Время начала ифтара (соответствует времени вечерней молитвы магриб), а также завершения сухура в 2018 году для крупных городов РФ можно найти в таблице, которая доступна для скачивания .

Разговение - вечерний приём пищи во время поста - является, пожалуй, самым ожидаемым временем суток для мусульман. Это возможность не только собраться вместе семье, друзьям за одним столом, но и целый праздник, который устраивается практически каждый день в течение всего Священного месяца Рамазан. Именно ифтары как события, объединяющие всю умму, дающие возможность прочувствовать праздничную атмосферу, делают Рамазан особенным месяцем.

Когда пост выпадает на летние дни, время поста увеличивается. Соответственно, растёт и ценность вечерней трапезы. В такие моменты кажется, что время до ифтара длится очень долго, а после него - слишком быстро. Поэтому вечерняя трапеза становится долгожданной, из-за чего, порой, проявляется обратная сторона ситуации. Во время ифтара некоторые постящиеся могут переедать, буквально набрасываясь на еду. Удержаться тяжело, а позволить себе есть всё, что видишь на столе, чревато негативными последствиями для здоровья.

Как не переедать на ифтаре?

По сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.) разговение желательно начинать, выпив стакан воды (можно воды с мёдом) и съев нечётное количество фиников. Последние можно заменить другой сладостью или просто ограничиться водой. Согласно достоверному хадису, Посланник Аллаха (с.г.в.) до совершения разговлялся свежими либо сушёными финиками, а если их не было - простой водой. Он говорил, что вода очищает.

«Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Не следует сразу же приступать к еде. Это будет стрессом для желудка, поэтому рекомендуется сначала пойти на предвечернюю молитву, не спеша совершить её, лишь потом приступать к трапезе. За 5-7 минут организм успеет подготовиться к приёму пищи, поэтому после еды не будет тяжести в желудке.

С чего начинать разговение?

Садясь за стол, глаза разбегаются от наличия разнообразной и вкусной еды. Даже если приготовлено не так много, желание «съесть целую корову» остаётся. Правильное питание во время ифтара поможет правильно принять пищу на сухуре. Ведь желудок за несколько часов должен успеть переварить всё съеденное и освободить место для нового приёма пищи. Лишь тогда сухур будет полноценным и правильным. Соответственно, на ифтар нужно выбрать продукты, которые быстро перерабатываются организмом и насыщают его влагой. Для этого идеально подходят овощи и фрукты.

Не стоит начинать ифтар со стакана кисломолочных напитков. Это будет тяжело для желудка. В исламе нет запретов на приём пищи по время разговения, кроме канонически . Однако религия Творца придерживается принципа «не навреди себе», следовательно, можно есть всё, что не отразится негативно на здоровье. Так, следует исключать жареную, жирную и по возможности острую пищу. Вымыванию солей и минералов способствуют некоторые копчёности и консервы, к тому же они увеличивают жажду.

Идеально есть на ифтар диетические продукты: нежирный суп на курином бульоне, рагу, тушёные блюда.

Следует ограничить приём мучных изделий, газированных напитков. Пить воду рекомендуется спустя некоторое время после еды, иначе она разбавит желудочный сок и усложнит переваривание пищи.

Лучше всего пить воду порционно при совершении таравих намаза. Каждый раз между отдыхами в молитве можно выпивать по полстакана или стакану чистой воды. Это поможет постепенно усваиваться жидкости и нормализовать водный баланс в организме до наступления сухура, избавит от жажды на предстоящий день.

Конечно, человек после длительного поста желает попробовать разной еды. Но стоит помнить, что эти яства можно поесть и после месяца Рамазан, а сейчас главное - не еда, а сама атмосфера, сам процесс. Необходимо осознавать, что в дни поста важно умение контролировать себя не только в светлое время суток (отказываясь от еды и питья, следя за своей речью, мыслями и деяниями), но и после разговения, т.е. самоконтроль продолжается и в ночные часы. Умение не переедать, другими словами, не брать сверх того, что нужно организму, - это хорошая привычка на будущее, а Рамазан - отличный способ для практики.

Правильное питание позволяет как облегчить уразу, так и получить моральную и физическую пользу от неё, а главное - довольство Всевышнего.

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

Дуа для сухура и ифтара

Намерение (Ният), которое произносят во время сухура (после утреннего приема пищи).

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха».

Ду’а, которое читают после разговения (ифтара).

“Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту.”

Перевод: “О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся.

О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу”

Молитва открывающая ифтар

Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

Дуа после разговения (ифтара)

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

Дуа после разговения (ифтара)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

Дуа после разговения (ифтара)

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Молитва открывающая ифтар

Молитва при разговений

"3ахаба-з-зама"у, ва-бталляти-ль-"уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша"а-Ллаху."

Перевод: Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху (Здесь и во всех иных случаях формула "ин ша"а-Ллах" выражает собой уверенность, иначе говоря, заключает в себе благую весть.)

"Аллахумма, инни ас"алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи"ат купля шаййин ан тагфира ли!"

Перевод: О Аллах, поистине, заклинаю Тебя милосердием Твоим, объемлющим собой всё, прости меня!

СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРОИЗНОСИТЬ ПЕРЕД ЕДОЙ.

Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

СЛОВА ОБРАЩЕНИЯ К АЛЛАХУ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРОИЗНЕСТИ ПОСЛЕ ЕДЫ.

"Аль-хамду ли-Лляхи ллязи ат"ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин".

Перевод: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.

"Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда"ин ва ля мус-тагнан "ан-ху! Рабба-на!"

Перевод: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!

СЛОВА МОЛЬБЫ, КОТОРУЮ ГОСТЮ СЛЕДУЕТ ВОЗНЕСТИ ЗА ТОГО, КТО ЕГО УГОСТИЛ.

"Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!"

Перевод: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй

СЛОВА МОЛЬБЫ ЗА ТОГО, КТО НАПОИЛ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ЭТО.

Перевод: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!

СЛОВА МОЛЬБЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ТЕМ, КТО РАЗГОВЛЯЕТСЯ В КРУГУ СЕМЬИ.

"Афтара "инда-куму-с-саимуна, ва акяля та"ама-куму-ль-абрару ва саллят "аляй-куму-ль-маляикяту!"

Перевод: Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные и пусть благословляют вас ангелы!

МОЛЬБА ПОСТЯЩЕГОСЯ, С КОТОРОЙ ЕМУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К АЛЛАХУ, КОГДА ПОДАНО УГОЩЕНИЕ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН НЕ НАМЕРЕН ПРЕРЫВАТЬ ПОСТ.

Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

ЧТО СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ ПОСТЯЩЕМУСЯ, ЕСЛИ КТО-ЛИБО СТАНЕТ РУГАТЬ ЕГО.

Перевод: Поистине, я пощусь, поистине, я пощусь!

СЛОВА МОЛЬБЫ, С КОТОРОЙ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕКУ, УВИДЕВШЕМУ ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ.

"Аллахумма, барик ля-на фи са-мари-на, ва барик ля-на фи мадинати-на, ва барик ля-на фи са"и-на ва барик ля-на фи мудди-на!"

Перевод: "О Аллах, благослови для нас плоды наши, и благослови для нас город наш, и благослови для нас наши са" и благослови для нас наши мудды! (Са" мудд – меры объёма)

Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи)

Прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых очевидных признаков приближения рассвета:

«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]…» (Св. Коран, 2:187) .

Если в том или ином городе нет мечети и человек не может найти местного расписания соблюдения поста, тогда для большей уверенности лучше завершить сухур не позже чем за полтора часа до восхода солнца. Время восхода можно найти в любом отрывном календаре.

О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре - Божья благодать (баракят)!» . Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи] , (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» .

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.

Ифтар (вечерний прием пищи) желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]» .

Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то - с простой воды .

«Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся» ;

«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста .

Скажите, пожалуйста, как правильно начинать прием пищи в священный месяц Рамадан? Индира.

Вода, финики, фрукты.

Имам мечети, в которой я совершаю коллективную молитву, сказал, что прием пищи необходимо прекратить после призыва на утреннюю молитву, а остаток пищи, который находится во рту на момент призыва, необходимо выплюнуть и прополоскать рот. В том месте, где я живу, слышно призывы одновременно из нескольких мечетей, с интервалом времени от 1 до 5 минут. Насколько принципиально прекратить прием пищи с того момента, как я услышал первый призыв? И если были допущены подобного рода упущения, необходимо ли восполнить пост? Гаджи.

Восполнять пост не нужно. Расчет в любом случае примерный, а в аяте на этот счет сказано: «…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]» (см. Св. Коран, 2:187) .

В дни поста прекращайте прием пищи с началом азана из любой местной мечети, включая те, где на 1–5 минут позже.

Мой друг во время поста ел с вечера и на сухур не вставал. Разве его пост правилен с точки зрения канонов? Ведь насколько я знаю, нужно проснуться до восхода Солнца, проговорить намерение и принять пищу. Вильдан.

Утренний прием пищи желателен. Намерение - это, в первую очередь, вознамеренность сердцем, мысленный настрой, и реализовано оно может быть с вечера.

До которого часа можно принимать пищу утром? В расписании есть Фаджр и Шурук. На что ориентироваться? Арина.

Необходимо прекратить есть примерно за полтора часа до рассвета. Вы ориентируетесь по времени Фаджр, то есть по началу времени утренней молитвы.

Во время Рамадана так получилось, что я, то ли не услышал будильник, то ли он не сработал, проспал сухур. Но проснувшись на работу, я проговорил намерение. Скажите, пост, соблюденный таким образом, засчитывается? Арслан.

С вечера вы собирались встать утром и поститься, а значит, имели сердечное намерение. Наличия этого достаточно. Словесное намерение лишь дополнение к намерению сердцем, в мыслях.

Почему пост начинается раньше утреннего азана? Если после имсака и до азана принял пищу, действителен ли пост? Если нет, то почему? Омар.

Пост действителен, а запас времени (прописываемый в некоторых расписаниях) - для подстраховки, но канонической необходимости в нем нет .

Зачем на всех сайтах пишут время «имсак», причем всегда разное, хотя все ссылаются на хадис о том, что даже во время азана на утренний намаз Пророк разрешал дожевывать? Гульнара.

Имсак - желательная граница, в отдельных случаях очень желательная. Лучше прекратить пост за час и двадцать минут либо полтора часа до восхода солнца, указываемого в обычных отрывных календарях. Граница, которую нельзя переступать, - азан на утреннюю молитву, время которого указано в любом местном расписании намазов.

Мне 16 лет. Я первый раз держу уразу и многого еще не знаю, хотя с каждым днем нахожу для себя что-то новое об Исламе. Сегодня утром я проспала дольше обычного, проснулась к 7 утра, не произнесла намерения, меня мучили угрызения совести. И еще приснился сон, что я соблюдаю пост и приняла пищу раньше времени. Может, это какие-то знаки? Вот уже целый день не могу прийти в себя, на душе как-то тяжело. Нарушила ли я пост?

Пост не был нарушен, ведь вы намеревались поститься в этот день, и знали об этом с вечера. Произносить намерение лишь желательно. А тяжело на душе или легко зависит в значительной степени от вас самой: важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Верующий относится ко всему позитивно, с энтузиазмом, заряжает других энергией, оптимизмом и никогда не теряет надежду на Божью милость и прощение.

У меня возник спор с приятелем. Он принимает сухур после утренней молитвы и говорит, что это позволительно. Я попросил его привести доказательство, но ничего внятного от него не услышал. Объясните, если вас не затруднит, можно ли принимать пищу после наступления времени утренней молитвы? И если да, то до какого периода? Мухаммад.

Такого мнения нет и никогда не было в мусульманском богословии. Если человек намеревается поститься, то крайним сроком приема пищи является азан на утреннюю молитву Фаджр.

Я держу священный пост. Когда наступает время четвертой молитвы, я сначала пью воду, кушаю, а потом иду молиться… Мне очень стыдно, что я сначала не молюсь, но голод берет вверх. Большой ли грех я совершаю? Луиза.

Нет греха, если время молитвы не вышло. А выходит оно с наступлением времени пятой молитвы.

Действителен ли пост, если я поел в течение 10 минут после азана на утреннюю молитву-намаз? Магомед.

Придется восполнить его одним днем поста после месяца Рамадан.

У нас молитву читают до того, как начинают разговляться, хотя у вас на сайте написано, что она читается после ифтара. Как быть? Farangis.

Если вы имеете в виду молитву-намаз, тогда первым делом следует попить воды, затем помолиться и уже после этого садиться есть. Если же вы говорите о молитве-ду‘а, то ее можно читать в любое время и на любом языке.

Подробнее об отсутствии канонической необходимости заблаговременного прекращения приема пищи (имсак) до азана на утреннюю молитву, что местами практикуется сегодня, см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.

Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.

Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».

Оценка 4.9 проголосовавших: 907

С вященный месяц Рамадан - это месяц не только отказа от пищи в дневное время, но прежде всего месяц отстранения от всех запрещённых дел. Верующий в это время должен быть особенно бдительным при контроле своих глаз, ушей и языка.

Месяц Рамадан - месяц не столько воздержания от пищи, сколько очищения сердца.

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Поистине, небесные врата отверзаются в первую из ночей Рамадана, и не закрываются до последней из ночей месяца» («Аль-бихар», 96/34/8).

Он же (ДБАР) сказал: «Если бы ведал раб Божий, какие блага ниспосылаются в Рамадан, то пожелал бы, чтобы Рамадан длился целый год» («Аль-бихар», 96/346/12).

К обязательным условиям поста в месяц рамазан относятся:

1. Намерение - человек должен сказать себе, что будет ради Аллаха держать пост в течение этого месяца;

2. Воздержание от приёма пищи и воды в течение светлого времени суток (от утреннего азана до вечернего);

3. После окончание поста следует выплатить закят-фитр.

Существует много предписаний для желательных амаль (деяний) в этот месяц, из которых мы выделим главное:

Перевод

О Высокий, о Великий,
О Прощающий, о Милостивый,
Ты Господь Великий,
Нет никого подобного Ему,
И Он - Слышащий, Видящий.
Ты сотворил этот месяц и превознёс
И возвысил над всеми месяцами.
Это месяц, в который Ты сделал пост обязательным для меня.
Это - месяц Рамадан,
В который был ниспослан Коран -
Руководство для людей и разъяснение истинного пути и различение, -
И установил в нём Ночь могущества (Лейлят уль-Кадр) ,
И сделал её лучше тысячи месяцев.
О Тот, Кто наделяет и не нуждается в наделении!
Надели меня Своей защитой от Огня,
Среди тех, кого ты наделил,
И введи меня в Рай,
О Милостивый из Милосердных!

3. Много восхвалять Аллаха, читать зикр, давать салаваты Пророку (ДБАР) и вспоминать его пречистых Ахль аль-Бейт (А). Передают, что в месяц Рамадан Имам Саджад (А) не произносил других речей, кроме молитв, восхваления Аллаха и покаяния.

4. Давать много садака.

Сообщается, что тот, кто прочтёт это дуа с чистым намерением в начале месяца Рамадан - Аллах приставит к нему 70 тысяч ангелов, восхваляющих Аллаха. Тот же, кто прочтёт его трижды в течение священного месяца - Аллах сделает Ад запретным для него и предпишет для него Рай. К такому человеку Аллах приставит двух ангелов, которые будут оберегать его от любого зла этого мира, и возьмёт его под Свою защиту до конца его дней.

Напоминаем, что прослушивание чтения дуа аналогично по награде его самостоятельному прочтению!

7. Проводить в бодрствовании и молитве Лейлят уль-Кадр (Ночь могущества), т. е. по крайней мере три ночи - 19, 21 и 23 рамадана. О Лейлят уль-Кадр и программе, по которой проводится эта особая ночь, мы напишем позже.

8. В течение всех ночей Рамадана сделать 1000 ракаатов дополнительных намазов. Как сказал Имам Джавад (А), они читаются намазами по 2 ракаата каждый (т. е. всего получается 500 намазов) следующим образом: каждую ночь первых 20-ти ночей Рамадана выполнять по 10 намазов (получается 200 намазов): 4 намаза после вечерней молитвы и 6 намазов после ночной молитвы. В оставшиеся 10 ночей месяца каждую ночь выполнять по 15 намазов: 4 намаза после вечерней и 11 намазов после ночной молитвы. Наконец, остальные 150 намазов выполнять в ночь Лейлят уль-Кадр (19, 21 и 23 Рамадана) - по 50 намазов в каждую ночь.

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых - поддержите проект! Сделать это можно здесь: Каждый рубль, перечисленный вами - это ещё один шаг к победе Истины.

1 – Что следует говорит во время ифтара (разговения)?

От Абу Хурейры передается, что пророк ﷺ сказал: “На три дуа всегда бывает ответ: дуа постящегося, дуа притесняемого и дуа путника”. И это мольба, которую он произносит во время ифтара, как приходит в хадисе от Абу Хурейры от пророка ﷺ: Три дуа не отвергаются: дуа постящегося, когда он разговляется, справедливого предводителя и притесняемого. А от Абдуллы ибн Амр ибн аль -`Ас передается, что пророк ﷺ сказал: Поистине, для постящегося во время ифтара дуа, которое не будет отвергнуто”.

Лучшее дуа, передаваемое от пророка ﷺ, что он говорил во время ифтара: “3ахаба-з-зама’у, ва-бталляти-ль-‘уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша’а-Ллах” (Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху).

От Муаза ибн Захра передается, что пророк ﷺ говорил во время ифтара: “Аллахумма лякя сумту ва `аля ризкыкя афтарту” (О Аллах, я постился ради тебя и разговеюсь тем, чем ты наделил меня) (приводится у Абу Дауда).

Ибн Умар – да будет доволен им Аллах – говорил во время ифтара: “Аллахумма, инни ас’алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи’ат кулля шаййин ан тагфира ли!” (О Аллах, поистине, заклинаю Тебя милосердием Твоим, объемлющим собой всё, прости меня!) (приводится у Абу Дауда).

2 – Увеличение количества благих дел , ведь поистине награда за доброе дело – награда, получаемая после его совершения. И к этим делам относятся:

* пост в месяц шаабан как приготовление к рамадану . Передается от матери правоверных Аиши – да будет доволен ей Аллах: “Я не видела никогда, чтобы пророк ﷺ постился целый месяц непрерывно, кроме как в рамадан, и я не видела, чтобы он постился в какой-либо месяц больше, чем он постился в шаабан”.

* Чтение Священного Курана : Ведь поистине рамадан – месяц Курана. Поэтому в этот месяц мусульманин должен больше читать, заучивать его и размышлять над ним. Джибриил обучал пророка ﷺ Курану в месяц рамадан, Усман ибн Аффан – да будет доволен им Аллах – прочитывал Куран полностью каждый день, некоторые предшественники прочитывали Куран полностью в ночных молитвах в рамадан каждые три ночи, а некоторые из них – каждые семь ночей, другие – каждые десять ночей. Они читали Куран в молитвах и не только. Имам Шафии в рамадан прочитывал Куран 60 раз вне намаза. Аль-Асуад прочитывал Куран каждые две ночи в течение всего рамадана. Катада постоянно прочитывал Куран за каждые семь дней, а в рамадан – за каждые три дня, а в последние десять дней рамадана – каждую ночь. Суфян ас-Саури, когда начинался рамадан, оставлял все другое поклонение и принимался за чтение курана.

* Выстаивание ночных молитв в рамадан . От Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – передается: Пророк ﷺ призывал к выстаиванию ночей в рамадан, говоря: Тому, кто выстаивал рамадан с верой и надеждой на расчет, будут прощены его предыдущие грехи. Пришел к пророку ﷺ человек и спросил: О посланник Аллаха! Если кто-либо засвидетельствовал (Ля иляха илля Ллах) и что ты – посланник Аллаха, молился пять раз в день, постился в месяц рамадан, выстаивал его ночи и выплачивал закят, что ты скажешь о нем? Ответил пророк ﷺ: Тот, кто умер на этом, – из правдивых и шахидов.

* Садака (пожертвования) : Наш пророк ﷺ был щедрейшим из людей, и наибольшую щедрость он проявлял в месяц рамадан. Он ﷺ сказал: “Лучшая садака – садака в рамадан”. Из видов садака – кормление постящихся. Сказал пророк ﷺ: “Тому, кто накормил постящегося, записывается награда, равная награде постящегося, и при этом из награды постящегося ничуть не уменьшается”. И если кто-то неспособен накормить едой, то ведь он может угостить фиником, напоить глотком воды или молока. Сказал пророк ﷺ: Когда верующий кормит верующего, Аллах кормит его из плодов рая, а того, кто напоит верующего и утолит его жажду, того Аллах напоит райским вином”.

Говорили некоторые из предшественников: Для меня позвать десять моих друзей и накормить их их любимой едой любимее, чем освободить десятерых из сынов Исмаиля”.

Многие из предшественников предпочитали отдавать свою еду, будучи сами постящимися, среди них Абдулла ибн Умар, Дауд ат-Тоий, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль. Ибн Умар никогда не садился разговляться, кроме как в кругу сирот и бедняков. И были такие среди предшественников, которые кормили своих братьев, будучи постящимися, сидели с ними и прислуживали им, среди них аль-Хасан и ибн аль-Мубарак. Абу ас-Сиуар аль-‘Адауи сказал: «Мужчины из племени Бану ‘Ади совершали молитву в этой мечети, и никто из них никогда не разговлялся в одиночку. Если находился тот, кто мог разделить с ними трапезу, они приглашали его к ней, а если нет – то выносили пищу в мечеть и ели вместе с людьми».

И если пригласили постящегося мусульманина в гости, он должен принять приглашение, потому что тот, кто не отвечает на приглашение, ослушался Абу аль-Касима ﷺ, и следует ему быть уверенным в том, что это ни сколько не уменьшает из его благого дела и не умаляет его награду. Приглашенному желательно прочитать за пригласившего его дуа, после того, как он закончит есть, как передается от пророка ﷺ: “Акяля та`амакум аль-абрару, ва саллят алейкум аль-маляикя, ва афтара `индакум ас-саимун” или “Аллахумма ат`им ман ат`амани ва сак ман сакани” или “Аллахумма гфир ляхум ва рхамхум ва барик ляхум фиха ризкатахум”.

* Пребывание в мечети после утреннего намаза : Пророк ﷺ, прочитав утренний намаз, сидел в своей молельной до восхода солнца. Он ﷺ сказал: Тому, кто прочитал утренний намаз в джамаате, затем сел и поминал Аллаха (читал утренние зикры) до восхода солнца, затем совершил два ракаата (молитвы духа), записывается награда как совершившему хадж и умру в полном размере.

Человек должен пользоваться этим благородным временем и не обращать внимание на упущение в этой сунне, которую делают большинство людей, однако смотреть в вопросах религии на тех, кто усерднее него. “Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!” (Сура Мутаффифин, 26). Выполнение этой сунны становится невозможной для того, кто проявляет чрезмерность в бодрствовании в ночное время или беседах после ночной молитвы.

* И`тикяф (нахождение) в мечети . Пророк ﷺ проводил последние десять дней рамадана в мечети, а в год своей смерти он оставался там 20 дней.

* Умра. Сказал пророк ﷺ: Умра в месяц рамадан приравнивается к хаджу.

* Стремление застать ночь предопределения , о которой сказал Аллах: “Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.” (Сура аль-Кадр, 1-3). Пророк ﷺ сказал: Тому, кто выстаивал ночь предопределения в молитвах с верой и надеждой на расчет, будут прощены его прежние грехи. Пророк ﷺ стремился застать эту ночь и повелевал это своим сподвижникам, для этого он проводил в мечети последние 10 дней рамадана (совершал и`тикяф), и он ﷺ будил свою семью в последние 10 дней этого месяца в надежде на то, что они застанут эту ночь.

От матери правоверных Аиши приводится: “Я сказала: О посланник Аллаха! Что я должна говорить в ночь предопределения? Он ответил: Говори: Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни (О Аллах, поистине ты прощающий, любишь прощение, прости же меня)”.

Следует искать ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана, в особенности нечетных, как сказал пророк ﷺ: “Ищите ее среди последних 10 ночей рамадана”, и сказали некоторые из ученых, что это 27-ая ночь.

* Увеличение числа дополнительных молитв после обязательных : таких, как намазы сунны до и после обязательных молитв, молитва духа, зикры, испрашивание прощения, дуа, особенно в то время, когда дуа не отвергаются, во время ифтара, в последнюю треть ночи, на рассвете, и в пятницу.

* Совершение молитвы в джамаате в мечети : Сказал Саид ибн Мусейб: “Тот, кто совершал пять намазов в джамаате, заполнил своим поклонением колодец и море”.

Это – краткое руководство, касаемо некоторых проявлений блага, к которому призывает глашатай в первую ночь рамадана: “О совершающий добро, продолжай!”