосов», так как ни один из персонажей, ни автор не обладает монополией на истину и не является ее носителем.

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз заметим, что несмотря на давнюю историю данного термина и еще более давнюю жанровую форму, в современном литературоведении нет однозначного взгляда на проблемы, связанные с понятием «роман». Известно, что оно появилось в Средневековье, первые образцы романов – еще более пяти веков назад, в истории развития западноевропейских литератур роман имел множество форм и модификаций.

Заканчивая разговор о романе в целом, мы не можем не обратить внимание на то, что как и любой жанр он должен иметь некоторые особенности. Здесь мы останемся солидарными с приверженцем «диалогизма» в литературе – М.М.Бахтиным, который выделяет три основные особенности жанровой модели романа, принципиально отличающих его от других жанров:

«1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности».

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ УТОПИИ

Утопия -представление об идеальном обществе, некритическая уверенность в возможности непосредственного воплощения в жизнь традиционных, мифологических, возможно модернизированных, идеологических экспектаций, идеалов. Например, У. являются стремления воплотить в жизнь идеалы построения большого общества по аналогии с сельской общиной, концепции социализма, реализация которых на соответствующем отрезке времени не может иметь места либо в связи с полной невозможностью принятия соответствующих идей широкими слоями населения в качестве реальных ценностей своей собственной деятельности, либо в результате того, что принятие этих ценностей приводит к нефункциональной системе, нарушают запреты социокультурного закона. У. Мора, Кампанеллы и т. д. дают картины до предела жестко регулируемых обществ, производств, личной жизни в городах, домах. Они представляют собой модернизированные традиционные идеалы, не соответствующие ни прошлому в силу элементов модернизации, ни будущему в силу груза традиционности. У. - элемент определенного этапа выработки любого решения, так как все начинается с воспроизводства некоторой ранее сложившейся потребности, которая может оказаться У. в изменившейся ситуации. Эффективность решения зависит от способности человека критически переосмыслить все его предпосылки, элементы на основе изменившихся условий, возникновения новых средств, вызревания новых целей, т. е. необходимо преодолеть в решении элемент У. Всякие идеи, проекты, их воплощение должны пройти испытание на презумпцию утопии. Попытка реализовать У., т. е. прежде всего воплотить в социальные отношения, получить от нее результат можно рассматривать как результат чуда инверсии, в случае реализации оно сменяется обратной инверсией. Например, социализм как общество, которое немедленно избавляет людей от смерти, от труда, воплощает всеобщее равенство, кончается в конечном итоге ростом дискомфортного состояния, обратной инверсией. Смерть мальчика означает, что в "Чевенгуре нет никакого коммунизма " (Платонов А., Чевенгур).

Производный от итальянского слова «istoria» («описательный»), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания. Сюжеты полотен основываются на реальных событиях, мифологии, библейских текстах.

Первоначально в изобразительном искусстве доминировали религиозные сюжеты – во время оформления этого направления живописи в эпоху Возрождения наиболее популярными были евангельские и библейские тематики. Картины Сурикова, Репина, Жерико, Рембрандта и других художников отображают события, важные для развития человечества, культуры и общественного сознания.

Основные сюжеты

Религиозные

Любые картины с религиозными сюжетами, независимо от принадлежности к определенной религии (христианской, исламской, индуистской, буддистской, иудейской или племенной религии). Христианские сюжеты охватывают период от начала нашей эры до современности, выделяют искусство Реформации и Контрреформации и другие подвиды.

Мифологические

Картины, иллюстрирующие мифическую историю, легенды. Популярные темы: греческие божества, мифы о сотворении мира, римская мифология и пантеон богов.

Аллегорические

Картины со скрытым смыслом. На полотне один объект или персонаж символизирует другой.

Литературные

Исторические

Полотна, иллюстрирующие реальные исторические события с высоким уровнем точности и достоверности. Особое внимание уделяется деталям. Ярким представителем направления является российский живописец Василий Суриков.

История развития

В своем трактате «О живописи» итальянский художник эпохи Возрождения Альберти идентифицирует исторический жанр с представлением святых и других библейских фигур для демонстрации моральной борьбы, исторических событий, связанных с развитием религии.

Эпоха Возрождения

По традиции эпохи Возрождения, историческая живопись направлена ​​на поднятие морального уровня общества, идеально подходит для оформления общественных помещений, церквей, городских залов или дворцов.

Почти все художественные события в итальянском доренессансном и ренессансном искусстве можно интерпретировать как предпосылки к развитию направления «историческая живопись»:


В эпоху Возрождения зародились главные особенности направления «историческая живопись» — большое внимание к деталям, монументальность, масштабность, использование религиозной тематики, как основной в работе художников.

Ренессанс

Исторический жанр времен Ренессанса представлен такими работами:


Из художников эпохи барокко, Питер Пауль Рубенс ярко представляет исторический жанр. Основные сюжеты – мифологические. Итальянский художник Караваджо известен реалистичными религиозными картинам. Веласкес и Рембрандт – авторы полотен на религиозные, мифологические темы.

Барокко

В эпоху Барокко исторический жанр представлен работами:


В 18 веке

Исторический жанр 18 века характеризуется особенностями, не свойственными предыдущим эпохам. Этот период стал переломным в развитии живописи. Художники стремились отойти от академизма, искали новые темы для полотен, выбирали в качестве тематики для создания картин незначительные события. На развитие направления повлияли догмы классицизма и барокко.

Примеры работ 18 века:


Снижение значимости направления заметно в 19 веке. Художники стремились к драматизации искусства, а не вознесению моральных норм. На развитие направления больше всего влияли романтический и классический стили. Тематики картин стали более узкими – мастера отходили от превознесения масштабных событий и религиозных сюжетов.

Французский художник Эжен Делакруа был самым энергичным из романтических живописцев – полотна ярко демонстрирую романтизм в живописи. Популярны работы Эрнеста Месонье, выполненные в строгом академическом стиле. Адольф Менцель стал известен изображением сцен из суда Фридриха Великого.

В 19 веке

Художественные академии 19 века стремились вернуть историческому изобразительному искусству высокий статус и значимость в укреплении моральных норм.

Великий художник 19 века во Франции – академический преподаватель Густав Моро, известный работами на мифологическую тематику. В Англии Джордж Фредерик Уотс был лучшим из викторианских живописцев – яркий представитель аллегорического типа исторического изобразительного искусства. В Америке направление поддержал немецко-американский живописец Эмануэлем Готлибом Лойце.

Примеры картин 19 века:


В 20 веке

20 век принес перемены: революции, войны, кризисы сломали систему ценностей. Новациями отмечено изобразительное искусство – появились абстрактные стили живописи, авангардное направление. В 20 веке направлению перестали приписывать особую моральную и культурную значимость. Исторический жанр стал ресурсом, используемым художниками для демонстрации серьезности своих работ. Новые тематики – кельтская, скандинавская мифология, идеологическая, пропагандистская, идеологическая живопись.

Работы 20 века:


В России

Русская историческая живопись известна работами Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Поленова. Направление развивалось в 18 – 19 веках художниками-реалистами объединения передвижников. Наиболее популярны мифологические и исторические сюжеты. Формирование направления связано с формированием просветительских идей, пропагандировала которые Академия художеств. Суриков и другие российские живописцы работали в стилях реализм и классицизм.

Большинство картин Сурикова, Угрюмова, Иванова, Лосенко – масштабные, детализированные, выполненные по всем традициям академического искусства.

Представителем российского изобразительного искусства является Василий Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы». Особенности работ: монументальность, значительное количество персонажей на полотне, динамичность, использование природных, темных тонов. Картины Сурикова – наиболее репрезентативный пример исторической живописи России.

Значение жанра

Исторический жанр конца 20 – начала 21 века развивается в картинах художников – представителей современного искусства. Изобразительное искусство тяготеет к абстракционизму, тематически – к актуальным проблемам человечества. Направление дает возможность живописцам выразить мнение по поводу событий в мире, перемен в политике, экономике, культуре.

 Aelbert Cuyp, 1652

История жанра как вида изобразительного искусства уходит своими корнями в далекое прошлое. В настенной живописи древних египтян встречаются сцены охоты, пиршеств, земледельческих работ, словом всего того, что отображает реалии повседневной жизни людей в те далекие времена. В красочных иллюстрациях к средневековым религиозным книгам, таким как «Книга часов» (Book of Hours), можно найти сцены из жизни простого люда…

Однако сам термин «жанровая живопись», или «жанровое искусство», появился в XVII веке, когда художники стали проявлять особый интерес к тому, что происходило за стенами художественных мастерских. Их привлекала простота изложения материала, отсутствие напыщенности и строгости, свобода творчества, и, таким образом, их картины приобретали повествовательный характер и заключали в себе некоторый философский смысл. Очень часто на полотнах появлялись вымышленные сюжеты, романтизированные художником, с сентиментальными нотками, именно поэтому такие картины имели большую популярность среди буржуазии и среднего класса.

И вот, когда жанровая живопись как вид изобразительного искусства всецело покорила сердца европейских художников, а случилось это примерно к середине XIX века, начинает появляться и жанровая фотография . Стоит отметить, что на ранней стадии развития фотография, в том числе и жанровая, откровенно подражает живописи. Дело доходило до того, что фотограф приглашал в свою студию моделей, одевал их в одежду, сшитую специально для той или иной задумки, оформлял антураж и полностью руководил процессом, отдавая распоряжения, где вставать и как двигаться.

Результатом всей работы были черно-белые репродукции, напоминавшие картины известных мастеров. Во многом такой подход определялся отсутствием технических возможностей. Ведь в то время фотографии делались на специальных влажных коллодиевых или серебряных пластинах, длина выдержки в среднем достигала 5–7 минут. Процесс был очень долгим и трудоемким, для этого и использовались натурщики, которые могли неподвижно оставаться на одном месте в течение долгого времени.

Однако технический прогресс семимильными шагами вел фотографию вперед. Благодаря эволюции фотоматериалов и камер отпала необходимость приглашать актеров и использовать декорации и костюмы. Теперь фотограф мог спокойно выйти на улицу, снимать случайных прохожих, участников народных гуляний и ярмарок, появляться в местах, пользующихся особой популярностью у высшего класса, представители которого благодаря своим манерам, богатой одежде и положению в обществе были «ценной добычей».

Возможности фотографа ограничивались лишь количеством пленки, полет фантазии же был безграничен. Снималось все, везде, всегда. Расходовались километры пленок, тонны проявителей и фиксажей, миллиарды листов фотобумаги. С одной стороны, такой расход позволял фотографу на сто кадров получать хотя бы один достойный внимания, но с другой - печаталась куча никому не нужного мусора, и качество материала снижалось день ото дня (конечно же, имеется в виду творческая сторона фотографии, а не качество самих отпечатков).

XX век ознаменовался целым рядом важных исторических событий - революций, войн, смены политических режимов… ничто не избежало объектива фотокамеры. В это время жанровая фотография тесно связана с репортажной съемкой . Штатные фотографы, получая задание и отправляясь в командировку снимать репортаж, попутно фиксировали все то, что происходит вокруг них. Зачастую именно такие «бытовые» снимки гораздо лучше подходят для репортажной серии, более полно и ярко характеризуют то или иное событие. Появляется новый термин - «фотоочерк», которым активно пользуются советские фотографы. Сейчас этот термин полностью вытеснила калька с английского слова Story, обозначающего у зарубежных фотографов то же самое. Современными российскими фотографами репортажная серия снимков, объединенных общей темой, называется фотоисторией или попросту «стори».

По сей день жанровая фотография пользуется большой популярностью. Мастерство фотографа определяется умением выявлять и отражать в фотографии все то, что скрыто от глаз обывателя, сочетая в кадре удачный ракурс, эмоциональную окраску и полноту сюжета. А ход истории и технический прогресс открывают новые горизонты для развития творческого потенциала и реализации самых разных идей.

Однако приобщение детей к искусству иллюстрации не может быть ограничено творчеством классиков и должно иметь широкий диапазон. Важно, чтобы каждый воспитатель придерживался этого принципа и знакомил детей не только с творчеством выдающихся, признанных мастеров книжной графики, но и с работами наших талантливых современников.

В этой связи нельзя не назвать имя одного из самых популярных и любимых детьми художников - Владимира Григорьевича Сутеева. С иллюстрациями этого замечательного художника родители и воспитатели начинают знакомить ребенка очень рано. Милые, забавные зверюшки - персонажи книг В. Сутеева - кажутся ребенку живыми, настоящими, и малыш играет с ними, кормит, гладит.

Владимира Алексеевича Милашевского. Иллюстрации этого художника к сказкам А. Пушкина, П. Ершова волновали еще бабушек и дедушек сегодняшних малышей. Но за прошедшие годы рисунки В. Милашевского не утратили своего очарования и продолжают нести в себе тот волнующий волшебный мир, который так неободим для ребенка-дошкольника в наш рациональный прагматический век.

Творчество Ольги Кондаковой отличают обращение к реалистическому наследию классического русского и западного искусства, любовь и уважение к детям. В своей заботе о ребенке О. Кондакова как бы преподает урок и взрослым, подсказывая, что читать детям книгу можно, собрав их вокруг себя в тесный уютный кружок. Это поможет создать теплую, доверительную атмосферу, облегчающую для малышей проникновение в мир литературных героев. Тогда и восприятие иллюстраций будет совсем иным. Ведь именно книжная графика дает ребенку глубоко интимное, индивидуальное соприкосновение с художественным образом, вызывает в нем такие чувства, какие он не испытывает при знакомстве с другими видами искусства.

Особый интерес для всех, кто работает с детьми дошкольного возраста, представляет серия книг, которую выпустило издательство «Советский художник».

Открыла эту серию книга «Художник Лев Токмаков», выпущенная в свет в 1989 г. В этом ярком красочном издании представлены выступления в печати известного иллюстратора детской книги Л. А. Токмакова, его работы; в монографической статье рассказывается о творчестве художника.

А.Конашевич – лучший оформитель сказок и поэм С.Маршака и К.Чуковского. Татьяна Маврина,В.Сутеев, фантасмагорический В.Пивоваров, Вера Павлова, чей российский примитивизм достиг своего апогея в оформлении легендарной ремизовской Посолони , Г.Калиновский – блистательный график, особенно тонко и саркастично выразивший свое мировосприятие в оформлении Алисы в Зазеркалье и первых книгах Э.Успенского. Евгений Монин – великолепный мастер и проработчик энциклопедически точных деталей колорита разных стран и эпох. Михаил Ромадин – иллюстратор платоновских сказок, где превалируют великолепные мотивы русской иконописи, тончайшие «кружевные графики» Г.А.В.Трауготы, с виртуозностью оформившие множество изданий Андерсена и Льюиса. Виктор Чижиков, поэтичная Ольга Кондакова, прославившаяся оформлением книги сказок братьев Гримм Золотой гусь , вычурно-воздушный Борис Дидоров, всемирно известный Геннадий Спирин, известный оформлением сказок А.С.Пушкина, Щелкунчика Гофмана, Носа Н.В.Гоголя, народной сказки По щучьему велению и даже сказок певицы Мадонны.

Роман - это широкое эпическое полотно, охватывающее длительный промежуток времени, цепь важных жизненных событий, организованных, как правило, в несколько сюжетных линий, через которые в полноте изображения предстает система образе в-персонажей. Для всестороннего раскрытия характеров героев романа писатель использует повествование с описаниями и характеристиками, лирическими отступлениями и диалогами.

Широкой популярности и расцвета роман достиг сравнительно недавно, однако его корни уходят в глубокую древность. Так, в античную эпоху появляются произведения повествовательного характера, в основе которых лежал авантюрно-приключенческий сюжет: в основном говорилось о молодых влюбленных героев, которые на пути к счастью преодолевают множество препятствий, страданий и тяжких испытаний. Это произведения, написанные во II-IV вв. н.э.: «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Левкиппа и Клітофонт» Ахилла Татія и некоторые другие. Они создали предпосылки для появления жанра романа.

Древние греки называли упомянутые произведения рассказами, а то и просто книгами. Само название «роман» возникает значительно позже, в XII-XIII веках. В то время у французов, итальянцев, испанцев, португальцев появляются произведения, написанные одним из романских языков названных народов, наряду с принятой тогда в Европе на латыни. В отличие от произведений, написанных на литературном латинском языке, их называли сопtе roman, то есть романське рассказы. Впоследствии это словосочетание сократилось и осталось только название «роман» на определение крупных розповідних произведений.

В средние века романы воспевали идеалы рыцарства с обязательным изображением необычных, иногда фантастических приключений и подвигов во имя избранницы сердца (рыцарские романы о короле Артуре или Александра Македонского). Продолжает развиваться и любовный роман, тоже полон всяких неожиданных приключений, например, роман про Тристана и Изольду.

Эпоха Возрождения положила начало реалистичный роман. Это прежде всего произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль Ф. Рабле, «Дон-Кихот» М. Сервантеса, направленные против пут средневековой морали, а потому отмечены сильным сатирическим струей.

Значительного развития приобретает этот жанр в XVIII ст. Укрепляет свои позиции авантюрно-приключенческий роман, известный в Западной Европе еще с XI-XII вв. Для него характерно изображение судьбы ловкого одиночки, который крючкотворством и авантюрами завоевывает себе место в жестоком мире воров и разбойников, как, например, герой одноименного романа французского писателя Лесажа Жиль Блаз. Появляется и семейный роман, созданный сентименталістами: С. Ричардсоном, Л. Стерном, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете. Они идеализировали семейную жизнь обычных, простых людей, их повседневный быт, большое внимание уделяли раскрытию психологии персонажей, изображению внешних условий, окружения в становлении человеческой личности. XIX в. дало непревзойденные образцы романа. Основоположником исторического романа был В. Скотт, произведения которого, посвященные преимущественно событиям английского средневековья, стали известны во всей Европе («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Талисман» и другие). Но особой популярностью пользуются реалистичные романы Стендаля («Красное и черное»), А. Бальзака («Отец Горио», «Евгения Гран дэ»), Г. Флобера («Мадам Бовари»), Е. Золя (цикл романов «Ругон-Маккари»), Ч. Диккенса («Домби и сын > А. Пушкина («Евгений Онегин»), М. Гоголя («Мертвые души»), И. Тургенева («Отцы и дети»), Л. Толстого («Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина»), Ф. Достоевського («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы») Писатели обращались к художественному осмыслению общественных конфликтов, широкой панорамы человеческой жизни, вопросам морали, к раскрытию тончайших и сложнейших движений души, характеров в их формировании, развитии, обусловленности внешними обстоятельствами.

Реалистический роман XIX-XX вв. отличался разнообразием форм: социально-бытовой, социально-психологический, психологический, приключения, научно-фантастический. В литературах разных стран он развивался разными путями. Так. в украинской литературе создателем социально-бытового романа становится А. Свидницкий («Люборацкие»), социально-психологического - Панас Мирный и И. Билык («Разве ревут волы, как ясли полные?»). П. Кулиш выступает с историческим романом «Черная рада». Историческую тему продолжают такие произведения этого жанра, как «Кармелюк» М. Старицкого, «Мазепа» Б. Лепкого. Заслуга В. Винниченко заключается в создании утопического романа («Солнечная машина»). Значительный вклад в развитие украинского романа XX в. сделали В. Подмогильный, Ю. Яновский, А. Головко, М. Стельмах, Олесь Гончар, П. Загребельный, обогатив его новыми темами и проблемами, новыми художественными находками.

Итак, роман - жанр, который во всей полноте охватывает жизненные события, по-философски осмысливает их, анализирует структуру общества и многомерный мир человеческой души, что и обуславливает универсальность этой формы, ее роль в определении особенностей литературного развития определенной эпохи.