Как же часто мы сталкиваемся в водовороте жизни с плачевными ситуациями, когда просто-напросто опускаются руки и ничего не хочется делать! Подобные истории слышишь буквально на каждом шагу: кто-то потерял кормильца, кто-то потерял детей, кто-то разорился и потерял всё накопленное имущество, кто-то страдает мучительной болезнью. Сколько людей на земле, столько и проблем в самых разных вариациях. Отчаяние, боль, тоска известны, думаю, каждому. Нет такого человека, который бы хоть раз в жизни не испытал чувства разочарования.

Много разных советов дают психологи и даже психиатры по преодолению жизненных неурядиц. Кому-то они помогают, а кто-то, испытав сильную боль, приходит к Всевышнему Аллаху и обретает веру в Него. У каждого из нас свой неповторимый путь, и каждый сможет дать массу советов другому, если ему в эту минуту плохо. Но, однозначно, вера во Всевышнего Аллаха и упование на Его волю и помощь будут приоритетными. Для верующего человека нет другого спасения, кроме как растворение в Божественной воле, милости и помощи.

Существуют и некоторые мудрые советы, которые особенно любят давать люди преклонного возраста, ибо они многое видели в этой жизни и знают верный путь к спасению. Они, безусловно, проверены жизнью, и человек, следующий им, всегда находит счастье и спокойствие у Всевышнего Аллаха. Старики, праведно прошедшие свой жизненный путь, часто собирают вокруг себя родню и дают ценные советы, среди которых числятся нижеследующие.

Никогда не отчаиваться! Если тяжело и не можешь справиться с болью, обратись к Всевышнему Аллаху – ведь только Он видит все наши душевные страдания. При этом всегда следует верить, что Господь обязательно поможет и облегчить наши страдания. Аллах никогда не откажет Своему рабу, который верит в Него, искренне нуждается в Нём и в Его помощи и обращается именно к Нему – ведь Он такой Милостивый! Никогда не следует сомневаться в безграничной милости Аллаха. Он самый Милостивый, Понимающий. Стоит просто обратиться к Нему, попросить прощения и помощи, и мы обязательно получим ответ на свою мольбу. Аллах не отказывает просящему, более того, Он любит, когда Его просят. Да ведь согласно хадису Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) самым сильным оружием мусульманина является дуа. Когда нам очень плохо, что мы можем ещё делать? Разбить лоб об стенку? Но это не поможет и может закончиться больницей. Мусульманину, попавшему в сложные жизненные обстоятельства, стоит только делать дуа, Аллах слышит нас и обязательно ответит нам.

Наш Создатель всегда нас слышит и всё про нас знает. Нам стоит совсем чуть-чуть потерпеть, и Всевышний Аллах облегчит страдания и подарит такое счастье, что потом наша боль покажется нам смешной, ничего не стоящей, и навряд ли мы когда-либо о ней вспомним. Плохое всегда забывается, остаётся лишь доброе, хорошее. Наша память по милости Аллаха стирает чёрные дни нашей жизни, о них мы потом вспоминаем лишь с улыбкой. А на смену чёрной полосе всегда наступает белая, которая и остаётся в нашей памяти.

Наша жизнь настолько коротка, что неизвестно, наступит ли для нас завтрашний день, неизвестно, будем ли мы дышать так же, как и вчера, полной грудью. Всё известно только Всевышнему Аллаху, поэтому мусульманин должен радоваться каждому новому утру, которое подарил нам Создатель миров. Новый день – это ещё одна чистая страничка в жизни, когда можно написать на ней всё что угодно: кто-то – благие поступки, а кто-то, увы, – что-то нехорошее. Всё зависит от нас самих, насколько мы готовы прожить жизнь начисто, без черновиков и исправлений. Ведь на самом деле черновиков у жизни и нет, мы живём один раз, значит, у нас нет права на ошибку, а если и есть, то каждый новый день – это дополнительный шанс на исправление. Может быть, мы хотя бы сегодня постараемся сделать что-нибудь хорошее, за что Всевышний Аллах осчастливит нас и в этой, и в вечной жизни.

Другой важный момент: что бы мы ни получили от Творца, мы должны благодарить Его. Всё, что мы имеем, принадлежит Аллаху. Если Он нам что-то даёт – это всего лишь подарок по Его милости, за который нам тоже предстоит держать ответ. Мы не должны быть из числа неблагодарных рабов, которые не ценят того, что им даровал Господь, постоянно жаждая чего-то ещё большего. За всё мы должны быть благодарны своему Создателю, ведь Он знает, что для нас лучше в этот отрезок времени.

Вместе с тем, что мы имеем на данную минуту, мы должны быть довольны всем тем, что у нас есть. Если у соседа что-то есть, а у нас нет, значит, нам это в настоящее время и не нужно, ведь всё во власти Аллаха и только Он знает, что нам нужно, полезно. Всевышний знает, что, когда настанет время, Он даст необходимое, а пока мы должны довольствоваться тем, что имеем, и всем сердцем благодарить за те блага, которыми Он нас одарил. Каждый из нас любит своего Творца и не хочет Его «расстраивать», поэтому любая покорность Господу ценится Им, более того, Он вознаграждает нас за это. Разве может быть большее счастье?

Мусульманину не подходит думать или говорить о людях плохо. Он не должен даже мысли нехорошей допускать, тем более судить кого-либо, даже если тот совершил порицаемый поступок или причинил тебе боль и вред. Прежде чем вынести вердикт, нужно найти причины того, почему он так поступил, и постараться оправдать его. Так проще жить, лишние нервы никому ещё здоровья и спокойствия не приносили. Простить их ради Аллаха, оставить их справедливейшему Судье – лучший совет. Так поступал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Более того, он так поступал и в тех случаях, когда имел возможность отомстить и наказать. Его примеру следовали и праведные сподвижники. Так поступали наши предки. Мы должны следовать этому примеру, и, возможно, Милостивый Господь осчастливит нас так, как мы себе и не представляли.

Ислам прямым текстом призывает нас помогать своим братьям и сёстрам, начиная со своей семьи и вплоть до незнакомца, путника. В любой помощи другому мы должны находить удовольствие, поскольку это богоугодный поступок и Аллах вознаградит за это. Как приятно и радостно для души, когда видишь счастливые лица родных, друзей, соседей! Если близкие счастливы, мы должны постараться порадоваться их счастью вместе с ними, разделить их радость. Если нам удаётся сделать это искренне, то наша душа тоже переполняется радостью. Мусульмане – братья друг другу, и никогда не должны оставлять кого-либо в беде. Помогать ближнему – наша обязанность, такова милость Всевышнего к нам, ибо всё это входит в разряд богослужения, а значит, в этом есть довольство Бога.

Одним из самых важных моментов в жизни верующего является то, что всё, что пришлось испытать, – это от Всевышнего Аллаха. Нужно принимать это как должное и никогда этому не противиться. Нужно быть смиренным, а если не получается, то попросить у Милостивого Аллаха помочь тебе быть смиренным и терпеливым к уготованным для тебя невзгодам. При этом должна быть твёрдая вера, что Создатель обязательно поможет. Никогда не надо сомневаться в Его милости, ибо сомнение говорит о слабости веры, которую надо укрепить. Когда есть полное упование на Создателя, перенести невзгоды жизни будет намного легче, и в награду за проявленное терпение и упование Он даст силы и облегчение.

Мусульманин должен стремиться каждый день делать что-нибудь хорошее из богоугодных дел и каждый день стараться увеличивать их число. Любое праведное деяние должно быть с чистым намерением делать это ради Всевышнего Аллаха.

Если в сердце есть желание творить добро или достичь чего-либо ради Всевышнего Аллаха или угодное Ему, не следует проявлять слабость, откладывать на завтра. Обязательно нужно просить помощи у Создателя, и Он обязательно поможет, милость Его безгранична.

Мусульманину не полагается терять минуты зря: в радости ли, в беде ли он должен стараться что-то делать, и чтобы это было наполнено смыслом. Любое деяние должно быть полезным, совершённым не просто так, от безделья, а лишь с целью добиться довольства Всевышнего Аллаха.

Любая неприятность, если она правильно воспринята, приносит в конечном итоге радость и счастье, а если ещё и довольство Аллаха, то это двойная радость. Когда все события нашей жизни воспринимаются с этих позиций, то и сама жизнь начинает меняться, даже если мы и не сразу это замечаем. В любом деле, если советоваться с Господом, всегда можно найти верный путь, всегда можно выпутаться из сложнейших ситуаций с выгодой для себя, ведь Он – наилучший советник для людей.

За печалью обязательно последует радость, за горестью – счастье, а за терпение будет высокое воздаяние от Всевышнего. Никогда не нужно сомневаться в безграничной милости Создателя миров, ибо кто сомневается в Его милости, тот не знает своего Господа.

Всевышний Аллах – лучший друг, советник, помощник. Он никогда не оставляет Своих рабов. Где бы мы ни находились, что бы ни совершали, Он видит нас и слышит и всегда поможет – стоит лишь попросить Его об этом.

Аллах испытывает Своих лучших рабов и проявляющих терпение вознаграждает. Вся наша жизнь должна иметь один лишь смысл – добиться довольства Аллаха. Как это сделать? Всевышний Сам же и указал пути его достижения. Если следовать Его наставлениям, велениям, то счастье не за горами и довольство Господа тоже.

Желаю себе и каждому найти довольство Всевышнего Аллаха, и да поможет Он нам в этом! Амин.

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Абдуллах, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. “Действительно, Аллах Всесилен (Аль-Азиз) и способен сделать все (`аля кулль ша’ин къадир), о чем в Коране упомянуто сотни раз. В Коране также сказано, что Аллах – не просто создатель, а лучший из создателей. “ Благословен Аллах, наилучший из создателей!” (Коран, 23:14). Но тогда возникает вопрос: почему в мире все-таки существуют боль и страдания? Почему мы видим болезнь, старость и смерть? Почему видим уродцев, умалишенных и глупцов? Почему мы наблюдаем штормы, землетрясения, наводнения, засухи и голод? Почему люди бывают греховными, вероломными, неверными, жадными и неискренними? Почему они насильничают, убивают, воюют друг с другом? Мы знаем об этих и многих других проблемах. Есть зло, совершаемое людьми, и есть природные катастрофы. Есть бедствия, причиняющие страдания как единицам, так и очень многим. Но мы также знаем, что это не все. Помимо всего плохого мы также видим красоту, здоровье, процветание, жизнь, рождение, мудрость, разум, рост и прогресс. Видим людскую доброту, веру, искренность, милосердие, любовь и самопожертвование, достоинство и благочестие. Неправильно видеть одну сторону медали и не замечать другую. Любая философия, подчеркивающая одну сторону мироздания и отрицающая или игнорирующая его другую сторону, истинна лишь частично, а частичная истина – это не истина. На самом деле, в мироздании присутствует гораздо больше добра, чем зла. Все мы видим, что здоровых людей больше, чем больных, а сытых больше, чем голодных. Людей, которые ведут добропорядочную жизнь, больше, чем тех, которые совершают преступления. Добро – это правило, а зло – исключение. Благодетель – это норма, а грех – отклонение. Но тогда возникает вопрос: почему Аллах позволяет эти исключения из правил? В Коране сказано, что добро, зло и все в этом мире происходит по желанию Аллаха (маши’aт Аллах). Только Аллах полностью знает Свою Волю. Мы, простые смертные, не можем полностью понять Его Волю и Мудрость. Он управляет Своей вселенной так, как пожелает. В Коране сказано, что Аллах – Мудр, и все, что Он делает, – правильно, благодатно и справедливо. Мы должны подчиниться Его желанию. Коран не поведал во всех подробностях о Воле Аллаха, но дал нам такое руководство, которое для нас полезно и достаточно. Чтобы понять эту проблему, нужно помнить несколько моментов: 1. Прежде всего, Аллах не сделал этот мир постоянным. Это временный мир, и все здесь имеет свой срок. Когда придет его время, ему наступит конец. Не вечны ни благо, ни зло этого мира. Мы здесь лишь на короткое время, и мы подвергаемся испытаниям. Те, кто пройдет испытание, обретут вечный мир, который совершенен и постоянен. А те, кто его не пройдет, непременно ощутят ужасные последствия своих грехов и развращенности. 2. Аллах дал этой вселенной физические и нравственные законы. Аллах позволяет появиться страданию, когда эти законы нарушаются. Физический закон основывается на причине и следствии [имеет причинно-следственное происхождение]. Так, болезнь наступает, если человек не заботится о здоровье или подвергается инфекциям. Автомобильная авария случается, если человек невнимателен, небрежно ведет машину, либо если автомобиль не прошел техконтроль, дороги и автострады не достроены и не отремонтированы, либо законы дорожного движения неправильны или плохо контролируются. Изучение причин и последствий очень важно для нашего же благополучия. Но даже здесь мы должны иметь в виду, что Аллах часто спасает нас, не позволяя нам страдать от каждого проявления небрежности. Сколько раз бывает так, что мы не осторожны, и, тем не менее, благополучно добираемся до пункта нашего назначения. В некоторых городах люди водят машину так, что диву даешься, что там не случается еще больше аварий и не страдают еще больше людей. Аллах говорит: "Милостивый научил [Мухаммада] Корану, создал человека, научил его ясной речи. Солнце и луна [ходят] согласно [предначертанному] порядку. Трава и деревья бьют поклоны [Аллаху]. Он возвел небо и установил весы, чтобы вы не обманывали при взвешивании. Взвешивайте [, о люди,] по справедливости, не допускайте недовеса. Для тварей простер Он землю" (Коран, 55:1-10). Превышение нами установленных Аллахом границ и нарушение Его причинно-следственных законов достигло поистине невероятных масштабов. Но спасаемся мы при этом лишь по милости Аллаха. Строго говоря, нужно спрашивать не о том, почему Аллах допускает страдание, а о том, в какой мере Аллах защищает и спасает нас несмотря на наши нарушения и небрежность. В Коране сказано: “Если бы Аллах стал наказывать людей за их деяния, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа, но Он откладывает им [наказание] на предопределенный срок; когда же настанет их срок [, то накажет]. Воистину, Аллах видит [деяния] Своих рабов” (Коран, 35:45). Но иногда Аллах действительно наказывает людей из-за нарушений Его физических и нравственных законов. В Коране сказано, что много народов и сообществ были погублены из-за их греховного образа жизни: "Если они обвинят тебя во лжи [, о Мухаммад], то ведь задолго до них обвиняли во лжи [пророков] и народ Нуха и адиты, и самудяне, и народ Ибрахима, и народ Лута, и жители Мадйана. Был провозглашен лжецом и Муса. Я дал отсрочку неверным, а потом наказал их. И какова же была Моя кара! И как много [людских] селений Мы погубили, когда их жители поступали беззаконно! Они были разрушены до самого основания. Как много высохших колодцев и [руин] величественных дворцов!" (Коран, 22: 42-45). 3. Аллах заставляет некоторых людей страдать для их проверки и испытания на терпение и стойкость. Страдали даже пророки и посланники Аллаха. К примеру, пророк Айюб упоминается в Коране как очень терпеливый. Иногда страдают и хорошие люди, но их страдания излечивают других, приносят добро в их общество. Иногда страдают и хорошие люди, но их страдания излечивают и воспитывают окружающих, а также служат источниками (стимулами) социальной и индивидуальной добродетели. Мученики умирают за веру, солдаты отдают жизнь за свой народ и тем самым приносят ему свободу. 4. Иногда Аллах заставляет людей страдать, чтобы проверить реакцию на это других. Когда Вы видите больного, бедного или нуждающегося человека, значит, вас проверяет Аллах. По вашему отношению к этому страдающему человеку Аллах проверит ваше милосердие и веру. В очень трогательном хадисе кудси (божественном хадисе) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Аллах скажет в Судный День: "O сын Адама, я был болен, а ты не проведал меня". Он скажет: "О Господи, как я мог проведать Тебя, если Ты - Господь Миров?" Аллах скажет: "Разве ты не знал, что мой раб (такой-то) был болен, а ты не проведал его? Разве ты не знал, что если бы ты проведал его, то нашел бы Меня там?" Аллах скажет: "O сын Адама, я просил у тебя еды, а ты не накормил меня". Он ответит: "O Господи, как я мог накормить Тебя, ведь Ты - Господь Миров?" И Аллах скажет: "Разве ты не знал, что мой раб (такой-то) нуждался в еде, а ты не накормил его? Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то увидел бы, что это было для Меня?" "O сын Адама, я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня". Человек ответит: "O Господи, как я мог напоить Тебя, если Ты - Господь Миров?" Аллах скажет: "Мой раб (такой-то) просил у тебя воды, а ты не напоил его. Разве ты не знал, что если бы ты напоил его, то увидел бы, что это было для Меня?" (Муслим). Нечто подобное поведал и Пророк `Иcа (Иисус) (мир ему). (См. Матфей 25: 35-45.) Подводя итоги, можно сказать, что страдания призваны научить нас придерживаться естественных и нравственных законов Аллаха. Иногда они призваны наказать тех, кто нарушает эти законы Аллаха, а иногда – испытать нашу веру в Аллаха и приверженность к сохранению человеческих ценностей и милосердия. Всякий раз, когда мы страдаем, мы должны спросить себя: "Может быть, мы нарушили какой-то закон Аллаха?" Тогда давайте изучим причину проблемы и примем соответствующие меры. Либо: “Может быть, это наказание?” Тогда давайте раскаемся, попросим прощения и изменим свое поведение. Либо: “Может быть, это посланное нам испытание?" Тогда давайте постараемся выдержать его.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано:

«Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».

Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

«Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается:

«Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал:

«Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

«Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)

«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)

«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)

Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас:

«Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)

Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)

Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему:

«Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?» Джибрил отвечал: «Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!» «Тогда каким было воздаяние за это?» – спросил его Пророк ﷺ.»Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха»» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)

Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

«Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

“Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари).

Другая версия этого хадиса:

Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах:

«Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!» На что он отвечал: «Да, я испытываю то, что испытывают двое». «Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?» – спросил я. «Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева»» (Аль-Бухари, Муслим)

«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ.

«Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Пророк ﷺ говорил:

«О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)

«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан).

Другая версия этого хадиса:

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах:

“Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)

Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:

«Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) - это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)

Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)

Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил:

«Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой:

“О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)

От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:
“Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми,
- то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк ﷺ сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани) .

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Всевышний Аллах, Знание и Могущество которого объемлет все сущее, в Священном Коране говорит:
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (Аль-Кыямат, 75/36).Ислам,Вера,Поклонение
«Воистину, Господь твой – [поистине] в засаде» (Аль-Фаджр, 89/14).
«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите» (Аль-Хадид, 57/4).
«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Каф, 50/16-18).
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах наблюдает за рабами Своими постоянно и внимательно. Это должны понимать те, кто понял, что сутью их прихода на этот свет является испытание, и что каждый понесет за него либо соответствующее наказание, либо соответствующую награду.
Это должны понять те, кто, купаясь в нескончаемых благах Аллаха, забывают поклоняться Ему, те, кто отступил от благословенного пути Господина посланников (саллаллаху алейхи ва саллям), те, кто повернулся спиной к указанным в Священном Коране истинам.
Это должны понять те, с чьих лбов стерся след от земных поклонов, те, чьих душ и сердец не коснулась печать Ислама, те, кто, сами спеша в мечети, пребывают в беспечности о том, что их дети встали на путь потребления спиртного, разврата и азартных игр.
Это должны помнить те, кто не соблюдает и не уважает прав других, те, кто не отличает дозволенного от запретного, те, кто не видит ничего зазорного в том, что растит своих детей на нечистые и запретные деньги.
Это должны понимать те, кто вместо братских чувств стараются распространить среди мусульман ложь, разногласие, сплетни, вражду и ненависть.
Это должны понять те, кто, принимая Великий Ислам как веру, поклонение и нравственный закон, не довольны теми законами, которые он устанавливает в обществе.
Да, каждый здравомыслящий и совестливый человек должен признаться себе в том, что Аллах, Который ближе к нам, чем наша шейная артерия, Который посылал к нам пророков и разъясняющие, – где ложь и где истина, писания, Который знает все, что мы совершаем и что замышляем, непременно призовет нас к ответу. Разве возможно избежать встречи с Ним и Его расчетом? Разве спасут нас от расчета наши друзья и родные, наши деньги и положение? Или мы думаем, что наши прегрешения и зло обернуться для нас благом? Разве не наступит день правосудия?
«Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?» (Ат-Тин, 95/8).
Таким образом, братья мусульмане,если мы держим путь к вечности, то должны отыскать ответы на все эти вопросы заблаговременно. Пусть каждый еще раз уверует в то, что является рабом Аллаха, и что каждому предстоит предстать перед Ним и держать ответ. Украсьте жизнь свою благими деяниями. Наилучшим образом соблюдайте права Аллаха и права Его рабов, подобных вам. Оберегайте руки и души свои от злого и запретного. Обучайте детей своих исламскому благонравию и старайтесь быть для них в этом живым примером. Не ищите чести и достоинства выше, чем быть мусульманином. Не будьте игрушками нафса и шайтана. Знайте и помните, что Аллах видит каждого из нас, и, что Он спросит всех нас о том, что мы делали, ведь к Нему Одному – Господу миров все мы будем возвращены.
Свою хутбу я хочу закончить хадисом Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Наилучшим образом соблюдай и чти то, что установлено Аллахом, тогда и Он окажет почет тебе. Помни об Аллахе, и ты найдешь Его рядом с собой. Если хочешь чего-то, проси это у Аллаха. Если ищешь помощи, проси ее лишь у Него Одного» (Тирмизи Рияд ас-Салихин пер. том 1: 95).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Поистине, следование за страстями является величайшим бедствием, как для мирской жизни человека, так и его религии. И для того, чтобы понять всю опасность и порочность страсти, достаточно того, что Всевышний Аллах сравнил следование страстям с божеством, которому поклоняются наряду с Ним. Обратившись к Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и вызывая у него удивление, Всевышний Аллах сказал: «Видел ли ты того, кто взял божеством себе страсть?!» (аль-Фуркъан 25: 43).
Следование страстям – это то, что является причиной попадания в заблуждение, как сказал Всевышний Аллах: «И не следуй за страстями, а не то они собьют тебя с пути Аллаха» (Сад 38: 26).
Всевышний Аллах также сказал: «Кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).
Более того, следующие за своими страстями вводят в заблуждение не только себя, но и других! Всевышний Аллах сказал: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием» (аль-Ан’ам 5: 119).
Посланник же Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой». ат-Табарани 54/52, аль-Къада’и 325. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3039, 3045.
Также следование за страстями, является одной из основных причин раскола и вражды в исламской общине, о чем говорили саляфы еще в первые годы Ислама. Абуль-‘Алия говорил:“Остерегайтесь страстей, которые вызывают вражду и ненависть между людьми!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 61.
Сообщается, что Ибн Мас’уд говорил: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 2/258. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 10/510.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Подтвердилась истинность слов Ибн Мас’уда в наши дни, как знамение ”. См. “аль-Изтискар” 6/345.
Если все сказанное Ибн Мас’удом, включая и то, что страсть в то время будет руководить делами, подтвердилось во времена Ибн ‘Абдуль-Барра, жившего 1000 лет назад, то что можно сказать про наше время?! Ведь сколько мусульман в наши дни, к великому сожалению, которые руководствуются страстью и эмоциями, а не Кораном и Сунной!
Также страсть – это то, за защитой от чего прибегал к Аллаху сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), говоривший: «О Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от порицаемых качеств, дел, страстей и болезней! » ат-Тирмизи, ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1298.

اللهم إني أعوذ بك من منكرات الأخلاق و الأعمال و الأهواء و الأدواء

(Аллахумма инни а’узубика мин мункаратиль-ахлякъ, уаль-а’маль, уаль-ахуа, уаль-адуа)

Что же касается тех, кто сдерживал свою страсть, то Всевышний Господь обещал им Рай, как сказано в Коране: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай!» (ан-Нази’ат 79: 40-41).
Ознакомившись с этими текстами Корана и Сунны относительно опасности следования за страстью, нам необходимо узнать, что же означает: следование за страстью?
Многие мусульмане ошибочно полагают, что следование за страстью – это совершение того, что приятно и угодно душе, как говориться «предаваться потехам» виде употребления одурманивающего, совершения прелюбодеяния и т.п. Однако страсть имеет более широкое значение, а упомянутое является лишь одним из значений понятия страсть! В первую очередь под «следованием за страстью» подразумевается избирание себе в качестве руководства в вопросах религии не Коран и Сунну, а что-либо, противоречащее им, даже если это слова каких-либо признанных имамов. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Грехи совершаются по причине того, что страстям отдается предпочтение перед любовью к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха)! А нововведения происходят по причине того, что страстям отдается предпочтение перед шариатом, и это опасней! Ведь именно по этой причине и были названы приверженцы нововведений – приверженцами своих страстей!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 389.
Имам аль-Мунауи , комментируя хадисы, в которых содержится предостережение от губительной страсти, сказал: “Под этим подразумевается следование за нововведениями или же слепая приверженность к заблудшим мнениям!” См. “Файдуль-Къадир” 1/426.
Каждый мусульманин обязан знать, что есть только два руководства, а это – знание или страсть, и третьего нет! Всевышний Аллах сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!” См. “аль-Амру биль-ма’руф” 37.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Аллах разделил дела на два вида, и нет третьего. Либо следование за тем, что пришло от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), либо же следование за страстью. И любая вещь, с которой не пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), является страстью ”. См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/81.
В этих словах как раз опровержение тем, кто считает, что следование за страстью – это лишь то, что доставляет человеку удовольствие и устраивает его. Однако это не так, ибо страсть – это все, что не соответствует знанию, даже если это является весьма трудным деянием, связанным с поклонением и приносит человеку страдания!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Необходимо знать, что довольство и любовь Аллаха нельзя снискать причинением мучений самому себе и устремлением к трудностям. Некоторыеневежды полагают, что чем труднее деяние, тем оно лучше, и что величина награды всегда зависит от степени трудностей. Нет! Это абсолютно неверное убеждение! Величина награды за деяние зависит от той пользы, которую оно приносит ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/281.
Трудности и причинение себе страданий не указывают на правильность поклонения или деяния. Шариат смотрит не на трудность дела, а на правильность и пользу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает ее усложнять, она обязательно одержит верх над ним ». аль-Бухари 39.
Анас рассказывал: “Однажды когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел какого-то старца, который шел, поддерживаемый двумя своими сыновьями, он спросил: «Что с ним?»Его сыновья сказали: “Он дал обет идти пешком в хадж”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не нуждается в том, чтобы он подвергал себя мучениям», и велел ему сесть верхом”. аль-Бухари 1865, Муслим 1642.
Также Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь (хутба), он увидел стоящего человека и спросил о нем. Люди сказали: “Это – Абу Исраиль, который дал обет стоять на солнце, не укрываясь в тени, не садиться, не разговаривать и при этом поститься”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Велите ему, чтобы он разговаривал, укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведет до конца» ”. аль-Бухари 6704.
Таким образом, нам становится ясна ошибочность каждого, кто оправдывает свои деяния тем, что они являются тяжелыми и трудными. Ведь хариджиты стали первыми приверженцами своих страстей в исламе не по причине совершения страстей в плане удовлетворения своих желаний, как скажем прелюбодеяние и т.п. поскольку они считали это грехами, делающими человека неверным. Но вместе с тем, эти люди несмотря на те трудности что испытывали, являются главами приверженцев своих страстей. Ведь страсть в виде совершения греховных вещей, к которым склоняется душа, менее опасна, чем страсть в вопросах религии! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Следование за страстью в вопросах религии намного хуже, чем следование страсти в удовлетворении своих греховных желаний! Поистине, первый вид страсти – это то, посредством чего впали в неверии люди Писания и многобожники! ” См. “Маджму’уль-фатауа” 28/132.
На основании всего изложенного становится ясно, что СТРАСТЬ – это все, что не руководствуется истинной! А что касается того, кто взял себе за основу страсть, а не Коран и Сунну, в понимании саляфов, тот понесет только убыток, несмотря на тяжесть совершаемого им поклонения! Истину говорил халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз: “Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы ”. Ахмад в “аз-Зухд” 365. Иснад достоверный.