Участие в войнах: Религиозные войны. Завоевание Сирии.Завоевание Египта
Участие в сражениях:

(Amr ibn al-As) Арабский полководец, дипломат и государственный деятель

На первых порах Амр был одним из непримиримейших противников Мухаммеда и его учения, но потом стал одним из самых рьяных его последователей.

Его завоевательные подвиги, неразрывно связаны с историей первых времен ислама. При халифе Абу Бакре Амр ибн аль-Ас подчинил Сирию, а при халифе Умаре захватил Египет, после чего мусульмане под его руководством захватили пограничные провинции вплоть до самого Триполиса.

На всех завоёванных территориях он организовал государственную власть, привел в порядок правительственные формирования и тем немало способствовал примирению покоренных народов с исламом. После убийства халифа Умара ибн Хаттаба он встал на сторону Муавия I . Когда же Муавия был объявлен халифом, он назначил Амра своим губернатором в Египте, где тот и оставался вплоть до самой своей кончины. Амр ибн аль-Ас умер в 664 г. в Фустате.

умер в 43 году по хиджре (по мусульманскому летоисчислению)

‘Амр прожил 93 года, 57 из которых не был мусульманином, он, наоборот, - воевал против них со жгучим желанием убить пророка Мухаммада. Был великим воином и полководцем.

На 57-м году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Это именно он открыл для Египта Ислам - сломил оборону и предоставил его жителям свободу выбора в вероисповедании. В Каире до сих пор стоит огромная мечеть, построенная под его руководством. Местные копты-христиане как жили, так благополучно и живут на территории Египта. Но после прихода туда ‘Амра подавляющее большинство населения стали мусульманами. Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба ‘Амр ибн аль-‘Ас был назначен руководителем двух крупных областей - Египта и Палестины…

И вот его слова, произнесенные незадолго до смерти:

«Поистине, лучшее, что мы можем приготовить [себе для вечности], - это [убеждение] в единственности Аллаха (Бога, Господа) и в истинности миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [Его заключительного посланника, это нас спасет].

У меня в жизни было три периода.

В первый период я больше всех ненавидел пророка Мухаммада и не было никого, сильнее меня желавшего убить его. Умри я в том состоянии, [навечно] оказался бы в Аду.

[Второй период моей жизни начался] когда Всевышний Творец заложил в моем сердце Ислам (покорность Ему одному). Я пришел к Пророку и сказал: «Дай мне свою правую руку, я хочу заключить с тобой договор». Пророк открыл мне свою руку, и я сжал ее. Пророк спросил: «Что с тобой, ‘Амр?» Я ответил: «Хочу поставить условие». Пророк спросил: «Какое условие?» - «Мое условие в том, чтобы мне было прощено [бывшее до этого]». Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, что Ислам [принятие его] устраняет все, что было до этого [плохое стирается, жизнь начинается с чистого листа], как и хиджра , и хадж ?» [В тот период] я больше всех на свете любил Пророка. Мои глаза не могли наглядеться на него. Если бы попросили описать Посланника, я не смог бы. Поистине, мои глаза не могли наполниться им (насытиться, глядя на него). Умри я в том состоянии, то, с Божьей помощью, оказался бы в Раю.

А потом наступил третий период. На нас возложили ответственность [государственные дела]. И я не знаю, каков я там [не знаю, как мои деяния будут оценены Богом и каким окажется мое положение в вечности].

[Прошу вас.] Когда я умру, пусть ни в коем случае похоронную процессию не сопровождают кричащие, восхваляющие и убивающиеся по поводу моей кончины, пусть не будет [специального] огня [торжественного траурного освещения].

Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану давать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вот яркий пример от одного из величайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), пример того, как кардинально может измениться человек. Жизнь - это этапы и периоды.

Встречаясь с разными людьми, мы анализируем судьбы, складывающиеся где-то параллельно с нашей жизнью, и, бывает, отмечаем: «десять лет назад этот человек был совсем другим»; «она преобразилась и достигла очень многого, разведясь со своим тираном-мужем и создав семью с порядочным человеком»; «в школе его обижали и унижали, но через тридцать лет он добился огромного успеха»; «вчера он целыми днями молился, а сегодня запил и закурил от горя»; «не так давно он был тунеядцем и алкоголиком, а теперь уверовал, и его жизнь кардинально преобразилась».

Важно, кто мы внутри, насколько понимаем себя (без философии и пустословия) и насколько осмысленно живем, есть ли у нас цели, задачи на предстоящие годы, десятилетия, каково наше окружение и в чем именно помогает нам наша религиозная практика (молитва-намаз, пост) - действовать, достигать, преодолевать или уходить от ответственности, погружаться в спячку, надеясь посредством многочисленных молитв-намазов на Божью милость .

Смерть может прийти нежданно-негаданно, важно, в момент выполнения каких дел она тебя застанет и каков в этот момент будет твой внутренний мир, а также твой внутренний диалог.

‘Амр ибн аль-‘Ас, ставший мусульманином в 57 лет, хороший пример того, что не стоит торопиться с выводами относительно веры-неверия других людей. У каждого из нас очень много работы над собою (тело, интеллект, духовность) и забот с собственными делами (семья, работа, профессионализм и материальный достаток). Сосредоточившимся на себе, своем развитии и на конкретных осязаемых результатах деятельности можно (при наличии веры) рассчитывать не только на успех в обоих мирах, но и на становление живым примером реализации мусульманских ценностей, принципов для ближайшего окружения и людей в целом.

Дабы мы не обвиняли других, а сосредоточились на себе и своих результативных делах, напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.]

А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]» .

По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности].

А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 354.

Хиджра - один из самых сложных периодов в жизни пророка Мухаммада, когда мусульмане под давлением язычников вынуждены были оставить свой родной город, свой кров, имущество, и переселиться в Медину.

Хадж - паломничество. Один из пяти столпов религиозной практики в Исламе. Обязательным является совершение его один раз в жизни. За исключением случая, когда человек не имеет на то материальной возможности.

В отличие от принятия Ислама, выполнение ритуала хаджа стирает не все прошлые прегрешения человека, а лишь малые грехи. Для прощения Богом больших грехов необходимо, чтобы человек раскаялся, исправился и более не повторял подобного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 508, пояснение к хадису № 4/711.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад говорил: «Находчивый (сообразительный) человек - это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же (немощный) - это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]». Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».

Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».

В 639 году один из командующих войсками халифа, Амр ибн ал-Ас, пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года.

В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте.

22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.

Амр ибн ал-Ас сначала был одним из непримиримейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре - Египет и пограничные с ним территории до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф - Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.

Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары.

В 643 году Амр дошел до Нибары (совр. Триполи). После длительной осады крепость была взята со стороны моря - по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: "Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!" В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника - Файйуму Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.


Основание военных городов:
Басры, Куфы и Фустата

После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени.

Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.

Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.

Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные - в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.

В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.

В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.

Старинное арабское имя.

Мусульманские мужские имена, словарь значений. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АМР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САМАЯ КРУПНАЯАВИАКОМПАНИЯ;"АМР КОРПОРЕЙШН"
    Самая крупная авиакомпания -"АМР Корпорейшн", штабквартира которой находится в Форт-Уэрте, шт. Техас, США. В1996 г. ее валовой годовой доход составил …
  • ПЕРВЕНСТВО СРЕДИ ЛЮБИТЕЛЕЙ;"АБДЕЛЬФАТТАХ АМР БЕЙ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Рекордные 6 раз выигрывал эти соревнованияАбдельфаттах Амр Бей (Египет): в 1931, 1932, 1933 и 1935-1937 гг. А с1946 по 1950 …
  • АМР’АМ в Библейском словаре:
    (народ, возведенный на высоту) — а) (Исх.6:18,20; Чис.3:19,27; Чис.26:58,59; 1Пар.6:2,3,18; 1Пар.23:12; 1Пар.26:23) — один из сыновей Каафа, сына Левия, отец …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    (775-868) арабский писатель, богослов. Сборник юмористических новелл "Книга о скупых", трактаты по стилистике, риторике, истории, …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (около 767, Басра, - 868, там же), арабский писатель. Представитель литературы адаба и мутазилизма …
  • Фосфаден в Справочнике лекарственных средств:
    ФОСФАДЕН (Рhosphadenum). Аденозин-5"-монофосфорная кислота, или фосфорный эфир 9- b -D-рибофуранозида аденина. Синонимы: Аденил, Аденозинмонофосфат, АМФ, Аdenil, Аdenovite, Аdenyl, АМР, Cardiomone, …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
    Северной Африки и Египта. Арабские племена начали проникать в Египет ещё в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на Ближнем …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И ЕГИПТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРА’БСКОЕ ЗАВОЕВА’НИЕ СЕ’ВЕРНОЙ А’ФРИКИ И ЕГИ’ПТААрабские племена начали проникать в Египет еще в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на …
  • MEMPHIS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Мемфис - I Поход афинян на Египет Город был захвачен в 459 до Р. Х. флотом афинян из 200 судов, …
  • АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • МУТАЗИЛИТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от араб. му тазила - обособившиеся) представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами. Основоположниками считаются …
  • САФФАРИДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    иранская династия; правила в 861-900. Сыграла значительную роль в освобождении Ирана от арабского владычества. Основатели - Якуб ибн Лейс и …
  • САЗЕРЛЕНД ЭРЛ УИЛБУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sutherland) Эрл Уилбур (19.11.1915, Берлингейм, Канзас, - март 1974, Нашвилл, Теннесси), американский биохимик и фармаколог. Член Национальной АН США. В …
  • АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего …
  • АНТАРА ИБН ШАДДАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ибн Шаддад (полное имя Антара ибн Шаддад ибн Амр ибн Муавия аль-Абси) (года рождения и смерти неизвестны), арабский поэт 2-й …
  • ЯКУБ ИБН ЛЯЙС
    (861—879) — основатель династии Саффаридов (см.). Происходил из восточной части области Сеистан; первоначально занимался ремеслом медника; вместе с братьями присоединился …
  • СИБАВЕЙГИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Абу-Бишр Амр ибн-Осман, род. ок. 753 г., ум. между 793 и 796 г.) — выдающийся представитель басрийской школы арабских грамматиков, …
  • САФФАРИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (неправильно Соффариды) — первая после Тахиридов (см.) династия, сумевшая сделать Вост. Персию независимой от арабских халифов (см. Персия и Персидская …
  • ОМЕЙЯДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль-Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по …
  • ОМАР ИБН-ХАТТАБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (из дома Адиев) — 2-й мусульманский халиф (см.). Род. в конце VI в., царствовал от 22 августа 634 г. до …
  • ОМАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. вконце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до …
  • МОАЛЛАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ар.) — название каждого из семи или девяти отборных стихотворений доисламской Аравии; другое их название — "мозеххебы", т. е. позолоченные. …

«Саид ибн Амир - человек, который выбрал вечную жизнь, оставив земную, и отдал предпочтение Аллаху и Его Посланнику надо всем остальным».

Саид ибн Амир являлся одним из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Поклонение, набожность, аскетизм - все наивысшие качества нашлись в этом человеке. Казнь сподвижника Пророка (мир ему и благословление) Хубайба, взятого в плен курайшитами, способствовала тому, что Саид познал истину и пришёл к ней. Это произошло перед взятием мусульманами местности Хайбар.

Всевышний наставил Саида ибн Амира на путь истины: он встал посреди большого собрания народа и заявил, что не причастен к их грехам и о том, что более не намерен поклоняться идолам, а также о вступлении в религию Ислам.

После этого Саид ибн Амир переселился в Медину, находился рядом с Пророком (мир ему и благословление) участвовал в битве при Хайбаре и в последующих сражениях. Сам Пророк (мир ему и благословление) ушёл в мир иной, оставшись довольным Саидом. Он был хорошим примером для других мусульман – ведь он решительно избрал вечную жизнь, оставив земную, выбрал довольство Аллаха и вознаграждение Его, оставив желания нафса (эго) и страсти плоти. Оба наместника Пророка (мир ему и благословление) Умар бин Хаттаб и Абу Бакр (да будет доволен ими Аллах) знали праведность и богобоязненность Саида, прислушивались к его советам и придавали значение его словам.

Что помогло Саиду познать истину?

Саид бин Амир аль-Джумахи был одним из тысячи юношей, собравшихся в местности ат-Танг’им возле Мекки по призыву курайшитских лидеров для того, чтоб стать свидетелями расправы над одним из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Хубайбом ибн Ади, вероломно захваченным в плен.

Молодость и энергия Саида позволила ему протиснуться между людьми и приблизиться к старейшинам курайшитов – Абу Суфьяну ибн Харбу, Сафвану ибн Умайа и другим, и увидеть пленника, повязанного веревками и подталкиваемого женщинами и детьми к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду (мир ему и благословление) и отплатить за убитых курайшитов в битве при Бадре. Среди женских и детских криков Саид ибн Амир услышал четкие слова Хубайба: «Разрешите мне совершить два ракаата намаза до моего распятия». Саид ибн Амир увидел, как он повернулся в сторону Каабы и совершил двух ракаатный намаз. Как же они были прекрасны и полноценны, подумал про себя Саид. Завершив намаз, Хубайб обратился к старейшинам курайшитов: «Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что совершаю долго намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше» . Народ стал свидетелем того, как они терзали тело Хубайба, отрезая один за другим куски тела и говоря ему: хотел бы ты, видеть Мухаммада (мир ему и благословление) на своем месте, а себя спасенным? Обливаясь кровью, Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада (мир ему и благословление) хоть колючкой кольнуть!» . Затем Саид ибн Амир заметил, как Хубайб поднял взор к небу и произнес: «О Аллах, сокращай их число, и убивай их поодиночке, не оставляя ни одного из них!». После этих слов Хубайб ушел в мир иной.

После жестокой казни курайшиты вернулись в Мекку, и через некоторое время забыли об этом событии. Но молодой Саид ибн Амир ни на миг не забывал Хубайба. Он видел его во сне, когда ложился спать. Наяву он вспоминал, как Хубайб спокойно совершил последние два ракаата в своей жизни, его обращение к Аллаху с просьбой погубить курайшитов, и боялся, что его поразит молния или камень с небес. Этот случай помог Саиду познать истину.

Как Саид стал правителем Хомса

Во времена, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), начинал только свое правление Саид ибн Амир пошел к Умару и сказал ему: «О, Умар, я советую тебе - бойся Аллаха в отношениях с людьми, но не бойся людей в отношениях с Аллахом. Пусть не противоречат твои слова твоим делам, поистине хорошее слово то, которое подкрепляется делом. О, Умар, обрати внимание на мусульман, которые находятся далеко и вблизи, чьи дела вести поручил тебе Аллах. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье. Стремись к истине и не бойся обвинений на пути к Аллаху». Затем Умар спросил:

Кто способен таким быть, о, Саид?

Способен тот человек, который похож на тебя, из тех, кому Аллах поручил дела общины Мухаммада (мир ему и благословление), и нет между ним и Аллахом никого, ответил Саид.

Умар сразу же призвал Саида быть его помощником и сказал: «О, Саид, я назначаю тебя руководителем жителей Хомса». Саид стал просить: «Я прошу тебя ради Аллаха, не сбивай меня с пути правильного и не заставляй желать мирского».

Умар разгневался и крикнул: «Вы возложили на меня эту должность и противоречите мне? Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя!». Затем назначил его халифом над Хомсом, и спросил, не выписать ли ему зарплату? Саид спросил: «Что мне с ней делать, о, правитель правоверных? То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности».

Саид отправился в Хомс и стал править его жителями. Прошло совсем немного времени, и к Умару пришли надежные люди из числа жителей Хомса. Умар попросил написать имена нуждающихся жителей Хомса, чтоб им помочь. Когда Умар взглянул на список имен нуждающихся, то, заметив среди них имя Саида ибн Амира, спросил:

Кто такой Саид ибн Амир?

Наш правитель! - ответили они.

Ваш правитель нуждающийся?

- «Да!», прозвучал ответ, «клянемся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг. Умар плакал до тех пор, пока не стала мокрой его борода. Затем, достав тысячу динаров, отдал жителям Хомса и сказал: «Передавайте ему салам, и скажите, что эти деньги послал ему правитель правоверных, чтоб он смог исполнить свои нужды».

Когда Саиду передали деньги, он посмотрел на них и оттолкнул от себя, сказав, будто его постигло несчастье: «Поистине все мы от Аллаха и к Нему будем возвращены». Удивившись, жена спросила его:

Что с тобой, о, Саид? Правитель правоверных умер?

Нет, произошло более серьезное.

Мусульмане потерпели поражение в битве?

Нет, больше, чем это.

А что может быть больше этого?

В мой дом вступили мирские соблазны, сокрушающие мой ахират, в мой дом вселилась смута, - ответил Саид. Тогда жена сказала: «Избавься же от нее!», но она не знала, что речь идет о динарах.

Ты мне поможешь в этом деле?

Да, ответила жена. Затем он взял динары и распределил среди нуждающихся мусульман.

Жалобы жителей на правителя

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Сирию, чтоб узнать их положение. Когда Умар остановился в Хомсе, жители пришли приветствовать его, и он спросил:

Каким вы нашли вашего правителя?

Они стали жаловаться на Саида, перечислив четыре качества, которые им не нравятся, и одна хуже другой.

Чем же вы недовольны?

Он не выходит к нам, кроме как в середине дня.

Что ты на это скажешь, о, Саид? - спросил его Умар.

Немного промолчав, Саид ответил: «Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но так как нет выбора, скажу. Для моей семьи нет служащего, я встаю рано утром, замешиваю тесто, жду немного, затем пеку хлеб для семьи, после делаю омовение и выхожу к людям». После этого Умар снова спросил жителей:

На что еще вы жалуетесь?

Ночью он никому не отвечает.

Что на это скажешь, о, Саид?

Клянусь Аллахом, об этом тоже не хотелось говорить. Дело в том, что день я посвящаю им, а ночь Всевышнему Аллаху. Умар снова обратился к людям Хомса:

Еще на что жалуетесь?

Один раз в месяц он к нам вообще не выходит.

Что скажешь, Саид?

О, правитель правоверных, у меня нет одежды кроме той, которая сейчас на мне. В месяц один раз я ее стираю, жду, пока высохнет, а затем в конце дня к людям выхожу.

Еще на что жалуетесь?

Иногда он с утра до вечера впадает в бессознательное состояние и отсутствует на маджлисах.

А это почему, Саид?

Я видел, как казнили Хубайба в то время, когда я был язычником, как они разрезали его тело и спрашивали, хотел бы он, чтоб Мухаммад (мир ему и благословление) был на его месте. А он отвечал:«Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада хоть колючкой кольнуть!» . Вспоминая этот день и тот момент, когда я не смог ему помочь, я страшусь, что Аллах не простит меня, и из-за этого на меня находит такое состояние. Потом Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не изменил мое мнение о Саиде!».

Отрешенность Саида от мирского мира.

Умар (да будет им доволен им Аллах) ему дал тысячу динаров, и когда жена увидела динары, она сказала Саиду: «Хвала Аллаху, Который обогатил нас и избавил тебя от необходимости заниматься домашними делами, купи продуктов и найми прислугу».

На это он ей сказал:

А хочешь сделать нечто лучшее, чем это?

Мы отдадим эти динары тому, кто вернет их нам когда мы будем нуждаться больше всего.

Каким образом?

Мы раздадим их и это будет наилучшим займом перед Аллахом.

Да. Да, вознаградит тебя Аллах добром, - ответила жена.

После этого, разложив динары в кошельки, Саид повелел одному из своих людей раздать деньги вдовам, сиротам и бедным.

Он был из тех, кто помогал другим, несмотря на свою бедность.

Умер Саид в двадцатом году по хиджре во время правления Умара ибн Хатаба (да будет доволен ими Аллах).