Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении и прочих физиологических процессах.

2. Кровотечение или выделение гноя.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения . Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты) , обосновывают его следующим :

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.

Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты) , приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью» . В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью . Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся» .

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

3. Рвота, заполняющая ротовую полость .

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы .

7. Соприкосновение мужчины и женщины.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается .

Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»

Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

- «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве» ;

- «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой» . Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

- «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего...» . Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным . Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента .

8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.

Это требование лишь шафиитского мазхаба .

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

Вопрос: Нарушает ли омовение (тахарат) прикосновение к женщине?

Основным доводом тех, кто говорит о нарушении омовения при прикосновении к женщине, является аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَكِن يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки…» (5:6).

Слова Аллаха أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ – «если вы коснулись женщин » – некоторые поняли буквально, а потому сказали, что если человек прикоснется к женщине, омовение у него испортится.

Это мнение принадлежит, в частности, имаму Шафии. Поэтому, те люди, которые воспитывались на шафиитском мазхабе, очень серьезно подходят к этому вопросу, полагая, что омовение в этом случае нарушается.

Однако давайте посмотрим, как сам Къур’ан объясняет этот аят в другом месте:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَكَحْتُمُ الْمُؤْمِنَاتِ ثُمَّ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ فَمَا لَكُمْ عَلَيْهِنَّ مِنْ عِدَّةٍ تَعْتَدُّونَهَا فَمَتِّعُوهُنَّ وَسَرِّحُوهُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا

«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво» (33:49).

Мы видим, что в этом аяте используется тоже слово: مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ – то есть «До того, как вы коснулись их ». Глагол مَسَّ – “трогать” или “прикасаться” используется в обоих этих аятах. При этом абсолютно очевидно, что в суре «аль-Ахзаб» не говорится о том, что люди просто поздороваются или встретятся, а имеется ввиду именно совокупление.

АбдулЛах Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, говорит:

‎”إِنَّ المَسَّ واللَّمْسَ والمُباشَرَةَ – الجِمَاعُ”

«Поистине, под словами “масса, лямса и мубашшара” имеется ввиду совокупление ». Это толкование от Ибн Аббаса приводит в своём известном тафсире имам Ибн Джарир ат-Табари.

Такой же тафсир передается и от многих других муфассиров, таких как Муджахид, Катада, Хасан аль Басри и так далее. Все они говорят, что в этом аяте под словом “коснуться” имеется ввиду не простое касание, а именно совокупление.

Получается, что основной довод на то, что омовение портится при одном лишь прикосновении к женщине, – не соответствует правильному объяснению этого аята, а значит не является правильным.

В итоге получается, что нет довода, который бы указывал на то, что касание женщины портит омовение . Вопрос исчерпан.

Ислам нам перечислил, при каких обстоятельствах портится омовение. И среди этих причин, прикосновения к женщине нет.

Также приходит хадис, который подтверждает это понимание и рассказывающий о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, после чего совершал намаз, не омовения. Имамы Бухари, Абу Хатим и Тирмизи посчитали этот хадис недостоверным, а имам ан-Науауи даже написал, что на этот счёт у мухаддисов существует иджма.

Однако, это утверждение ан-Науауи не соответствует действительности, поскольку имамы Насаи, Абу Дауд, Ахмад, Абдуль-Барр, Альбани и многие другие ученые посчитали этот хадис достоверным. Этот хадис имеет более 20-и цепочек, среди которых есть и достоверные риуаяты.

Слабость этого хадиса, на которую указали мухаддисы, не является критической и подкрепляется посредством других риуаятов. Поэтому, подводя итог, можно сказать, что этот хадис является однозначно достоверным:

Передают со слов ‘Аиши, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, поцеловал одну из своих жен и затем вышел на намаз, не совершив омовения (Абу Дауд, Тирмизи, Насаи).

Так же следует дополнительно отметить, что это касается не только жены, но и всех женщин в целом.

Нарушает ли прикосновение к женщинам омовение?


Вопрос: Ассаламу алейкум. Нарушает ли омовение прикосновение к женщинам?

Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлах.

В этом вопросе длинные разногласия у ученых.

Одни сказали, что любое прикосновение к женщине портит омовение, и это мнение имамов аш Шафии, аль-Аузаи, Ибн Маджишуна, и Мухаммада Ибн Насра аль Марвази.

Их довод слова Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ وَلاَ جُنُبًا إِلاَّ عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّىَ تَغْتَسِلُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مِّنكُم مِّن الْغَآئِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ


"О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки"

Ан-Ниса, 41

Другие ученые сказали, что прикосновение к женщине вообще не портит омовение. И это слово Суфьяна ас-Саури, Ибн аль-Мунзира , и также Абу Ханифы и его последователей приверженцев суждений по своим мнениям.

Они сказали - под словом ملامسة (прикосновение) в аяте имеется ввиду совокупление.

И аргументировали хадисом от Аиши что Пророк целовал своих жен и затем молился и не делал омовение

И другим хадисом от Аиши, что Пророк делал молитву когда она спала, а ее ноги мешали ему и он когда делал суджуд касался их чтобы она их убрала.

- Третья группа сказала, что прикосновение к женщине со страстью портит омовение, а без страсти - не портит, и это мнение имама Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Малика Ибн Анаса, Лейса Ибн ас-Са"да .

И это мнение более верное , и это по следующим причинам:

1. Что касается ответа тем, кто сказал что прикосновение к женщине портит вуду в любом случае - то хадис Аиши о том, что Посланник Аллаха делал молитву когда она спала, а ее ноги мешали ему и он когда делал суджуд касался их чтобы она их убрала. (Передал аль Бухари). Это ясный далиль на то что такое прикосновение без страсти не портит омовение, и любые попытки истолковать данный хадис слабые.

И также, как сказали имам Ибн аль Мунзир и хафиз Ибн АБдуль Барр , все ученые единогласны, что кто ударит женщину, или кто поцелует свою мать из милости к ней и любви - его омовение не портится, и это указало на то что прикосновение без страсти не портит омовение.

2. Что касается ответа тем кто говорит, что прикосновение к женщине вообще не портит омовение то будет сказано: Аллах, Свят Он и Велик, сделал "аль-лямс" اللمس или "аль-мулямаса" الملامسة портящим омовение, и это в арабском языке прикосновение, а совокупление лишь один из его видов, и слова Корана имеют общий смысл пока не придет далиль из Корана, Сунны, иджма и асара на исключение чего-то из этой обобщенности.

И пришел хадис Аиши о том что Посланник Аллаха трогал ее ногу прося подвинуться, и опираясь на это мы исключили из прикосновений портящих омовение те прикосновения что будут без страсти, остальное же остается входящим в смысл аята.

Что же касается хадиса которым вы аргументировали, что Пророк мир ему целовал своих жен а затем молился, то это хадис крайне слабый.

Сказал ан Навави :

وأما الجواب عن احتجاجهم بحديث حبيب بن أبي ثابت فمن وجهين أحسنهما وأشهرهما أنه حديث ضعيف باتفاق الحفاظ، ممن ضعفه سفيان الثوري ويحيى بن سعيد القطان وأحمد بن حنبل وأبو داود وأبو بكر النيسابوري وأبو الحسن الدارقطني وأبو بكر البيهقي وآخرون من المتقدمين والمتأخرين


"Что же касается хадиса Хабиба Ибн Аби Сабита и их аргументации им, то ответ с двух сторон, и наилучшая и известнейшая из них - что этот хадис слабый по единогласному мнению хафизов . Из тех кто его ослабил - Суфьян ас-Саури, Яхья Ибн Саид аль Каттан, Ахмад Ибн Ханбаль, Абу Дауд, Абу Бакр ан-Найсабури, Абу аль Хасан ад Даракутни, Абу Бакр аль Бейхакы , и другие из древних и поздних хафизов хадиса"

Ученые-правоведы разошлись во мнениях в этом вопросе. Ниже приводятся мнения наиболее распространенных мазхабов из книги Сирийского ученого Вахбыаз-Зухайли "Фикхуль Ислам ва адиллятуху" (Исламское право и его доказательства).

1. Ученые Ханафитского мазхаба считают, что омовение нарушается, только если прикосновение происходит без преграды (как например одежда) в условиях, близких к половой близости.

2. В мазхабе имама Малика (да будет Аллах им доволен) омовение нарушается, если прикосновение сопровождается ощущением наслаждения и страсти. Нарушение омовения будет иметь место даже в том случае, когда женщина, до которой дотрагивается мужчина,

является его женой или родственницей, и даже если она не достигла совершеннолетия.

То есть, нарушение омовения при прикосновении в данном мазхабе происходит при следующих условиях: 1. Если прикасающийся был совершеннолетним. 2. Если тот, к кому прикасаются, был вызывающим страсть и вожделение при прикосновении. 3. Если прикасающийся намеревался испытать наслаждение или испытал его при прикосновении.

3. Распространенное мнение в мазхабе имама Ахмада (да будет Аллах им доволен), что омовение портится при прикосновении к коже женщины со страстью и вожделением без преграды в том случае, если тот, к кому прикасаются, обычно вызывает страсть. И нет разницы, преклонного возраста ли тот к кому прикасаются или он родственник или несовершеннолетняя девочка (которой 7 лет и выше) вызывающая страсть при прикосновении. Омовение также будет нарушено при прикосновении со страстью к телу умершего человека. Однако, касание волос, ногтей или зубов не портит омовение. Также не портит омовение касание мужчины до мужчины или женщины до женщины, даже если оно сопровождается страстью.

Таким образом, все эти три мазхаба(джумхур-большинство) считают, что простое прикосновение без страсти не нарушает омовение.

Аргументы этих мазхабов:

1. Коран:6-й аят из сурыаль-Маида, где говорится о причинах, по которым становится обязательным совершение омовения: "…если вы имели близость с женщинами…"

В арабском варианте этого аята близость с женщинами звучит как "лямс". Слово "лямс" в арабском языке имеет смысл, как прикосновения, так и половой близости. Ученые Ханафитского мазхаба взяли второе значение, которое также передается от Ибн Аббаса (да будет Аллах им доволен). Также передается от ибн Сакита (да помилует его Аллах), что слово "лямс" употребляется в отношении женщины в значении половой близости. Этот смысл употребляется и арабами. Опираясь на этот смысл аята и на хадис, переданный от Аиши (который приводится ниже) ханафиты посчитали, что слово "лямс" в данном аяте означает половую близость, а не просто прикосновение.

2. Передают, что Аиша (да будет доволен ею Аллах), рассказывала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), поцеловал одну из своих жен и вышел на молитву, не совершив омовения. (Абу Давуд, Насаи, Ахмад. Этот хадис считается мурсаль (один из видов слабого хадиса). На его слабость также указал имам Бухари.

Также в другом хадисе, переданном от Аишы, который привел имам Муслим в своем сахихе говорится, что она тронула стопу пророка с внутренней стороны когда он молился.

Ученые Ханбалитского и Маликитского мазхабов, соединив аргументы вышеприведенного аята и этих хадисов, ограничили прикосновение нарушающее омовение, страстью.

3. По мнению ученых Шафиитского мазхаба, любое прикосновение без преграды, к женщине, на которой разрешается жениться, портит омовение. При этом, омовение портится как у дотронувшегося, так и у того, к кому дотронулись, будь это намеренно или случайно. Также не будет иметь значения при этом, будь это старик или взрослая женщина. Прикосновение к волосам, ногтям и зубам, через одежду или преграду, омовение не портит.

Условия, при которых нарушается омовение:

1. Достижение возраста, при котором обычно прикосновение вызывает страсть. Если же они не достигли этого возраста, то прикосновение к ним не нарушает омовение.

2. Чтобы они не приходились друг другу махрамами (близкими родственниками, заключение брака между которыми по шариату запрещено). Будь это родство по причине кормления грудью, или по браку, как например мать жены.

Причина нормы о нарушении омовения при прикосновении: прикосновение обычно сопровождается наслаждением, которое, в свою очередь, вызывает страсть, что не подходит состоянию человека, находящегося в очищении.

Аргументы этого мазхаба:

1. Слово "лямс" в вышеприведенном аяте в арабском языке имеет прямой смысл — прикосновение. Будь это рукой или кожей об кожу.

2. Хадис от Аишы (да будет Аллах ею доволен), про то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал одну из своих жен и вышел на молитву, не совершив омовения, является слабым. А прикосновение во втором хадисе истолковали, что оно могло быть через преграду, или, что это решение касалось только пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не распространяется на нас.

После приведенных мнений и их доказательств, автор книги приводит вывод кажущийся ему более достоверным. Шейх Зухайли пишет: "И мне кажется, что случайное прикосновение, или прикосновение без страсти и наслаждения не нарушает омовения. Однако, если прикосновение сопровождается страстью и вожделением, то оно портит омовение. И это, на мой взгляд, наиболее достоверное мнение".

Магомед Магомедов

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

статья опубликована в номере: 14 (531) / от 15 июля 2017 (Шавваль 1438)

Сколько дней после похорон умершего надо ходить на кладбище?

В Исламе нет установленных Шариатом дней посещения могилы усопшего после его похорон. Однако посещение могилы как таковое является желательным для мужчин вне зависимости от того, когда усопшего похоронили. В книге «Фатх аль-аллям» написано: «Особенно желательно посещать могилы усопших родственников в ночь на четверг, в пятничный день и в субботу утром, поскольку аль-Куртуби передаёт от некоторых познавших Аллаха ﷻ следующее: «Воистину, покойные узнают о своих посетителях в определённые (вышеуказанные) периоды времени».

Некоторые также добавляют: «И в ночь на понедельник». Аль-Кальюби сказал: «У души покойного есть связь со своей могилой, однако эта связь становится ещё более тесной со времени послеполуденного намаза в четверг и до субботнего утра. Поэтому люди традиционно посещают могилы в пятницу и во время послеполуденного намаза в четверг».

Какие условия и последовательность должны быть соблюдены при намазе перед преградой (сутрой)?

Желательно совершать намаз, установив перед собой преграду (сутру). Сутра бывает четырёх видов:

1) Сутра, постоянно находящаяся на одном месте: стена, столб, большой камень и т. д.

2) Сутра, поставленная перед молящимся: стул, стол и т. д. Условием этих двух видов сутры является высота не менее 32 сантиметров, а также расстояние в полтора метра, не более, которое измеряется от пяток молящегося до этого сутрата.

3) Сутра постелена на пол - например, коврик. Сутра в виде линии, которая проведена паралленльно молящимся или перед ними на расстоянии, не превышающем полутора метров начиная от линии пяток. Если есть возможность соблюсти эту последовательность, то необходимо это сделать, так как использование стула как сутры при возможности использования стены не засчитается как соблюдение сунны. Необходимо также, чтобы напротив сутрата находилась бы часть, а не всё тело молящегося: левая или правая. Хотя правая сторона является более предпочтительной. Однако стоять так, чтобы всё тело находилось напротив сутрата, нежелательно, кроме как если сутратом будет служить стена. При соблюдении этих условий молящемуся желательно препятствовать тому, кто проходит между ним и сутратом, так как запрещено умышленно, зная об этом запрете, ходить, сидеть, протягивать руку между молящимся и сутратом («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

Каков хукм общения противоположных полов в социальных сетях?

Представителям противоположных полов, не состоящим в близком родстве, который не допускает между ними брака, запрещено общение в социальных сетях, кроме как по необходимости и по темам, которые не вводят в смуту. От Хасана сына Али رضي الله عنه передано: «Я выучил то, что сказал Пророк ﷺ: “Вы оставляйте сомнительное, придерживаясь того, в чем нет сомнений”» (передал анНасаи).

Совершается ли по выкидышу заупокойная молитва и нужно ли его омывать?

По данному вопросу учёный-богослов Шейхуль Ислам Закария аль-Ансари говорит следующее. Если выкидыш издал при рождении звук, т.е. проявил признаки жизни, то на него распространяются все шариатские решения об умершем взрослом человеке - его омывают, заворачивают в саван, совершают джаназа-намаз и хоронят. То же самое относится и к тому, который шевелился, подёргивался после рождения, так как в нём проявились признаки жизни.

Если же они не проявились - криком, шевелением, - то, если ребёнок достиг четырёх месяцев внутриутробного развития, т. е. 120 и более дней - срок вдохновения жизни, его моют, заворачивают в саван и хоронят, не совершая заупокойной молитвы. Намаз же совершать не разрешается из-за того, что не было проявлено признаков жизни.

Если же ребёнку не исполнилось четырёх месяцев от зачатия, то желательно его завернуть в ткань и захоронить. Рассматривается именно четырёхмесячный срок потому, что в большинстве случаев за это время в ребёнке появляются человеческие очертания. Поэтому в основе лежат даже не четыре месяца как таковые, а присутствие или отсутствие человеческого обличья («Асналь Маталиби», раздел «Джаназа-намаз по умершему», №1/313). Именно поэтому в книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Если выкидыш не подавал признаков жизни, но в нём есть человеческие очертания (здесь вместо четырёх месяцев упомянули человеческие очертания), то по отношению к нему вменяется в обязанность исполнить все решения, помимо совершения намаза, - это его омывание, завёртывание в саван и захоронение.

Намаз не вменяется в обязанность и даже запрещается. Если же в выкидыше не проявились признаки жизни и нет человеческих очертаний, то в обязанность ничего не вменяется. Намаз совершать запрещено, омыть разрешается, и желательно прикрыть его материалом и захоронить» («Фатхуль Аллям», том 3, стр. 298, издательство «Дару ссалям»).

Нарушается ли омовение, если дотронулся до жены брата?

Нарушается, так как она не входит в категорию махрамов муаббадат (близкие родственники, которые остаются постоянно), прикосновение к которым омовение не нарушает («Аль-Икна», стр. 437, издательство «Даруль хайри»).

Какая разница между именами Фатима и Патимат?

Что касается имён Фатима и Патимат, это одно и то же имя, однако Патимат - немного искажённое имя от имени Фатима.

Приведите, пожалуйста, хадисы о важности женитьбы.

В хадисе говорится: «Брак - это моя сунна, и тот, кто отвернётся от моего пути, тот отвернулся от меня» (аль-Бухари, Муслим). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине это потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине пост умерит его желание» (аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, ан-Насаи).

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если к вам придёт [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы этого не сделаете, то начнётся смута на земле и чрезмерное распутство» (ат-Тирмизи). Пророк ﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится, - не из нас», т.е. не на нашем пути (Абу Мансур). Мы можем привести и другие высказывания Посланника Аллаха ﷺ о важности данной сунны.

Есть желательные действия, которые совершаются сразу после саляма, пока не выпрямили ноги, а по другой версии - пока не сказали ни слова. Это чтение сур «Аль-Фатиха», «Ихляс», «Фаляк», «АнНас» по 7 раз. И сказано: «Кто прочтёт их, ему прощаются прежние и последующие грехи…» («Ианату Талибин», том 2).

У меня страшная болезнь. Из-за неё постоянно идёт кровь. Как мне быть с намазами?

В этом случае такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях может совершать намаз. Но для этого прежде всего она очищает место выделения крови. Затем помещает внутрь тампон, после чего - чистую прокладку и надевает чистое бельё. После этой процедуры женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу. Откладывать совершение намаза можно только по таким причинам:

Укрытие аврата;

Ожидание начала коллективной молитвы;

Отправление в мечеть. Если до совершения намаза кровь после всех процедур проступит наружу

Это не её вина и это не мешает намазу. А если женщина забыла вставить тампон или откладывала намаз по мирским причинам

Надо обновлять омовение.

Таким образом, совершают один фарз-намаз и сколько пожелаете - суннат-намазов.